1.8. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОРАБЛЕМ С ВОДОМЕТНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.8. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОРАБЛЕМ С ВОДОМЕТНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Распыленная вода является одним из средств борьбы с пожаром. Над очагом пожара при мелком распылении воды создается большая поверхность испарения, что повышает эффективность охлаждения и увеличивает скорость процесса испарения. При этом практически вся вода испаряется и образуется обеднённая кислородом паровоздушная прослойка, отделяющая очаг пожара от окружающего воздуха.

Система водораспыления и орошения

На морских судах применяются несколько разновидностей водо-распылительных систем: спринклерная, водораспыления, орошения и водяных завес. Спринклерная система предназначена для тушения огня распыленными струями воды в каютах, кают-компаниях, салонах и служебных помещениях на пассажирских судах. Свое название система получила от применения в ней спринклеров — распиливающих насадок с легкоплавким замком.

Спринклеры при достижении в помещении соответствующей температуры автоматически раскрываются и распыляют воду в радиусе 2—3 м. Трубопроводы системы всегда заполнены водой, находящейся под невысоким давлением. Спринклерная головка (рис. 5.44) состоит из корпуса 3, в который ввернуто кольцо 4, снабженное дужками 6.

В центре диафрагмы 5 находится отверстие, по периметру которого напаян припой, образующий седло 1 стеклянного колпака 8, служащего клапаном. Клапан снизу поддерживается замком 9, части которого соединены, легкоплавким припоем, рассчитанным на температуру плавления от 343 до 453 К (от 70 до 180 С) (в зависимости от температурного режима помещения), а для жилых и служебных помещений — около 333 К (60 °С). При повышении температуры плавится припой, замок распадается и клапан 8 открывается под давлением воды, подводимой к отверстию 2.

Вода, падая на розетку 7, разбрызгивается.

§ 9.2. Принципы обеспечения непотопляемости

9.2.1. Конструктивные мероприятия. Эти мероприятия осуществляются на стадиях проектирования и постройки судна и сводятся к назначению таких запасов плавучести и остойчивости, чтобы при затоплении заданного числа отсеков изменение посадки и остойчивости аварийного судна не выходило из минимально допустимых пределов. Наиболее эффективным средством для использования запаса плавучести при повреждении корпуса, является деление судна на отсеки водонепроницаемыми переборками и палубами. Действительно, если судно не имеет внутреннего подразделения на отсеки, то при наличии подводной пробоины корпус заполнится водой и судно не сможет использовать запас плавучести. Деление судов на отсеки производится в соответствии с частьюV“ Правилклассификации и постройки морских судов”Морского Регистра Судоходства. Ватерлиния неповрежденного судна, применяемая при делении на отсеки, положение которой фиксируется в судовой документации, называетсягрузовой ватерлинией деления на отсеки . Ватерлиния поврежденного судна после затопления одного или нескольких отеков называетсяаварийной ватерлинией . Судно утрачивает запас плавучести, если аварийная ватерлиния совпадает спредельной линией погружения – линией пересечения наружной поверхности настила палубы переборок с наружной поверхностью бортовой обшивки у борта. Наибольшая длина части судна, расположенной ниже предельной линии погружения представляет собойдлиной деления судна на отсеки . Подпалубой переборок понимают самую верхнюю палубу, до которой до-

водятся поперечные водонепроницаемые переборки по всей ширине судна.

Количество воды влившейся в поврежденный отсек судна определяется с помощью коэффициента проницаемости помещения μ – отношение объема, который может быть заполнен водой при затоплении отсека, к полному теоретическому объему помещения. Регламентируются следующие коэффициенты проницаемости:

Для помещений, занятых механизмами – 0,85;

Для помещений занятых грузами или запасами – 0,6;

Для жилых помещений и помещений, занятых грузами, имеющими высокую проницаемость (порожние контейнеры и др.) – 0,95;

Для пустых и балластных цистерн – 0,98.

Важной характеристикой непотопляемости судна является предельная длина затопления , под которой понимают наибольшую длину условного отсека после затопления которого, при коэффициенте проницаемости равном 0,80, при осадке соответствующей грузовой ватерлинии деления судна на отсеки и при отсутствии исходного дифферента, аварийная ватерлиния будет касаться предельной линии погружения.

Важным конструктивным мероприятием по обеспечению непотопляемости является создание прочных и водонепроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин), установленных по контуру водонепроницаемого отсека, которые должны хорошо работать при крене, дифференте и морском волнении. Для всех дверей скользящего и навесного типа в водонепроницаемых переборках должны быть предусмотрены индикаторы, находящиеся на ходовом мостике и показывающие их положение. Водонепроницаемость и прочность судна должна быть обеспечена не только в подводной части, но и в надводной части корпуса, так как последняя определяет запас плавучести, расходуемый при повреждении.

Для активной борьбы экипажа за непотопляемость на судне также предусматривается:

Создание судовых систем (креновой, дифферентной, водоотливной, осушительной, перекачки жидких грузов, затопления, спускной и перепускной, балластировки);

Снабжение аварийным имуществом и материалами.

Такие закрытия, системы и механизмы должны иметь соответствующую маркировку, обеспечивающую их правильное использование с максимальной эффективностью. Места сосредоточения аварийных средств называются аварийными постами . Это могут быть специальные помещения или кладовые, ящики и щиты на палубе. К таким постам могут быть выведены устройства дистанционного пуска судовых систем.

9.2.2. Организационно-технические мероприятия. Организационно-технические мероприятия по обеспечению непотопляемости проводятся экипажем судна в процессе эксплуатации с целью предупреждения поступления воды в отсеки, а также сохранения посадки и остойчивости судна, предотвращающих его затопление или опрокидывание. К числу таких мероприятий относятся:

Правильная организация и систематическая подготовка экипажа к борьбе за непотопляемость;

Поддержание всех технических средств борьбы за непотопляемость, аварийного снабжения в состоянии, гарантирующем возможность немедленного их использования;

Систематическое наблюдение за состоянием всех корпусных конструкций в целях проверки их износа (коррозии), замена отдельных элементов конструкций при текущем или среднем ремонте в случае превышения установленных норм износа;

Планомерная окраска корпусных конструкций;

Устранение перекосов и провисание водонепроницаемых дверей, люков и иллюминаторов, систематическое их расхаживание и поддержание всех задраивающих устройств в исправном состоянии;

Контроль забортных отверстий, особенно при доковании судна;

Строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких топлива;

Раскрепление грузов по-походному и предотвращение их перемещения при качки (особенно поперек судна);

Компенсация потерь остойчивости, вызванных обледенением судна, путем приема жидкого балласта и проведением мероприятий по удалению льда (скалывание, смывание горячей водой);

9.2.3. Борьба за непотопляемость. Под борьбой за непотопляемость понимается совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и возможное восстановление запасов плавучести и

остойчивости судна, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход и управляемость.

Борьба за непотопляемость осуществляется немедленно после получения судном повреждения и складывается из борьбы с поступающей водой, оценки его состояния и мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению судна.

Чтобы защитить оголовок скважины и поверхностный насос рядом от замерзания и осадков, сверху нее рекомендуется оборудовать кессон. Это герметичная конструкция из пластика, бетона или кирпича. По форме она напоминает небольшой колодец до двух метров глубиной с плотно закрывающейся крышкой. При этом днище должно находиться в грунте ниже уровня его промерзания.

Пластиковый вариант приобретается уже в готовом виде в магазине. А бетонную или кирпичную конструкцию можно выполнить и своими руками. По размерам данное сооружение в системе автономного водоснабжения частного дома делается таким, чтобы внутрь него мог спуститься человек для обслуживания установленного там оборудования. Для его наружной отделки можно использовать недорогие фасадные панели, керамогранит и даже кровельный профнастил.

Применение водяного пара для различных целей и устройств, облегчающих труд человека, осуществлялось очень давно, раньше, чем была изобретена паровая машина. К таким устройствам можно отнести, например, шар Герона Александрийского (около 120 г. до н. э.) и паровую пушку Леонардо да Винчи (XVв.). Агрегаты, генерирующие пар для использования с целью получения механической работы, созданы несколько столетий спустя.

Впервые паровой котел как генератор, производитель пара, был отделен от исполнительного механизма в 1600 г. в установке Джамбатиста дела Порта для подъема воды. Однако отсутствие в то время универсального парового двигателя тормозило развитие паровых котлов.

Как заводят двигатель корабля

Самолету нужна огромная тяга что бы поднять его в небо, а здесь поток воздуха в котором капли охлаждаются и превращаются из жидкости в гранулы. Впрочем действительно — лично на запуске не присутствовал, но после каждого капремонта первой запускалась котельная, а уж потом демвода, аммиак, карбамид..

Читайте также:  Зарплаты, налоги и все больше забот: что изменится в Беларуси с 1 января?

А какая разница, в воздух подниматься, или воздух от себя толкать? Физика совершенно одинакова, чем сильнее дуешь, тем либо выше взлетаешь, либо если винт привинчен к земле больше воздуха от себя гонишь. Самолет тоже можно за хвост веревкой к дереву привязать и газануть, вот и будет вместо самолета вентилятор той же мощности и характеристик. Раньше так тягу и проверяли, где-то в Ле-Бурже чтоль сохранилось дерево, к которому еще сам Сент Экзюпери свой аэроплан привязывал для испытания. А то что котельную нужно раньше всего остального запускать, это и так ясно, котельная в энергоцех входит и он всегда первым пускается.

Судовые системы бытового водоснабжения и сточные

Основное назначение систем бытового водоснабжения и сточных — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.

Системы водоснабжения и сточные должны проектироваться в соответствии с требованиями Санитарных правил для морских судов СССР и отраслевых стандартов. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.

Для питья допускается опресненная вода, полученная из морской воды в опреснительных установках. Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.

Системы бытового водоснабжения. В зависимости от вида используемой воды различают системы бытовой пресной воды и бытовой забортной воды. Система бытовой пресной воды предназначена для приема, хранения и подачи пресной воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки, удовлетворения гигиенических потребностей экипажа и пассажиров и т. п. Система бытовой забортной воды служит для приема и подачи забортной воды к местам потребления для промывки бытовых устройств туалетов, трубопроводов сточных систем, мытья палуб и т. п.

По назначению системы бытовой пресной воды делятся на системы питьевой и мытьевой воды. Существуют и единые системы бытовой пресной воды. В этом случае потребители обеих систем обеспечиваются питьевой водой, что позволяет значительно сократить общую длину трубопроводов, количество арматуры и цистерн.

Система питьевой воды монтируется независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в цистернах, изготовленных из нержавеющей стали или имеющих антикоррозионные покрытия, разрешенные Минздравом СССР. На судне должно быть не менее двух цистерн (из-за поочередной периодической чистки). Пресная вода насосами подается из запасных цистерн к местам потребления.

Чтобы предохранить воду от нагревания и порчи, запасные цистерны размещают в удаленных от источников тепла местах. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб. Система питьевой воды должна быть совершенно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещаются.

На рис. 5.61 приведена схема системы питьевой воды.

Универсальная система водяной защиты корабля.

В последнем выпуске программы «Военная приемка», посвященном современным фрегатам проекта 22350, показали как действует новая «Универсальная система водяной защиты». Именно показ этой системы был основной «изюминкой» данного выпуска. На самом деле достаточно интересная и очень полезная система, способная выполнять, на корабле, множество полезных функций.

И тут возникает риторический вопрос: почему ее не придумали раньше? Разберем по порядку возможности данной системы:1) Химзащита и обеззараживание корабля. Тут все понятно, при включении это системы все химические вещества и радиоактивная пыть смываются с корпуса в море.

(Зеленые и синие будут в восторге.)2) Тушение пожара.Да на корабле есть специальные средства для борьбы с очагами возгорания, но лишней такая функция точно не будет. 3) Снижение ИК заметности.Это уже боевая функция данной системы.

Я еще вчера предположил, что водяная завеса служит для снижения тепловой заметности.

Но тот есть оговорки. Дело в том, что некоторые ПКР НАТО имеют ИК систему наведения и для защиты от таких ракет используют комплексы постановки завес. Дымовая завеса имеет более высокую температуру, чем корпус корабля и ракета перед собой видит раскаленное облако, найти корабль в котором невозможно. Но эта завеса, ставится только в момент непосредственной атаки корабля.

Водяная завеса не имеет недостатков дымовой и может использоваться еще до боевого столкновения, для того что бы снизить ИК сигнатуру корабля.

Да и наведению ракет, вода не мешает, а значить ее можно использовать непосредственно в бою. 4) Охлаждение корпуса.В жарком климате, корпус корабля жутко раскаляется, охлаждение корпуса водой, отличный способ снизить температуру и улучшить условия обитания на борту.

5) Отчистка корпуса.Думаю эта функция, будет самой полезной из все вышеперечисленных. Еще бы роботов-уборщиков с зубными щетками добавили бы. Ну вот ссылка на саму программу, перемотку установил на момент с демонстрацией системы (35:06):Впечатлениями от просмотра телепрограммы я поделюсь по позже.

Понравилась публикация? Ставьте � и подписывайтесь на мой канал!

Пропульсивная установка

Пропульсивная установка яхты — это комплекс оборудования, которое используется для управления движением яхты, которые позволяют регулировать скорость и направление движения яхты. Она является частью яхты, которая обеспечивает безопасность и комфорт на борту.

Состав пропульсивной установки яхты может включать в себя:

  • Двигатель(и)
  • Пропульсивный винт
  • Контроллер двигателя/пропульсивного винта
  • Систему управления направлением движения
  • Систему мониторинга и диагностики двигателя/пропульсивного винта
  • Контроллер автоматического руления

Это основной состав пропульсивной установки яхты, однако в зависимости от модели яхты и индивидуальных потребностей владельца, этот состав может быть расширен или модифицирован.

В зависимости от габаритов яхты, пропульсивные установки принципиально делятся на два типа:

  • Системы с подвесным двигателем
  • Системы со стационарным двигателем

Проектирование, монтаж и реконструкция систем водоподготовки портовых сооружений, дебаркадера, гостиницы на воде и маломерных судов

Существуют специальные санитарные правила, согласно которым весь экипаж и пассажиры судна должны быть полностью обеспечены питьевой и технической водой. Во время плавания судно пополняет запасы воды в портах и на пристанях, подключенных к центральному или автономному водоснабжению. Помимо этого, судно, идущее по реке, может принимать воду из-за борта. В обоих случаях воду нужно очищать и обеззараживать специальными системами для питьевых, мытьевых и технических нужд.

Санитарные нормы содержат правила, описывающие стандарты очистки воды для хранения ее в цистернах и других емкостях. Компания «Интегра Инжиниринг» выполняет работы по проектированию, установке и гарантийному обслуживанию судовых систем обеззараживания и очистки воды для питья и готовки, для мытьевых и технических нужд, а также для судовых котлов и систем отопления дебаркадеров и плавучих гостиниц.

  • Вода из центрального водоснабжения имеет усредненные параметры, приведенные к потребительским стандартам и требованиям СанПиНа, однако это не делает ее безопасной для здоровья.
  • Водоснабжение из открытого водоема особенно нуждается в системе очистки. Как правило, помимо взвешенных (нерастворимых) частиц и различных примесей, в такой воде содержится большое количество микроорганизмов. Также вода из открытого водоема может быть жесткой и содержать примеси железа или торфа.

Комплексная автоматизация и интеграция средств управления

Комплексная автоматизация в ХХ в. оказала определяющее влияние на развитие всех технических систем кораблей и судов. Ее особенностью в нашей стране является то, что начало данного этапа было директивно задано (обычно его связывают с решением о начале создания атомной подводной лодки проекта 705, судьба которого широко обсуждается в литературных источниках [2]). Особую историю имеет создание комплексных систем управления техническими средствами (КСУ ТС), которое с самого начала их проектирования по настоящее время осуществлялось и осуществляется НПО «АВРОРА».

В соответствии с традициями, заложенными комплексной автоматизацией, под определение ТС попало все корабельное оборудование, предназначенное для обеспечения хода, маневрирования корабля и стабилизации его положения в пространстве, выработки и распределения всех видов энергии, создания условий обитаемости и жизнеобеспечения экипажа и условий для нормального функционирования оборудования и аппаратуры, а также для обеспечения борьбы за живучесть корабля. Далее все ТС оказались поделенными на функциональные комплексы (например, уже упоминавшийся комплекс технических средств ЭЭС, предназначенный для решения задач выработки и распределения электроэнергии). В ходе комплексной автоматизации аналогичными системами управления, поставляемыми в составе КСУ, был оснащен функционально полный ряд ТС кораблей и судов. Сами КСУ ТС образовали новый класс корабельных потребителей — электронную нагрузку, для которой в составе КСУ ТС были созданы и успешно эксплуатировались корабельные системы электропитания.

Читайте также:  Льготы при поступлении в вуз 2023 в подробностях

Электродвижение и единая электроэнергетика

История электродвижения судов насчитывает немало лет и исторически восходит ко времени царствования императора Николая I. А именно — к 25 сентября 1838 г., когда произошло известное многим событие: академиком Б. С. Якоби в Санкт-Петербурге на Неве были проведены испытания первого судна-электрохода.

С тех пор началась эпоха электрификации кораблей и судов, были последовательно решены следующие задачи:

  • Обеспечение электроэнергией собственных нужд кораблей и судов по всем типам нагрузки — осветительной (нагревательной), двигательной и (наконец) электронной.
  • Создание кораблей и судов с системами частичного (вспомогательного) электродвижения и полного электродвижения.
  • Создание судов с едиными (т. е. объединенными с системами электродвижения) электроэнергетическими системами (ЕЭЭС).

В качестве яркого примера эффективности ЕЭЭС всегда приводят специальное судно — портовый кран. Когда перемещается судно, кран не используется; когда работает кран — не используется система электродвижения. То есть главное условие эффективности — у ЕЭЭС должны быть группы мощных нагрузок, работающих в режиме разделения времени с системой электродвижения. Необходимость соблюдения этого условия до последнего времени сдерживала внедрение ЕЭЭС на судах и делала практически нецелесообразным их внедрение на кораблях ВМФ.

Сегодня судостроительная отрасль России имеет значительный опыт создания и внедрения систем электродвижения (в том числе построенных на чисто отечественной технике), например на ледоколах и судах ледового плавания, а также опыт их создания с использованием импортной техники. Имеется также опыт создания и внедрения достаточно развитых и мощных ЕЭЭС на судах.

В последнее время системы электродвижения стали применяться на отечественных судах вспомогательного флота: гидрографах, транспортных судах, спасателях и др. Это связано с необходимостью обеспечения режимов динамического позиционирования (зависания в точке с заданными координатами), которые трудно реализовать неэлектрическими средствами. Созданы и переданы ВМФ, а также находятся на разных стадиях проектирования, изготовления, проведения испытаний и эксплуатации большое количество заказов, среди которых следует выделить транспортно-поисковое подъемное судно «Звездочка», давшее начало большому числу проектов кораблей и судов, которые можно условно отнести к проектам типа 20180. НПО «АВРОРА» создана система управления ЕЭЭС «Ижора» для судов этого типа.

Коммуникации от колодца к дому

После того как гидроизоляция колодца завершена, можно начинать делать трубопровод к дому. Проводить это мероприятия нужно с тем учетом, чтобы вода не замерзала зимой в трубах.

Для этого роется траншея, после чего на дно засыпается гравий вместе с песком. Потом прокладываются сами полиэтиленовые трубы (ПНД), диаметром 32 мм. Этот размер очень оптимален, поскольку на него можно легко найти необходимые детали.

Цена такой трубы не велика, что делает возможным провести две линии трубопровода, для того чтобы одна из них работала, а другая была в резерве. Это необходимо сделать на тот случай, если вдруг с одним из трубопроводов что-нибудь случиться.

После того как вырыта траншея и засыпана на ее дно щебенка и песком, нужно применить дополнительные меры защиты. Можно использовать для того трубу большего размера, также можно задействовать и другие материалы.

Даже если траншея выкопана достаточно глубоко и трубе не будут угрожать морозы, все равно лучше сверху кинуть слой пенополистирола. Это даст дополнительную гарантию того, что мороз до трубы не дойдет. Ниже на фото есть схема, как завести воду в дом.

Дополнительное оборудование

В насосную станцию входят многие элементы, в том числе накопительная ёмкость и реле давления.

  • Если же собирается система из отдельных узлов, то на этом этапе нужно установить гидроаккумулятор – специальный бак с мембраной. Расположить резервуар можно в кессоне или подвальном помещении дома. На входе в бак устанавливается обратный клапан и дренажный слив (и ещё один слив за баком).
  • Электрическая часть. Проводится подключение всех элементов, устанавливается реле давления, датчик сухого хода.
  • Система фильтров располагается после гидроаккумулятора. В идеале, чтобы определиться с системой очистки, образцы жидкости нужно отправить в лабораторию для установления примесей.
  • Бойлер. После бака и системы фильтров, делается разводка воды на два потока и один из них пропускается через водонагреватель.

Основное назначение якорного устройства — обеспечение надежной стоянки судна на рейдах и в открытом море при доступных глубинах. Кроме того, якорное устройство используют в следующих случаях:

  • при швартовке судна к причалу или другому судну в неблагоприятных условиях (сильный ветер, течение и др.). Якорь, отданный с наветренной стороны при прижимном ветре или течении, позволяет избежать навала судна на причал или другое судно;
  • при швартовке судна кормой к причалу или швартовным бочкам для проведения рейдовых перегрузочных работ с использованием плавучих средств. Отданные якоря при заведенных на причал или бочки кормовых швартовах ограничивают подвижность судна;
  • для осуществления эффективного разворота судна на ограниченной свободной акватории (при выходе из гавани, в узкости и др.). Отданный якорь позволяет уменьшить диаметр циркуляции и выполнить безопасный поворот;
  • для быстрого погашения инерции и остановки судна с целью предотвращения столкновения с другим судном;
  • для снятия судна с мели. Заведенный в сторону больших глубин якорь с прикрепленным к нему стальным тросом выбирают посредством шпиля или брашпиля, что позволяет в некоторых случаях снять судно с мели без посторонней помощи.

Некоторые элементы якорного устройства (клюзы, якорные цепи) можно использовать при буксировке судна.

Составными частями якорного устройства являются якоря, якорные цепи, клюзы, цепные ящики, устройства для крепление якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей — брашпили или шпили.

Якорное устройство размещается в носовой части судна На ледоколах, буксирах, крупнотоннажных транспортных и экспедиционных судах бывает дополнительное якорное устройство на корме.

Судовые якоря по назначению подразделяют на становые и вспомогательные. Каждое судно должно иметь три становых якоря: два в клюзах и один запасной на палубе.

К вспомогательным якорям относятся:

  • стоп-анкеры — самые крупные из вспомогательных якорей, имеющие массу, равную ’/з массы станового якоря. Они применяются совместно со становыми для удержания судна в определенном положении относительно ветра при погрузке и выгрузке, посадке и высадке пассажиров, приеме топлива на рейдах, а также для снятия судна с мели;
  • верпы — малые якоря, применяемые для тех же целей, что и стоп-анкеры. Масса верпа равна примерно половине массы стоп-анкера;
  • дреки — небольшие шлюпочные якоря массой от 16 до 45 кг;
  • кошки — малые трех- и четырехрогие якоря массой от 5 до 15 кг, используемые для отыскания затонувших и вылавливания плавающих предметов;
  • ледовые якоря имеют массу 75–80 кг. Их используют для удержания судна у ледяного поля или берегового припая.

Системы водоснабжения на судне

Судовыми системами называют комплексы трубопроводов, насосов, емкостей (например, цистерн, баллонов), запорно-переключающей арматуры, контрольно-измерительных приборов и др., предназначенных для перемещения и хранения жидкостей или газов с целью обеспечения производственной деятельности, создания условий обитаемости, для борьбы за живучесть судна. Число судовых систем может быть различным и зависит от размеров судна, его типа и назначения.

Осушительная система. Назначение этой системы — удаление из нижней части корпуса, из льял накопившейся там влаги через неплотности различных соединений (фланцев, дейдвуда и т. п.), в результате отпотевания, разливов воды во время уборки и по другим причинам. Поступление забортной воды может быть обусловлено возникновением неплотностей в обшивке судна, поэтому контроль за уровнем воды в льялах является важной обязанностью вахтенной службы.

При аварийной водотечности (пробоины, трещины обшивки корпуса) приводят в действие более мощные водоотливные средства. Имеется также система перепуска воды из помещений или отсеков, где отсутствуют осушительные или водоотливные средства, в другие помещения, где такие средства имеются.

Балластная система. Эта система предназначена для приема, откачки или перекачки забортной воды с целью изменения крена или дифферента судна, для улучшения его остойчивости, изменения осадки. В нее входят балластные цистерны (танки, отсеки), трубопроводы, насосы и др., которые в ряде конструкций выполняют те же функции в осушительной или водоотливной системе. Балластные емкости обычно заполняют полностью (запрессовывают), так как частично заполненная емкость отрицательно влияет на остойчивость судна из-за переливания жидкости с борта на борт.

Противопожарная система. Цель создания противопожарной системы — предупреждение о загорании, задымлении или значительном повышении температуры в помещениях судна, а также подача огнега- сящих веществ к очагу пожара и предупреждение распространения огня.

Читайте также:  5 ошибок компании-взыскателя при работе с приставами. Как их предотвратить?

Пожарная сигнализация бывает различных типов. Чаще всего в нее входят теплочувствительные датчики, установленные на подволоках помещений (кают, коридоров и т. п.). Электрически они соединены с общим табло, размещенным в посту управления судном. Существуют и другие виды устройств для оповещения о пожаре (типа «разбей стекло и нажми кнопку»), часто применяемые в зданиях на берегу.

