Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищно-коммунальное хозяйство в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.
Особенности ЖКХ в России
Характеристики жилищно-коммунального хозяйства отраслей народного хозяйства:
- сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с производством материальных товаров и оказанием услуг;
- особая социальная значимость, которая усиливает необходимость государственного регулирования и надзора за потребителем;
- сочетание коммерческой (ориентированной на прибыль и некоммерческой) организации;
- сочетание крупных (производство электроэнергии, водоснабжение, коммунальные услуги, трубопроводные сети и т.д.) и малых предприятий;
- особая важность экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
- необходимость обеспечения предоставления минимальных услуг независимо от платежеспособности населения.
Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:
— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;
— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;
— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами
Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).
Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.
Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.
Структура жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения представляет собой сложную многофункциональную систему, состав и структура которой в каждом регионе является специфичной.
В составе ЖКХ можно выделить несколько подотраслей:
жилищное хозяйство;
ресурсоснабжение (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение);
благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов);
бытовое обслуживание (банно-прачечное, гостиничное хозяйство).
Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, электричества, тепла.
Структура управления предприятием ЖКХ
Рассмотрим структуру управления предприятием ЖКХ на примере ООО «Жилкомсервис № 1» .struktura-upravleniya-predpriyatiya-zhkh.doc Возглавляет генеральный директор, ему подчиняются главный инженер, заместитель генерального директора. Схематично структура управления предприятием представлена в прил. 6. В подчинение главного инженера находятся: юридический отдел, организационно-распорядительный отдел, эксплуатационные участки № 1, № 3. В подчинении заместителя генерального директора находятся: сметно-договорной отдел, производственно-техническая служба, планово-экономическая служба, бухгалтерия, сектор по работе с кадрами, эксплуатационные участки № 2, № 4.
В структуру ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» также входят: 25 домоуправлений; аварийно-диспетчерская служба; участок ремонтно-восстановительных работ; служба механизации.
Рассмотрим кратко функции и обязанности основных подразделений предприятия. Генеральный директор ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда. Генеральный директор организует работу коллектива предприятия, а также несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность, которому подчиняются все службы предприятия: эксплуатационная, техническая, экономическая.
Организация бухгалтерского учета ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» осуществляется бухгалтерией предприятия. Основными функциями бухгалтера являются: контроль за обработкой и заполнением документов строгой бухгалтерской отчетности; контроль за состоянием текущих счетов предприятия; составление бухгалтерской отчетности. Учетные обязанности главного бухгалтера ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района»: составление налоговой и бухгалтерской отчетности, учет финансово-результатных счетов, учет операций по расчетному счету, учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Учетными обязанностями бухгалтера являются: ведение всей первичной документации, учет операций по кассе, учет расчетов по заработной плате и прочим операциям с сотрудниками, учет расчетов с покупателями и прочими дебиторами и кредиторами, учет счетов затрат.
Проведем анализ учетной политики предприятия ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района». Действующая учетная политика имеет, как и положено, два раздела: учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогового учета. Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета составлена одним приказом. В учетной политике перечислены все унифицированные и «внутрифирменные» формы с учетом требования Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые будет использовать бухгалтерия. На предприятии утверждены положения о бухгалтерии и должностные инструкции, разработан и утвержден рабочий план счетов. В организации ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» применяется бухгалтерская программа «1С: Бухгалтерия 8.0», в которой ведут учет главный бухгалтер, бухгалтер и бухгалтер-экономист, разделяя при этом сферы учета. Кроме того, для ведения управленческого и налогового учета применяется программа Ехсеl. Таким образом, обеспечивается параллельное ведение двух различных баз данных в двух различных программах, которые не обмениваются между собой информацией.
В целом система автоматизации с помощью многопользовательской программы 1С: Бухгалтерия и применения средств Excel вполне эффективна и обеспечивает цели учета: своевременную информацию для бухгалтерского учета всех сфер хозяйства, составления отчетности и управленческих нужд. Применение двух различных, не обменивающихся автоматически информацией программ 1С: Бухгалтерия и Excel можно рассматривать как положительный момент, так как это обеспечивает контроль над возможными ошибками при ведении подразделениями материальных отчетов. В учреждении ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Амортизация по основным средствам и нематериальным активам определяется линейным способом. Учет амортизации ведется соответственно на счетах 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов». Затраты на текущий ремонт основных средств списываются ежемесячно на себестоимость продукции. Общепроизводственные расходы распределяются между видами продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих, занятых непосредственно изготовлением продукции. Общехозяйственные расходы организации ежемесячно списывает на себестоимость проданной продукции как условно-постоянные расходы. Незавершенное производство оценивается по нормативной (плановой) себестоимости. Готовая продукция приходуется по нормативной (плановой) себестоимости. Отклонения от фактической себестоимости готовой продукции каждый месяц списываются на продажу продукции. Бухгалтерская отчетность ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» представляется по формам, приведенным в приложении к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. и доп. от 4 декабря 2012 г.).
