Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТОРА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под этим понятием понимается всесторонний комплексный контроль экономического и финансового здоровья организации. В ходе проверок анализируется достоверность информации, изложенной в финансовой отчетности, оцениваются дальнейшие перспективы развития, прощупываются уязвимые места. В реальности российские бизнесмены интерпретируют это понятие как более узкое – классический обязательный аудит финансовой и бухгалтерской документации.
Препятствием на пути организации в регионах эффективно функционирующих систем ВФК и ВФА является непонимание значительной частью руководителей органов исполнительной власти и их сотрудниками необходимости ведения данной работы. Поэтому в регионах необходимо разъяснять смысл проводимых преобразований в системе финансового контроля вообще и создания ВФК и ВФА в частности. Также целесообразно определить в каждом регионе координирующий орган, который будет вести вышеуказанную разъяснительную (методическую) работу. В Волгоградской области эти функции возложены на региональный комитет финансов.
Ранее руководитель любого органа госвласти и органа МСУ оценивал работу своих сотрудников на основе различной, чаще всего эпизодической, а значит, бессистемной, информации об их деятельности. При этом, чем меньше по штатной численности был орган, тем больше у руководителя было возможности иметь информацию о качестве исполнения подчиненными своих должностных обязанностей. Руководитель крупного по штатной численности и количеству подведомственных бюджетополучателей органа производил оценку качества исполнения его сотрудниками своих обязанностей исходя из результатов внешних и внутренних контрольных мероприятий и внутренней, в основном устной, информации о состоянии дел в том или ином структурном подразделении. Такой контроль позволял иметь объективную картину деятельности подведомственных бюджетополучателей, но не предоставлял возможности системно оценивать работу каждого сотрудника организации и, что самое главное, предотвращать и устранять финансовые нарушения до их выявления в рамках мероприятий последующего финансового контроля.
Создание системы ВФК в организации позволяет наладить текущую деятельность как простых сотрудников, проводящих те или иные бюджетные процедуры, так и их непосредственных начальников (руководителей структурных подразделений) по текущему финансовому контролю за выполняемой в этих структурных подразделениях работой. При этом одним из инструментов осуществления такой деятельности является организация документирования работы по ВФК в картах и журналах внутреннего финансового контроля. Внутренний финансовый аудит в этом случае призван оценивать надежность действующей системы внутреннего финансового контроля путем осуществления периодических контрольных мероприятий. Сотрудник, осуществляющий ВФА, должен докладывать о результатах контрольных мероприятий непосредственно руководителю главного администратора бюджетных средств и вносить предложения по устранению имеющихся несоответствий и повышению качества осуществления внутреннего финансового контроля.
Приемлемый уровень зарплаты
Следует иметь в виду, что должностное лицо, осуществляющее внутренний финансовый аудит, должно обладать значительными знаниями в вопросах, связанных с функционированием соответствующего ГАБС. И особенно углубленными эти знания должны быть в бюджетно-финансовой сфере. Для осуществления качественного контроля необходимо разбираться в его предмете не хуже тех должностных лиц, деятельность которых предстоит проверять. Это, в свою очередь, предполагает высокую степень квалификации соответствующего сотрудника и, следовательно, соответствующий квалификации уровень оплаты труда. В Волгоградской области в структурах ГАБС разрешено создавать секторы внутреннего финансового аудита, состоящие из одного штатного сотрудника, что позволяет обеспечить приемлемый уровень оплаты труда для аудиторов.
Взаимодействие ВФК и ВФА с внутренним государственным контролем
Дополнительно хотелось бы остановиться на взаимодействии и взаимосвязи внутреннего государственного финансового контроля, ВФК и ВФА. Организация в том или ином субъекте эффективного взаимодействия между органами государственного финансового контроля, ВФК и ВФА позволяет достичь полного охвата контрольными мероприятиями всех участников бюджетного процесса и при этом избежать дублирования проверок по одним и тем же вопросам и периодам деятельности. С этой целью в статье 157 БК РФ предусмотрено право органов внутреннего государственного финансового контроля проводить анализ осуществления ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Кроме того, важным вопросом взаимодействия органов внутреннего государственного финансового контроля, ВФК и ВФА является их сотрудничество на стадии реализации материалов контрольных мероприятий.
Комитет финансов Волгоградской области, являясь одновременно финансовым органом и органом внутреннего государственного финансового контроля, наделен полномочиями по применению бюджетных мер принуждения и мер административной ответственности за правонарушения в бюджетной сфере. ГАБС информируют Комитет финансов Волгоградской области обо всех выявленных бюджетных нарушениях и административных правонарушениях. На основании этих данных комитет финансов формирует решение по применению мер бюджетного принуждения или мер административной ответственности к нарушителям. В настоящее время в целях повышения эффективности взаимодействия ГАБС и Комитета финансов Волгоградской области рассматривается вопрос о заключении между ними типовых соглашений о взаимодействии при реализации материалов контрольных и аналитических мероприятий.
Как составить план ВФА
Перед проверкой составляют план внутреннего финансового аудита. В нем указывают:
- тему;
- перечень изучаемых вопросов;
- сроки проведения;
- список ответственных.
При составлении плана внутреннего финансового аудита нужно учесть важность проводимых операций, их объем. Рассматривают риски после проведения контроля, сроки проверки. Анализируют законность хозяйственных операций и бюджетную отчетность.
В структуру плана входят пункты:
- тема проверки;
- что проверяют;
- вид проверки;
- проверяемый период;
- срок проведения.
Обязанности внутреннего аудитора
В той части, которая не противоречит профессиональному стандарту, исходя из специфики предприятия или организации, в должностные обязанности могут быть внесены дополнительные пункты, более детально конкретизирующая, что должен знать внутренний аудитор.
Итак, внутренний аудитор, для того, чтобы работать по специальности должен иметь высшее образование или окончить соответствующие курсы и проработать на предприятии или в организации не менее двух лет.
При этом не допускается совмещение аудиторской и управленческой должностей в одной и той же компании. Это требование вполне логично и позволяет избежать возникновения конфликта интересов.
Независимость внутреннего аудитора является гарантом объективности составленных им отчетов и заключений. Это достигается посредством подчинения аудитора непосредственно руководителю (генеральному директору).
Как проводится внутренний аудит организации
Первый этап — планирование, для проверяющих готовят методологические документы. Они должны описывать:
- цели и объекты внутреннего аудита предприятия;
- процедуру контроля;
- распределение обязанностей и функции внутренних или приглашённых аудиторов;
- требования к оформляемым документам;
- критерии оценки результатов контроля.
Перед каждой проверкой составляется чек-лист. Он включает в себя предмет и метод проверки, сроки, контрольные вопросы, план выборочных бесед с работниками, результаты проверки и комментарии проверяющих.
Второй этап — открытие аудита, ответственные рассказывают сотрудникам о ходе предстоящей проверки и отвечают на вопросы. После этого начинается процедура по установленному заранее чек-листу.
Третий этап — подведение итогов и написание аудиторского отчёта. Результат внутренней проверки, как правило, получает владелец бизнеса или генеральный директор.
Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:
- название и реквизиты проверяемой организации;
- сведения об аудиторе;
- описание предмета проверки (например, перечень отчётности с указанием периода, за который она составлена);
- сведения о работе, которую проделал аудитор;
- описание найденных нарушений;
- указание на документ или бизнес-процесс, в котором обнаружено нарушение;
- ссылки на документ, регламентирующий вопрос;
- перечисление всех возможных санкций за обнаруженные нарушения;
- список мер для устранения нарушений.
Согласно Международному стандарту аудита , проверяющий должен сообщить руководству организации о нарушениях и согласовать сроки их устранения.
При этом по итогам финансовой проверки аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны уведомить уполномоченные органы, если заподозрили проверяемую компанию в отмывании денег, а Федеральная налоговая служба имеет право потребовать у аудитора предоставить информацию, которую тот получил в ходе проверки.
Что такое внутренний аудит?
Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:
В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить. Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита. Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.
Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.
Порядок проведения проверки
Роль внутреннего финансового аудита не ограничивается проверкой достоверности и полноты сведений, предоставляемых в отчетах. Финансовые аудиторы в штате компании, а также независимые эксперты стремятся разработать рекомендации по способам повышения эффективности деятельности фирмы, а также роста ее конкурентоспособности.
С этой целью всесторонне рассматриваются и анализируются различные аспекты деятельности организации. Так, в рамках проводимой проверки осуществляется анализ:
- отчетности за различные периоды;
- сопоставляются сведения, указанные в финансовой, статистической, а также оперативно отчетности;
- проверяется, насколько правильно составлены отчеты;
- анализируется достоверность отражения активов и пассивов на счетах и в регистрах бухгалтерского учета;
- проводится анализ адекватности, целесообразности и соответствия деятельности проводимых операций.
Круг вопросов, которые рассматриваются в ходе аудита, можно расширять до бесконечности. Конкретный перечень обычно утверждает инициатор проверки. Им может выступать руководитель, один из собственников фирмы или иное заинтересованное уполномоченное лицо.
Результаты заключения аудитора по проверке
В завершение проводимой аудиторской проверки в обязательном порядке составляется заключение. Аудиторское заключение представляет собой официальный документ, в котором отражены результаты проведенной проверки. Он предназначен для лиц, имеющих право пользоваться финансовой отчетностью организации.
В обязательном порядке заключение аудитора должно содержать следующие сведения:
- указание на аудируемое лицо;
- сведения о проверенных регистрах финансовой отчетности;
- ссылка на нормативные акты, в соответствии с которыми проводился аудит;
- наличие либо отсутствие ошибок;
- рекомендации по устранению замечаний.
Аудиторское заключение подписывается руководителем проверки, а также лицами, осуществлявшими ее. В обязательном порядке внизу заключения следует указать дату его составления, после которой вносить в него изменения нельзя. Желательно, чтобы проверяемое лицо также поставило свою подпись под этим документом. Оно может указать, что не согласно с результатами проверки. При этом следует пояснить, с какими именно пунктами и по каким причинам (желательно с указанием ссылок на нормативные акты). Обычно аудиторское заключение составляется в двух экземплярах – один для проверяемой стороны, второй для передачи руководству организации.
Что с реализацией материалов проверок?
На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о ее результатах, содержащий в том числе:
- информацию о выявленных недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках, то есть рисках, остающихся после применения контрольных действий;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля. Они должны основываться на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:
- наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
- наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
- наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних контрольных действий;
- наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий ведомственного финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств. Данные выводы должны основываться на результатах аудиторской проверки, отражающих:
- наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств за совершаемыми ими фактами хозяйственной жизни, ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности;
- подтверждение полноты и достоверности показателей сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;
- оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита, неправомерные действия которых в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.1. Аудитор относится к категории специалистов.
1.2. На должность аудитора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее [значение] лет или среднее профессиональное (экономическое) образование и дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее [значение] лет.
1.3. Назначение на должность аудитора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению [вписать нужное].
1.4. Аудитор непосредственно подчиняется [вписать нужное].
1.5. Во время отсутствия аудитора (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
1.6. Аудитор должен знать:
— законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы, касающиеся производственной и хозяйственной деятельности предприятия;
— рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики;
— трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;
— порядок ведения бухгалтерского учета;
— методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
— правила проведения проверок и документальных ревизий;
— денежное обращение, кредит, порядок ценообразования;
— условия налогообложения юридических и физических лиц;
— правила организации и ведения бизнеса;
— этику делового общения;
— экономику, организацию производства, труда и управления;
— порядок оформления финансовых операций и организацию документооборота;
— действующие формы учета и отчетности;
— правила и нормы охраны труда;
— [вписать нужное].
Кому подчиняется начальник отдела аудита
921. 2Своевременное и качественное выполнение программ аудитов и контрольных проверок, подготовки отчетов и рекомендаций по их результатам. 922 Общекорпоративные нормы Деятельность Начальника службы регулируется общекорпоративными нормами, отраженными в следующих документах: 922. 1Правила внутреннего трудового распорядка 922. 12 Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Институт внутренних аудиторов). выполнять процедуры тестирования (опрос (запрос), наблюдение (осмотр), проверка (инспектирование), повторное выполнение, пересчет (подсчет), подтверждение), аналитические процедуры (анализ финансовых и нефинансовых коэффициентов, статистический анализ, сравнение фактических и плановых показателей, тренд-анализ) либо их сочетания с использованием программного обеспечения для целей внутреннего аудита или без него; 2) проводить интервью и осуществлять письменную коммуникацию; 3) применять в работе законы, подзаконные акты и локальные нормативные акты организации; 4) анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы; 5) использовать методы автоматизации внутреннего аудита в объеме, достаточном для выполнения: — внутренней аудиторской проверки; — консультационного проекта; 6) координировать свою деятельность с коллегами, эффективно работать в команде; 7) ……… (другие навыки и умения) 1. 4.
Каждая из этих функций имеет множество своих подвидов, но основой деятельности любой службы ВА является контроль Проверка необходима разным сферам деятельности, именно по этой причине существуют несколько видов служб ВА. руководителя службы внутреннего аудита можно скачать. Отчет руководителя службы внутреннего аудита Виды служб внутреннего аудита и планирование работы таких служб описаны ниже. 923 Права Начальник службы имеет следующие права, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей: 923. 1Запрашивать и получать беспрепятственный доступ к любым активам, документам, бухгалтерским записям, базам данных и другой информации о деятельности Компании, делать копии документов, формировать файлы отчетов по согласованию с руководителями компании, имеющими соответствующие полномочия. Его задачи — методическое обеспечение процесса выявления, оценки, мониторинга и контроля рисков, например, с использованием модели COSO, подготовка корпоративной «карты рисков», построение системы их мониторинга, разработка показателей эффективности управления рисками, выявление и анализ системных причин обнаруженных рисков (подготовка кейсов).