Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение такси от а до я какую систему налогов выбрать для такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.
Система ЕНВД для такси
Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.
До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.
В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:
-
Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
-
При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
-
Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.
Что потребуется ИП для открытия службы такси
Первое — зарегистрировать предпринимательское право и получить разрешение. Дело это нехитрое. Вам нужно будет подать заявление в федеральную налоговую службу.
Одним из пунктов заявления будут выбранные коды ОКВЭД. Для службы такси, это
60.22 — деятельность такси, которая позволяет предоставлять услуги по перевозке пассажиров.
И
60.23 — деятельность другого сухопутного транспорта.
Второй пункт понадобится для последующего расширения коммерческого дела. Так вам будет доступна массовая перевозка по договору. Никто также не запрещает выбрать большее количество кодов по своему усмотрению. Так, было бы полезным для дальнейшей деятельности открыть ещё и грузоперевозки.
К вопросу — почему стоит сразу определяться с ОКВЭД, учитывая стратегию будущего развития фирмы — выбор кодов бесплатен только при первичной регистрации ИП. В дальнейшем установление дополнительных возможностей будет обходиться вам в определённую сумму за каждый вид услуги.
Раньше открывать службу такси было позволено лишь тем, у кого имелся в наличие автомобиль. После 2012 года лицензированная возможность перешла и к автопаркам с транспортными средствами на договоре аренды, которые управлялись по доверенности.
Особенности сферы грузоперевозок
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели
Во все времена порядок уплаты дорожного налога для физических лиц (в т.ч. и ИП) одинаков, и 2021 год – не исключение. Вся процедура выглядит следующим образом:
- Для предпринимателя сотрудниками ИФНС рассчитывается заранее сумма налога. Она зависит от налоговой ставки и количества лошадиных сил в автомобиле. Если транспортное средство входит в перечень дорогостоящих, к нему применяется повышающий коэффициент. Узнать список роскошных автомобилей можно на сайте Минпромторга, он обновляется ежегодно. Для обычной техники коэффициент не применяется. Сведения для расчета берутся налоговиками на основании данных, предоставленных ГИБДД, ведь именно там происходит постановка машин на учет и выдаются документы на них. Если автовладелец зарегистрировал технику в одном регионе, а затем переехал в другой, для расчета будут применяться ставки по месту регистрации.
- ИП получает квитанцию. Она доставляется Почтой России по адресу регистрации самого предпринимателя. В организациях-юридических лицах все совершенно по-другому: там корреспонденция поступает по адресу нахождения предприятия.
- Предприниматель оплачивает налог. Для этого можно использовать банковский терминал, личный кабинет на официальном сайте банка, выпустившего пластиковую карточку, а также электронные деньги. При желании можно посетить офис финансового учреждения и оплатить все наличными.
Во избежание недоразумений рекомендуется сохранять квитанции об оплате – они могут пригодиться, если при зачислении сумм была допущена ошибка или при незачете денежных средств самими налоговиками.
Способы уменьшить размер
На итоговый размер налога влияют:
- мощность ТС;
- его стоимость;
- регион, в котором ТС зарегистрировано.
Ставки по налогу существенно различаются от региона к региону. Например, за машину мощностью до 100 Л. С. в Карелии придётся заплатить 6 рублей за 1 единицу, а в Воронежской области – 25.
Тем не менее регион регистрации авто зависит не от адреса ГИБДД, в котором машина поставлена на учёт, а от прописки владельца ТС. Получается, что уменьшить размер налога через смену региона регистрации — проблематично для предпринимателей. Придётся менять собственную прописку.
Ещё один вариант уменьшения налога — использование льгот. Льготы устанавливаются субъектами РФ самостоятельно (). На какие налоговые послабления может претендовать собственник авто зависит от его региона проживания. Чаще всего в льготную категорию попадают:
- ветераны ВОВ;
- инвалиды;
- пенсионеры.
Для чего таксисту регистрировать ИП
Важно понимать, что каждый работающий гражданин обязан осуществлять уплату налогов, а также пенсионных и медицинских взносов. Исключением являются люди, ведущие свою деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора, тогда все взносы оплачиваются работодателем.
Если вы планируете работать через агрегатор (например Яндекс.GO), помните, что договор в большинстве случаев составлен так, что уплата налогов лежит полностью на вас. Регистрация ИП в этом случае позволит открыть расчетный счет в банке, где налоги будут автоматически перечисляться в ИФНС.
Важно! Для работы в такси необходима лицензия, которую можно получить только будучи ИП.
Новая система расчета с пассажирами
Пока что старые бланки строгой отчетности находятся в ходу у таксистов. Они заменяют им кассовые чеки, так как ИП могут не применять кассовые аппараты, но обязаны выдавать БСО при получении платы за услуги перевозки. Но с июля 2018 года все они должны будут перейти на новую систему расчета с пассажирами.
По сути, новые виды БСО представляют собой квитанции, сформированные в электронном виде и выведенные на печать с использованием автоматизированной системы таксометра. Такая система заменяет старую отчетную книгу БСО, которую раньше предприниматели вели на бумаге.
Новый образец заполнения БСО для такси на ИП должен содержать длинный перечень реквизитов. Среди них есть:
- название и порядковый номер;
- данные ИП;
- марку и номер автомобиля, как место расчета, место регистрации предпринимателя или адрес сайта, если оплата происходит электронными платежными системами;
- режим налогообложения и признак расчета (приход, возврат, расход);
- описание услуги;
- сумма платежа и способ расчета (наличными деньгами или безналичный расчет);
- сведения о контрольно-кассовой технике: заводской и регистрационный номер;
- адреса электронной почты таксиста ИП и клиента, если БСО отправляется через интернет.
Таким образом, новые БСО для такси представляют собой интернет-чеки, которые автоматически в режиме онлайн направляются в налоговую. Клиент тоже может получить БСО на свой адрес электронной почты. Для реализации этого механизма понадобится приобрести новое кассовое оборудование или специальный таксометр, которые должны присутствовать в каждой машине таксопарка.
Штрафы за то, что нет лицензии
По общему правилу ИП приравниваются к должностным лицам. В итоге штраф за работу ИП такси без разрешения составит 4 000–5 000 р.
Если водитель такси вообще на вставал на учет в качестве ИП, то есть, является водителем такси без лицензии, то штраф составит 2 000–2 500 р. Если же разрешение есть, но водитель такси просто оставил его дома, его могут оштрафовать на 5 000 р. (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ).
В итоге водитель легкого такси (владелец или арендатор ТС) вправе открыть свое ИП и оформить его для работы в такси. Причем авто может быть арендованным или собственным. При этом ИП обязательно нужно будет получить разрешение на таксомоторную деятельность. Стоимость госуслуги разнится от региона к региону или вообще является бесплатной. Это надо дополнительно узнавать в той инстанции, которая оформляет разрешение, или на сайте Госуслуг.
Первый этап бизнеса на такси
Чтобы открыть бизнес на такси, необходимо обязательно получить лицензию. Это первый шаг к перевозкам пассажиров. Лицензию нужно оформить на все машины, которые ИП планирует использовать для такси. Выдачей занимаются ответственные государственные органы, которые в каждом регионе могут называться по-разному.
Платить за лицензию в 2019 году для работы на такси в каждой области также придется по-разному. Единым для всех является срок, на который оформляется этот документ-разрешение на автотранспортные услуги. Выдается лицензия минимум на 5 лет. То есть те, кто хочет просто попробовать, что такое работа таксиста, не смогут официально всего на месяц-два открыть ИП по перевозке пассажиров.
Чтобы получить лицензию на такси, необходимо предоставить:
- справку о присвоении ИНН;
- выписку из ЕГРИП;
- договор лизинга, если такой имеется;
- документ о регистрации автотранспорта;
- заполненное заявления установленной формы.
Требования к авто и водителю:
- машина после техосмотра;
- водитель получил права не менее 3 лет до подачи заявления на лицензию.
После подачи пакета документов лицензия выдается на протяжении 30 дней.
Система налогообложения для такси
Согласно существующему налоговому законодательству, индивидуальные предприниматели, которые занимаются в 2018 году перевозкой пассажиров, могут платить налоги по таким системам:
- УСН, то есть, упрощённая система налоговой уплаты.
- ПСН, представляющая собой систему оплаты налогов, действующей на базе приобретённого патента.
- ЕНВД, являющийся единым налогом на фактический вменённый доход.
- ОСНО, системой налогообложения, предполагающей внесение в казну страны тринадцати процентов собственных доходов НДФЛ, а также восемнадцать процентов от НДС.
Для правильного выбора системы налогообложения такси следует просчитать сумму выплаты в госбюджет предпринимателя и учесть всю необходимую документацию для последующей отчётности в налоговой.
Самой непрактичной системой налогов для таксистов считается ОСНО. Кроме суммы от НДС и налога Вам нужно будет регулярно фиксировать каждую финансовую операцию, что не всегда возможно. Таким образом, каждые траты или доходы Вы будете подтверждать определённым образом. Осуществлять это практически нереально для тех, кто не имеет бухгалтерского опыта работы. А нанятый на эту должность сотрудник – расходы бюджета.
Чаще всего для такси выбирается ЕНВД. При этом, в 2018 году существуют определённые ограничения перехода на данный тип оплаты:
- применять этот тип налогообложения может предприниматель, который использует в своей деятельности не больше двадцати транспортных средств;
- не в каждом регионе можно перейти на ЕНВД.
ПСН (Патентная система налогообложения) обладает рядом преимуществ. Однако, в это же время, сумма будет полностью зависеть от количества транспортных средств, которое используется индивидуальным предпринимателем для его деятельности такси.
В данном случае, стоимость патента будет рассчитана на ИП, но на каждую машину, с учётом отдельной прибыли. Кроме того, количество нянятых сотрудников не должно превышать пятнадцати человек.
Особенности и ограничения при ЕНВД
ЕНВД довольно часто используется предпринимателями, имеющими свой таксопарк. Но не всегда возможен переход на этот тип налогообложения, есть ограничения:
- Не везде эта система действует для пассажироперевозок. Исключение — Москва, кроме того, местные власти других регионов могут самостоятельно вносить запрет на использование ЕНВД.
- Использовать ЕНВД можно только в случае, если штат работников службы не более 100 человек.
- Число автомобилей для бизнеса не превышает 20 шт.
Особенности ЕНВД:
- бухгалтерская отчетность сдается раз в квартал;
- грамотность и правильность оформления всех финансовых документов обязательны (это проблематично, когда сам ИП выступает в роли водителя);
- действует до 2021 года;
- оптимальный выбор для таксопарка с нанятым персоналом.
Применима ли упрощенная система налогообложения для ИП-такси?
Чтобы применять УСН, предприниматель-таксист должен соответствовать требованиям, определенным гл. 26.2 НК РФ. Основные требования таковы:
На упрощенке необходимо сдавать всего одну отчетную форму, что, несомненно, является большим плюсом. А вот уплачивать налог придется 4 раза в год.
Если выбрать объект «доходы», то налог будет рассчитываться по поступившим суммам. Уменьшить его разрешается на сумму страховых взносов, уплачиваемых предпринимателем за себя и за своих работников в течение отчетного/налогового периода.
Если выбор сделан в пользу объекта «доходы минус расходы», то нужно понимать, что:
В целом уплата УСН-налог в такси достаточна интересна. Режим несложный, не обременен отчетностью, нужно лишь соблюдать требования, установленные для него Налоговым кодексом. Отметим, что во многих регионах в целях поддержки малого бизнеса (а упрощенка предназначена именно для таких субъектов) власти снижают налоговые ставки по УСН, что также добавляет привлекательности данному режиму.
Ошибки при расчетах при режиме ЕНВД
При ЕНВД организации должны не позднее 22 октября отчитаться за третий квартал этого года. Третий квартал заканчивается 30 сентября текущего года, отчитаться перед налоговой нужно до 20-октября, в случае если 20 октября приходится на выходной день, нужно сдать декларацию раньше, но не позже 22-октября. Также нужно правильно указать налоговый период в отчетности, чтобы избежать неразберихи, за что налоговая инспекция может начислить штрафы и пени.
Коды налоговых периодов:
Код | Наименование |
21 | Первый квартал |
22 | Второй квартал |
23 | Третий квартал |
24 | Четвертый квартал |
50 | Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации |
51 | Первый квартал при реорганизации (ликвидации) организации |
54 | Второй квартал при реорганизации (ликвидации) организации |
55 | Третий квартал при реорганизации (ликвидации) организации |
56 | Четвертый квартал при реорганизации (ликвидации) организации |
Какой тип налогообложения можно выбрать?
Предприниматель, который занимается перевозкой пассажиров на службе такси, для налоговой является таким же ИП, как и все другие, но только с определенным кодом ОКВЭД (ОК 029-2014. ред 2), а именно 49.32 с расшифровкой «Деятельность такси». Именно поэтому таксисты, чтобы открыть бизнес, могут выбирать себе тип налогообложения.
Согласно налоговому законодательству ИП имеют право платить налоги согласно таким системам:
- ОСНО — основная, которая предполагает внесение в бюджет страны 13% от своих доходов НДФЛ плюс 18 % от НДС. Это базовый метод начисления и оплаты, но он считается самым трудоемким в процессе начисления, а также при нем платить придется больше.
- ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Сумма к оплате при выборе такой системы налогообложения зависит от количества посадочных мест в транспорте, используемом для перевозки, который зарегистрирован на данного ИП. В то же время ЕНВД может платить предприниматель на такси не во всех регионах. Важно: в 2018 г. ЕНВД продлен до 2021 года.
- ПСН – система оплаты налогов, которая действует на основе купленного патента. Она может стать выгодной альтернативой ЕНВД в тех регионах, где для перевозки пассажиров он недоступен. Сумма этого налога, а именно стоимости патента, также зависит от количества машин у ИП на такси.
- УСН – упрощенная система оплаты налогов. Расчет суммы может происходить по двум схемам на выбор предпринимателя и составлять либо 6% от суммы дохода, либо 15% от разницы прибыли и расходов.
Как правильно оформить расчеты с пассажирами
С 01.07.2018 года все ИП-таксисты обязаны будут иметь ККМ и при расчетах с пассажиром выдавать ему кассовый чек.
До этой даты:
- если ИП применяет ЕНВД или ПСН, то он вправе не использовать ККМ при расчетах с пассажирами при условии выдачи им по их требованию документа, подтверждающего прием денежных средств;
- если ИП применяет УСН, то также может не применять ККМ, но при условии выдачи пассажирам бланка строгой отчетности (БСО). БСО должны иметь определенные реквизиты, установленные на законодательном уровне. Они могут быть изготовлены или типографским способом, или с использованием автоматизированной системы, которая может быть встроена в таксометр;
- если ИП применяет ОСНО, то он в любом случае обязан применять ККМ.
Налог на такси: какую систему налогообложения выбрать в 2021?
Такси, как и любой другой бизнес, платит налоги – за исключением тех таксистов-нелегалов, которые ловят приезжих возле вокзалов и аэропортов, и считаются практически «вымирающим видом» водителей, работающих на себя и без оформления. На сегодняшний день вы можете выбирать из нескольких систем налогообложения деятельности такси, в каждой – свои условия, преимущества и ограничения. Все эти системы разные: какая-то больше подходит для ИП, какая-то – для юридических лиц, какая-то – для ИП, но с ограничениями и т.д. Сам размер налогов зависит где-то от доходов, где-то от количества машин и сотрудников.
В этой статье мы поговорим об особенностях каждой системы налогообложения для такси и разберемся, какие цифры для налоговой закладывать в ваш бизнес-план.
А как расчеты с водителями – физ.лицами?
А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.
Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.
Если бы можно было не платить зарплатных налогов и при этом делать платежи напрямую «Агрегатор – Водитель», и это было бы законно – то зачем агрегатору нужны партнеры?