Водяная пожарная система для тушения огня водой состоит из трубопроводов, пожарных рожков, при которых размещены пожарные шланги с наконечниками, позволяющими создать сильную струю или рассеянное орошение. В помещениях, предназначенных для хранения огнеопасных веществ, может быть предусмотрено водяное орошение, включающееся автоматически при повышении температуры с одновременной подачей сигнала тревоги на посты управления судном. В отдельных местах устанавливают устройства для создания водяных завес, препятствующих распространению огня или охлаждающих какие- либо конструкции при пожаре.

Существуют также системы паротушения, с помощью которых горящее помещение может быть заполнено паром, что препятствует поступлению воздуха к очагу пожара.

Горящие нефтепродукты тушат с помощью системы пенотушения, подающей пенообразующую жидкость сжатым воздухом либо жидкость, образующую огнегасящую пену в результате химической реакции.

Для тушения пожара может также применяться система углекис- лотного тушения: горящее помещение заполняется углекислым газом (реже инертным газом) из баллонов, где он хранится под высоким давлением.

Паротушение и углекислотное тушение применяются в помещениях, которые можно герметизировать, предварительно эвакуировав людей. Эти системы, как правило, имеют дистанционное управление (чаще механическое) с постов, вынесенных на верхнюю палубу.

На судне во множестве на видных и доступных местах размещены портативные огнетушители (пенные и углекислотные) обычных типов.

Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Вентиляция судовых помещений оборудуется для следующих целей: создания 40 комфортных условий по температуре, влажности и составу воздуха в жилых и других помещениях; удаления вредных продуктов (дыма, газа и др.) из производственных помещений, например машинньгх и котельных отделений, цехов; создания оптимальных условий хранения грузов, материалов снабжения (например, вентиляция трюмов).

Вентиляция бывает естественная и искусственная. Естественная вентиляция обеспечивается за счет ветра и разности температур через вентиляционные грибки и раструбы, открытые иллюминаторы, двери и т.д.

Искусственная вентиляция (вдувная и вытяжная) обеспечивается через систему вентиляционных воздухопроводов с помощью воздуходувных устройств, приводимых в действие от электродвигателей. Искусственная вентиляция на судах, плавающих в тропических районах, может сочетаться с системой кондиционирования воздуха, которая обеспечивает заданную температуру и влажность независимо от внешних условий.

Санитарные системы. Отопление на судах бывает водяное, электрическое (электрогрелки), воздушное (подача подогретого воздуха через вдувную искусственную вентиляцию) или паровое (на современных судах уже не применяется).

Система бытового водоснабжения обеспечивает подачу воды для различных нужд. Питьевая вода подается на камбуз, в питьевые фонтанчики, сатураторные установки и др. Она хранится в специальных цистернах, за ее качеством осуществляется санитарный контроль, проводятся бактерицидные мероприятия.

Мытьевая вода подается на умывальники, в душевые, к ваннам, баням и т. п. как в холодном, так и в подогретом виде по отдельным трубопроводам.

Забортная вода для санитарных нужд поступает в гальюны, для приборки на верхней палубе, а также может подаваться в душевые.

В необходимых случаях для обеспечения больших расходов пресной воды на судах могут быть установлены опреснительные устройства.

Фановая система оборудуется для сбора и последующего удаления с судна загрязненных и фекальных вод.

Специальные судовые системы производственно-технологического назначения. В зависимости от типа и назначения судна к этому виду систем могут относиться также топливная и холодильная системы, производственные системы пресной и забортной воды и канализации, система рыбьего жира и др.

Топливная система предназначена для приемки, хранения, подачи в расходные цистерны, перемещения (перекачки) жидкого топлива из одних цистерн в другие, а также для передачи его на другие суда.

Холодильная система служит для обеспечения низкой температуры в трюмах, где хранится рыбная или другая скоропортящаяся продукция, для замораживания морепродукции, производства льда, а также охлаждения провизионных кладовых, в которых хранятся запасы провизии для экипажа судна.

Трубопроводы и арматура судовых систем имеют присвоенную им маркировку (цветные полосы, надписи), нарушение которой, например при покрасочных работах, недопустимо. О каждой замеченной неисправности судовых систем следует немедленно доложить вахтенному начальнику. Особенно недопустимы разливы нефтепродуктов, приводящие к загрязнению моря.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. предусматривает весьма строгие санкции к лицам, виновным в загрязнении моря и особенно нефтепродуктами. Так, в Средиземном, Балтийском, Красном морях и в Персидском заливе сброс нефти с судов запрещен полностью.

Сброс сточных вод с судов запрещен на расстоянии менее 4 миль от берега. В пределах 4—12 миль отбросы должны быть предварительно продезинфицированы и тонко измельчены, не разрешается сбрасывать в море все виды пластмасс (пластиков).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типы рулей и их основные различия.

2. Нарисуйте принципиалшую схему авторулевого и объясните его работу.

3. Назовите основные элементы якорного устройства.

4. Назовите основные типы судовых якорей.

5. Перечислите элементы швартовного устройства.

6. Нарисуйте схему грузовых стрел, работающих «на телефон», и объясните ее работу.

7. Назовите марки спасательных шлюпок, примерные размеры и массу.

8. Что входит в снабжение спасательных шлюпок?

9. Опишите кратко устройство надувного спасательного плота (ПСН).

10. Что относится к индивидуальным спасательным средствам?

11. Каковы нормы снабжения судна спасателшыми средствами?

Сиcтемы воздухозабора и выхлопа судового двигателя.

Если открытие входа в моторный отсек сопровождается повышением оборотов судового двигателя (и такое бывает!) — ему не хватает воздуха. Свободный приток воздуха из салона к мотору даже способствует ускоренной вентиляции помещений, т.к. работающий судовой двигатель в этом случае играет роль мощной вытяжки.

Стерильность морского воздуха не только полезна для здоровья, но и позволяет не усложнять системы воздухозабора и очистки его на входе в дизель. Воздушный фильтр (air filter) (1) обычно выполнен из поролона, который периодически просто промывается и сушится.

Как уже отмечалось, удар молнии скорее всего придётся на возвышенные объекты, в местах расположения которых резко возрастает напряжённость электрического поля. Применительно к судну на воде, это означает, что разряд молнии вероятнее всего ударит в его мачту. Учитывая качку, в зоне риска могут оказаться и другие выступающие конструкции судна, такие как краспицы, ванты и штаги. Выполняя мероприятия по молниезащите морского судна, важно учитывать ту особенность, что оно со всех сторон окружено водой и не имеет возвышающихся поблизости строений. Задача состоит в перехвате и отведении тока молнии по безопасному для защищаемого объекта пути в воду. В противном случае, высока вероятность возникновения различных повреждений судна – от искрения кабелей до нарушения целостности днища.

Полностью предупредить поражение молнией судна, находящегося в открытом море в грозу, практически невозможно. Правильно организованная система молниезащиты позволит, если не исключить, то значительно уменьшить возможное повреждение судна и его оборудования при прямом попадании разряда молнии.

Однако в жизни, большинство повреждений на судне в грозу, связано с появлением электрических перенапряжений в его металлических элементах, в результате удара молнии в воду неподалёку. Под воздействием возникающих, в данном случае, электромагнитных импульсов возможен выход из строя электроники, поражение людей током, гораздо реже структурные повреждения на судне. Выполнение защитных мероприятий от вторичных воздействий разрядов молнии, обеспечивает полноценную грозозащиту судна.

Дизельэлектрический привод по существу не отличается от турбоэлектрического, за исключением того, что котельная установка и паровая турбина заменены дизельным двигателем.

На небольших судах обычно на каждый винт работают один дизель-генератор и один электродвигатель, однако при необходимости можно отключить один дизель-генератор для экономии или включить дополнительный для увеличения мощности и скорости.

КПД. Электродвигатели постоянного тока на низких оборотах создают больший крутящий момент, чем турбины и дизели с механической передачей. Кроме того, у двигателей и постоянного и переменного тока крутящий момент одинаков как при прямом, так и при обратном вращении.

Полный КПД турбоэлектропривода (отношение мощности на гребном валу к энергии топлива, выделяющейся в единицу времени) ниже, чем КПД турбинного привода, хотя турбина и соединена с гребным валом через два понижающих редуктора. Турбоэлектропривод тяжелее и дороже механического турбинного привода. Полный КПД дизельэлектропривода примерно такой же, как у механического турбинного привода. Каждый тип привода имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому выбор типа двигательной установки определяется типом судна и условиями его эксплуатации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *