Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на пенсию в зависимости от даты рождения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
Условия назначения пенсии в 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.
Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:
– 63 года – для мужчин;
– 58 лет – для женщин.
Соответственно, право на пенсию получат
– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;
– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.
Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.
Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.
Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.
Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).
Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.
Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).
Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Кто не имеет права на трудовую пенсию?
Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.
Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.
Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.
Как будет повышаться пенсионный возраст?
Итак, как мы уже кратко рассказали в предыдущем разделе, окончательная редакция принятого ФЗ № 350 предусматривает его поэтапное вступление в силу. Это сделано для уменьшения социального напряжения.
Потому что, представьте себе состояние человека, который собирался на пенсию через несколько месяцев, и вдруг узнал, что его право на «заслуженный отдых» в одночасье отодвинулось на целых пять лет. Как минимум, это бесчеловечно, как максимум – чревато массовыми беспорядками, ведь ежегодно в Росси достигают пенсионного возраста полтора миллиона человек.
В наших условиях этого не произойдет. Самая уязвимая возрастная группа – те, кто, согласно прежнему законодательству, должны были пойти на пенсию в 2022 -2020 годах, выйдут на нее всего на год-полтора позже запланированного срока, поскольку для них предусмотрены льготные условия.
Для большей наглядности предлагаем вашему вниманию сводную таблицу-график. Она демонстрирует корректировку пенсионного возраста в последующие 5 лет.
Время выхода на пенсию по прежнему законодательству |
Увеличение пенсионного возраста (годы) |
Новый пенсионный возраст (женщины/ мужчины) |
Время выхода на пенсию, согласно новому закону |
2019 (январь-июнь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2019 (июль-декабрь) |
2019 (июль-декабрь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2020(январь-июнь) |
2020(январь-июнь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2021(июль-декабрь) |
2020(июль-декабрь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2022(январь-июнь) |
2021 |
3 |
58/63 |
2024 |
2022 |
4 |
59/64 |
2026 |
2023 |
5 |
60/65 |
2028 |
В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий предусматривается направить 3,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет. В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в среднем выплачивается на 228 тысяч детей. Его размер пересчитывается два раза (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.
Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности; пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет; пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.
В январе 2023-го единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило почти 3,4 тысячи рублей, второго и последующих — почти 4,8 тысячи рублей. Пособия выплачиваются на 405 тысяч детей, или каждого четвертого ребенка страны.
Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:
до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.
Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).
Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.
Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.
Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.
Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.
Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
В Беларуси социальные пенсии традиционно пересматриваются четыре раза в год, в том числе и прожиточный минимум. Социальная пенсия составляет 50% от прожиточного минимума. Те, кто получает минимальную пенсию по старости — 25% от прожиточного минимума, дополненного 20% от средней зарплаты по стране, также могут рассчитывать на повышение с 1 февраля.
Так, к 31 января 2023 года социальная пенсия для лиц в возрасте 65 лет и старше составит 169,92 рубля для мужчин и 60 рублей для женщин, а минимальная пенсия по старости — 346,96 рублей.
С 1 февраля пенсионные надбавки также станут более значительными:
- 75% от минимального размера пенсии по старости для лиц в возрасте 75 лет и старше;
- для лиц в возрасте 80 лет и старше — 100% от минимального размера пенсии по старости.
Эксперты назвали число пенсионеров в России
По состоянию на 1 января 2023 года в Российской Федерации проживают 41,78 млн пенсионеров. По данным социального фонда России, их численность за этот год сократилась на 232 тысячи человек, что составляет 0,6%, по сравнению с показателями предыдущего года.
В 2021 году произошло значительное снижение количества пенсионеров, которое оказалось наиболее сильным с начала 1990-х годов. Тем не менее, этот показатель оказался в четыре раза меньше, чем в предыдущем году.
С 2019 года количество гражданских пенсионеров сокращается при неуклонном повышении пенсионного возраста. В 2020 году эта тенденция стала более выраженной из-за вспышки коронавируса. По данным счетной палаты, предполагалось, что в 2022 году в среднем будет 42,2 миллиона пенсионеров, а к 2025 году их число сократится до 41,9 миллиона.
Пенсионная реформа, одновременно с поднятием возрастной планки, предусмотрела и поэтапное пенсионирование тех, кто на момент введения реформы либо уже достиг нужного возраста, либо приблизился к нему. В соответствии с этапами реформы, предусмотренное реформой возрастное повышение будет происходить по формуле 1/1, то есть раз в год на год. Общий период введения условий реформирования займет 9 лет.
Подпадают под пенсионные нововведения мужчины, начиная с 1959 года рождения и женщины, начиная с 1963 года. Родившимся ранее этих лет реформа не угрожает, даже если они продолжают работу. Это связано с тем, что реформа не предусматривает ретроспективности, то есть обратной силы.
Предельно упрощенно поэтапность отражена в следующих схемах для мужчин и для женщин.
Пенсионное законодательство предусматривает включение в пенсионный стаж не только времени, непосредственно занятого трудовой деятельностью, но и периоды, относимые к так называемым «социально значимым». К последним относятся годы жизни гражданина, занятые делами, важными для социума и государства в целом – служба в ВС, рождение и воспитание детей, уход за больным или престарелым родственником и т.д.
Пенсионная реформа предусматривает увеличение необходимого минимального стажа по мере введения в действие этапов повышения пенсионного возраста. В соответствии с этапами, приведенными в таблицах выше, распределены и этапы повышения размера минимального стажа, необходимого для выхода на пенсию. Несколько неправильным кажется решение российских законодателей об установлении равных требований к женскому и мужскому стажу, и, возможно, со временем будут введены некоторые модификации в этой части, однако на настоящий момент этапы повышения размера стажа выглядят следующим образом:
Этапы по годам | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год |
---|---|---|---|---|---|---|
Минимальный размер стажа | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет |
Стаж по Списку 2 для мужчин и женщин
При наличии такого стажа также на пенсию можно выйти досрочно, согласно таблице ниже.
Стаж | Количество лет на вычет | |
---|---|---|
Мужчины | Женщины | |
От 5 лет | -2 года | |
От 6 лет | -3 года | |
От 6 лет 3 месяцев | -2 года | |
От 7 лет 6 месяцев | -3 года | |
От 8 лет | -4 года | |
От 10 лет | -4 года | -5 лет |
От 12 лет 6 месяцев | -5 лет |
Когда можно выйти на пенсию
С 2017 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.
Следовательно, с 2020 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.
Дата рождения | Пенсионный возраст (лет) | Период выхода на пенсию | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
01.01-30.06.1957 | 01.01-30.06.1962 | 60,5 | 55,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1957 | 01.07-31.12.1962 | 61 | 56 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1958 | 01.01-30.06.1963 | 61,5 | 56,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1958 | 01.07-31.12.1963 | 62 | 57 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1959 | 01.01-30.06.1964 | 62,5 | 57,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1959 и младше | 01.07-31.12.1964 и младше | 63 | 58 | 01.07-31.12.2022 |
А что с пенсиями в Беларуси?
Сейчас в Беларуси действует государственная распределительная или солидарная пенсионная система. На размер пенсионного обеспечения влияют длительность стажа и величина зарплаты, из которой уплачивались страховые взносы.
Как отметила директор БСПН Жанна Тарасевич, при солидарной системе нынешнее поколение кормит поколение пенсионеров. По сути, от того, как работает нынешнее поколение, и зависит размер пенсий.
Такая система сложилась не только в Беларуси, но и в Германии, например. Если нет накопительной части или она маленькая, то солидарная система нивелирует вопрос инфляции, потому что при высокой инфляции накопления фактически «сгорают».
В этой системе есть и свои минусы. Пенсионеров в Беларуси становится больше, а активно занятого в экономике населения – меньше. Получается, что нагрузка на работающего человека постоянно увеличивается и есть вероятность необходимости увеличивать отчисления на пенсии.
Новый график выхода на пенсию в 2023 году: кто сможет стать пенсионером.
Расскажем, какие группы граждан и на каких основаниях смогут оформить страховую пенсию в 2023 году.
Пенсия по старости на общих основаниях в 2023 году ни для одной из групп не доступна. Мужчины 1961 года рождения и женщины 1966 года рождения, выходят на пенсию только в 2024 году, когда достигнут возраста 63 лет и 58 лет соответственно.
Страховые пенсии по старости пи наличии льготных оснований в 2023 год будут доступны для следующих групп граждан:
- Предпенсионеры, которым до выхода на пенсию осталось не более 2х лет при условии, что они были уволены на основании сокращения штатов или ликвидации предприятия. Имеют трудовой стаж не меньше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. И дали собственное согласие на досрочную пенсию, предварительно зарегистрировавшись в Центре занятости.
- Лица, имеющие длительный трудовой стаж (у мужчин не менее 42х лет, у женщин – минимум 37 лет).
- Многодетные матери. Во-первых, женщины 1966 года рожд., имеющие не меньше 3х детей и наработавшие страховой стаж минимум 15 лет. Во-вторых, женщины 1967 года рожд., воспитавшие минимум 4х детей. В-третьих, женщины 1973 года рожд., имеющие не менее 5ти детей, наработавшие не меньше 15 лет страхового стажа.
- Граждане, наработавшие достаточно льготного стажа. К ним относятся женщины 1973 года рожд., имеющие двоих детей и отработавшие на Крайнем севере не менее 12 лет или в приравненных регионах – не менее 17 лет.
Если гражданин относится к категориям, для которых льготный стаж не изменился, ему достаточно к 2023 год его наработать и выйти на пенсию.
Если же для льготников возраст повысили, то в 2023 году досрочная пенсия им не полагается. Те из них, кто выработал льготный стаж в 2021 году, сможет выйти на пенсию только в 2024 году.
Пенсии по потере кормильца в 2023 год смогут оформить лица пережившие супругов: мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения. Пережившие супруги военнослужащих продолжат выходить на пенсию по случаю потери кормильца в 55 и 60 лет. Соответственно, в 2023 году из этой категории пенсию оформляют мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения.