Увеличат ли срок отработки по распределению и как зачтут службу в армии?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увеличат ли срок отработки по распределению и как зачтут службу в армии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?

Сроки отработки по распределению

Эту информацию можно найти в статье 72 действующего Кодекса.

2 года отрабатывают те, кто получил:

среднее специальное образование, кроме лиц, которые в год окончания ССУЗа поступили в вуз на дневную бюджетную форму и получили образование на соответствующих условиях; лиц, которые отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования.

общее высшее образование, кроме лиц, поступивших в год получения общего высшего образования в вуз для получения углубленного высшего образования на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.

специальное высшее образование, кроме лиц, поступивших в аспирантуру (адъюнктуру) на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.

углубленное высшее образование, если для получения этого образования они поступили в УО в тот же год, когда получили общее высшее образование в дневной бюджетной форме, кроме лиц, принятых (зачисленных) в год получения углубленного высшего образования в аспирантуру (адъюнктуру) на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.

1 год отрабатывают те, кто получил:

профессионально-техническое образование, кроме лиц, поступивших в год получения профессионально-технического образования в ССУЗы, вузы на дневную бюджетную фомру и получивших соответствующее образование на этих условиях.

среднее специальное образование, если они отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования, кроме лиц, поступивших в год получения среднего специального образования в вузы на дневную бюджетную форму и получивших соответствующее образование на этих условиях.

За что меня могут и не могут уволить на распределении?

Расхожий миф о том, что молодого специалиста на распределении не могут уволить вообще никак, неверен: тут есть лишь несколько пунктов, которые отличают вас от остальных сотрудников.

На отработке не увольняют по собственному желанию, по требованию работника, по соглашению сторон и из-за несоответствия занимаемой должности – это квалификационные вопросы.

За прогулы, систематические опоздания, пьянство на рабочем месте и по другим обоснованным причинам вас легко могут лишить работы.

И если это произойдет по виновным основаниям, то вы автоматически будете обязаны выплатить средства, и никаких поблажек тут не будет. Если основания невиновные, а это ликвидация организации, нарушение нанимателем законодательства о труде и прочее, то вас должны перераспределить.

Есть еще один нюанс: после целевой подготовки выпускники вузов должны отработать у заказчика не менее 5 лет. Поэтому заключить такой договор решится не каждый абитуриент. Однако считается, что поступить на выбранную специальность с целевым направлением больше шансов: такие ребята участвуют в отдельном конкурсе. Например, это касается медицинских вузов, где проходные баллы зашкаливают. Будущий наниматель и потенциальный студент в договоре могут прописать и иные сроки обязательной отработки. Например, не 5, а 6–7 лет. — Но делается это только по обоюдному согласию. Хотя если такой контракт подписывается с перспективной организацией, крупным предприятием, у которых хороший социальный пакет, то молодой человек вполне может быть заинтересован в увеличении такого периода, — полагает Сергей Касперович.

Одним из ключевых изменений станет введение в школах централизованного экзамена (ЦЭ), по результатам которого выпускники смогут поступить в вуз.

Проведение экзамена, по словам начальника главного управления, будет похоже на сдачу централизованного тестирования. Однако сам ЦЭ следует воспринимать именно как выпускной экзамен по математике и русскому/белорусскому языку (по выбору школьника).

Читайте также:  Льготы почетным работникам общего образования РФ

Результаты ЦЭ будут учитываться при формировании среднего балла аттестата по соответствующим предметам. Кроме того, после сдачи экзамена школьники смогут получить сертификаты со своими баллами — они пригодятся для поступления.

После сдачи школьного экзамена выпускник также сможет сдать централизованное тестирование, но только по другим предметам (физика, химия, биология и др.). Таким образом, при подаче документов на выбранную специальность у него будет набор сертификатов ЦТ и ЦЭ.

Действовать сертификаты будут 2 года.

Новшество, уточнил С. Касперович, не коснется выпускников ссузов: они, если захотят продолжить обучение, должны будут сдавать централизованное тестирование, в том числе по русскому/белорусскому языку и при необходимости математике.

Начальник главного управления также добавил, что в 2023 г. выпускники школ не смогут сдать ЦТ по предметам ЦЭ (математика и один из государственных языков), но в 2024-м, если это будет необходимо для подачи документов в вуз, такая возможность у них появится.

Новый классификатор специальностей

В 2023 году абитуриенты будут выбирать профессию, ориентируясь на новый классификатор специальностей и квалификаций, который приведен в соответствие с актуальным сегодня классификатором видов экономической деятельности.

Некоторые наименования настолько преобразились, что могут сбить с толку вчерашних школьников, обратила внимание замначальника главного управления и привела ряд примеров.

Так, в старом классификаторе была специальность «автомобилестроение», а в обновленной версии ее назвали «производство транспортных средств», в сельхозпроизводстве ранее был «зоотехник» в новом справочке специальность звучит как «Производство продукции животного происхождения» с присвоением квалификации «техник-технолог».

Востребованную у молодежи специальность «программное обеспечение информационных технологий» переименовали в «разработку и сопровождение программного обеспечения информационных систем», хотя квалификацию «техник-программист» оставили без изменений. Еще одна востребованная у абитуриентов специальность «Промышленное и гражданское строительство» переформатирована в «Строительство зданий и сооружений».

Эксперт уточнила, что на сайтах учреждений образования информацию о старых и новых наименованиях специальностей состыкуют, чтобы абитуриентам легче было ориентироваться в мире профессий.

Кем осуществляется распределение?

Распределение выпускников осуществляется комиссией. Ее состав утверждается руководителем учреждения образования или государственного органа ежегодно не позднее 1 февраля.

Примечание:

В учреждениях образования, в которых количество выпускников превышает 500 человек, допускается создание нескольких комиссий. При осуществлении распределения учреждением образования в работе комиссий могут принимать участие представители государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений, в том числе профессиональных союзов.

Комиссия принимает решение о распределении выпускника с учетом:

  • результатов успеваемости;
  • участия в научно-исследовательской, общественной работе;
  • места прохождения производственной и преддипломной практики;
  • состояния здоровья, семейного положения и места жительства семьи;
  • рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении выпускника на работу;
  • его личных пожеланий.

Что такое целевой набор

Целевой набор, он же целевой прием (это название уже не используют), он же прием на целевое обучение/направление — это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет государства, по выделенной квоте. Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая указана в договоре как работодатель.

Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место. В результате студент получает бесплатное образование, заказчик – подготовленные кадры, вуз — заполненное оплаченное место, работодатель — квалифицированного специалиста. Поговорим, что надо учесть в этой идиллической картине, чтобы доучиться и не потерять деньги.

Кристина Рихтер говорит, что этот выбор зависит от нескольких факторов. Первый — от самого учебного учреждения.
— Есть университеты, которые стоя́т на том, что распределять нужно только в госорганизации. Например, это касается будущих учителей, медиков, студентов МГЛУ. Как правило, выпускников иняза скорее отправят учителем иностранного в школу, чем преподавателем в частный центр изучения языков.
Второй фактор — к какому типу относится организация, которая просит распределить к себе выпускника.
Организация, которая на два года получит в свои владения выпускника, может быть базовой и небазовой. Базовая — это та, которая заключает с университетом договор и заказывает у него рабочие кадры. Она имеет преимущество «на удовлетворение своей потребности в специалистах».
По письменным заявкам от организаций, с которыми у университета договора нет, могут распределить в трех случаях: если вы в банке одаренной молодежи, если в этой организации вы уже проходили практику, если в университете больше не хватает «базовых заявок», то есть отсутствуют другие места работы.

— Это как гадание на кофейной гуще, — говорит Кристина. Потому что могут быть разные варианты.
Если в университет поступило достаточное количество заявок от заказчиков кадров, вам предложат выбрать из списка. Толочин, Хойники, Кобрин — в Беларуси есть много городов с красивыми названиями, где ждут молодую кровь.
Если заявок мало, а студентов, которых нужно распределить, много, вам либо предложат искать заявку самостоятельно, либо могут дать справку о свободном трудоустройстве. Универсальной схемы нет. Как повезет. Например, в прошлом году экс-вице-премьер Беларуси Василий Жарко заявлял, что распределение должно быть стопроцентным. Все вузы взялись выполнять это поручение, поэтому второй вариант в 2018-м практически не срабатывал.

А вот тут интересно.
В Кодексе об образовании говорится так: выпускникам, которые на момент распределения женились или вышли замуж, место работы предоставляется по желанию и при наличии возможности распределить по месту жительства или работы жены (мужа).
— Одни университеты считают так: если есть заявка из местности, где живет жена/муж, то вас туда распределят. Если нет — выдадут справку о свободном трудоустройстве.
Другие считают и делают по-другому: даже если заявки нет, распределяют куда угодно. На практике мы встречаем это постоянно: университеты по-разному толкуют норму Кодекса и поступают и так и так. Министерство образования в этот вопрос ясности не вносит.
Хотя тут важно понимать, что эти категории входят в перечень оснований для получения «свободного диплома», поэтому по закону логично, что его должны выдавать, но практика с каждым годом все хуже и хуже.

31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

— Мы стали локомотивом инициатив, — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.

Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист «принадлежит» организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.

Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие «льготники». В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.

В гимназию, которая считается лучшей в белорусской столице, вместе с Анатолием Маникало пришли по распределению еще 10 молодых педагогов. После отработки положенных двух лет остались двое; освободившиеся места вновь заполнили специалистами по распределению.

— Почему уходят? Низкая зарплата — ставка молодого учителя примерно 55 долларов. Работал на полторы ставки, плюс всевозможные доплаты (например, за победу моей ученицы на олимпиадах) — получалось долларов 200-230. Но главное, с чем не смог смириться, — с отношением к нам, молодым учителям, как к рабам подневольным. Мы должны были гнать классы заполнять трибуны на стадионах, мыли полы в кабинетах, выслушивали многочасовые головомойки и делали массу всяких других бессмысленных дел, — рассказывает Анатолий.

Читайте также:  Как получить максимальные декретные пособия в 2023 году

Признается: скучает по своим гимназистам и поддерживает с ними контакт, мотивируя на развитие. «И в этом единственный плюс моей двухлетней отработки», — говорит он.

Можно ли отказаться от распределения после вуза?

Если ты не хочешь отрабатывать, напиши заявление об отказе от распределения. Примерно через месяц университет пришлёт расчётный лист, в котором будет указана сумма компенсации за обучение на бюджете за каждый семестр. Что в неё входит? Хозяйственные расходы вуза, зарплата преподавателей, взносы в ФСЗН, траты на ремонт и т. д. Всё это делится на количество студентов-бюджетников — ты выплачиваешь свою долю.

Размер компенсации может доходить до $ 20 000. Такую сумму быстро вернуть непросто

От момента получения расчётника у тебя есть полгода, чтобы начать выплачивать компенсацию университету. По истечении данного срока вуз подаёт в суд, и выставленную сумму взыскивают принудительно. К примеру, высчитывают из твоей зарплаты, размер удержания может достигать 50% — это на усмотрение суда. При смене места работы исполнительный лист «следует за тобой», так что улизнуть не удастся. Лучше выплачивать компенсацию добровольно, в таком случае платишь ежемесячно посильную сумму, срок не ограничен.

Выпускники колледжей и лицеев также могут компенсировать затраты на свою подготовку в обмен на свободу от распределения.

Если у тебя нет чётких планов на будущее или не уверен, что захочешь отрабатывать после вуза, : это дешевле, чем возмещать траты вуза на обучение.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Согласно Кодексу об образовании, все выпускники дневной бюджетной формы подлежат распределению. Если ты из их числа или ещё собираешься поступать на бюджет, обязательно прочти этот материал, чтобы быть в курсе нюансов распределения. Будущему профессионалу полезно читать не только литературу по специальности, но и нормативные документы. проштудировал Положение о распределении выпускников и доступно объяснит, как проходит направление на работу.

Систему распределения распространят на «платников»

Отсутствие свободы выбора, необязательность декларированных льгот, несоответствие практической работы полученной специальности, низкие зарплаты и отсутствие перспектив — вот малый перечень претензий противников распределения.

Главный козырь сторонников — государство предоставляет молодому специалисту гарантированное рабочее место. С запросами от предприятий и учреждений можно познакомиться заранее, можно отправиться на практику еще во время учебы, принести в вуз персональный запрос, если работодателя нашел сам (комиссия по распределению, впрочем, вправе этот запрос и отклонить).

Это значит, что я сам могу выбрать, где мне работать ближайшие два года?

Не совсем так. У университета заключен договор с некоторыми предприятиями, которым он должен предоставить определенное количество выпускников. В первую очередь «заполняются» эти места. Опять же, право первого выбора предоставляется ребятам с самым высоким средним баллом. Например, Антон, выпускник строительного факультета, всегда хорошо учился и занимался научной деятельность. Право выбора будущего места работы принадлежало ему одному из первых, он принес заявку от работодателя и распределился туда, куда хотел. Если же ваша успеваемость оставляет желать лучшего, «картина» для вас может сложиться не всегда благоприятно.

В этом году на энергетическом факультете молодого человека распределили на Минский подшипниковый завод. Он был расстроен, так как уже два года работал в конструкторском бюро, откуда на него была заявка и где хотел проходить распределение. Но из-за того, что по среднему баллу он был третьим с конца, ему придется проходить распределение не там, где хочется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *