Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жалоба на судебного пристава и как сделать это эффективнее». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.
Кто может быть судебным приставом
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.
При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.
Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,
С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,
Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.
Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:
-
соблюдать Конституцию РФ и законы,
-
защищать права граждан и государства,
-
достойно переносить трудности профессии,
-
соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.
Как взыскать долг по исполнительному листу через приставов?
Далее:
- направляются запросы по месту работы (о заработной плате) и в банковские организации в отношении розыска накоплений такого человека;
- при поступлении зарплаты или иных перечислений на счет банк, согласно предписанию пристава, автоматически снимает с карты должника 50% в пользу кредитора (если взыскиваются алименты — то и до 70%).
Куда можно подать заявление на судебного исполнителя?
Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?
Существует несколько инстанций, в которые вы можете подать жалобу на судебного исполнителя. Это зависит от того, какое правонарушение было совершено и кто является правонарушителем. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы должностного лица, он может обратиться в следующие инстанции:
- Старший судебный пристав. В случае неудовлетворенности качеством исполнения служебных обязанностей конкретным работником, необходимо обратиться к его непосредственному начальнику, главному судебному приставу. В претензии необходимо детально изложить, что конкретно вас не устроило в работе исполнителя и какие права он нарушил в процессе производства. При наличии доказательства нарушений их нужно приложить к заявлению.
- Документы можно отправить заказным путем или отнести в канцелярию. Старший пристав рассмотрит жалобу в течение 10 дней. Больший эффект будет достигнут, если жалоба будет подана региональному руководителю службы или будет опубликована на официальном сайте ФССП. В этом случае дело будет находиться под контролем высшего руководства до полного завершения производства.
- Через Интернет. Через Интернет. Каждый при необходимостиможет оформить претензию вИнтернете. На официальном сайте ФССПвы найдетеобразец заявления на действия должностного лица в электронном виде. После заполнения рекомендуется распечатать документ и оставить несколько копий для себя. Когда придет ответ, его также стоит сохранить.
- Региональное Управление ССП. Если по какой-либо причине ваша жалоба не была рассмотрена, ее стоит отправить в вышестоящие инстанции. Управление возьмет под свой контроль проверку всех заявленных нарушений и когда старший судебный пристав завершит разбирательство, заявителю будет отправлено письмо с принятыми мерами.
- Прокуратура. Направление жалобы на судебного пристава-исполнителя в прокуратуру должно обязательно предшествовать рассмотрение жалобы по данному вопросу старшим судебным приставом. Лишь, сославшись на ранее принятое решение старшего судебного пристава по данному вопросу и не соглашаясь с ним, заявитель может рассчитывать на личное рассмотрение жалобы прокурором в любое время, после произошедшего нарушения.
Помимо основной информации, к жалобе нужно приложить копию обращения в Управление ССП.
На основании жалобы заявителя в срок не более 1 месяца должна быть проведена служебная проверка по факту нарушения прав гражданина в результате бездействия исполнителя. По итогу в отношении недобросовестного сотрудника принимаются карательные меры, а требования заявителя выполняются. Результаты проверки вам отправят в ответном письме. Большая часть поданных претензий удовлетворятся полностью или частично.
- Суд. Обратиться за признанием незаконности действий исполнителя можно в местный суд. Решение выносится менее чем за 10 дней, и чаще всего заявление податчика удовлетворяется. Затраты в ходе ведения делаССП берет на себя.
Иногда против судебных исполнителей выдвигаются обвинения в суде. Если заявителем является юридическое лицо, вы можете обратиться только в арбитражный суд.
У пострадавшей стороны есть 10 дней, чтобы своевременно подать иск. Однако бывают случаи, когда вовремя подать заявления на действия пристава не представляется возможным. В таком случае при составлении претензии нужно указать уважительные причины задержки и попросить рассмотреть дело. К уважительным причинам относятся:
- Серьезная болезнь. Необходимо подтверждение врача. Легкая форма ОРВИ не является удовлетворительной причиной.
- Деловая поездка. Необходимы заверенные документы с места работы.
- Адресат не был уведомлен по каким-либо причинам о проведении заседания по рассмотрению дела.