В составе жилищно-коммунального хозяйства выделяются следующие подотрасли:
- 1. Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплутационное производство.
- 2. Водоснабжение и водоотведение.
- 3. Коммунальная энергетика (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение).
- 4. Городской транспорт (троллейбус, трамвай, автобус).
- 5. Информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерного обеспечения и связи).
- 6. Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство.
- 7. Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов).
- 8. Зелёное хозяйство (озеленение городов, цветоводство). Гостиничное хозяйство.
- 9. Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
- 10. Уличное освещение.
Получение собственниками квартир коммунальных услуг требует обязательной взаимной оплаты. Но на сегодняшний день проблема взыскания выплат с граждан связана с необоснованными размерами тарифов. Так, учет потребленных ресурсов происходит на основании принятых нормативов, которые могут значительно отличаться от фактически использованных сервисов. Кроме того, граждане, которые платят фиксированные суммы без учета использованных сервисов, считают своей обязанностью потратить больше, нежели было оплачено.
Это ведет к тому, что коммерческие организации, являющиеся провайдерами услуг, несут дополнительные траты, не обоснованные потребностями граждан. Так, согласно последним изменениям законодательства, с целью снижения тарификации принято решение принудительного монтирования счетчиков на воду, газ и свет. Это единый вариант сохранения низкой стоимости коммунальных услуг при сохранении качества работы.
Функции и обязанности ЖКХ
Компания ЖКХ, закрепленная за конкретным районом города, домом, в простонародье называется управляющей. Жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд обязанностей и должна соблюдать их на 100%:
- подготовительные мероприятия к новому сезону;
- работы по замене основных систем водоснабжения (счетчиков потребления воды, труб);
- замена электросетей;
- осуществление капитального, косметического ремонта;
- уборка придомовых участков и территорий, лифтов, подъездов;
- проведение ремонтных работ по оборудованию, установленному на территории обслуживания организации ЖКХ;
- оформление справочных документов, необходимых собственникам жилья, включая предоставление полноценной отчетности.
Говоря о функциях сотрудников, работающих в управляющих компаниях, стоит выделить следующие моменты:
- принятие участия в проведении домовых собраний, выносе решений по ним;
- регулярный профилактический осмотр зданий (в осенне-весенний период), составление актов по его итогам;
- формирование бюджета ЖКХ по району, закрепленному за предприятием;
- конкурсный отбор ремонтников, поставщиков топливных ресурсов;
- организация различного рода заседаний: административных комиссий, групп по обеспечению безопасности на дорогах около дома, мероприятий по решению жилищно-бытовых вопросов, регулированию тарификаций, разработке нормативных актов, связанных с накоплением отходов;
- разработка проектов контрактов, составляемых с поставщиками и подрядчиками, смет на капитальные ремонтные работы, фактических расходных схем по благоустройству и их утверждение;
- проведение проверочных мер по документации, аналитика издержек на совершенствование условий жизни собственников и пользователей помещений, оценка выполненных работ, обмеры, постановка на учет лиц, которые все еще нуждаются в улучшении условий проживания;
- выполнение отчетных документов по текущим ремонтным работам, предоставление статистических отчетностей по капитальным изменениям;
- контроль правильности технической эксплуатации объектов со стороны граждан, формирование контрактов на вывоз мусора с владельцами коммерческих объектов, расположенных на территории жилого фонда;
- организация проведения конкурсных мероприятий по выбору лучшего дома, улицы;
- взаимодействие со службами по аварийным случаям, участие в работе административно-технических инспекций, принятие и рассмотрение заявительных бумаг от населения, сотрудничество с прочими структурными подразделениями;
- разработка программ, нацеленных на реформу в рамках ЖКХ, связанных с ремонтом, предоставлением освещения, повышением уровня безопасности жильцов.
Льготы в жилищно-коммунальном хозяйстве
Оплата жилищно-коммунальных услуг – прямая обязанность каждого домохозяйства, вне зависимости от того, владеет оно жильем или арендует его. В России для некоторых категорий граждан предусмотрены льготные условия пользования услугами ЖКХ. Они установлены на федеральном и региональном уровне. То есть в первой ситуации перечень льгот ЖКХ регулируется правительством, а во второй – правительством того или иного региона страны. Т. к. региональные льготы в разных уголках нашей Родины различны, следует уделить внимание общим моментам – федеральным льготам.
Федеральная льгота в сфере ЖКХ представляет собой скидку, предоставляемую в процессе оплаты коммунальных услуг.
К числу федеральных льготников ЖКХ относятся следующие категории граждан:
- герои Советского союза и РФ;
- почетные кавалеры ордена славы;
- заслуженные герои социалистического труда;
- ветераны ВОВ;
- лица, имеющие инвалидность;
- бывшие узники фашизма, не достигшие 18 лет;
- граждане, подвергшиеся радиации в ходе аварийной обстановки на АЭС в Чернобыле;
- граждане, пострадавшие от аварии в рамках производственного подразделения «Маяк»;
- лица, пережившие ядерные испытания на Семипалатинском полигоне;
- граждане, относящиеся к подразделениям особого риска;
- члены семей военнослужащих лиц, которые утратили кормильца.
Куда подается жалоба?
Обращаться с жалобой на компанию ЖКХ необходимо в определенные инстанции. Какую из них выбрать – зависит от того, что именно вас беспокоит, и в чем заключается суть проблемы. Чаще всего в качестве принимающих сторон выступают следующие организации:
- дирекция управляющей фирмы;
- государственная жилищная инспекция;
- органы муниципалитета;
- российская организация по потребительскому надзору;
- прокуратура;
- федеральная инстанция по тарификации;
- фискальные организации (суд).
Чтобы жалоба на ЖКХ была принята без особых проблем, она должна включать в себя следующие пункты:
- наименование, присвоенное адресату (обычно это директор организации, т. е. необходимо указать его ФИО);
- сущность проблематики вопроса;
- ссылки на законодательные нормы и аспекты, регулирующие этот момент;
- требования, связанные с устранением проблемы;
- дата, подпись.
Полномочия муниципальных жилищных инспекторов
Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.20 ЖК РФ), имеют право:
- запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
- рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).
Преобразование сектора
Развитие этой отрасли происходит с учетом текущих проблем и попытками их устранить. Основания задача, которая ложится на плечи областных образований, организация новой системы работы с максимальной денежной экономией и сохранением качества обслуживания.
С этой целью структура ЖКХ будет реорганизована по следующим направлениям и принципам:
- расширение системы ЖКХ путем формирования многоуровневой вертикальной структуры контроля;
- предоставление права на исполнение функций на коммерческой основе (это стало основанием возникновения конкуренции, а также улучшением деятельности отдельных локальных подразделений);
- выдача Указа о становлении различных тарифов на оплату услуг по территории РФ (зафиксированы нормативы потребления, а также характеристики жилых объектов, которые исключают право на субсидии и социальные дотации);
- постепенный перевод на принципы самоуправления, когда финансовая ответственность будет относиться только к конкретному ЖКХ (организация должна сама себя окупать без получения дополнительных ассигнаций из бюджета);
- индивидуальное субсидирование исходя из финансовых возможностей потребителей.
Такая информация про реорганизацию ЖКХ дает надежду, что это повлечет улучшение финансирования (самообеспечения) и положительно скажется на обслуживании коммунальных систем.
У многоквартирного дома коллективный владелец. Поэтому все вопросы, связанные с его управлением, решает общее собрание собственников квартир. По его решению может быть создано собственное юридическое лицо — товарищество собственников жилья, или ТСЖ (раздел VI ЖК РФ).
Большое ТСЖ может нанять собственный штат технических специалистов для обслуживания дома. В этом случае оно полностью берет на себя функции УК. Однако не менее часто ТСЖ заключает договор с управляющей компанией, которая становится подрядчиком, выполняющим текущие работы. В обоих случаях со своими претензиями и проблемами жильцам следует обращаться в ТСЖ.
То же самое относится и к жилищным (или жилищно-строительным) кооперативам (ЖСК, раздел V ЖК РФ). Отличие этих организаций в том, что чаще всего они создаются с целью приобретения, реконструкции или строительства жилого дома, то есть формируются из пайщиков. После достижения поставленной цели кооператив может управлять зданием, а может быть преобразован в ТСЖ (ст. 122 ЖК РФ).
Сущность и структура экономического механизма развития ЖКХ
Экономический механизм развития ЖКХ, включающий методы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, должен быть направлен на стимулирование предложения услуг по управлению многоквартирными домами и коммунальному обслуживанию, формирование платежеспособного спроса на эти услуги, обеспечение баланса интересов управляющих и ресурсоснабжающих организаций и собственников жилья.
Для наиболее полного представления о жилищно-коммунальном комплексе городов весьма актуальным является учет его субъектнообъектной структуры. Объектами жилищно-коммунального комплекса являются источники производства коммунальных услуг (объекты водоснабжения, водоотведения, тепло-, электро-, газоснабжения) и сетевая инфраструктура (инженерные сети) и жилищные (управляющие) организации.
Как и любое другое коммерческое хозяйственное общество, управляющая организация обязана формировать и передавать бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иную отчетность управляющей компании ЖКХ по закону в контролирующие и надзорные органы.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 162 ЖК, УК должна отчитываться о проделанной работе, израсходованных средствах и порядке исполнения договора перед общим собранием собственников жилых помещений МКД, находящегося под ее управлением.
Отчетность перед жильцами представляется ежегодно не позднее I квартала текущего года в письменной форме. Подобного рода отчеты должны содержать сведения:
- о соответствии выполненных работ и услуг требованиям законодательства;
- о видах и характеристиках проведенных работ, типах коммунальных услуг;
- о расчетах со снабжающими предприятиями;
- о случаях нарушений договора со стороны УК, рассмотренных обращениях жильцов;
- о суммах, полученных от заключенных договоров средств и использованных суммах резервного фонда и так далее.