Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Куда обращаться и сколько это стоит
Чтобы зарегистрировать участок, документы необходимо подавать непосредственно в Росреестр или МФЦ. Сделать это можно при личном визите или онлайн. Учтите, что МФЦ – посредник между заявителем и Росреестром, но это никак не влияет ни на количество подаваемых документов, ни на размер госпошлины за регистрацию земельного участка.
Сделать это должен сам собственник участка или его полномочный представитель. В первом случае необходимо будет предоставить документ, подтверждающий личность (чаще всего, паспорт). Во втором случае потребуется нотариально заверенная доверенность, которая дает право на подобные действия; ее, как указано выше, необходимо добавить в пакет документов.
Что касается стоимости, для регистрации права на участок необходимо заплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 350 рублей (пп. 22, 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) для физических лиц. Обратите внимание! Реквизиты для оплаты пошлины в Росреестре и МФЦ разные, если вы вносите деньги по определенным реквизитам, то туда же и нужно предоставлять все остальные документы, в противном случае заявление не примут.
Срок рассмотрения заявления: семь рабочих дней с даты приема документов в Росреестре, девять рабочих дней с даты приема документов в МФЦ. Росрестр предпочтителен в том случае, если вы хотите получить консультацию.
Установление границ (уточнение)
Обновленное законодательство, касающееся вопроса учета земельных участков, предусматривает необходимость межевания, то есть установления или уточнения границ надела.
Это требуется для полноценного отражения сведений о каждом участке, переданном во владении гражданам. Соответственно, те наделы, что не были объектом межевания, должны быть подвергнуты такой процедуре.
Почему это важно? Если границы земельного участка не установлены, существует риск незаконного захвата территории и пользования участком лицами, не имеющими на это прав. Кроме того, неправильно обозначенные границы могут повлечь за собой неверные расчеты при выставлении счета за надел.
Запомните! Чтобы определить границы участка, потребуется провести кадастровые работы, а именно межевание. Определяются точные координаты участка за счет документов на землю. Если таковые отсутствуют, то условно устанавливаются пределы территории, за которой был закреплен тот или иной искусственный объект.
При этом срок такого закрепления не должен быть меньше пятнадцати лет. Именно указанные объекты позволят примерно определить границы надела.
Соответственно, уточнение границ участка будет проходить в случае, когда в кадастре отсутствуют сведения о точках и координатах объекта, либо когда сведения были предоставлены с низкой точностью, или границы одного надела пересекают границы другого, что не допускается в вопросе землепользования.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Статус земельного участка ранее учтенный, плюсы и минусы
Ранее учтенный земельный участок – это площадь земли, поставленная на учет до марта 2008 года. Почему определен именно этой датой? Именно в этом году в марте стал действовать закон ФЗ № 221 от 24 июля 2007 о систематизации информации о статусе земельных наделов. Согласно ему вся информация о земле должна содержаться в кадастре.
Данные о ранее учтенных участках в кадастровой палате неполные, поскольку не содержат сведения о границах участка. Если в документах на землю есть необходимая информация, то можно обратиться с ними в регистрирующий орган для их внесения. Если нет – то необходимо провести межевание участка, то есть установление его точных границ.
Плюсом такого надела земли является то, что для его постановки на учет не требуется проходить затратную по времени и силами процедуру постановки на учет. Для регистрации таких земель требуется межевание, а также внесение достоверных сведений о ранее учтенном земельном участке.
Минусом является то, что зачастую данные о таких участках, содержащиеся в кадастре, являются неточными и неверными.
Порядок постановки на учет определяется следующими нормами права:
- ФЗ от 24.07.2007 № 221 ФЗ (в редакции от 03.07.2016) – о кадастровой деятельности;
- ФЗ от 13.07.2015 № 218 ФЗ (в редакции от 28.02.2018) – о государственной регистрации недвижимости
- Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (в редакции от 11.12.2017) – о регистрации.
За вступлением в силу нового порядка постановки на учет земельных участков последовало возникновение немалого количества проблем. К одной из них относится то, что не обо всех объектах недвижимости, таких как земельные наделы, загородные и многоквартирные дома, содержатся какие-либо сведения в государственном реестре. В связи с этим не все собственники могут в полной мере распоряжаться принадлежащим им по праву имуществом. В реестре должны учитываться достоверные сведения обо всех объектах недвижимости. Чтобы внести эти сведения, необходимо учесть временные затраты, потраченные на эту процедуру. Зачастую возникают ситуации, когда необходимо как можно скорее получить паспорт на объект недвижимого имущества, а информации об объекте нет. Объединением всех проблем является наличие неточностей в официальных данных и документах.
Таким образом, ранее учтенный участок довольно несложно поставить на учет, если не учитывать всех проблемных ситуаций, которые могут возникнуть.
Можно ли продать ранее учтенную землю
Если земельный участок стоит на учете в Росреестре, то собственник вправе полноценно распоряжаться его юридической судьбой. Это означает, что он может продавать надел, дарить его, передавать в залог, завещать и т.д. Никаких ограничений на совершение гражданско-правовых сделок в этом случае нет.
Однако следует учесть, что в случае желания продать надел потребуется предоставить:
- выписку из ЕГРН;
- общегражданский паспорт;
- межевой план;
- согласие второго супруга (если он есть, а земля является совместно нажитым имуществом в период брака) – документ требует нотариального заверения;
- технический план участка из БТИ.
Перечисленные документы необходимы для заключения договора купли-продажи или оформления любой другой сделки. Возможно, потребуется юридическая помощь. Больше всего правовых трудностей возникает с земельными участками, которые были получены в собственность до 1997 года.
Согласно законодательству необходимо определить достоверные границы участка земли. Это требуется для полноты сведений, вносимых в реестр. Поэтому, земли, у которых не определены границы, обязательно подвергаются данному процессу.
Делается это для того, чтобы исключить вероятность незаконного захвата площади и пользования участка лицом, у которого нет на это право.
Также, отсутствие точных сведений о границах приводит к ошибочному расчету земельного налога и иных выплат.
Вопросы межевания находятся в ведении кадастровых инженеров. Они приезжают на место и определяют верные границы. Обязательно стоит учитывать находящиеся рядом наделы и их размеры.
По завершении работ владельцу передается межевой план, акт о совместимости и согласовании параметров с соседними территориями, а информация вносится в ЕГРН.
ВНИМАНИЕ! Для начала процедуры можно обратиться в МФЦ или Росреестр. Нужно иметь документы о праве собственности на надел.
Если участок поставлен на учет в Росреестр, то владелец может в полной мере распоряжаться им. Он вправе продавать надел, дарить его, завещать, передавать в залог и т.д. Ограничения на проведение гражданско-правовых сделок в данной ситуации нет. Все же, стоит учесть, что при желании продать надел нужно предоставить:
- межевой план;
- выписку из ЕГРН;
- паспорт общегражданский;
- разрешение второго супруга (если земля была приобретена в браке), документ нужно нотариально заверить;
- технический план участка из БТИ.
Без этих документов невозможно составить договора купли-продажи или совершить иную сделку. Иногда требуется юридическая помощь. Много вопросов возникает с участками земли, которые были получены в собственность до 1997 года. Этапы сделки:
- Составляется предварительный договор, он лишь подтверждает желание оформить договор купли-продажи в дальнейшем.
- Оставляется задаток в качестве гаранта.
- Передается задаток. Необходимо подписать договор задатка и написать расписку. Если продавцом не будут соблюдены условия договора, он вернет задаток в двойной сумме.
- Составляется договор купли-продажи (3 экземпляра).
- Переход права собственности на участок оформляется в Росреестре.
По завершении данного процесса, земля переходит в собственность покупателя. Процедура требует уплаты пошлины, которую требуется выплатить покупателю.
Суть понятия «ранее учтенный участок»
Обширная территория Российской Федерации поделена на различного размера участки, систематизация сведений о которых является объектом постоянного внимания со стороны государства. Для удобства хранения информации существуют специализированные структуры, куда поступают, а впоследствии учитываются данные о формировании новых наделов, их границ и размеров. В дальнейшем, по желанию пользователя, на территорию оформляется какой-либо вид права – собственность, аренда и прочие.
После получения информации об участке земли, в кадастровой базе данных ему присваивается определенный статус, одним из которых и является «ранее учтенный». Подобная формулировка появилась после вступления в действие федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в июле 2007 года — именно с момента возникновения одноименной структуры все наделы, поставленные на учет до указанной даты, приобрели статус ранее учтенных. Это вполне объяснимо, ведь и до появления кадастра, земельные площади проходили процедуру учета, но в тот период таковая не требовала предоставления исчерпывающих сведений о таковых. В частности это касалось информации об официально зафиксированных границах территории.
Чуть позднее, понятие «ранее учтенный участок» расширилось и под формулировку также попали наделы, на которые были зарегистрированы какие-либо права, например, право собственности, аренды, пользования, но только лишь до 1 марта 2008 года. При этом на учет в кадастре такие участки поставлены не были.
Ранее учтенные объекты недвижимости – что необходимо знать о них обычным гражданам
Нередко при обращении в орган кадастрового учета или службу по регистрации прав граждане сталкиваются с таким понятием, как ранее учтенные объекты недвижимости. Что такое ранее учтенные объекты недвижимости, и какие процедуры могут осуществлять с ними обычные граждане?
Определение ранее учтенных объектов недвижимости, основания внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) регламентирует статья 45 федерального закона от 24.06.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) и Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. № 42.
Согласно Закону о кадастре, ранее учтёнными являются объекты недвижимости, государственный кадастровый учет, в том числе технический учет которых уже осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, также, ранее учтенными, считаются объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт которых ещё не осуществлен на данный момент, но права уже зарегистрированы и не прекращены.
На сегодняшний день любой гражданин может получить сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, содержащихся в ГКН. Сделать это достаточно просто. Для этого необходимо обратиться в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений, в котором нужно указать кадастровый номер объекта недвижимости, а если он не известен достаточно указать адрес, по которому находится объект недвижимости. Через 5 календарных дней уже можно будет получить запрашиваемые сведения.
В случае, когда сведения о ранее учтенных объектах недвижимости еще не внесены в ГКН, внесение сведений осуществляется на основании заявления любого заинтересованного лица о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Для этого необходимо обратиться в орган кадастрового учета с заявлением и приложить к нему документы, устанавливающие или подтверждающие право на объект недвижимости. Сведения вносятся в ГКН в течение 18 календарных дней бесплатно.
Кроме того, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости может осуществляться на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами в орган кадастрового учета по его запросам. Документы о соответствующем объекте недвижимости предоставляются в орган кадастрового учета в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.
В случае, если в представленных (поступивших) документах отсутствуют основания для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном, орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Если представленные документы отвечают требованиям законодательства и содержат сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета положительного решения, орган кадастрового учета обеспечивает включение полученных сведений и документов в соответствующие разделы ГКН и предоставляет заявителю запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.
Для того чтобы внести данные в Росреестр сначала нужно сформировать пакет документов для обращения в Кадастровую палату. Важно, чтобы в инстанцию была представлена полная информация и в ней отсутствовали ошибки. Вот документы необходимые для постановки земельного участка на кадастровый учет:
- Заявление о постановки на учет.
- Правоустанавливающие документы.
- Документ, на основании которого у собственника возникло право на землю.
- Геодезический план участка.
- Межевой план участка.
- Если земля является госимуществом, то нужно представить разрешение исполнительного органа, за которым закреплен участок.
- Нотариальная доверенность для лица, представляющего интересы собственника.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
Как оформить земельный участок в собственность
Для оформления прав на землевладение, посетите орган Росреестра либо многофункциональный центр, подайте необходимое заявление, уплатите сумму госпошлины и представьте требуемую документацию.
Процедура постановки на кадастровый учет представляет собой начальный этап заявления своих прав на недвижимость. Таким образом, если ваш надел на учете не стоит, в первую очередь займитесь этим вопросом.
Заранее подготовьте надлежащий пакет документации, состоящий из:
- документа, удостоверяющего вашу личность. Если вы представляете интересы другого лица – потребуется нотариально удостоверенная доверенность;
- заявления о намерении оформить право собственности на земельный участок;
- кадастровой выписки на землю;
- документа о переходе права собственности на землевладение (к примеру, договора купли-продажи, дарения и тому подобное);
- двух экземпляров платежного документа в отношении госпошлины (оригинала и копии).
Отчуждатель надела должен будет предъявить свой документ, удостоверяющий личность и правоустанавливающие документы на землевладение.
После сбора требуемых бумаг и выполнения, в случае необходимости, дополнительных мероприятий (к примеру, межевальных работ), явитесь в уполномоченные органы для исполнения процедуры регистрации прав на участок. Сегодня подача документов возможна как непосредственно через Росреестр, так и через МФЦ. Обойдется регистрация в ту сумму, которую предусматривает госпошлина. С начала 2015 года для граждан стоимость упрощенной регистрации составляет 350 рублей, обычной – 2000 рублей. Для организаций размер госпошлины гораздо больше и равен 22000 рублей.