А что можно считать бездействием?
Отсутствие мер по ускорению выплат долга коллектору принимается как бездействие. Но игнорирование решение суда в течение 2 месяцев не означает, что судебный исполнитель ничего не сделал. Во-первых, вам нужно изучитьисторию исполнительного производства. Пристав можетсвязаться с подрядчиком, предоставить дополнительную информацию о должнике (контакты, адреса) и запросить информацию о проделанной работе.
Известить о принудительном взыскании судебный работник обязан течение 3 дней до непосредственного взыскания по решению суда. Если все правила соблюдены, а судебный исполнитель не начал розыск должника и не взыскал с него надлежащую сумму, заявитель может составить претензию.
Бездействие судебного исполнителя выражается следующим образом:
- Пристав не наведывается к должнику для описи его имущества.
-
Имущество не изымается и не передается на реализацию.
-
Исполнитель не занимается розыском должника.
-
Место работы неплательщика также неизвестно.
-
Принял деньги в счет погашения долга, но не передал взыскателю.
-
Должнику своевременно не было передано извещение о начале исполнительного производства.
Полномочия пристава в исполнительном производстве
Федеральным законом № 229-ФЗ приставы наделены полномочиями по ведению исполнительных производств. По отношению к должнику специалисты ФССП вправе осуществлять любые законные исполнительные действия, позволяющие взыскать долг, удерживать текущие платежи, изъять и передать имущество. К основным полномочиям приставов в исполнительном производстве относится:
- возбуждение, окончание, прекращение и приостановление производства;
- издание постановлений по всем процессуальным вопросам – об аресте имущества и счетов, о запретах и ограничениях, о розыске, по другим вопросам;
- проведение исполнительных действий – выезд на место, опись и арест имущества, изъятие вещей и предметов, оценка, розыскные мероприятия;
- реализация мер обеспечения к должнику и имуществу;
- дознание по уголовным делам, входящим в компетенцию ФССП;
- привлечение к административной ответственности по статьям КоАП РФ.
На что не имеет право судебные приставы
- Судебные приставы не могут звонить и посещать должника с 10 вечера до 6 утра, а также в выходные и праздничные дни. Однако из этого правила существуют исключения, если отсрочка:
- приводит к угрозе жизни или здоровью других лиц;
- влияет на проведение выборов во власть;
- воздействует на сохранность быстро портящегося имущества;
- замедляет выдворение за границу РФ иностранных граждан.
- Инспектор не может взламывать жилье должника без исполнительного листа или разрешения старшего судебного пристава.
- Невозможно изымать имущество без присутствия свидетелей.
- Если заемщик переписал свое имущество, специалист не может обратить взыскание на других лиц. Сначала займодатель должен доказать в суде, что дарение должником собственности произошло с целью укрыться от взысканий.
- Нельзя взыскивать денежные средства, положенные ребенку.
- Приставы не могут лишать водительских прав. Они лишь ограничивают вам право ровно до того момента, пока ваша задолженность не будет выплачена.
Что делать если приставы нарушают ваши права
Если приставы ведут себя неправомерно, вы можете написать жалобу на данного инспектора старшему судебному приставу.
В шапке документа указываем данные уполномоченного лица и информацию о себе. В самом тексте жалобы укажите сведения о приставе, который нарушил ваши права, а также номер исполнительного производства, по которому он действовал.
Подробно опишите ситуацию, укажите дату, примерное время, адрес и действия пристава, которые являются незаконными. Например, он вскрыл вашу квартиру без сопутствующего разрешения или пришел к вам после 10 вечера.
Внизу опишите ваши требования: признать действия исполнителя незаконными на основании пункта закона «Об исполнительном производстве».
Заявление пишется в двух экземплярах. На вашей копии специалист, который принимал жалобу, должен поставить номер и дату принятия жалобы. Также вы можете попросить его указать свою фамилию и должность.
Кроме того, вы можете подать обращение через официальный сайт судебных приставов.
Бумагу необходимо подать в инспекцию в течение десяти дней после нарушения ваших прав специалистом. Организация должна ответить вам в аналогичный срок после получения заявления. Если их разъяснения вас не удовлетворили, вы можете обратиться с заявлением в прокуратуру, а затем в суд.
