Порядок обжалования акта налоговой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования акта налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.

Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.

Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.

Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.

Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.

Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.

Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.

Читайте также:  Взыскание алиментов за прошедший период

Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.

Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:

  • акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
  • выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
  • с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
  • обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.

Прогнозирование выездной налоговой проверки

Назначению выездной налоговой проверки обычно предшествуют вызов руководителя организации или индивидуального предпринимателя в налоговую службу для дачи объяснений, и/или запрос налоговой службой банковской выписки с расчетного счета за определенный период, и/или запрос документов у контрагентов компании по сделкам, заключенным с ней. Эти факторы должны насторожить и мобилизовать на подготовку к выездной налоговой проверке и устранению имеющихся недостатков в документах.

Полномочия налоговой:

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Также могут быть проверены отчетные периоды текущего года. Налоговая служба вправе истребовать только документы, относящиеся к проверяемому периоду.

Подготовка к проведению выездной налоговой проверке. Какие Вам следует принять меры?

Особенности обжалования решений ФНС

Статья НК РФ закрепляет право налогоплательщиков по обжалованию принятых им актов. Помимо этого указанный нормативный документ в своей главе 19 регулирует и устанавливает порядок обжалования, сроки, а также определяет основные вопросы при рассмотрении названных дел.

Кроме того, порядок регулирования таких дел дополняется обширной судебной практикой. А некоторые разъяснения (касающиеся определённых терминов), следует брать из официальных писем самого органа ФНС.

В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ результат любой проверки налоговой в обязательном порядке должен быть оформлен в виде акта. При этом возможности по обжалованию этого документа действующее законодательство не предусмотрело. Однако, налогоплательщику предоставляется право по подаче соответствующих возражений на акт.

По итогу истечения срока на подачу возражений органом ФНС выносится решение, которое в силу положений налогового законодательства уже допустимо обжаловать. Оно может содержаться в себе основания для привлечения к ответственности либо отказ от привлечения к таковой.

При этом сроки обжалования решения налогового органа будут напрямую зависеть от его вступления в законную силу:

  • если оно не вступило в законную силу: в течение месяца года с момента вступления (п.2 ст. 139.1 НК РФ). При этом документом, обжалующее решение будет именно апелляционная жалоба;
  • если оно вступило в законную силу: в течение одного года, при этом документ, содержащий возражения, будет именоваться как жалоба (ст. 139 НК РФ).

Статья 137 Налогового кодекса РФ «Право на обжалование»

  • Статья 100 Налогового кодекса РФ «Оформление результатов налоговой проверки»
  • Статья 139.1 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы»
  • Статья 139 Налогового кодекса РФ «Порядок и сроки подачи жалобы»

Обжалование актов налоговой проверки

  • Подготовка к налоговой проверке.
  • Сопровождение – когда налоговики уже у Вас.
  • Оспаривание результатов налоговой проверки.

Основания для обжалования результатов налоговой проверки

Для того чтобы успешно обжаловать результаты налоговой проверки, должны быть достаточно веские основания. Согласно нормам законодательства, к таким основаниям относятся следующие:

  • несогласие с итоговым актом проверки – компания может не согласиться с выводами проверяющих, при выявлении фактических ошибок в заключении, неполном анализе ситуации и т. д. Это наиболее распространённая аргументация при подаче жалобы – практически всегда можно найти фактические несоответствия и на их основании построить свою стратегию;
  • в процессе проведения проверки были допущены нарушения – полномочия проверяющих из фискального органа законодательно ограничены, например, они не могут дважды в течение года проводить проверки по одним и тем же основаниям, не могут затягивать процедуру сверх установленных сроков, требовать предоставить документы, которые не относятся к их компетенции, обязаны принимать возражения от проверяемых и т. д. Если же хотя бы один из пунктов будет в процессе проверки нарушен, это дает основания для обжалования всех результатов процедуры;
  • несогласие с санкциями, назначенными в результате проверки – если в процессе проведения мониторинга деятельности компании будут выявлены нарушения, налоговая имеет право применять санкции, чаще всего это штрафы и другие финансовые взыскания. Однако они могут быть непропорциональны выявленным нарушениям или вообще основываться на неправильных выводах и фактах. В этом случае можно оспорить не весь акт налоговой проверки, а только его часть, касающуюся штрафов.
Читайте также:  Как заполнить и подать налоговую декларацию о доходах 3-НДФЛ

Перечисленные здесь основания – не исчерпывающие, потому если вы хотите оспорить заключение проверки налоговой, рекомендуется вначале посоветоваться с адвокатом – он поможет выбрать наиболее весомые основания для обжалования.

Наши услуги и перечень необходимых документов

Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:

  • оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
  • оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
  • обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
  • подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
  • подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.

Решение о приостановлении налоговой проверки

В Постановлении ФАС Московского округа от 18.05.2010 N КА-А40/4838-10 по делу N А40-138209/09-107-1072 по делу по заявлению ОАО «Башкирэнерго» о признании недействительным решения налогового органа от 24.07.2009 N 03-1-23/139 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки и незаконными действий по приостановлению выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика, выраженные в фактическом бездействии за период с 25.07.2009 по 07.09.2009, суд кассационной инстанции указал следующее.

05.05.2009 руководителем налогового органа принято Решение N 03-1-23/073 о проведении в отношении ОАО «Башкирэнерго» выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, страховых взносов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Судебный порядок обжалования

Общая характеристика судебного порядка обжалования. Судебный порядок обжалования является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.

В рамках судебного порядка обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.

За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.

С 1 января 2009 г. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Читайте также:  За сколько времени до свадьбы подается заявление в ЗАГС?

Порядок оспаривания результатов выездной налоговой проверки

Сначала по итогам проведения проверки составляется акт. Его необходимо дождаться, причём речь идёт именно о документе, а не о мнении конкретного инспектора, выраженного в частном порядке. Дальше у налогоплательщика по законодательству будет 1 месяц со дня получения такого акта, чтобы предоставить свои возражения. Они должны быть по существу и подкреплены доказательствами.

Если возражения не принимаются во внимание, то налогоплательщик может обжаловать решение территориального отделения ФНС РФ в вышестоящий налоговый орган. Фактически, речь идёт об апелляции, но в рамках всё той же структуры. У налогоплательщика на это будет ещё 1 месяц. Дальше: если и вышестоящий орган принял решение в пользу компании, то в таком случае в течение 3 месяцев с момента прихода от него отказа в удовлетворении жалобы можно подать документы в арбитражный суд.

Оспорить результаты налоговой проверки самостоятельно можно. Вероятность успеха при этом примерно такая же, как и самостоятельно себя лечить или сделать операцию.

Обратите внимание на то, что обращаться в судебную инстанцию вы имеете право исключительно после того, как последовательно пройдёте все остальные стадии. То есть сразу же обращаться в суд, если вы не подавали возражения в ФНС РФ и не обращались в вышестоящее руководство налоговой, нельзя. Несоблюдение порядка является одной из самых частых причин возвращения иска налогоплательщику.

Сроки обжалования акта выездной налоговой проверки

Период, в течение которого необходимо апеллировать по поводу необоснованности составленного заключения, зависит от нескольких факторов. В таком деле действует золотой принцип: «Чем быстрее, тем лучше!». Если вы не согласны с результатами проверки инспекторов, не стоит ждать и терять драгоценное время.

Вам достаточно заполнить представленную онлайн-форму или позвонить нам по указанному телефону. Менеджер компании «Простые решения» уточнит важные детали, даст вводную устную консультацию и вы вместе утвердите удобное время встречи с нашим юристом. После этого мы подберем наиболее подходящего специалиста (с учетом особенностей вашей компании и сложности возникших проблем), и он приедет к вам для подготовки оперативного и эффективного обжалования проведенной проверки.

Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?

Нередки ситуации, когда налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, в связи с чем он может защитить свои права и обжаловать решение налогового органа.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права.

Апелляционная жалоба призвана обжаловать не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если, по вашему мнению, такое решение нарушает ваши права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жаловаться возможно в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом решения налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Однако в налоговый орган, проводивший проверку, можно подать возражения по акту налоговой проверки, в связи с чем мы их также кратко рассмотрим.

1. Подача в налоговый орган, проводивший проверку, возражений по акту налоговой проверки

В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки вы вправе представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы можете приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *