Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультации по жилищным вопросам: что считается ухудшением жилищных условий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внимательное ознакомление с перечисленными сведениями позволяет сделать правильный вывод о расплывчатости и сомнительности отдельных формулировок. В частности, вызывает сомнение требование Минобороны к обязательному отсутствию недвижимости у супруги. Тем самым, военнослужащего фактически обязывают брать в жены только лиц без постоянной регистрации, не имеющих в собственности ценного имущества, ухудшая таким образом его положение.
Что не считается намеренным ухудшением
Любые из перечисленных действий не могут быть признаны намеренным нарушением действующего законодательства, если человек уже зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Иные действия, которые не признают намеренными нарушениями:
- несовершеннолетний ребенок регистрируется по адресу места жительства одного из родителей;
- прописывается по стандартной процедуре близкие родственники (родители, супруги);
- новых жильцов регистрируют временно;
- расторгается договор аренды с последующем возвратом жилья собственнику;
- в ходе судебного разбирательства покупка (иная сделка с оформлением нового владельца недвижимости) признана недействительной.
Также без лишних споров и неблагоприятных последствий можно отказаться от имущества, которое передается в дар. В данном случае не считается, что условия ухудшили намеренно.
Обвинили в намеренном ухудшении жилищных условий — как оспорить?
Распространена ситуация, когда люди не знали, что их действия подпадают под определение статьи 53 ЖК РФ. Например, один из членов семьи дарит долю квартиры, в которой проживал до брака, родителям. Затем семья пытается встать в очередь на жилье от государства, но получает отказ. И неважно, что наличие доли в квартире никак не улучшало положение этой семьи — площадь была слишком мала для совместного проживания с родителями.
Но если жилищная комиссия отказала в постановке на учет безосновательно, можно восстановить справедливость через суд. Обращайтесь к нам, и вы получите:
- консультацию юриста по жилищному праву;
- помощь в составлении искового заявления;
- защиту в суде.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ
В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:
…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…
…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…
…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции…
Когда жилье считается неподходящим?
Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.
Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:
- целостность несущих конструкций и перекрытий;
- исправность инженерных систем;
- влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
- наличие окон в квартире;
- размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.
Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.
Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.
Способы улучшения ЖУ за счет государства:
- Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
- Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
- Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
- Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.
Как правило, программа по улучшению ЖУ действует для всех льготников. Чтобы уточнить эту информацию, необходимо обратиться в местную администрацию.
Последствия признания действий граждан ухудшением ЖУ
Законодательно определено наказание граждан, которые своими добровольными действиями ухудшают свои жилищные условия, в форме отказа на срок пять лет в регистрации органами местной власти как лиц, нуждающихся в дополнительной жилплощади. Возможно также привлечение к ответственности (административной, уголовной) за махинации с мерами государственной социальной поддержки.
Однако определение факта преднамеренности действий в случае постановки на учет в органах местной власти с целью улучшения своих условий проживания — дело достаточно тонкое и спорное — так как, нет определенного нормативного документа, который четко определили бы грань между:
- действительно бедственным положением человека;
- его сознательными действиями по части ухудшения жилищных условий.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Более-менее четко в статье 53 ЖК РФ определены:
По причине того, что определение «намеренного ухудшения жилищных условий» в законодательстве отсутствует, вопрос о наличии либо отсутствии таковых действий рассматривается в каждом случае индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. И, как правило, разрешать спорные ситуации практически всегда приходится судам (а как иначе – на то и нужны плохо проработанные законы, чтоб пополнять бюджет и не уменьшать поток судебных дел).
Так, действиями, отнесенными к намеренному ухудшению жилищных условий, судами в разное время признавались:
Указанный перечень можно продолжать и продолжать.
Важно отметить, что далеко не все действия граждан, внешне соответствующие приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на получение статуса нуждающихся в жилых помещениях.
Таковыми, например, не являются:
Отдельные случаи, которые не считаются намеренными действиями, влекущими последствия, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ, могут применяться к определенным категориям граждан Российской Федерации.
Так, применительно к военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, неприменимы к последствиям применения статьи 53 ЖК РФ следующие случаи:
Вообще статья 53 ЖК РФ по своему характеру является императивной. То есть граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, по истечении 5 лет со дня их совершения принимаются на учет (а не «могут быть» приняты). Конечно, при этом они должны отвечать другим условиям признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Однако законом не урегулирован вопрос о совершении намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий, гражданином, уже ранее признанным нуждающимся в жилом помещении и включенным в соответствующие списки. Например, гражданин в целях получения жилого помещения большей площади искусственно увеличивает состав своей семьи путем регистрации по своему адресу родственников (родителей, внуков, зятьев, невесток и др.). Должны ли вновь вселенные родственники учитываться при определении размера предоставляемого в подобном случае жилого помещения?
Доказательства намеренности
Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь.
Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.
Так, гражданин может до обращения в органы местного самоуправления совершить действия, которые являются намеренным ухудшением жилищных условий и утверждены в качестве таковых нормативно-правовым актом субъекта РФ, но подобные действия совершены им не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора. Следовательно, ст. 53 ЖК РФ не будет подлежать применению.
Несмотря на расхожее мнение о том, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих» и надеется на получение от государства жилья бессмысленно, в нашей стране существует и успешно функционирует множество социально-ориентированных программ.
Они позволяют семьям, готовым побороться за прилично существование, на законных основаниях получить собственное жилье.
Военнослужащие в нашей стране являются отдельной категорией, которым основной закон страны — Конституция, гарантирует получение бесплатного жилья в льготном порядке.
Им может быть предоставлено служебное жилье на время службы и ожидания получения собственной квартиры или выделены денежные средства для аренды жилой недвижимости.
Военнослужащие могут улучшить свои жилищные условия следующими способами:
Получения собственного жилья | в порядке основной очереди (если он состоит на учете как нуждающийся в изменении условий проживания) |
Получение жилищной субсидии от государства | которая должна быть направлена на погашение ипотечного кредита, покупку готового объекта недвижимости, индивидуальное строительство |
Получение жилищного сертификата | использование которого направлено на приобретение собственного жилья |
Отдельно стоит сказать о тех гражданах, которые имеют собственность в многоквартирных домах, подлежащих сносу.
Какие действия могут быть отнесены к данной категории?
Ухудшением жилищных условий является:
- Раздел лицевого счета;
- Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
- Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
- Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
- Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
- Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
- Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.
Следовательно, речь идет о неких действиях, в результате совершения которых возникает необходимость участия государственных органов в обеспечении гражданина иным жильем.
Понятие намеренного ухудшения
Намеренное (умышленное) ухудшение жилищных условий кратко описано в ст.53 Жилищного Кодекса РФ. В основе лежит желание получить более комфортное жилье за счет государства. Так, например, если стать на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно претендовать на новую квартиру по договору социального найма. А потом ее можно без особых проблем приватизировать по закону.
В то же время, рассматривается именно намеренное ухудшение условий с целью стать на учет. К сожалению, в законодательстве нет четкого описания того, что именно может считаться (или не может считаться) намеренным ухудшением жилищных условий. Этот элемент отдан на откуп местному законодательству в каждом отдельном регионе.
Более или менее детальное, или хотя бы условно подробное описание допустимых или недопустимых действий описано лишь в законодательстве 15 регионов и нередко оно противоречит друг другу.
На практике, если ситуация четко нигде не описана, то конечное решение принимается в индивидуальном порядке. Иногда – на этапе обращения в местную администрацию с целью постановки на учет, но чаще всего – в суде.
Основной и важный элемент, являющийся подтверждением ухудшения гражданами своих жилищных условий – это намерение/умысел. Одно дело, если человек по определенным причинам (свадьба, рождение ребенка и так далее) прописывает в своей квартире других людей (жену, ребенка и так далее) и совсем другое, если собственник квартиры специально прописывает в своем жилье всех, до кого только может дотянутся.
В первом случае человек получает право на улучшение жилищных условий, так как ухудшение произошло по вполне логичным причинам (проживание вместе с женой, рождение ребенка, которого тоже нужно прописать и так далее). Во втором случае такие действия могут расцениваться как сознательное ухудшение жилищных условий со всеми вытекающими отсюда последствиями (о последствиях см.ниже).
Пример: Человек проживает в собственной квартире площадью 30 кв.м. Этого достаточно для комфортной жизни по любым нормативам. После свадьбы, в результате которой к владельцу жилья переезжает жена, на каждого из них будет приходиться по 15 кв.м., чего тоже достаточно для нормальной жизни. Но после рождения ребенка на каждого жильца квартиры будет приходиться всего по 10 кв.м. И в некоторых регионах это уже меньше нормы (размер нормы также устанавливается индивидуально в каждом отдельном регионе). В такой ситуации семья может становится на учет и претендовать на более комфортную недвижимость.
Ответственность за намеренное ухудшение
Из ст.53 и комментариев к ней вытекает, что даже женитьба или рождение ребенка не будет учитываться, если человек является правонарушителем и наказан 5 годами запрета.
А так как статья 53 лишена четкого разъяснения, что именно является правонарушением, регионам предоставлено право самостоятельно разрабатывать правовые акты на основании ст. 53 по выявлению умышленных действий и этим правом воспользовалось 15 регионов.
Как приватизировать гараж в гаражном кооперативе? О способах и правилах приватизации читайте в статье по ссылке.
Из-за чего нет точной трактовки закона и определения четких наказуемых действий, в результате очень часто нарушаются именно права граждан.
Важно: несмотря на то, что ответственность за намеренные действия 5 лет непринятия на учет нарушителя закона, а случай незаурядный, решение властей можно оспорить в суде при наличии неопровержимых доказательств обратного.
Ухудшили жилищные условия -ждите 5 лет
- Право на жилище — это одно из важнейших социально-экономических прав граждан России.
- Соблюдение жилищных прав — юридическая обязанность органов государственной власти по обеспечению условий для осуществления права на жилище.
- Вместе с тем и государство, создавая условия для возможности приобрести жилое помещение, требует со стороны граждан добросовестности, разумности и не совершать действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий.
- Определением Конституционного Суда РФ №258-0-0 дано точное определение понятию «намеренного ухудшения жилищных условий», а именно, умышленные действия граждан в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти в обеспечении жилыми помещениями.
- Хотелось бы остановиться на примерах из жизни, да и читателю будет интересно узнать на какие только ухищрения не идут граждане, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом от них не отстают и те граждане, которые уже получили от государства помощь (например, в качестве материнского капитала) и улучшили свои «жилищные условия».
Так, некий Т., являясь членом семьи собственника жилья, проживая вместе со своими родителями в 2-х этажном доме, общей площадью 240 кв.м. обратился в жилищную комиссию поставить его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья. Комиссия решила, что оснований для постановки его на данный учет не имеется в связи с обеспеченностью нормой жилья согласно жилищному законодательству. Не согласившись сданным решением, он обратился в суд, где заявил, что родители предоставили ему право безвозмездного пользования их жильем, но он не является членом их семьи.
При рассмотрении данного гражданского участники процесса узнали много нового о взаимоотношениях в данной семье со слов Т., без участия родителей, которые даже не догадывались, что Т. (их сын) не считает их членами своей семьи и между ними прекращены семейные отношения. Вместе с тем, «они, по-прежнему позволяют ему жить в их доме».
Граждане забывают, что само по себе раздельное проживание граждан, являющихся одной семьей, не влечет автоматически прекращения семейных отношений с собственником жилья. Исходя из семейного статуса родители не могут быть бывшими членами семьи. Однако, как показала практика, когда речь идет о приобретении жилья, могут.