Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования решения налогового органа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.
Порядок обжалования – досудебный
Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.
Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.
Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.
Досудебное разбирательство
Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
В каких случаях жалобу оставят без рассмотрения
Вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения требования жалобы в полном объеме или частично. Перечень возможных причин для отказа в изучении проблемы приведен в ст. 139.3 НК РФ:
- жалоба подана напрямую в УФНС, то есть из цепочки исключена налоговая инспекция, действия которой являются предметом спора;
- документ не подписан или содержит не весь набор обязательных реквизитов, не обозначены оспариваемые акты ИФНС;
- апелляционная жалоба в налоговую подана с нарушением сроков – для рассмотрения дела надо приложить к комплекту документов ходатайство о восстановлении срока;
- этот вопрос уже оспаривался ранее или обращение было отозвано налогоплательщиком;
- жалоба на бездействие налоговой не рассматривается, если ИФНС до принятия решения вышестоящим органом устранило нарушение и сообщило об этом в УФНС;
- на дату получения УФНС документов спор разрешен по тем же основаниям в судебном порядке;
- ИП или предприятие, оспаривающее действия налоговиков, ликвидированы или по иным причинам исключены из базы данных регистратора.
О повторном обжаловании решения инспекции
В ст. 137 НК РФ определено, что каждое лицо вправе обжаловать любые акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению данного лица, названные акты, действия или бездействие нарушают его права.
Такое обжалование, согласно п. 1 ст. 138 НК РФ, может быть осуществлено лицом, в отношении которого проведена налоговая проверка, в административном и (или) судебном порядке. Причем п. 2 указанной статьи предусмотрено: если юридическое или физическое лицо приняло решение восстанавливать нарушенные права и законные интересы в суде, указанное право административного обжалования становится его обязанностью.
В силу п. 1 ст. 138 и п. 2 ст. 139.1 НК РФ не вступившее в силу решение, вынесенное налоговой инспекцией по результатам выездной или камеральной проверки, может быть оспорено в апелляционном порядке. Если налогоплательщик право на подачу апелляционной жалобы не реализовал, то согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения этому налогоплательщику (или его представителю).
Иными словами, если последний уложился в отведенный законом месяц и написал жалобу на решение инспекции, эта жалоба считается апелляционной. Если же задержался — оспорить ненормативный акт налоговиков можно, только жалоба будет обычной. Процедура вынесения вердикта по ней региональным управлением ФНС (именно оно является вышестоящим налоговым органом по отношению к инспекции, чье решение оспаривается) ничем не отличается от рассмотрения апелляционной жалобы. Единственный (но весьма весомый!) минус такого порядка обжалования — налоговики получают право взыскания доначисленных проверкой сумм налоговых платежей в принудительном порядке.
На взгляд автора, подача в вышестоящую инстанцию апелляционной жалобы на решение инспекции не препятствует оспариванию того же решения (уже вступившего в силу) в административном порядке, если ранее оно было обжаловано не полностью, а в части. По крайней мере, Налоговый кодекс такого запрета не содержит. Судите сами.
В аб. 1 стат. 137 НК РФ сказано, что любое лицо может пожаловаться, преследуя задачу восстановления своих несоблюденных прав:
- на действия (или на допущение бездействия) должностных работников территориальных или федерального налогового органа;
- на акты ФНС, изданные в отношении конкретного налогоплательщика, содержащие какое-либо незаконное требование в отношении него (ненормативные акты).
При этом обжалование осуществляется:
- сначала – в стоящий выше налоговый орган;
- и только после этого – в суд (ч. 2 стат. 138 НК России).
Основания для отказа в рассмотрении протеста вышестоящим ведомством
Существует 5 установленных законодательно причин, при наличии которых стоящий выше орган оставляет протест без рассмотрения. Все они прописаны в ч. 1 стат. 139.3. НК России:
- жалоба была представлена в устной форме, либо в ней не был указан предмет обжалования – а именно, ссылка на ненормативный акт или на действие работников ФНС;
- протест был подан по истечении сроков, отведенных на обжалование;
- заявитель отозвал жалобу;
- заявитель уже ранее подал жалобу по аналогичным основаниям;
- нижестоящий налоговый орган в добровольном порядке устранил нарушения прав.
Решение об оставлении протеста без рассмотрения выносится вышестоящей инстанцией в течение 5 дней после получения жалобы и высылается (или вручается лично) заявителю в течение 3 дней после вынесения.
Новый порядок предусматривает две формы административного обжалования: подачу жалобы и подачу апелляционной жалобы.
Жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействия его должностных лиц.
Апелляционная жалоба подается на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившие в силу.
Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) различается по срокам.
Прежде всего, скажем, что жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чей ненормативный акт или действия либо бездействие должностных лиц обжалуются. Налоговый орган в течение трех дней должен направить принятые документы в вышестоящий орган.
В таком случае рассмотрение жалобы производится на основании изложенных в ней доводов заявителя, представленных одновременно с ней документов, подтверждающих эти доводы, а также материалов, которые предоставляются на рассмотрение нижестоящим налоговым органом. Податель жалобы до принятия по ней решения, может представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Однако, данные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, только если он объяснит причину, по которой не смог в установленные сроки представить эти документы инспекции.
Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) принимается в течение одного месяца с даты получения жалобы. Для других случаев обжалования установлен пятнадцатидневный срок. Сроки рассмотрения могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящего налогового органа или в случае представлении налогоплательщиком дополнительных документов.
Статья 139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы
1. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
2. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
3. Апелляционная жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.
4. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок обжалования решения налогового органа
Порядок обжалования решения налогового органа одинаковый во всех регионах России, так как он описан в КАС. Заявителю требуется пройти следующие процедуры:
- решение вопроса в досудебном порядке (в данном случае обращение в вышестоящий орган фискального надзора);
- прохождение дополнительной фискальной проверки;
- получение на руки письменного заключения о правомерности или, наоборот, неправомерности ранее вынесенного решения;
- отправка жалобы с вопросом, касающимся нарушения прав, в суд;
- получение на руки решения, касающегося вопроса восстановления прав;
- обращение в арбитражный суд (апелляция на решение подчиняющегося органа).
В некоторых случаях лицо имеет право миновать проведение дополнительных проверок и решить проблему в судебном порядке. Если ответ не удовлетворил заявителя, то ему предоставляется право обжаловать решение в арбитражном суде. Все действия производятся в порядке, описанном в статье 4 АПК, касающейся правил и процедуры удовлетворения жалоб на действие или бездействие государственных и судебных органов, а также согласно положениям, изложенным в КАС, с учетом всех изменений, вынесенных к ним на пленумах.
Уже на этапе знакомства с нами, Вы получите исчерпывающую информацию о возможных сценариях развития событий, последствиях и действиях, которые потребуются для урегулирования спора:
- Бесплатно изучим акт/решение по итогам налоговой проверки;
- Оценим вероятность положительного разрешения спора;
- Определим и презентуем четкую стратегию разрешения спорной ситуации с налоговым органом в Вашу пользу;
- Подготовим наше предложение о сотрудничестве, которое будет содержать в себе перечень услуг, сроки их оказания и финансовые условия.
Кто обязан принять жалобу на налоговую структуру?
Согласно , жалоба на ИФНС оформляется на имя вышестоящего налогового органа, но направляется в инспекцию, которая совершила неправомерное действие (бездействие) или вынесла необоснованное решение. После подачи заявления отвечающая сторона перенаправляет документ в вышестоящую инстанцию. Иными словами, при фиксировании нарушений, допущенных региональными отделениями, заявление подается первоначально в местный орган, а затем жалоба поступает в Управлении ФНС по городу (в Федеральную налоговую службу).
Также жалобы принимает:
- Суд. Инстанция имеет право выносить решение по любым искам от любых заявителей. Подача заявления в суд имеет один существенный недостаток — длительность процедуры. Поэтому к нему прибегают в 97% случаев юридические, а не физические лица;
- Прокуратура. Орган власти РФ отслеживающий корректность работы всех государственных структур. Но его деятельность распространяется только на правонарушения, носящие уголовный характер. Поэтому в налоговые споры орган власти вмешивается довольно редко.
Жалобу в вышестоящий налоговый орган можно подать в течение одного года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
На вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности срок подачи жалобы – один год со дня вынесения такого решения.
Апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
Если вы не согласны и с решением УФНС, в течение 3 месяцев со дня принятия решения по жалобе можно подать жалобу (апелляционную жалобу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Центральный аппарат ФНС).
Решение ФНС о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке обжаловать нельзя.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Что написать в жалобе
Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (доверенность при этом обязательна).
Подать жалобу можно:
-
лично при посещении налогового органа;
-
через доверенное лицо;
-
в электронной форме по ТКС;
-
через личный кабинет налогоплательщика.
К жалобе вы можете приложить документы, которые подтверждают ваши доводы.
В жалобе нужно указать:
-
Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
-
обжалуемые акт налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц;
-
наименование налогового органа, чьи акт, действия или бездействие должностных лиц обжалуются;
-
основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
-
требования лица, подающего жалобу;
-
способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Общие условия возникновения права на судебное оспаривание решений налоговых органов
В соответствии с п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, а равно в обе инстанции одновременно. При этом в силу п. 5 ст. 101.2 НК РФ, устанавливающей специальные правила оспаривания таких актов, как решения о привлечении к ответственности и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, любое из названных решений может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования его в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, устанавливается обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров по делам о привлечении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов к налоговой ответственности.
Положения ст. 101.2 и 139 НК РФ предоставляют налогоплательщику право обратиться в вышестоящий налоговый орган как с апелляционной жалобой на не вступившее, так и с жалобой на вступившее в силу решение. Очевидно, что приоритетным для любого налогоплательщика является право добиваться отмены решения до момента его вступления в силу, что в целом служит интересам обеспечения законности и превенции исполнения незаконных актов. И здесь необходимо отметить, что, в отличие от досудебного порядка урегулирования налоговых споров, по смыслу п. 5 ст. 101.2 НК РФ в системной связи с п. 9 ст. 101 НК РФ предметом судебного обжалования на сегодняшний день могут являться только те решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые вступили в законную силу. Данного мнения придерживаются и судьи, считающие налогоплательщика лишенным права на обжалование не вступившего в силу решения налогового органа в судебном порядке .
См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2009 N А55-12344/2008.
По общему правилу, содержащемуся в п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности вступает в силу по истечении десяти дней со дня его вручения налогоплательщику, что само по себе не порождает права на обращение с соответствующим заявлением в суд, а если подана апелляционная жалоба на указанное решение, то с даты принятия решения о его утверждении либо изменении вышестоящим налоговым органом. В последнем случае находит свое отражение причинно-следственная связь между вступлением решения в силу и соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.