Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Казахстане продлили предельные цены на розничную реализацию ГСМ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Расчет для легковых автомобилей
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Расчет для грузовиков
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
В городах Астана, Алматы, Шымкент, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской, Мангистауской областях, а также в областях Жетісу, Ұлытау:
- Если у вас есть действующее водительское удостоверение, выданное в Республике Казахстан, вам разрешено приобретать до 100 литров топлива в день по цене 230 тенге за литр.
- В вышеуказанных городах владельцы грузовых, специальных, специализированных автомобилей и автобусов, предъявившие действующее свидетельство о регистрации транспортного средства, могут приобрести до 300 литров топлива в сутки по цене 230 тенге за литр.
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
16. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств устанавливаются в литрах (для различных масел) или килограммах (для пластических смазок) на 100 литров (100 м3) нормируемого значения расхода горюче-смазочных материалов.
17. Нормы расходов смазочных материалов снижаются на 50 % для всех автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации менее трех лет.
18. Нормы расходов смазочных материалов увеличиваются на 20 % для автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации более восьми лет.
19. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте узлов и агрегатов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки соответствующего объекта.
20. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств, произведенных в странах бывшего СССР до 1990 года, приведены в таблице 14.
Таблица 14 — Нормы расходов смазочных материалов в литрах (кг)
на 100 л нормируемого расхода горюче-смазочных
материалов
Масла |
Пластич- ные смазки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Марка, модель автомобиля |
моторные |
транс- миссион- ные |
специаль- ные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Volkswagen Passat |
0,8 |
0,15 |
0,03 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ-965, -966, -968, -969, -970 всех модификаций |
1,3 |
0,1 |
0,03 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛуАЗ всех модификаций |
1,3 |
0,1 |
0,03 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАЗ-1102 |
0,8 |
0,1 |
0,03 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВАЗ всех модификаций |
0,6 |
0,1 |
0,03 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИЖ-2125 всех модификаций |
1,8 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Москвич-403,-407,-408,-410,-411,- 424,-426,-432 |
2,0 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Москвич-412,-427,-433,-434,-2136, -2137,-2140,-2141 всех модификаций |
1,8 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-13,-14 |
1,8 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-М20,-21,-22 |
2,0 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-24 всех модификаций |
1,8 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-24-07,-24-17 |
1,6 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-3102 всех модификаций |
1,7 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГАЗ-3110-101 |
1,7 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УАЗ всех модификаций |
2,2 |
0,2 |
0,05 |
0,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗИЛ-114,-117,-4104 |
1,7 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АВТОБУСЫ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАФ-977 всех модификаций |
2,0 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАФ-2203 всех модификаций |
1,8 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УАЗ-452,-2206,-3962 всех модификаций |
2,2 |
0,2 |
0,5 |
0,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАвЗ-651,-651А |
2,2 |
0,25 |
0,1 |
0,25 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КАвЗ-685,-3270,-3976 всех модификаций |
2,1 |
0,3 |
0,1 |
0,25 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАЗ-651,-652 всех модификаций |
2,2 |
0,25 |
0,1 |
0,25 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАЗ-672,-3201,-3205,-3206 всех модификаций |
2,1 |
0,3 |
0,1 |
0,25 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛАЗ-695,-697 всех модификаций |
2,0 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛАЗ-699 всех модификаций |
2,0 |
0,35 |
0,1 |
0,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛАЗ-4202 всех модификаций |
2,8 |
0,4 |
0,15 |
0,35 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛиАЗ-158 всех модификаций |
2,2 |
0,25 |
0,1 |
0,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛиАЗ-677 всех модификаций |
1,8 22. Помимо гарантийных норм для аккумуляторных батарей устанавливаются эксплуатационные сроки службы, по истечении которых допускается производить их списание в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации. 23. Эксплуатационные сроки службы определяются интенсивностью работы аккумуляторных батарей и определяются согласно данным, приведенным в таблице 17 и п. 24. настоящих Норм. Срок службы аккумуляторных батарей снижается: на 20 % в климатической зоне «А»; на 15 % в климатической зоне «В»; на 10 % в климатической зоне «С»; на 30 % для автотранспортных средств, оборудованных дополнительным источником потребления энергии (радиостанция, сигнально-говорящее устройство, бортовые компьютеры и т.д.) и 5 % на каждый следующий дополнительный источник потребления энергии; на 10 % при использовании на автомобилях и тягачах аэродромного обслуживания. Срок хранения аккумуляторных батарей в сухом виде (не залитых электролитом) устанавливается не более трех лет. Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Таблица 17 — Эксплуатационные сроки службы аккумуляторных батарей
Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учетеОснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения. Основания для повышения норм расхода топлива:
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р. Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом: При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ. Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ. II. Нормы расхода топлив для автомобилейДля учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание. Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3. Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23‑р (далее – Распоряжение № АМ-23‑р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д. Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51‑р. Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23‑р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23‑р предписывают:
Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23‑р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02‑10‑010/55111). Норма расхода топлива и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д. При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику. Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п. Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов-изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлива автомобилем приведены в приложении 9. Правила учета ГСМ — нормативыКомпании имеют право на утверждение собственного лимита расходования топлива:
Замеры расхода бензина производятся по следующей схеме (отдельно для порожнего и груженого ТС, для летних и зимних поездок, для простоя с включенным двигателем и т.д.):
Ответы на распространенные вопросы про правила учета ГСМВопрос №1: Как произвести списание бензина по факту его расходования, если невозможно понять, сколько горючего осталось в баке заправленного автомобиля? Ответ: Как правило, для этих целей фактический расход топлива определяется как количество километров по спидометру, умноженное на принятый в компании норматив. Вопрос №2: Компания применяет нормативы расхода топлива, установленные Министерством транспорта для целей налогового учета. Можно ли применять аналогичные нормативы в бухгалтерском учете? Ответ: Да. Одно и то же значение лимита (по нормам Минтранса или самостоятельно разработанным нормам) может быть использовано при расчете израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы. Контроль затрат ГСМ системой спутникового слеженияКонтроль затрат ГСМ системой спутникового слежения Бухгалтер предприятия вносит количество потребляемого топлива в соответствии вышеуказанным нормативам. Помимо графы “материальные расходы” для внесения потребляемого ГСМ сверх нормы, предусмотрена графа “внереализационные затраты”. Существует формула расчета расхода топлива для автобуса: Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, (2)
Для самосвалов: Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Нz x Z, (4)
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельноНесмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ. Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты. Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.). Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01) где:
Как расчитать расход ГСМ Нормативное регулирование
Агрегат относится к дизельным четырёх цилиндровым моторам, блок цилиндров установки усиленный, выполнен из чугуна, объём двигателя Д240 составляет 4.75 литров. Силовая установка атмосферная, отличается повышенной надёжностью и простотой конструкции. Ремонтируется мотор легко, процедура возможна даже в полевых условиях. Поскольку силовая установка дизельная, подача топлива, это впрыск, мотор обеспечен нужной тягой и достаточной мощностью. К тому же двигатель Д240 крутящий момент составляет 28 кгс*м, чего хватает для выполнения большинства поставленных задач. Процесс запуска силовой установки Д240 происходит при помощи электрического стартера, модификация Д240Л оборудована пусковым двигателем, что помогает облегчить запуск главного агрегата в холодное время года. Расход горючего отечественными и импортными тракторамиЕсли нет возможности точно рассчитать количество потребляемого трактором горючего, то можно воспользоваться уже готовыми подсчетами. О нормах расхода топлива, используемого наиболее популярными отечественными тракторами, максимально точно расскажет таблица.
Ниже приведен пример потребления топлива импортными тракторами производства известного бренда John Deere. Похожие записи: |