Пять шагов по проверке контрагента, рассчитанных на практике

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пять шагов по проверке контрагента, рассчитанных на практике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налоговики решат, что сделка фиктивная и направлена лишь на получение налоговой выгоды, они отменят затраты по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) или вычеты по НДС, которые связаны со спорным контрагентом. Соответственно, придётся доплачивать налоги. Такое может случиться, даже если у вас все чисто.

Какие данные собрать для досье на контрагента

Перед сделкой проверьте:

  1. Сведения о регистрации и постановке на налоговый учет.
  2. Есть ли у руководителей полномочия на заключение сделки.
  3. Где фактически находится фирма.
  4. Есть ли у неё производственные площади, оборудование, нужный персонал.
  5. Есть ли у компании сайт и какая информация на нём размещена: есть ли сведения о компании, руководстве, информация о товарах и услугах, насколько актуальны данные на сайте.
  6. Есть ли нужные лицензии и членство в СРО.

Где взять информацию о контрагенте

Самый простой вариант — запросить информацию у самого партнёра по сделке. Если он отказывается ее давать — это уже повод для того, чтобы насторожиться.

Заключение службы безопасности по проверке контрагента

При проверке контрагента служба безопасности действует в связке с отделом продаж, финансовым отделом компании. В этом случае ее заключение носит рекомендательный характер и может быть выдано в форме сводной таблицы характеристик контрагента и результирующим заключением. Например, так:

Инструмент проверки Ключевые моменты Характеристика контрагента
ЕГРЮЛ Сведения о контрагенте соответствуют предоставленным, сведений о критических изменениях в «Вестнике ЕГРЮЛ» отсутствуют. Контрагент характеризуется нейтрально.
Бизнес-справка Индекс финансового риска 41, Индекс должной осмотрительности 50 Контрагент несет средние финансовые риски.
Бухгалтерская отчетность Снижение прибыли по сравнению с прошлым периодом на 15%, большое количество долгосрочных обязательств. Контрагент работает нестабильно, обладает повышенной долговой нагрузкой.
Кредитная история Наличие исторических просрочек по кредитам до 30 -60 дней с периодичностью 6-12 месяцев.

Более 5 заявок на кредитную линию за последний месяц

Контрагент допускает «кассовые разрывы», испытывает острую потребность в дополнительном финансировании.
Заключение Высокий риск формирования проблемной задолженности. Рекомендуется взаимодействие с использованием предоплаты. При невозможности – максимальный размер коммерческого кредита до 20% суммы контракта.

Может заключение службы безопасности носить и блокирующий характер. Сделки с контрагентами, имеющими признаки фирм-однодневок, опыт неисполнения платежей, обладающими чрезмерной долговой нагрузкой способны нанести значительный ущерб предприятию.

Как работать по «стандарту осмотрительного поведения»

«Стандарт осмотрительного поведения» предполагает проверку возможности исполнения контрагентом обязанностей по договору, его платёжеспособности и деловой репутации. Он направлен на предотвращение возможных убытков вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения контрагентом своих обязательств.

Организация может разработать и утвердить внутренний регламент проверки всех новых партнёров. В регламент следует включить перечень основных проверочных мероприятий и инструкции для сотрудников, которые отвечают за сделки с контрагентами.

Проверяйте деловую репутацию контрагентов.

Отсутствие в интернете информации о контрагенте — серьёзный повод задуматься. ФНС поинтересуется, откуда вы получили данные о партнёре, если их нет в свободном доступе. В особенности налоговиков заинтересуют крупные сделки.

Важно проверить:

  • деловую репутацию контрагента;
  • платёжеспособность, суммы доходов и расходов по данным бухотчётности;
  • сколько лет присутствует на рынке;
  • наличие задолженностей;
  • сколько сотрудников в штате (среднесписочная численность за год);
  • информацию об уплаченных налогах и сборах, нарушениях налогового законодательства.

Какие документы запрашивают при проверке контрагента

Самый частый вопрос, который возникает у бухгалтеров: какие документы инспекторы вправе потребовать? И является ли законным требование предоставить документы, никак не связанные с контрагентом, у которого проводится проверка?

Из пункта 1 статьи 93.1 НК РФ следует, что затребованы могут быть документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого лица. Минфин РФ в письме от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 пишет о том же самом.

Ключевая фраза здесь — «касающиеся деятельности проверяемого лица». Потребовать у компании, например, все договоры, заключенные в 2017 году или книгу покупок за определенный период (при том, что сделка с контрагентом, у которого идет проверка, там не отражена), налоговая инспекция не вправе.

Но вышеупомянутый пункт не содержит конкретного перечня документов, которые может истребовать налоговая инспекция. Это могут быть договор, акты, накладные, счета-фактуры по сделкам с проверяемым контрагентом. Но также могут потребовать, например, приказ о направлении в командировку сотрудников к месту выполнения работ на территории контрагента.

Практика показывает, что проверяющие на местах не всегда соблюдают нормы закона. Рассчитывая, по всей видимости, на неосведомленность бухгалтеров, они запрашивают и документы, которые не имеют ничего общего с деятельностью проверяемого лица.

В этом случае организация может не выполнять требования инспекции. Действия ИФНС незаконными можно признать в суде. Например, ВАС РФ в определении от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012 отметил, что если запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования ответственности не влечет. Аналогичные выводы есть и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.04.2015 № Ф02-1184/2015).

Есть еще один важный момент: в требовании о представлении документов налоговики не обязаны писать реквизиты запрашиваемых документов. В форме требования, утв. приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189, сказано, что реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов указываются «при наличии».

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.10.2016 № Ф02-5483/2016 подтверждается, что достаточно ограничиться наименованиями (договор, акты, счета-фактуры и т.д.). Тем не менее, содержащиеся в требовании данные должны в полной мере позволить идентифицировать конкретную сделку, по которой запрашиваются документы. В противном случае компания имеет хорошие шансы «отбиться» от налоговых требований в суде (см., например, спор, рассматриваемый Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 21.03.2017 № Ф03-712/2017).

Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС: что будет с отчётностью и взносами

Интересен и вопрос относительно периода, за который могут быть запрошены документы. Ограничение в три года, которое действует для проверяемых лиц, тут не работает. Налоговая инспекция может потребовать документы за любой период, поскольку ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не установлено. На это обратил внимание Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519.

На что обратить внимание при проверке контрагента

Настораживающих факторов при проверке контрагента очень много, все зависит от вида деятельности и от критериев отбора. Основными риск-факторами могут являться:

  • массовый адрес;
  • совмещение разных видов ОКВЭД;
  • непродолжительный срок работы контрагента;
  • совпадение учредителя и руководителя в одном лице;
  • «порочные» связи с ранее ликвидированными фирмами;
  • нахождение в «черном» списке Банка России;
  • отсутствие штата сотрудников и ресурсов для выполнения предполагаемого договора;
  • низкая налоговая нагрузка;
  • отрицательные финансовые показатели;
  • нарастание проверок госорганов и выявление нарушений;
  • недействительный паспорт учредителя или руководителя;
  • нахождение в стадии ликвидации;
  • множество неисполненных исполнительных производств;
  • факты блокировки счетов со стороны ИФНС.

Регламент проверки контрагентов. Для чего следует проверять контрагента?

Как ни странно – ничего. В законах и Налоговом кодексе нет такого понятия. Но это не мешает ФНС и Минфину оперировать этим понятием в своих письмах, давать рекомендации по проявлению должной осмотрительности, а судам – учитывать все это при рассмотрении споров.

Термин «должная осмотрительность» стали применять после того, как его употребили в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Исходя из текста постановления, сам факт, что ваш контрагент не исполняет свои обязательства перед бюджетом – еще не повод для доначислений, ведь вашей вины в этом нет. Но избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, только если докажете, что вы ничего об этом не знали, сами в схеме не участвовали и со своей стороны сделали все возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента.

Строго определенного перечня мероприятий по проверке контрагента в нормативных документах нет. Все зависит от конкретных обстоятельств. Для суда и налоговой инспекции набор мероприятий одного налогоплательщика может оказаться достаточным, а другого – нет.

В письме ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872 так и говорится, что список документов и действий не может быть исчерпывающим. А в письме от 15.09.2017 № 14-15/145350 УФНС России по Москве уточняет, что проявление должной осмотрительности – это комплексный анализ многих аспектов деятельности контрагента, а не просто подтверждение факта его регистрации на сайте ФНС.

Скачайте себе образец Регламента по соблюдению должной осмотрительности

Приказы на предприятиях разрабатываются руководителями отдела, которые в дальнейшем согласовываются с директором. С приказом просят ознакомиться под подпись лиц, которые осуществляют полномочия в данной отрасли. Приказы разрабатываются для осуществления правильных бизнес-процессов на предприятии. Приказ о проверке контрагентов в организации является важным, потому что в нём поэтапно содержится информация о том, как правильнее проверять организации при заключении договора, чтобы избежать негативных последствий как трудоустроенные граждане в будущем.

На предприятии разрабатываются различные положения и регламенты для проверки контрагента и вводятся на основании приказа директора компании. В приказе отражается дата, когда начинает действовать приказ. В приказе также могут указываться лица, которые будут нести ответственность за его действие, за правильную проверку контрагентов. Приказ описывает, что должна включать в себя данная проверка, какими инструментами надо пользоваться при проверке контрагента (это сайты, программы, на основании каких законов, нормативных актов производится проверка).

Субъекты малого и среднего бизнеса в большинстве случаев не имеют штатного юриста, или лица, которое проверяло бы контрагентов, и поэтому они возлагают обязанности на себя. В первую очередь лучше обратиться к специалистам, которые бы настроили вам бизнес-процесс по проверке контрагентов и разработали локальные нормативные акты, приказы.

Положение о порядке проведения проверки контрагентов разрабатывается внутри предприятия, и считается внутренним локальным актом. Положение является организационно-правовым документом, в котором отражается порядок, права и обязанности сторон, ответственность сторон. Положение о порядке проведения проверки является пошаговым руководством лица к действию,в котором расписываются этапы проведения проверки контрагента.

Положение всегда составляется в письменной форме и утверждается директором, генеральным директором или руководящим лицом. Правильное положение о проверке контрагентов должно включать три блока: вводный, основной и заключительный.

Положение о порядке проверки контрагентов должно содержать следующее:

  1. Вводный блок. Указывается какой компанией разрабатывается данное положение, цель его разработки, для чего оно будет применяться.
  2. Основной блок. В основном блоке нужно описать порядок проведения проверки контрагентов, этапы её проведения. Сколько длиться по времени проверка контрагентов, кто проверяет контрагентов, сколько по времени может хранится информация о контрагенте. В данном блоке описывается именно процесс, начиная с предоставления договора контрагентом и заканчивая принятым результатом (решением) о сотрудничестве либо отказе от сотрудничества.
  3. Заключительный блок. На кого возлагается данная ответственность за проверку контрагентов, кто будет отслеживать этот процесс.

Эти основные блоки должны отражаться в положении. В крупных компаниях обязанность по проверке возлагается на несколько лиц, например, если с клиентами работают менеджеры, то на них лежит ответственность запросить и предоставить учредительные документы компании (контрагента) и передать на проверку в юридический отдел, а на юридическом отделе соответственно лежит ответственность за проверку.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим может показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.

Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.

Читайте также:  Как уехать в Испанию с ребенком?

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 перечислены все случаи, когда налоговая выгода признается необоснованной, но в целом все они сводятся к двум тезисам. Налоговая выгода признается необоснованной, если:

  • налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, так как должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях;
  • если налогоплательщик, его взаимозависимые или аффилированные лица совершают операции, связанные с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязанности (п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

И если второй случай — это пример осознанных действий налогоплательщика, то первый подразумевает, что у налогоплательщика все-таки есть возможности предотвратить проблемы.

Как минимум важно проверить следующие документы:

  • копию устава организации;
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки;
  • копию паспорта руководителя организации.

Образец справки о проверке контрагента на добросовестность

Полученную выписку, а также электронное письмо необходимо распечатать для приобщения к формируемому досье.

  • Сотрудник обязан проверить на сайте ФНС России, не числится ли контрагент в следующих базах данных:
    • сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации;
    • сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов;
    • адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц;
    • перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

    Юристы нашего юридического центра рекомендуют разработать внутренний нормативный акт, который зафиксировал бы этапы проверки документов контрагента и обязанности уполномоченных сотрудников, занимающихся договорной работой в компании. В случае отсутствия в штате своего юриста мы будем рады видеть вас в офисе нашей компании!

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ
    Круглосуточно!
    ТОЛЬКО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И М.О.
    8(495)740-50-26
    8(925)444-70-75

    • подозрения в недобросовестности сторон сделки;
    • подозрения в получении необоснованной налоговой выгоды;
    • подозрения в сотрудничестве с фирмами-однодневками;
    • подозрения в создании группы аффилированных лиц в целях оптимизации налоговых платежей;
    • непроявление должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента;
    • отсутствие доказательств реальности совершения сделки;
    • отсутствие деловой цели при совершении сделки.

    Все эти моменты налоговый орган пытается выяснить в рамках проведения камерального контроля, в том числе и углубленного, а также в рамках проведения предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и получить доказательства в рамках проведения ВНП.

    Поскольку первые четыре из перечисленных выше пунктов, по сути, сводятся к одному – проверке налогоплательщиком деятельности контрагента, то давайте более подробно поговорим о том, как на сегодняшний день грамотно исполнить требование контролирующих органов о проявлении должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента.

    Сразу отмечу, что, учитывая современные веяния в этом направлении, каждой организации имеет смысл в качестве внутреннего локального акта разработать положение, регламентирующее порядок действий его сотрудников для формирования досье на контрагента.

    С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

    Не стоит делать ставки на реальность и недоработку сотрудников налоговой: «Ну, не проявил я осмотрительность… И что из этого?

    Контрагент же выполнил свои обязательства. Вы же не отрицаете реальность?

    Вот товар, вот документы. К тому же время поджимало». Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-7982/17 от 19.02.2019 г. по делу №А76-31648/2016 инспекция не опровергла реальность, последующее использование товара, но… контрагент не обладал ресурсами, персоналом, запросы инспекции проигнорировал.

    Да и осмотрительность оказалась не своевременной, сомнительной и не должной… Раз сделка была значимой (стоимость основных средств составляла более 10 млн руб.), должен был убедиться в наличии у контрагента материальных ресурсов.

    Полученную выписку, а также электронное письмо необходимо распечатать для приобщения к формируемому досье.

  • Сотрудник обязан проверить на сайте ФНС России, не числится ли контрагент в следующих базах данных:
    • сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации;
    • сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов;
    • адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц;
    • перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

    Юристы нашего юридического центра рекомендуют разработать внутренний нормативный акт, который зафиксировал бы этапы проверки документов контрагента и обязанности уполномоченных сотрудников, занимающихся договорной работой в компании. В случае отсутствия в штате своего юриста мы будем рады видеть вас в офисе нашей компании!

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ
    Круглосуточно!
    ТОЛЬКО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И М.О.
    8(495)740-50-26
    8(925)444-70-75

    Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Особую значимость эти моменты приобрели в связи с контролем за реальностью операций, учитываемых при расчете 2 основных налогов: на прибыль и НДС.

    Меньший (но также растущий) интерес должная осмотрительность вызывает:

    • у банков, не только обязанных контролировать определенные сделки своих клиентов (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ), но и заинтересованных в как минимум стабильном финансовом положении лиц, получивших в банке кредит;
    • собственников бизнеса, желающих вести его с наименьшими потерями (риски покупки-продажи некачественного товара, несвоевременных поставок, неполучения платежей, невозможности взыскания ущерба).

    Почему же проявление должной осмотрительности оказывается одним из ключевых вопросов непосредственно для самого налогоплательщика? Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск. То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А если при этом налоговый орган докажет отсутствие реальности операций (то есть фиктивность осуществленной сделки), то неизбежными будут и налоговые доначисления.

    Законодательно понятие должной осмотрительности нигде не определено.

    Подробнее о текущей регламентации понятия «налоговой выгоды» читайте в этой статье.

    Однако существуют разработанные ФНС России (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333) критерии, согласно которым из числа налогоплательщиков осуществляется отбор наиболее вероятных кандидатов на выездную налоговую проверку. Среди этих критериев присутствует и такой, как ведение деятельности с высоким уровнем налогового риска, описание которого (п. 12 приложения 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333) содержит перечень признаков, составляющих основу для оценки контрагентов с точки зрения возможных рисков работы с ними.

    Полный список критериев отбора налогоплательщиков для проверки смотрите здесь.

    Дополнительную информацию о признаках сомнительных контрагентов можно почерпнуть в письмах:

    • Минфина России от 17.12.2014 № 03-02-07/1/65228 — в отношении характеристик фирм-однодневок;
    • ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84 — о сведениях, которые налогоплательщик может запросить у своих контрагентов, и мерах, принимаемых налоговой службой для информирования о неблагонадежных для взаимодействия с ними лицах;
    • ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 и от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 — о доступных официальных источниках данных о юрлицах и ИП, а также о качественной оценке сведений, отражаемых в ЕГРЮЛ;
    • ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872 — об исследовании определенных признаков контрагента при оценке налоговых рисков.
    Читайте также:  Как принять на работу граждан Белоруссии: пошаговая инструкция

    Однако формальное следование положениям указанных документов не всегда гарантирует налогоплательщику отсутствие претензий со стороны налоговых органов. Они все более успешно доказывают нереальность отраженных в учете сомнительных хозопераций, в т. ч. с использованием аргументов, дополняющих разработанные ФНС России критерии. И все чаще точка зрения ИФНС находит поддержку у судей.

    Положение о проверке контрагентов: образец

    Регламент и методика проверки потенциальных партнеров по сделкам разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, унифицированных форм, структуры не предусмотрено. В документе рекомендуется указывать лиц, которые назначаются ответственными за реализацию этого блока работ. В разных ситуациях может применяться индивидуальный алгоритм проверки контрагента:

    • расширенный инструментарий проверочных мероприятий применяется по отношению к недавно зарегистрированным компаниям, минимальный набор действий – для долго работающих фирм;
    • отдельный механизм взаимодействия можно предусмотреть для организаций, с которыми ранее уже заключались сделки;
    • разделять партнеров можно по суммам договоров.

    Положение о проверке контрагентов содержит сведения о комплекте документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным лицам (под роспись). Рекомендуется регламентом установить срок хранения на предприятии базы данных по контрагентам, обозначить меры ответственности должностных лиц, способы их поощрения.

    Каким должен быть ответ бизнеса на требования налоговых органов

    Сегодня многие налогоплательщики по-прежнему ограничивают процедуры проверки контрагентов сбором базовой информации, которая доступна в открытых источниках.

    Например, есть целый набор бесплатных ресурсов ФНС для поиска контрагента по ИНН, проверки задолженности по уплате налогов, выявления адресов массовой регистрации, поиска людей в реестре дисквалифицированных лиц и др. Также уже не первый год работает сервис «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно получить комплексную информацию о налогоплательщике. В рамках этого ресурса ФНС открывает всё больше полезных данных, которыми можно воспользоваться, чтобы минимизировать риски.

    Но, к сожалению, использования только открытых источников для проверки контрагента сегодня недостаточно.

    Все данные о контрагенте в один клик: поиск связанных организаций, участие в госконтрактах, финансовое состояние и многое другое

    Важно, чтобы подход компаний к проверке своих деловых партнеров основывался:

    • на требованиях законодательства;
    • на судебной практике;
    • на разъяснениях регулятора.

    Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.

    В рамках анализа необходимо ответить на ряд вопросов. Привлекает ли ваш контрагент для выполнения своей задачи других контрагентов? Осведомлены ли вы о всей цепочке поставок? Уплачивает ли контрагент налоги и какими документами вы можете это подтвердить, не нарушая коммерческой тайны?

    Заявление о добросовестности контрагента

    В крупных плотно развивающихся компаниях договоры являются неотъемлемой частью успешного бизнеса. Сотрудничество и взаимодействие с другими компаниями позволяет достаточно быстро развиваться на рынке. Заключая договоры с компаниями важно проверять, а действительно ли данная компания существует. Сейчас очень много представителей малого и среднего бизнеса не выдерживают на рынке более трёх лет. Некоторые из представителей регистрируют компании с целью «отмыва денег», поэтому перед заключением договора очень важно проверять контрагентов, особенно тех, чья компания зарегистрирована менее одного года.

    Перед заключением договора молодым компаниям следует предоставлять на заполнение заявление о добросовестности контрагента. Заявление разрабатывает руководитель юридического отдела либо директор по правовым вопросам, то есть лицо, которое осуществляет договорную работу.

    В заявление следует добавить пункты и указать следующее:

    • Стороны, № договора, в рамках которого подписывается данное заявление;
    • Пункт о том, в какой налоговой на учёте состоит данная организация, её местонахождение, адрес, какую систему налогообложения применяет организация;
    • Документы, которые должна приложить к заявлению данная компания в целях подтверждения указанной информации (некоторые компании отказываются представлять документы, с указанием, что налоговым законодательством это не предусмотрено, но на самом деле это зафиксировано в Постановлении Пленума и Письмах ФНС);
    • В заявлении следует прописать утверждение о том, что на момент заключения договора, контрагент не находится в стадии ликвидации и реорганизации, что она в полном объеме выполняет налоговые требования.
    • Следует указать, что контрагент всеми финансовыми, трудовыми полномочиями (штатом), опытом выполнения работ или оказания услуг, которые являются необходимыми для исполнения договора.
    • Прописать следует то, что контрагент не является должником по платежам, которые подлежат уплате в бюджет и внебюджетные фонды.

    Как обосновать выбор контрагента?

    В организациях проверкой контрагентов занимается юридический отдел, и в случае сомнения, он просит лицо, которое желает заключить договор, обосновать свой выбор контрагента. Если организация средняя, то проверкой занимается самостоятельно каждый отдел, и обосновать свой выбор их просит уже руководитель отдела либо директор.

    Также сомнения могут возникать у налоговых органов либо банков, почему вы выбрали данного контрагента. Налоговые органы или банк могут направить вам запрос о предоставлении обоснованности вашего выбора контрагента.

    Документ об обоснованности выбора контрагента лучше составлять в письменной форме, руководствуясь внутренними регламентами компаниями и всеми собранными документами контрагента. Обосновать свой правильный выбор для проверки, помогают именно документы, которые предоставил контрагент.

    В письменной форме следует изложить следующее:

    • Что копии всех документов от контрагента получены и проверены, рисков работы с ним не выявлено;
    • Предприятие зарегистрировано в ЕГРЮЛ, имеется выписка, организация в процессе банкротства не находится;
    • На момент заключения договора у контрагента не имеются суды, исполнительные производства (просмотрена арбитражная картотека Арбитражного суда и ФССП);
    • На сайте ФНС установлен тот директор, учредитель, который указан в предоставленных документах контрагентом, что место нахождения компании указано верно, и не является адресом массовой регистрации;
    • Приложенные документы, в подтверждение обоснованности своего выбора;


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *