Оформление схемы ДТП в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление схемы ДТП в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.

Требования к составлению схемы ДТП в 2023 году

Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.

Когда виновник скрылся с места аварии

По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

  • Выполнить все правила поведения при ДТП;
  • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
  • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
  • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
  • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.

Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.

Заключение: ключевые правила оформления ДТП

Последствия ДТП бывают разными. Это не только повреждение транспорта, но и здоровья. Соответственно, законодательство предусматривает разные степени ответственности для участников дорожного инцидента.

Кроме того, стоит обратить внимание, что немного изменилась процедура оформления ДТП с ГИБДД, теперь справка о дорожном происшествии не выдается.

Не стоит забывать о грамотной правовой поддержки, которая поможет заинтересованной стороне восстановить свои права в соответствии с нормативно-правовым регулированием и предписаниями.

При этом, рекомендуем придерживаться такой последовательности действий.

  1. Не оставлять места ДТП, до тех пор, пока не станут все последствия совершенной аварии. Проследите за тем, чтобы были включены аварийные огни. Нелишним будет выставить специальный знак в форме треугольника, который должен иметь в своем распоряжении каждый из водителей.
  2. Убедитесь в наличии пострадавших среди пассажиров водителя, пешеходов, гражданах, находившихся в других транспортных средствах. Обязательны первая медицинская помощь, вызов врачебного экипажа.
  3. Проследите за правильностью оформления всех материалов по инциденту, что поможет в дальнейшем отстоять собственные права.

Есть также несколько рекомендаций относительно того, что делать не рекомендуется. Даже если есть устные договоренности со вторым участником аварии, покидать место ДТП не следует до приезда ГИБДД, представителей страховой компании.

Читайте также:  До какого возраста ребенку оформляют детский билет на поезд?

Споры патрулем органов правопорядка также могут усугубить ситуацию. Поэтому вести необходимо себя сдержанно и толерантно к представителям власти, другим участникам происшествия.

Основной вывод по сказанному всему в материале можно сделать один. Правильные действия при ДТП помогут отстоять собственные права, а также важно изучить законодательство и советы опытных коллег.

Как оформляют документы по завершении рассмотрения ДТП?

По окончании всех вышеперечисленных действий выносится постановление — это конечный документ, который получают на руки участники ДТП. Именно оно необходимо потерпевшему (вместе с копией протокола) для получения возмещения по ОСАГО, именно в нем излагаются все обстоятельства дела, виновному назначается вид и размер наказания. Справки о ДТП с 20 октября 2017 года не выдаются. Предъявлять их в страховую не нужно.

Далее возможны два варианта:

  1. Если назначение наказания по выявленным нарушениям находится в компетенции ГИБДД, то постановление выносится в срок не более 15 суток с момента составления протокола (возможно продление на 1 месяц). В этот период могут проводиться различные процессуальные действия (повторное взятие объяснений, истребование записей с камер видеонаблюдения и т. д.).
  2. Если же назначение наказания за нарушение возможно только по решению суда, то в течение 3 суток после составления протокола материалы дела направляются в суд. У суда затем есть 2 месяца, чтобы рассмотреть дело. Продление возможно максимум на 1 месяц. Участники ДТП и свидетели опрашиваются судом, который, выслушав их и изучив все имеющиеся доказательства, выносит постановление.

Копия постановления вручается виновнику и потерпевшему немедленно после его изготовления в окончательной форме либо направляется им почтой в течение 3 дней. Несогласные с постановлением участники аварии вправе обжаловать его, порядок обжалования будет указан в самом документе.

Таким образом, процедура оформления ДТП сотрудниками ГИБДД (если есть пострадавшие) может затянуться очень надолго — практически на год. Немного иначе обстоит дело, если в аварии пострадало только имущество.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2023 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Какие используются обозначения

Единых, стандартизированных требований к оформлению документа не существует. На практике, опыт, накопленный другими водителями, используется в качестве рекомендации для составления зарисовки.

На плане могут использоваться как графические, так и цифро-буквенные обозначения, а также сноски и развернутые текстовые комментарии. Важным является лишь один критерий – все детали схемы должны быть понятны, в том числе, лицу, не являвшимся очевидцем происшествия. Стандартные рекомендации к обозначениям звучат следующим образом:

  1. При возникновении сомнений в трактовке знака, он должен быть продублирован словесным пояснением. Надписи наносятся непосредственно на рисунок или оформляются в виде сносок.
  2. Изображение соответствует 2D формату, то есть рисунок должен изображать место происшествия сверху.
  3. Для работы необходимо использовать шариковую (не гелевую ручку) синего или черного цвета. Карандаш для этой цели не подходит из-за возможности корректировки написанного.
  4. Все символы должны быть понятны и разборчивы. Лучше отдавать предпочтение общепринятым знакам и сокращениям.
  5. Не стоит увлекаться излишней детализацией.
  6. Недопустимы исправления и зачеркивания.
  7. Вначале каждым участником составляется черновой вариант, затем они объединяются в итоговую чистовую версию.
  8. Желательно соблюсти пропорции и масштабирование.
  9. Все элементы, влияющие на понимание ситуации, должны быть привязаны к неподвижным ориентирам на местности.
  10. Необходимо указать расстояние до перекрестка, знаков, светофора, обочины, измерить протяженность тормозного пути.
  11. Для дополнения схемы можно использовать фотоснимки, выполненные с разных ракурсов.
  12. Допускается оформление нескольких взаимосвязанных схем. Например, общая и детальная для отдельного фрагмента.
Читайте также:  Cколько весит 1 литр сжиженного пропана?

Используемые обозначения не имеют стандартного варианта. Как пример могут использоваться следующие знаки и пиктограммы:

  • прямоугольник или прямоугольник с квадратом – автомобиль;
  • прямоугольник, изображенный пунктиром – автомобиль в движении;
  • тонкий прямоугольник – мотоцикл или велосипед;
  • стрелки сплошной или пунктирной линией – направление движения;
  • крест – место столкновения;
  • прямые или прерывистые линии – дорожная разметка;
  • круг или треугольник со схематичным изображением рисунка или номером из ПДД – дорожный знак;
  • три круга вертикально – светофор, крестом внутри круга обозначается свет, который горел во время аварии;
  • кривые линии – тормозной путь;
  • две параллельные прямые линии со схематичным человеком между ними – тротуар;
  • треугольники в ряд – дорожное ограждение;
  • звездочка – работающий сигнал поворота или стоп-сигнал.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Ответственность при ДТП

Виновником дорожного движения признается лицо, нарушившее ПДД, в результате которого пострадали люди или ТС. Действия квалифицируют либо как умышленное причинение вреда, либо, совершенное по неосторожности. Законом рассматривается три вида ответственности:

  • гражданская (1079 и 1064 ГК) – наступает, когда повреждено имущество, здоровье, причинен моральный вред;
  • административная (ст. 12 КоАП) – зависит от типа нарушения ПДД и степени тяжести (легкая, средняя) причиненного вреда;
  • уголовная (ст. 264; 268 УК) – последствие ДТП: тяжкий вред здоровью (смерть) потерпевших; (264.1) – отягчающие обстоятельства.

Преимущества схемы ДТП

К большому сожалению, дорожно-транспортные происшествия и аварии на сегодняшний день – далеко не редкость. Несмотря на постоянный технический прогресс, количество аварий на данный момент только растет. Стоит понимать, что ДТП сильно мешают движению автомобильного потока, особенно в крупных городах. Любая, даже самая небольшая авария с минимальным количеством повреждений способна спровоцировать сильнейший затор на дороге и громадные пробки. Как можно решить эту проблему?

Ранее практически из-за любого ДТП необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД и решать все вместе с ними. Однако эта система доставляет множество неудобств, как жертвам аварии, так и остальным участникам дорожного процесса. Простое решение в этом случае — предоставление возможности водителям решать проблему самостоятельно, а, стало быть, быстро. Поможет в этом специальная схема ДТП. Что она собой представляет?

Предъявляемые требования

В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.

Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.

Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.

Читайте также:  РКО в Точке для ИП и ООО — обзор и сравнение тарифов

Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:

  • Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
  • Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
  • Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
  • Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
  • Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
  • Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
  • Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
  • Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.

Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД

Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от 23.08.17, далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.

Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.

Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.

Возможно ли оспорить схему ДТП?

Оспорить можно даже план аварии, подписанный всеми сторонами ДТП. Причины для этого могут быть разными:

  • Один из водителей был доставлен в больницу сразу после столкновения, из-за чего его показания не учитывались при составлении схемы дорожно-транспортного происшествия;
  • Трезвая оценка ситуации автовладельцами была невозможна ввиду того, что они находились в глубоком стрессе или болезненном шоке.

Основанием для оспаривания составленной схемы аварии могут послужить следующие факторы:

  1. Отображённая в документе информация недостоверна: некорректно установлено место первого столкновения, расположение транспортных средств, объектов дороги, цвет светофора, неправильно проведены замеры на месте происшествия.
  2. Информация предоставлена в неполном объёме: не отмечен тормозной путь и следы заноса, не указаны дорожные условия на момент аварии и повлекшие за собой критическую ситуацию – плохое состояние дорожного полотна, наличие препятствий, плохая видимость.
  3. При составлении документа были допущены грубые нарушения законодательства.

Для оспаривания схемы дорожно-транспортного происшествия требуются доказательства того, что при её оформлении были допущены ошибки, в том числе искажения информации. С этой целью используют записи с камер наружного видеонаблюдения, видеорегистраторов, сделанные очевидцами фотографии, показания свидетелей. В ходе судебного заседания по ходатайству истца может быть назначена дополнительная экспертиза места происшествия.

Последствия неправильной прорисовки

Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.

Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *