Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить статус безработного в центре занятости и через Госуслуги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для права на трудоустройство допустимо быть реализованным рядом способов и включать в себя некоторые правомочия безработного. Речь идет о праве на содействие в том, чтобы найти подходящую работу; о праве на то, чтобы выбрать место работы, сюда же относится возможность трудоустройства в иной местности, а также о праве на профессиональную деятельность вне границ РФ; о праве на бесплатную профессиональную ориентацию и подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имя на то направление органов службы занятости; о праве на участие в общественных работах оплачиваемого характера; о праве на то, чтобы получать содействие в организации своего дела.
Лица, которых нельзя признать безработными и регистрировать как безработных
Тут же важно сказать, что не для всех граждан допустимо быть признанными в качестве безработных. К примеру, нельзя признать безработными и зарегистрировать как безработных ряд граждан, которые:
- не достигли 16 лет;
- на основании пенсионного законодательства РФ получают пенсию по старости или за выслугу лет;
- отказались в течение десяти дней с момента, когда их зарегистрировали в органе относительно вопросов занятости для того, чтобы найти подходящую работу от двух вариантов подходящей работы, сюда же входит временная работа. Также к данной категории относятся те, кто первый раз ищут работу и ранее не работали, и не имеют профессии в ситуациях, когда были два отказа в том, чтобы получить профессиональную подготовку или оплачиваемую работу, которая была предложена. Сюда же относится ситуации, когда гражданин дважды находился на временной работе;
- не явились без уважительной причины сроком в 10 дней с момента регистрации для того, чтобы найти подходящую работу, в орган относительно вопросов занятости, а также те, кто не явился в срок, который был установлен органом по вопросам занятости для того, чтобы зарегистрироваться как безработный;
- являются осужденными на основании решения суда к ряду работ исправительного характера, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- те, кто представил ряд документов, которые содержат сведения относительно отсутствия работы и заработка, которые являются заведомо ложными, а также те, кто предоставил ряд иных недостоверных данных для признания их безработными.
Для ряда граждан, которым в установленном порядке отказали в том, чтобы зарегистрировать их как безработных, допустимо повторно обратиться в орган по вопросам занятости через месяц после того, как им было отказано для того, чтобы решить вопрос регистрации в качестве безработного.
Принцип подбора вакансии для безработного
Отдельного внимания заслуживает определение понятия «подходящей работы». Поскольку именно его относят к перечню ключевых терминов в сфере занятости населения. Именно наличие подходящей вакансии или ее отсутствия зависит, сможет ли безработный сохранить свой статус, размер получаемого им пособия и другое. К данной категории относят предложения о предоставлении рабочего места, поступающие заявителю от инспектора службы занятости и соответствующие:
- Уровню квалификации, трудовым навыкам и направлению профессиональной подготовки. Так, безработному бухгалтеру не предложат работу каменщика или вахтера. При этом подходящей для такого специалиста может стать вакансия экономиста, при условии прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, переаттестации.
- Условиям предыдущего места работы. В первую очередь критерий подразумевает достаточный уровень оплаты труда, не идущий вразрез с размером оклада на прежнем рабочем месте.
- Состоянию физического и психического здоровья. Чтобы занимать ту или иную должность гражданин не должен иметь противопоказаний.
- Территориальной доступности рабочего места. Учитывая, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение «транспортной доступности» или «максимальной удаленности» потенциального рабочего места, органы местного самоуправления устанавливают предельное расстояние и максимально допустимое время на дорогу. Во многом это зависит от развитости транспортной развязки в соответствующей местности.
Чтобы начать получать ППБ гражданину необходимо обратиться к сотрудникам центра занятости населения (ЦЗН). Причем, обратиться к ним могут граждане РФ, уже достигшие 16 лет, не ведущие никакой деятельности в качестве предпринимателя, не обучающиеся на дневной форме обучения и не имеющие места трудовой деятельности. Служба трудоустройства поставит на учет такого гражданина, чтобы помочь ему трудоустроится, а не с целью предоставления ему денежных средств.
Основная цель создания и существования ЦЗН — это бороться и предотвращать безработицу, а предоставление финансовой поддержки это всего лишь поддержка граждан до времени приобретения самостоятельного источника получения дохода.
Регистрироваться в ЦЗН следует в районе официальной регистрации и прописки. Данные учреждения сегодня имеют собственные сайты, но эти ресурсы служат цели предоставления каждому желающему необходимой информации о том, где находится ЦЗН, его адрес и телефон. Получение статуса и постановка на учет с помощью сайта никому не удастся, поэтому прийти в центр и представить все необходимые документы все же придется.
Перечень необходимых документов
Чтобы пройти регистрацию в ЦЗН необходимо представить сотруднику данной службы следующий пакет необходимых документов:
- Трудовой документ или книга только в той ситуации, если человек ранее работал на должности официально.
- Личный паспорт или документ, который его заменяет.
- Аттестаты, дипломы и иные документы, свидетельствующие о полученном образовании или получении специальных навыков. Если гражданин получал образование в иных странах, то следует сделать нотариально заверенный перевод соответствующих документов.
- Удостоверение пенсионера.
- Свидетельство ИНН, выданное налоговым инспектором.
- Справка с последнего места работы об уровне среднего месячного заработка. Данная справка должна быть заполнена бухгалтером организации, где трудился гражданин, в течение 3 суток с момента подачи прошения на ее получение в письменном виде. Также она должна быть оформлена на фирменном бланке организации, содержать реквизиты и угловой штамп. Также в справке должна быть отражена информация о количестве отработанных часов за последний год на предприятии. Предоставление данной справки не требуется людям, которые еще не были официально трудоустроены.
Паспорт, трудовая книжка и документы об образовании необходимо предоставлять только в подлинном виде. При отсутствии какого-либо из перечисленных документов, постановка на учет не будет произведена, а значит, и на пособие рассчитывать не следует.
Инспектора ЦЗН имеют право направлять запросы во все организации, выдавшие документ или иные госучреждения, обладающие необходимыми сведениями с целью проверки подлинности.
Инвалиды, в дополнение к вышеуказанному перечню документов, предоставляют медицинское заключение, с отметкой врача о том, какими именно видами деятельности может заниматься данный гражданин из-за ограниченности его физических возможностей.
Сколько можно получать пособие
Начисление ППБ начинается с того момента, как человеку официально присваивается статус безработного. Плату на бирже такой гражданин может получать в течение 12 месяцев из 18 в каждом из периодов выплат. Таких периодов насчитывается два. В данном случае действует обязательное условие: на протяжении года до безработицы человек должен был иметь официальное место трудовой деятельности не меньше, чем двадцать шесть недель.
Оплата в первый 12-месячный срок начисляется в зависимости от среднего уровня заработной платы, указанного в справке, поданной при регистрации. Размер пособия в этот период не может быть больше максимальной суммы в 4,9 тысяч руб. Во второй год получения финансовой помощи безработный может рассчитывать только на минимальные выплаты в объеме 850 рублей.
Чтобы официально оформить ППБ необходимо встать на учет на бирже трудоустройства по месту прописки или регистрации, ну а чтобы регулярно его получать придется добросовестно выполнять все обязанности безработного.
Выплаты по безработице
Данные выплаты являются распространенным видом государственной поддержки граждан, которые находятся в поиске работы. Если на другие социальные выплаты со стороны государства человек может рассчитывать лишь при соответствии определенным условиям, то на данную поддержку имеет право практически каждый человек, в отношении которого было принято решение о порядке признания гражданина безработными. Однако не стоит забывать, что период подобных выплат не безграничен.
Величина ежемесячных выплат зависит от срока, в течение которого человек не работал, а также от того, работал ли гражданин до обращения на биржу труда. Категории граждан, которых уволили из организаций на любом основании в течение года, предшествующему началу безработицы, выплаты по безработице начисляются так:
- в первые 3 месяца без работы – 75 % от среднемесячного заработка, который гражданин получал на последнем месте работы;
- в следующие 4 месяца – в размере 60 %;
- дальнейшие месяцы — в размере 45 %.
На стандартных условиях такого типа финансовая помощь начисляется в следующих общепринятых размерах:
-
В начальном периоде (год выплат).
- Начальные 3 месяца – 75 процентов от среднего размера заработка, начисленного на последнем месте работы или службы.
- Следующие 4 месяца – 60 процентов от средней заработной платы за месяц.
- Дальнейшие 5 месяцев – в объеме 45 процентов среднего заработка.
- В следующем периоде (второй год выплат) – 1 МРОТ + коэффициент, присвоенный району.
Объем пособия ограничен минимальной суммой в 850 руб.+ районный коэффициент и наибольшей величиной в 4,9 тысяч руб. Эти пределы определяются правительством страны. ППЗ не может быть меньше или больше заявленных показателей.
ППБ в наименьшем объеме устанавливается для следующих категорий безработных:
- В первые занятых поиском места работы.
- Возобновляющих свою трудовую деятельность, после того как не работали и не состояли на учете более одного года.
- Уволенные вследствие нарушений корпоративной дисциплины или иных действий, описанных как виновные.
- Отчисленные с образовательных программ переобучения.
Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.
Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.
Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.
Ответственность безработного
К видам ответственности можно отнести:
- Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
- Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).
Некоторые особенности процедуры
Обратившиеся в поисках работы инвалиды признаются безработными, при наличии в пакете документов индивидуальной программы реабилитации. ИПР должна иметь трудовую рекомендацию с заключением, в котором специалисты медико-социальной экспертизы прописывают условия труда и характер деятельности. Учитывая рекомендации, работник центра занятости будет подбирать соответствующую состоянию здоровья и квалификации работу.
Статья 6 Закона о занятости позволяет признать безработными иностранного гражданина или человека, не имеющего гражданства, если вышеназванные граждане не являются занятыми в соответствии с действующим законодательством и проходят регистрацию в службе занятости в соответствии с утвержденным порядком.
Люди, получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет, нуждающиеся в трудоустройстве, могут обратиться на биржу труда с целью получения информационных и консультационных услуг, либо для получения документов справочного характера. Статус безработного пенсионерам не присваивается.
Временно неработающий и безработный в чем разница
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
О выявлении конституционно-правового смысла положений п. 1 ст. 3 см. Постановления КС РФ от 08.10.2019 N 31-П и от 06.10.2015 N 24-П.
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 30.04.2021 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
См. также временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла положений п. 2 ст. 3 см. Постановления КС РФ от 08.10.2019 N 31-П и от 06.10.2015 N 24-П.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона);
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
(абзац введен Федеральным законом от 30.04.1999 N 85-ФЗ)
перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
4. Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.
Что говорит Трудовой кодекс?
Человек, который не имеет в конкретный момент работы, называется безработным. Статус не зависит от времени, его определяют работники биржи труда, куда надо обратиться в случае потери работы. Поэтому в графе о наличии постоянной работы надо писать «Безработный» или «Временно неработающий».
Таким образом, два понятия являются синонимами. Такой статус обозначает, что у человека не только нет работы, но и нет средств в виде доходов – зарплаты, отпускных, денежных средств в виде премий или других финансовых начислений.
Люди становятся безработными или временно неработающими, если в течение 10 дней им не предоставляется на бирже труда рабочее место. С этого дня и будет начинаться отсчет статуса безработного и начисления пособия по безработице.
Понятие безработного. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными
В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2001) СЗ РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915., в дальнейшем — Закон о занятости, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок признания граждан безработными
Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Условия и порядок признания граждан безработными. правовой статус безработного
Закона о занятости): свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда; социальная поддержка (ст. 28 Закона о занятости); осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.