Что такое ФССП России и какова ее структура
ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.
Основные функции службы судебных приставов:
- Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах;
- Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц;
- Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ;
- Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств);
- Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.
Кто такой судебный пристав и его статус по закону
Базовым нормативным актом, которым определяется статус и полномочия приставов-исполнителей, является Федеральный закон № 118-ФЗ. Приставы состоят на службе в ФССП, являются государственными служащими. Основные направления деятельности сотрудников ФССП:
- обеспечение порядка в зданиях и помещениях суда;
- обеспечение безопасности сотрудников и посетителей судебных органов;
- ведение исполнительного производства по судебным и иным актам;
- возбуждение дел и дознание по отдельным составам УК РФ;
- ведение исполнительного производства по отдельным статьям КоАП РФ.
В структуре ФССП есть разные категории и должности приставов. Руководящие, контрольные и надзорные функции возложены на главных приставов Управлений ФССП, руководителей отделов и подразделений. Фактическим ведением производства занимаются приставы-исполнители. Полномочия указанных специалистов подтверждаются служебных удостоверением.
С 2021 года на приставов, занимающих должности государственной службы, распространяются требования о подаче ежегодных деклараций, об уведомлении по фактам конфликта интересов. Несмотря на изменение должностного статуса, перечень полномочий при ведении исполнительных производств практически не поменялся.
Как и кем регулируется работа судебных приставов
На основании статьи 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, контроль и надзор за деятельностью приставов-исполнителей осуществляют вышестоящие должностные лица суд и прокуратура.
В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.
Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.
Вред, который был причинен незаконными действиями или бездействием приставов, будет возмещен за счет казны Российской Федерации, согласно статье 1069 ГК РФ.
Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
3 июля 1997 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (СТАТЬИ 1 — 6)
Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ.
Глава I.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 6.1. Система принудительного исполнения Российской Федерации
Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;
территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;
научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).
Статья 6.2. Федеральный орган принудительного исполнения
1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.
2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.
3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.
Статья 6.3. Территориальные органы принудительного исполнения
1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня, в том числе специализированные территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.
2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).
2.1. Руководитель специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня является главным межрегиональным судебным приставом, который обладает правами, исполняет обязанности и несет ответственность главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (главного судебного пристава субъектов Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), а также с иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в пределах компетенции специализированного территориального органа принудительного исполнения межрегионального уровня, установленной главным судебным приставом Российской Федерации.
3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.
Статья 6.4. Работники органов принудительного исполнения
1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.
2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.
4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.
5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.
6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.
Кто такой судебный пристав
Не буду изобретать новое определение. Википедия дает его
Но это определение содержит неточность. Оно отражает только одну сторону профессии. А есть еще и другая. Дело в том, что действия судебных приставов регламентируются двумя федеральными законами: № 118 и 229.
Первый из них разъясняет:
- задачи и требования,
- права и обязанности,
- полномочия и др.
Второй закон подробно останавливается на вопросах исполнительного производства:
- документы и участники,
- сроки,
- меры принудительного исполнения и др.
Так вот, согласно закону № 118 есть 2 вида судебных приставов:
- По обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если объяснять работу этих людей простыми словами, то они обеспечивают порядок в суде и за его пределами, безопасность всех участников процесса.
- Судебные приставы-исполнители – это люди, которые исполняют решение суда по делам об административных правонарушениях.
Более подробно права и обязанности двух категорий госслужащих разберем в отдельном разделе статьи.
Главным органом, который берет на себя функции охраны и обеспечения безопасности в судах, принудительного исполнения судебных решений, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Часто можно встретить аббревиатуры УФССП России, где под “У” скрывается “управление”, и РОСП – это значит районный отдел судебных приставов. Министерство юстиции организует и контролирует деятельность судебных приставов.
История становления этого института уходит к XII веку. Уже тогда люди, которые доставляли ответчиков в суд, обеспечивали охрану и порядок, взыскивали задолженность, наделялись широкими полномочиями. И никогда эта служба не была частной структурой, только государственной. А руководитель ФССП сегодня назначается Президентом РФ.
Система органов принудительного исполнения
Федеральная служба судебных приставов. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральные органы исполнительной власти решают самые разнообразные задачи и наделены для этого самыми различными полномочиями.
Целый ряд органов исполнительной власти занимается оперативно-исполнительской деятельностью, решая в рамках различных юрисдикционных процедур правоприменительные вопросы индивидуального характера.
Наряду с ними в системе федеральных органов исполнительной власти выделяются органы, которые занимаются не только оперативной деятельностью. Их главной целью является обеспечение принудительного исполнения индивидуальных актов, прежде всего судов, поскольку в силу разделения властей задача по принудительному исполнению судебных актов возлагается на органы исполнительной власти. Ведь принудительное исполнение судебных актов определяет необходимость решения целого ряда организационных вопросов, наличие специально подготовленных для этих целей профессионалов, наделенных для этого необходимыми полномочиями. Суды в этой системе не устраняются от решения вопросов обеспечения исполнения вынесенных ими актов, в том числе и принудительно, но содействуют исполнению присущими им полномочиями.
В России функции принудительного осуществления велений судебных актов, а также иных принудительно исполняемых актов относятся к полномочиям специально созданной Федеральной службы судебных приставов — ФССП.
В настоящее время служба судебного исполнения представляет собой по законодательству обладающую целостной организацией систему, находящуюся в ведении Министерства юстиции РФ. Однако при этом ФССП функционирует в целом вполне автономно и, по сути дела, независимо от других управленческих блоков, работающих в рамках органов юстиции (например, системы исправительно-трудовых учреждений).
ФССП решает не только задачи принудительного исполнения судебных и иных принудительно исполняемых актов. Она создана также в связи с необходимостью обеспечения безопасности судов и судей, порядка в судебном заседании. Увеличение сложности рассматриваемых судами дел, значительные экономические и политические интересы, которые нередко имеются за тем либо иным делом, приводят к давлению на суд и судей, в том числе и в формах, угрожающих жизни и здоровью самих судей, их близких, а также имуществу. Поэтому на ФССП также возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
В ряде субъектов РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» образованы собственные конституционные (уставные) суды, которые разрешают вопросы о соответствии законов и иных правовых актов субъектов РФ конституции (уставу) субъекта Федерации, а также иные вопросы, отнесенные к их деятельности. Согласно ст. 1 ФЗСП указанные суды не отнесены к числу тех судов, где ФССП занимается обеспечением порядка их деятельности.
Отнесение ФССП к системе федеральных органов исполнительной власти вполне логично и связано с целым рядом причин. Во-первых, с необходимостью обеспечения единого стандарта правоприменительной деятельности в процессе принудительного исполнения на всей территории России. Поскольку судебные акты обязательны на всей территории страны, то, соответственно, их принудительная реализация также должна происходить на основе единого правового стандарта. В этом смысле отнесение ФССП к числу федеральных органов является отражением того порядка, согласно которому судебная система России в основном является федеральной. Во-вторых, тем самым должна обеспечиваться независимость ФССП от региональных и местных властей, поскольку основной объем их работы — реализация исполнительных документов в отношении граждан и организаций, проживающих и находящихся на соответствующих территориях. Тем самым должна исключаться либо снижаться степень зависимости служб судебных приставов, образованных в субъектах Федерации, от влияния региональных властей. В-третьих, обеспечивается единый регламент деятельности в рамках ФССП, подчинение судебных приставов на всей территории России одним и тем же правилам, наделение их равными полномочиями.
Следует иметь в виду, что наличие в названии службы словосочетания «судебный пристав» в большей степени означает дань сложившейся исторической и юридической традиции, когда до реформы исполнительного законодательства судебные исполнители находились при соответствующих районных (городских) судах и помимо соответствующего органа юстиции организационное руководство судебными исполнителями осуществляли также председатели данных судов. В настоящее время понимание данной службы как «службы судебного исполнения» может лишь означать, что значительную часть исполнительных документов составляют документы, выдаваемые различными судами.
История развития исполнительного производства в России
Появление института судебных приставов-исполнителей в России есть в определенной степени возврат к той российской юридической традиции, которая существовала до событий 1917г. Новые судебные приставы — это в какой-то мере возрождение известного института судебных приставов, существовавшего ранее в нашей стране.
Можно выделить несколько этапов развития института судебных приставов: первый — дореформенный период (до 1864 г.), второй — период после реформы 1864 г. до 1917 г., третий — советский период и четвертый — период новейшей истории после 1997 г., после воссоздания института судебных приставов.
Дореформенный период. В Древней Руси исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII в. практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция.
Судебная реформа 1864 г. Неудобства, связанные с таким дореформенным порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, — судебных приставов. Как характеризовал институт судебных приставов видный русский юрист той эпохи профессор Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.
Согласно ст. ст. 321 и 322 Учреждения судебных установлений к компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.
Законодательство Российской империи также устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления или проступки, не оправдан судебными приговорами; исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам.
Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причиненные неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению из внесенного им денежного залога, а при его недостаточности — из прочего имущества самого судебного пристава.
Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями. Вместе с тем расширялись дисциплинарные права советов судебных приставов. Они получали возможность безапелляционно лишать приставов причитающегося на их долю вознаграждения по таксе и штрафовать на суммы от 5 до 100 руб.,
увольнять их на основании жалоб, удалять по неблагонадежности и неспособности, принимать на их место других и добавлять к штатным приставам внештатных, доводя о всякой перемене в составе приставов до сведения председателей и прокуроров судебной палаты.
Исполнительный лист выдавался судом, вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов. Помимо Устава гражданского судопроизводства, принудительное исполнение регулировалось рядом других правовых актов, например Положением о взысканиях гражданских.
Следует иметь в виду, что при уездных судах, а также при губернских присутствиях волостных судов, в верхних крестьянских судах не было судебных приставов. Их обязанности исполнялись общей полицией или приставами окружных судов. Однако могли быть назначены судебные приставы при мировых съездах мировых судей.
В целом, как пишет исследователь истории института судебных приставов Российской империи В.В. Захаров, реформа принудительного исполнения судебных решений, проводимая одновременно с Судебной реформой, привела к образованию смешанной модели исполнительного производства. В полном объеме внедрить частноправовые начала в деятельность судебных приставов не удалось по целому ряду причин, за весь период действия судебных уставов был создан только один совет судебных приставов при Петербургском съезде мировых судей, а товарищества с круговой порукой судебных приставов нигде не были созданы.
Советский период исполнительного производства. После 1917 г. функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Достаточно подробно порядок принудительного исполнения раскрывался в ГПК РСФСР 1923 г., ряде других актов.
Так, в 20-е гг. XX в. в период новой экономической политики система судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.
Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.
За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75% шло в доход государства, а 25% — в общий фонд для вознаграждения судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполнивших решение. При распределении сумм из фонда между судебными исполнителями вознаграждение распределялось по баллам. Во внимание принимался характер и количество исполненных дел, успешность проведенных ими взысканий, отдаленность и характер района их работы, условия передвижения и другие объективные условия работы. Из подлежащей выдаче судебному исполнителю суммы 20% удерживалось для вознаграждения делопроизводителю данного исполнителя.
Совет 3. Готовьтесь к встречам
Первая часто проходит ненапряжно. Вас выслушивают: почему возникла задолженность, как и сколько можете платить, какими частями. Вы пишете заявление со всеми этими фактами, указываете сумму и дату ежемесячного платежа.
Не теряйте бдительность. Основная задача пристава — максимально быстро исполнить производство, то есть отобрать всё, что у вас есть.
Верхом безумия будет заявиться в соболях, помахивая iPhone XS. У меня так попытались описать телефон, подловив на ерунде. Обсуждали, как можно выплачивать долг. Пристав говорит: «Есть „Сбербанк Онлайн“? Открывайте». Я и открыл. Говорит: «Хороший телефон? Достаём сим-карту, он арестован». Еле спрыгнул — сказал, что выдали на работе. Повезло, что не пришлось доказывать.
Контролируйте свою речь и эмоции — сухой канцелярский язык, строгие факты. И не позволяйте приставу провоцировать.