Статья: «Статус публичного и непубличного общества. Понятия и отличия»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья: «Статус публичного и непубличного общества. Понятия и отличия»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


АО создается путем заключения договора между учредителями. В документ включаются порядок ведения совместной деятельности, размер уставного капитала и иные параметры функционирования организации. Договор подписывают все учредители.

Устав акционерного общества

Учредительным документом акционерного общества является устав.

Устав – это документ, который позволяет предприятию осуществлять профессиональную деятельность.

Устав акционерного общества содержит следующую обязательную информацию:

  • Фирменные названия акционерного общества (полное и сокращенное названия);

  • Местоположение (адрес) акционерного общества;

  • Тип акционерного общества (открытое или закрытое акционерное общество);

  • Данные об акциях компании и правах акционеров;

  • Размер уставного капитала акционерного общества;

  • Структура органов управления акционерного общества и порядок принятия ими решений;

  • Информация по общему собранию акционеров акционерного общества;

  • Другие положения, которые предусмотрены действующим законодательством.

Учреждение и регистрация

Основным учредительным документом выступает устав, включающий положения о деятельности. Устав подлежит утверждению учредителями в виде протокола учредительного собрания и передаче в ЕГРЮЛ при регистрации.

ГК РФ перечисляет разделы, непременно включаемые в структуру устава:

  • название организации;
  • место нахождения;
  • основная информация о выпускаемых акциях (вид, цена, количество);
  • права акционеров;
  • уставный капитал;
  • устройство и полномочия органов, регламент принятия решений с их стороны;
  • другие данные, регламентированные законодательством.

Юридические признаки АО

Юридические особенности объединений акционеров определяются нормативными актами, регламентирующими их деятельность. К таким признакам, в частности, относят:

  • Наличие уставного капитала, поделенного на части-акции;
  • Коммерческий характер деятельности: то есть целью функционирования АО является именно получение прибыли;
  • На балансе таких объединений присутствует имущество, не имеющее никакого отношения к акционерам и являющееся собственностью именно самой организации;
  • Все действия (в том числе, заключение договоров) АО производит от своего имени;
  • Размер убытков, которые может понести акционер, определяется находящимися у него на руках акциями. То есть даже в случае полного банкротства общества или наличия у него большой задолженности участник теряет лишь в объеме, не превышающим его первоначальных инвестиций.

Как организовать эмиссию ценных бумаг АО

Организация эмиссии (то есть выпуска) ценных бумаг – достаточно сложный процесс. Он проходит в 5 этапов.

  1. Сначала указанным в Уставе органом управления обществом (это может быть совет директоров либо собрание акционеров) генерируется само решение об эмиссии акций. Чаще всего это делается с целью увеличения уставного капитала посредством размещения дополнительных ценных бумаг.
  2. Затем принятое решение соответствующим образом утверждается.
  3. Документы, ставшие продуктом первых двух этапов, отправляются в специализированное отделение Банка России. В нем производится госрегистрация выпуска акций. Каждый такой выпуск идентифицируется своим регистрационным номером.
  4. На данном этапе происходит размещение акций, то есть их реализация. Делается это посредством заключения сделок в виде оформления договоров купли-продажи между объединением и инвесторами.
  5. На финальном этапе объединение акционеров инициирует госрегистрацию отчета о результатах эмиссии. В этом документе содержатся данные об эмитированных ценных бумагах: сроках их реализации, способах продажи, количестве размещенных единиц выпуска и т.д. Процедура осуществляется посредством предоставления необходимых данных в соответствующий отдел Банка России.

Порядок учреждения акционерного общества урегулирован Законом об АО и проходит в несколько этапов:

1. Принятие решения об учреждении общества. В соответствии с п.1 ст. 50.1. Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Учредителями акционерного общества могут являться как граждане, так и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления могут являться учредителями АО только в установленных законом случаях. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. Если общество создается одним лицом, то решение об его учреждении принимается данным лицом единолично. В случае, когда в учреждении общества участвует несколько лиц, проводится учредительное собрание, на котором обсуждаются и решаются следующие вопросы:

  • о создании общества;
  • об утверждении устава общества;
  • об утверждении уставного капитала общества;
  • об избрании органов управления обществом.

В решении об учреждении общества, принятом единогласно всеми учредителями, отражаются результаты голосования учредителей, а также принятые решения по вопросам утверждения устава и уставного капитала общества. Органы управления, ревизор и регистратор общества избираются также посредством голосования квалифицированным большинством в три четверти голосов, представляющим акции, которые размещаются среди учредителей общества.

Также при учреждении общества учредители могут утвердить аудитора общества. В таком случае в решении об учреждении общества содержатся результаты голосования учредителей и принятое ими решение об утверждении аудитора общества.

Принятое решение о создании общества закрепляется заключением между учредителями письменного договора, который, в свою очередь, не является учредительным документом, а носит обеспечительный характер.

Договором должны быть определены следующие положения:

• права и обязанности учредителей по созданию общества.

  • порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества;
  • размер уставного капитала общества;
  • категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты;
  • Подготовка учредительных документов. Для нормального функционирования акционерное общество должно иметь необходимые документы, предусмотренные законодательством, а именно:
  • договор о создании общества;
  • устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
  • документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
  • внутренние документы общества;
  • положение о филиале или представительстве общества;
  • годовые отчеты;
  • документы бухгалтерского учета;
  • документы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
  • бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
  • отчеты оценщиков;
  • списки аффилированных лиц общества;
  • списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
  • проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
  • судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
  • иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Отсутствие некоторых документов может привести к негативным последствиям, таким как, например, привлечение к административной ответственности. Отсутствие других вовсе делает невозможным создание общества. К таким документам относятся учредительные документы.

Единственным учредительным документом акционерного общества, является устав общества, требования которого становятся обязательными для исполнения всеми акционерами и органами управления общества с момента его государственной регистрации. Обязательные требования к уставам акционерных обществ закреплены в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Общие требования, предъявляемые к уставам юридических лиц, содержатся в ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Устав акционерного общества должен содержать следующие сведения:

  • фирменное наименование общества;
  • место нахождения общества;
  • условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве;
  • размер уставного капитала общества;
  • права акционеров;
  • состав и компетенцию органов общества;
  • порядок принятия органами общества решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • сведения о филиалах и представительствах общества;
  • иные, не противоречащие закону сведения.
Читайте также:  Алименты с неработающего отца на ребенка в 2023 году

В качестве примера, касательно последнего пункта, можно привести такие положения, которые могут быть включены в устав непубличного общества, как:

  • о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;
  • об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
  • о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества;

— об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Необходимо отметить, что в случае приобретения непубличным акционерным обществом статуса публичного общества — это приводит к недействительности положений устава и внутренних документов общества, которые противоречат правилам о публичном акционерном обществе.

Подлинник устава, либо его нотариально заверенная копия вместе с заявлением о государственной регистрации и другими документами предоставляется в регистрирующий орган, который, в свою очередь, проверяет устав на соответствие требованиям законодательства.

Изменения, вносимые акционерами в устав, также подлежат обязательной государственной регистрации. В случае внесения изменений в устав, общество обязано в течение трех дней с момента внесений указанных изменений сообщить о них в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

  • Государственная регистрация общества является завершающим этапом создания акционерного общества. Это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»1 акционерное общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с законом таким органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Государственная регистрация акционерного общества осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества, указанного в заявлении о государственной регистрации. В случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности. Перечень документов, в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, представляемых для государственной регистрации содержит:

  • заявление, подписанное заявителем, о государственной регистрации по форме № Р11001, утвержденной Приказом ФНС Российской Федерации от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола собрания учредителей, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
  • С заявлением о регистрации общества вправе обратиться: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия,

предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Государственная регистрация общества осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган, после чего заявителю выдается соответствующий документ, который подтверждает факт внесения записи в государственный реестр.

При учреждении акционерного общества выпускаются акции, которые размещаются среди учредителей.

Акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. Процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:

  • принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
  • государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
  • размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Общество размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества.

Обыкновенные акции — акции, по которым дивиденды выплачиваются из части прибыли, оставшейся после уплаты твердого процента обладателям привилегированных акций, то есть в виде процента, зависящего от величины прибыли.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» владельцы обыкновенных акций в отличие от обладателей привилегированных акций обладают правом голоса на общем собрании акционеров.

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Реформа гражданского, в том числе корпоративного, законодательства напоминает перетягивание каната между отдельными лоббистскими группами, исповедующими разную идеологию. В частности, дополнения в акционерный закон существенно модифицировали понятие публичного общества, которое изначально сформулировано в Гражданском кодексе.

Согласно ГК РФ, акционерное общество может принять публичный статус, просто внеся указание на это в свой устав, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к уставу публичного общества. Каких-либо дополнительных условий для принятия публичного статуса в ГК РФ не предусмотрено.

«Акционерное общество вправе представить для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным» (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

Принятие данного статуса обязывает общество следовать более жестким стандартам корпоративного поведения, тем самым оно повышает свои корпоративные и кредитные рейтинги, давая позитивный сигнал инвесторам и кредиторам. Логика Кодекса следующая: принятие публичного статуса дает обществу право вывести акции на IPO или SPO в удобное для него время, но не обязывает делать это при принятии указанного статуса. Принятие публичного статуса не предполагает контроль со стороны госрегулятора.

Иная логика имплантирована в акционерный закон. Принятие публичного статуса обусловлено рядом дополнительных обязанностей. Прежде чем внести в устав указание на публичный статус (общество приобретает статус публичного с момента регистрации соответствующих изменений в уставе), необходимо предварительно заключить договор с организатором торговли о листинге акций и зарегистрировать в ЦБ РФ проспект ценных бумаг.

«Общество вправе представить для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что оно является публичным, при условии:

  • заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций;
  • регистрации проспекта акций» (п. 1 ст. 7.1 ФЗ «Об АО»).

Идея ГК РФ о самостоятельном принятии акционерными обществами публичного статуса денонсирована акционерным законом. Зачем это сделано?

Такая трансформация продиктована не объективной целесообразностью, а лоббистской борьбой за усиление влияния определенных ведомств. Согласно ГК РФ госрегулятор не должен контролировать процессы принятия акционерным обществом публичного статуса и прекращения этого статуса, а по акционерному закону этого нельзя сделать без его согласия — пока он не зарегистрирует проспект ценных бумаг, общество не может получить публичный статус.

Госрегулятор устанавливает требования к объемному документу, называемому «проспект ценных бумаг» (несколько сотен страниц, которые якобы будут читать будущие акционеры) и проводит жесткую экспертизу при его регистрации. Существует немало оснований для отказа его регистрации, как и такое обтекаемое как нарушение законодательства о ценных бумагах. Если общество не пройдет экспертизу госрегулятора, оно не получит статус публичного.

Читайте также:  В каких случаях не платятся алименты: все ситуации по закону

Под контроль госрегулятора поставлено и прекращение публичного статуса общества, которое допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

  • акции общества или эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки;
  • акции общества или эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не допущены к организованным торгам;
  • Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Если Банком России не будет принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, то общество не сможет изменить публичный статус на непубличный.

Реформа гражданского, в том числе корпоративного, законодательства замышлялась как расширение границ саморегуляции с участниками корпораций своих внутрикорпоративных отношений, а в итого опять усилили роль чиновников.

Кто может стать акционером

Деятельность любого акционерного общества построена на выпуске акций. Те, кто их приобретает, автоматически становятся акционерами. Неважно, какое количество акций вы приобрели: имея даже одну их них, можете именовать себя акционером.

Купить ценные бумаги АО есть возможность у физического лица или другой фирмы. Из расчёта, каким количеством акций располагает акционер, он имеет некоторую степень влияния на общество.

Если в руках одного акционера сосредоточено более 50% всех имеющихся акций, он имеет контрольный пакет ценных бумаг, а значит, вправе принимать решения относительно деятельности общества.

Любой владелец незначительного количества акций (менее 20%) может рассчитывать только на дивиденды и доход, который можно получить с разницы между курсами покупки и продажи ценных бумаг.

Существуют владельцы привилегированных акций и обыкновенных. Первый тип ценных бумаг даёт преимущество первостепенного права на начисление дивидендов, но при этом не предоставляет возможности участвовать в управлении АО. Обыкновенная акция не даёт возможности одним из первых получить доход, зато позволяет решать дела компании.

АО может изменять количество акционеров путём дробления одной акции на несколько других. Также возможно уменьшение или увеличение номинала одной акции в интересах АО.

Публичное акционерное общество

Публичное акционерное общество (публичное АО) – объединение любых физических и юридических лиц для ведения предпринимательской деятельности на основе открытого и свободного приобретения ими акций.

Участники публичного АО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Публичное АО вправе проводить открытую подписку на эмитируемые акции и их свободную продажу любым потенциальным покупателям.

Уставный капитал публичного АО разделен на определенное число акций, каждая из которых выполняет роль титула собственности каждого акционера и основы формирования его дивидендов при разделении чистой прибыли публичного АО. Участники публичного АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с предпринимательской деятельностью общества лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Во многих странах публичные АО называются корпорациями (англ. corporation – объединение, включение). В современной русской бизнес-среде слова «корпорация» и «корпоративное предпринимательство» долгие годы употребляли для характеристики любого крупного бизнеса.

С 2014 г. в российском законодательстве под корпорациями понимается определенный тип юридических лиц, так что на данный момент этот термин приобрел иной смысл.

Непубличные и публичные акционерные общества имеют много общих признаков, включая возможность учреждения обоих видов АО одним учредителем либо возможность обладания таким учредителем всеми акциями АО. Оба вида АО – самые прозрачные формы частного предпринимательства в России и наиболее точно, по меркам действующего в России законодательства, отражают профессиональный статус частных предпринимателей в части соблюдения баланса их прав и ответственности.

Избрав АО в качестве организационно-правовой формы частного предпринимательства, владельцы бизнеса смогут, с одной стороны, нести ответственность лишь за собственные действия, связанные с приобретением всей совокупности акций АО, иными словами, исключительно за собственные предпринимательские усилия. С другой стороны, они могут установить себе такие правила получения дивидендов, при которых степень реализации их персональных интересов окажется в полной зависимости от масштабов процветания их бизнес-единиц и, следовательно, от уровня общественного признания деятельности этих бизнес-единиц.

О создании общества акционерного типа

Что Федеральный закон «Об акционерных обществах» гласит о порядке формирования организаций акционерного типа? Согласно статье 8, общество может быть создано как «с нуля», так и путем реорганизации существующего юридического лица. Реорганизация может носить характер разделения, преобразования, слияния, а также выделения. Организация может считаться окончательно сформированной только после заключения государственной регистрации акционерного общества.

В статье 9 рассматриваемого нормативного акта говорится об учреждении общества. Несложно догадаться, что учреждение возможно лишь при активном участии учредителя. Решение о формировании общества принимается на специальном учредительном собрании путем голосования либо одним лицом единолично (если учредитель один).

Предпосылки возникновения новой классификации хозяйственных обществ

В рамках реформы гражданского законодательства наряду с отношениями собственности (вещными отношениями) и обязательственными отношениями произошло вычленение самостоятельной сферы социальных отношений — корпоративных (ст. 2 ГК РФ), а также предложено новое деление юридических лиц на унитарные организации и корпоративные юридические лица. Корпорация закреплена в качестве основной формы организации бизнеса (ст. 65.1 ГК РФ).

Выделение корпоративных отношений в самостоятельный вид отношений, связанных с участием в особом типе юридических лиц, меняет многие привычные стереотипы понятий типа «собственники бизнеса», «собственники корпораций», «акционерная собственность». Это связано с тем, что отношения между корпорацией и ее участниками основаны не на отношениях собственнос­ти, а на особых корпоративных отношениях. Появляется необходимость актуализировать исследование такого явления, как корпорация и корпоративные отношения.

Норма права

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)
В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 65.1 ГК РФ).

При этом развернулась дискуссия о пределах императивного вмешательства законодательства во внутрикорпоративные отношения участников хозяйственных обществ. Основной вопрос связан с тем, в каком объеме необходимо императивно регулировать правила внутри­корпоративного поведения, а в каком целесообразно предоставить участникам корпорации возможность самим определять правила поведения и условия взаимодействия по свое­му усмот­рению (свободу внутрикорпоративной самоорганизации).

Сторонники максимальной свободы внутрикорпоративной самоорганизации подчеркивают, что хозяйственные общества — это добровольные объединения. Поэтому логично, что их участники самостоятельно определяют условия свое­го взаи­модействия, которые отвечают их интересам. Императивное вмешательство законодательства во внутрикорпоративные отношения следует ограничить только определенными, особо значимыми сферами. По их мнению, целесообразно следующее.

Во-первых, увеличить договор­ные начала в регулировании внутрикорпоративных отношений. Это означает сокращение законодательного регулирования этих отношений и расширение сфер, которые регулируются исключительно по усмотрению участников корпорации.

Во-вторых, в тех сферах, которые регулируются законодательно, снизить долю императивных норм, предписывающих однозначные правила поведения, и увеличить долю диспозитивных норм, позволяющих устанавливать правила взаимодействия по усмотрению участников корпорации.

Им возражают представители традиционного подхода к регулированию корпоративных отношений. По их мнению, императивные правила призваны минимизировать негативные последствия неравенства участников хозяйственного оборота, защищая экономически слабых от произвола более сильных.

Корпоративные отношения обладают спецификой по сравнению с классическими гражданскими правоотношениями. В них вступают лишь формально равноправные участники, так как объединение неравных капиталов дает фактически неравный объем корпоративных прав. Интересы доминирую­щих участников корпорации преобладают над интересами остальных участников (эффект корпоративного контроля). Доминирующее участие в уставном капитале позволяет им формировать волю юридического лица, которая становится обязательной для всех его участников.

Однако чрезмерная свобода внутрикорпоративной самоорганизации может привести к тому, что экономически сильные участники навяжут экономичес­ки более слабым участникам такие правила взаимодействия, которые приведут к несоблюдению интересов последних. Задача законодателя — обеспечить баланс интересов всех участников корпоративных отношений, в том числе и посредством установления обязательных правил их поведения.

Данная дискуссия разрешилась посредством деления хозяйственных обществ на пуб­личные и непубличные. Цель такой классификации — установление дифференцированных режимов регулирования внутри­корпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав учас­тия в них (акций в АО и долей в уставном капитале ООО).

Читайте также:  Документы на свидетельство о рождении ребенка в 2023 году

Отчетность публичного акционерного общества

ПАО должно вести бухгалтерский учет и обязано сдавать финансовую и прочую отчетность. Также как и любое другое юрлицо в соответствии с используемым налоговым режимом ПАО обязано:

  • вести бухгалтерский учет;
  • сдавать бухгалтерский отчет;
  • сдавать налоговый отчет;
  • сдавать отчеты в разного рода внебюджетные фонды, в том числе ПФР и ФСС;
  • сдавать отчеты в органы ведения статистики.

Кроме всего прочего, акционерное общество имеет ряд собственных особенностей ведения и сдачи отчетов:

  • исполнительный орган АО несет ответственность за предоставление и, конечно, ведение отчетности;
  • ревизионной комиссией подтверждается достоверность годового бухгалтерского отчета и вообще отчета данного общества за весь год;
  • каждый год для проведения проверки и подтверждения годовой финотчетности АО обязано нанимать независимого аудитора;
  • годовой отчет акционерного общества утверждается советом директоров, а если таковой отсутствует – то единоличным исполнительным органом в срок не позднее чем за 30 суток до годового общего собрания акционеров.

Экскурс в историю – возникновение акционерных обществ

Возникновение акционерных обществ было спровоцировано в конце XV века потребностью в способе концентрации капитала. В Эпоху Великих географических открытий возник интерес в торговле с дальними странами и колониями, что и стало толчком для учреждения первых акционерных обществ. Первые шаги организаций, которые могут быть определены как акционерное общество, были прослежены в Голландии XVI века. Хотя некоторые обнаруживают черты акционерного общества и в более ранние периоды, а именно в Италии и даже в Древнем Риме.

Отчасти голландские компании считаются родоначальниками АО только потому, что их признаки были ярко определены и вызывали широкий интерес среди исследователей. В 1602 году был отмечен учреждением Голландской Ост-Индской компании, после которой было организовано множество акционерных обществ, среди них и Голландская Вест-Индская компания. Амстердамская биржа на то время была так же влиятельна, как и нынешние крупные мировые биржи.

Правовое положение унитарных предприятий: понятие, виды, особенности правового статуса.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Особенности унитарных предприятий состоят в том, что они не являются собственниками своего имущества — оно находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

В соответствии с законом создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, являются коммерческими организациями.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

Собственник имущества не только решает вопросы создания предприятия, но и определяет предмет и цели его деятельности

в уставе отражают размер уставного фонда и источники его формирования. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Органом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является руководитель, назначаемый собственником или уполномоченным им органом и подотчетный ему

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника.

Определение понятий. Главные отличительные признаки

Понятия как публичного, так и непубличного общества даны в ГК РФ и в законе об акционерных обществах. Если проанализировать статьи вышеуказанных нормативных актов, то можно сделать следующие выводы.

Публичное акционерное общество (далее — ПАО) — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, имеющее в Уставе указание на свою публичность, с капиталом не менее 100 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций (и ценных бумаг, конвертируемых в акции), размещаемых с помощью открытой подписки и свободно обращающихся на рынке ценных бумаг.

В отличие от него, непубличное общество — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, с уставным капиталом не менее 10 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций или долей, не подлежащих свободному размещению и обращению на рынке.

Многие юристы утверждают, что основное различие между двумя формами заключается в возможности свободного обращения на рынке акций (и долей) юрлица. Все остальные признаки являются вторичными. Действительно, государство может хоть завтра увеличить размер уставного капитала непубличного общества до 500 000 рублей, а публичной компании до 1 000 000. Однако оно никогда не изменит порядок обращения акций или долей. Поэтому именно он (то есть порядок) и является тем водоразделом, по которому проходит основное отличие публичного общества от непубличного.

В то же время, судебная практика говорит нам еще об одной немаловажной детали. Закон и арбитраж считают, что если компания не обладает всеми признаками публичности, но при этом она изменила Устав и указала в нем на этот факт, то она все равно является ПАО. Так, одна дальневосточная фирма зарегистрировала новый Устав и стала публичной компанией. При этом она не регистрировала проспект эмиссии и даже не начинала готовить акции для рынка. Тем не менее, ЦБ РФ тут же привлек организацию к ответственности за нарушение правил раскрытия информации. Компания обжаловала данное постановление в суде, однако арбитраж оставил в силе решение регулятора. Вынося судебный акт, арбитраж пояснил, что, несмотря на отсутствие признаков публичности, юрлицо все-равно стало ПАО с момента указания на данный факт в Уставе. Пусть даже оно и не выпустило бумаги. (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-3538/2017 от 09.11.2017 года). Таким образом, главным признаком публичности юрлица является все-таки прямое указание на него в Уставе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *