Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок сверки с ИФНС в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Периодичность проверки сальдо ЕНС следует подбирать индивидуально в зависимости от масштабов бизнеса и количества операций. Необходимый минимум – один раз в квартал, именно трехмесячный срок оговорен для направления в адрес плательщика требования об уплате налога при задолженности по ЕНС свыше 3 000 рублей (ст. 70 Закона № 263-ФЗ).
Если сальдо по налогам вызывает вопросы, то вам предстоит занимательный квест по поиску расхождений. Начинать следует с обращения в налоговый орган по месту постановки на учет. Вы можете потребовать уточнений или провести полноценную сверку. В первом случае, согласно разъяснениям ФНС, можно направить запрос в произвольной форме. И получить какие-то первоначальные пояснения, которые предопределят дальнейшие действия. Во втором случае можно сразу затребовать данные от ФНС в виде одного из трех документов:
- Справки о состоянии расчетов (по форме КНД 1160082) – она отображает наличие переплаты или задолженности в разрезе каждого налога и может оказаться малоинформативной в случае наличия многочисленных расхождений.
- Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам и пеням (по форме КНД 1160070). Он содержит детальную информацию в разрезе налогов и сборов и позволяет определить, перечислены ли необходимые суммы в бюджет, не образовался ли долг, не начисляются ли штрафы и пени. Крупным организациям рекомендуется начинать поиск расхождений именно с этого документа.
- Выписки операций по расчетам с бюджетом (по форме КНД 1166107), которая содержит перечень операций из карточки налогоплательщика за определенный период. Она позволит отследить расхождения по конкретным начислениям и платежам. Поможет при небольших объемах или в случае, если имеются обоснованные подозрения об источнике расхождений.
Как запросить сверку с налоговой
Сверка с ИФНС проводится в соответствии с порядком, который приведён в письме ФНС от 9 марта 2021 года № АБ-4-19/2990. Этот порядок временный, он пришёл на смену старому регламенту из приказа ФНС № 09.09.2005 № САЭ-03-1/444@. Новый постоянный регламент пока не утверждён.
Обычно процесс сверки по налогам и сборам инициирует налогоплательщик, хотя и у ИФНС есть такое право. Ключевой момент при обращении – не столько способ направления заявления, сколько его форма. Она может быть бумажной или электронной. Во втором случае обращение подаётся через личный кабинет ИП на сайте ФНС или через программу / сервис сдачи отчётность (по ТКС).
Итак, проведение сверки расчетов по налогам не является обязательной процедурой. Однако подобное мероприятие позволяет своевременно выявить и устранить расхождения в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика-учреждения и налогового органа. Ведь вернуть или зачесть налоговую переплату учреждение вправе лишь в течение трех лет (со дня уплаты налога или со дня, когда оно узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога). После истечения срока исковой давности решить вопрос о возврате или зачете переплаты намного сложнее. (Кстати, аналогичный трехлетний срок ст. 48 НК РФ установлен для взыскания налоговой недоимки.)
В то же время справка (о состоянии расчетов по налоговым платежам или об исполнении обязанности по уплате налоговых платежей) или акт сверки не являются безусловным основанием для возврата (зачета) налоговой переплаты (см. Постановление АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016). Названные документы лишь указывают на наличие переплаты, но не доказывают факт и момент ее возникновения. Для ее возврата необходимы убедительные доказательства факта и момента излишней уплаты (взыскания) налога.
Как проводится сверка с ИФНС
Для проведения сверки с ИФНС налогоплательщик направляет заявление по форме, регламентированной Письмом ФНС от 28.10.2020 г. № АБ-4-19/17644. Его можно подать следующими способами:
- лично при посещении отделения налоговой инспекции;
- через МФЦ;
- через Почту России;
- электронно по ТКС через оператора ЭДО (требуется ЭЦП);
- через личный кабинет налогоплательщика (требуется ЭЦП).
После получения заявления ИФНС формирует акт сверки. Если в заявлении не проставлен период, то сведения заполняются с 1 января текущего года по дату поступления заявления. Если в заявлении не проставлен КБК, по которому требуется проверка, то сведения будут сверяться по всем КБК, по которым налогоплательщик уплачивал налоги, страховые взносы и сборы.
Налоговики вправе отказать в сверке, если хозяйствующий субъект:
- подал заявление в ИФНС не по адресу своего учета;
- указал КБК по налогам, которые он не оплачивает;
- в заявлении не указал свои реквизиты полностью;
- подал заявление через представителя, на которого не возложены полномочия через доверенность или приказ.
Как заказать справку о состоянии расчетов
Чтобы получить справку о расчетах с бюджетом, нужно подать в свою ИФНС по месту учета соответствующий запрос.
Предприниматели и компании оформляют бумажный запрос справки о состоянии расчетов по форме из Приказа ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@. В нем необходимо указать свои реквизиты (наименование/ФИО ИП, ИНН, адрес), дату, по состоянию на которую требуется справка, способ получения ответа (лично или по почте), а в конце поставить подпись с расшифровкой.
Запрос на бумаге можно представить в налоговую:
- лично явившись в инспекцию – это может сделать сам руководитель фирмы или ИП, либо его представитель (при наличии доверенности); в этом случае лучше сделать 2 экземпляра запроса, на одном из которых сотрудник ИФНС поставит отметку о приеме;
- отправив его по почте – запрос направляется ценным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.
При получении ответа налогоплательщика по разделу 1 акта сверки расчетов о согласовании с разногласиями инспектор сверяет расчеты по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов плательщика – для устранения разногласий.
Для выявления и фиксирования разногласий оформляют раздел 2 акта сверки расчетов. При необходимости проверяющий направляет служебную записку в заинтересованное структурное подразделение налоговой для устранения разногласий.
При получении акта сверки лично налогоплательщик:
- проставляет на 2-м экземпляре отметку в получении оригинала и подпись;
- указывает свои фамилию и инициалы, дату получения.
При получении от налогоплательщика раздела 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки (т. е. позднее 10 рабочих дней после регистрации заявления) должностное лицо:
- Рассматривает акт сверки с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений ИФНС.
- Направляет ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки с разногласиями.
Если основанием для сверки было бумажное заявление, акт сверки расчетов ИФНС формирует не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления. Основание его получение – паспорт (+ доверенность для представителя). Иначе направят по почте по имеющемуся у налогового органа адресу плательщика.
Если налогоплательщик указал в письменном запросе о получении акта сверки расчетов лично и не обратился за ним в течение 5 рабочих дней, его направят по почте заказным письмом.
Расхождения из-за несогласия налогоплательщика с недоимкой
Бывает, что расхождения не обусловлены неточностями, пропусками, техническими ошибками, которые подлежат исправлению в процессе совместной сверки расчетов, а носят, скажем так, принципиальный характер. Банальный пример — несогласие налогоплательщика с решением о доначислении налога по итогам выездной налоговой проверки.
Так, акты сверки налоговики составляют на основании своего информационного ресурса. Согласно Единым требованиям к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня», утвержденным Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, информация по решениям налоговых органов и судов отражается в карточках «Расчеты с бюджетом» после вступления соответствующих актов в законную силу. То есть как только решение по итогам выездной налоговой проверки вступит в силу, соответствующие доначисления заносятся в информационный ресурс и будут отражены в акте сверки расчетов.
Если мы рассматриваем ситуацию, когда налогоплательщик не согласен с решением налоговиков, логично предположить, что решение инспекции будет обжаловано. Прежде всего — в вышестоящий налоговый орган (без этого этапа судебное обжалование невозможно — п. 2 ст. 138 НК РФ). В этом случае решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступит в силу с момента принятия решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ). Если провести сверку расчетов по налогам после этой даты, в акте будут выявлены расхождения с данными налогоплательщика (при условии, что результаты обжалования не удовлетворят компанию).
Налогоплательщику следует обратить особое внимание на разъяснения, данные в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25. Во-первых, требования налоговиков не могут считаться доказанными только на основании справки налогового органа, содержащей данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями. Обосновать свои претензии инспекторы могут документами, в которых имеются данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, актами налоговых проверок, решениями налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Во-вторых, в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, суд может расценить:
- подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика;
- требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Просроченная задолженность по налогам
В лицевом счете налогоплательщика (а значит, и в актах сверки) налоговики отражают задолженность налогоплательщика в полной сумме, в том числе недоимки, которые уже невозможно взыскать. Так, решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банках может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Если такое решение не было принято в указанный срок, то у налогового органа есть время для судебного взыскания недоимки — шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налог может быть взыскан по решению инспекции за счет иного имущества налогоплательщика — оно должно быть принято в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Без такого решения у налоговиков есть два года (отсчитываются все от того же момента — даты истечения срока исполнения требования об уплате налога) для обращения в суд с заявлением о взыскании суммы налога (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Но и по истечении двух лет на лицевом счете числится задолженность налогоплательщика, поскольку признать ее безнадежной может только суд (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ). Дело в том, что суд может восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании. Если суд укажет в решении на невозможность взыскания налога (в том числе путем вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки), налоговики в особом порядке, предусмотренном Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, принимают решение о признании недоимки безнадежной к взысканию и после этого корректируют данные информационного ресурса. Как указано в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Если в учете налогоплательщика числится задолженность перед бюджетом, по которой пропущен срок исковой давности, встает вопрос о ее списании. Можно ли списать данную кредиторскую задолженность, не дожидаясь судебного акта, в котором было бы указано на невозможность ее взыскания? Вспомним, что в силу п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации. Применительно к налоговой задолженности понятие «срок исковой давности» не употребляется, а применяется «срок взыскания». Эти понятия, по сути, аналогичны — в течение указанного срока иск кредитора о взыскании долга может быть удовлетворен.
По мнению автора, организация не должна связывать момент списания «кредиторки» по налогам со специальным основанием для признания задолженности безнадежной для взыскания налоговым органом. Во-первых, потому что большинство причин пропуска срока судебного взыскания нельзя отнести к уважительным. К примеру, не являются таковыми внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления , длительное рассмотрение в суде дела об обжаловании требования об уплате налога, решения о взыскании недоимки — тоже . Во-вторых, в п. 9 Постановления N 57 Пленум ВАС указал на необходимость отражения объективной информации в справке о состоянии расчетов. Иначе говоря, в такой справке нужно не просто обозначить общую сумму задолженности, а отражать отдельно сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания. Поэтому судебный акт, необходимый для списания просроченной задолженности в информационном ресурсе ФНС, для налогоплательщика носит скорее формальный характер, информация о размере просроченной задолженности должна быть предоставлена налогоплательщику самими инспекторами. Значит, есть основания для составления бухгалтерской записи Дебет 68 Кредит 91-2 в момент, когда истек срок принудительного взыскания. В этом случае опять-таки будут расхождения в актах сверки.
Срок хранения документа
Часто бухгалтеры предприятия задаются вопросом: сколько лет хранятся акты сверки? Сразу нужно вспомнить, что акт сверки не является финансовым документом. Следовательно, его можно и не хранить, главное – сохранить все подтверждающие оплату налоговых сборов первичные финансовые документы. Их срок хранения пять лет.
Опытные работники бухгалтерии давным-давно сделали полезный для спокойной дальнейшей работы вывод: проведенная вовремя сверка погашения налогов облегчит жизнь финансиста и поможет избежать многих моральных и финансовых неприятностей. Поэтому не важно, как выглядит акт сверки с налоговой, будет он в бумажном или электронном исполнении. Главное, контроль за ситуацией позволит избежать грубых нарушений налогового законодательства, и предприятие сможет успешно развиваться.
Основные способы сверки расчетов с налоговой инспекцией: преимущества и недостатки
Организации вправе самостоятельно выбирать наиболее приемлемый способ сверки расчетов, который более других подходит ей по специфике деятельности.
Способ сверки расчетов | Основные достоинства | Недостатки |
Стандартный, через подачу заявления на бумажном носителе | Личное участие, позволяющее отслеживать весь ход процедуры;
обеспечивает полноту процедуры, оформления итогового акта |
Требует больше времени, усилий |
Дистанционный, посредством ТКС | Минимум затрат;
ответ предоставляется на следующий день, создается автоматически; оптимальный вариант для тех, кто сдает отчетность в электронном виде |
Необходима электронная подпись,
при наличии ошибочных данных в реквизитах автоматически формируется отказ; больше подходит для крупнейших организаций |
Дистанционный, через личный кабинет юрлица на сайте ФНС | Удобный интерфейс;
автоматическое заполнение данных; практически исключаются ошибки; действия можно выполнять в любое время; можно отслеживать статус документов (принят, готов, на рассмотрении и т. д.) |
Обязательно наличие УКЭП;
если организация не согласна с данными, представленными в электронном акте, ей нужно будет подать заявление на бумажном носителе |
Задолженность в пользу акт сверки что означает
Как указывала ФНС РФ, акт сверки взаиморасчетов не является первичным учетным документом, посредством которого можно подтвердить совершение хозяйственных операций. Арбитражные суды также часто указывают на то, что акт сверки взаиморасчетов не может быть отнесен к документам строгой бухгалтерской отчетности, обязательные формы и необходимые реквизиты которых определены в ФЗ «О бухгалтерском учете». Арбитражные суды, отвергая акт сверки в качестве доказательства о признании долга, нередко указывают на то, что акт сверки подписан неуполномоченным лицом, что не может свидетельствовать о признании долга. В силу ст.
Соответственно, путем проведения сверки расчетов по налогам проверяется обоснованность сумм налогов, числящихся на счетах бухгалтерского учета, и подтверждаются данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения (п.
Из вышеуказанного следует, что учреждения в обязательном порядке перед сдачей годового баланса должны проводить сверку расчетов, а налоговые органы обязаны осуществить ее при обращении учреждения к ним с соответствующим заявлением.
Дебет и кредит в акте сверки – что это такое простыми словами
Сумма по Кредиту будет означать долг за вами, по Дебету — долг за клиентом.
Аналогично окончательное сальдо. Окончательное сальдо считается так:
вычисляем сумму колонки по
дебеду, включая начальное сальдо; считаем аналогичную сумму по кредиту.
Закрывающим документом (вместо акта) может выступать и счет (или иной документ), но при условии, что в договоре прописано данное обстоятельство. Например, если рассмотреть оплату Эльбы, то у нас в договоре прописано:
«11.3. В случае если в течение 5 (пяти) дней с момента получения доступа к Контур.Бухгалтерию Лицензиар не получил претензий Лицензиата, связанных с объемом предоставленных прав, то считается что неисключительное право использования Контур.Бухгалтерии предоставлены Лицензиату в полном объеме надлежащим образом.»
При наличии такого положения в договоре, нам не нужны акты, а в акте сверки, мы зачет обязательств отражали бы через 5 дней после оплаты на основании договора или сформированной на его основе бухсправки.
Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам
Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:
Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет ( 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.
Запрос сверки с налоговой
С 2017 года сверка с ИФНС возможна не только по налогам и сборам, но и по страховым взносам за периоды, начиная с 01.01.2017 г. Для сверки по страхвзносам более ранних периодов следует обращаться в фонды ПФР и ФСС.
Обязательная ежеквартальная сверка с налоговой проводится, если организация является крупнейшим налогоплательщиком. Кроме того, в обязательном порядке свериться с налоговиками нужно в случаях:
Сверка может проводиться по инициативе ИФНС при обнаружении переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ), а также по инициативе самого ИП или организации.
Чтобы сверка состоялась по желанию налогоплательщика, ему следует направить запрос в свою инспекцию. Заявление на сверку по налогам с налоговой составляется в произвольной форме и отправляется в ИФНС ценным письмом по почте, электронно на сайте ФНС или по ТКС, либо подается налогоплательщиком в инспекцию при личном визите.
Приведем пример, как можно оформить необходимое для сверки с налоговой заявление (образец):
Руководителю ИФНС № 43 по г. Москве
от Общества с ограниченной ответственностью
Адрес места нахождения: 111222, г. Москва,
ул. Фестивальная, д. 113, оф. 5
ИНН 7774365554, КПП 7774301001,
Заявление
о проведении совместной сверки расчетов по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
Согласно пп. 5.1 п. 1 ст. 21 и пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, ООО «Альянс» просит провести совместную сверку расчетов по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за период с 01.01.2017 г. по 05.12.2017 г. по следующим налогам:
– налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет,
– налогу на добавленную стоимость,
– налогу на имущество организаций.
Акт совместной сверки расчетов просим направить почтой по адресу: 111222, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 113, оф. 5.
Генеральный директор ООО «Альянс» Михайлов А.Б. Михайлов
Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»
Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.
Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.
Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.
Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)
Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.
Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.
Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.
Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.
Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.
В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».
Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:
Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.
В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).
Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.
Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.
Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).
Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:
Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).
Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».
Как физически проходит сверка
Плательщик направляет в свою налоговую заявление по форме из письма ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644. Возможных способов подачи несколько:
Далее налоговая инспекция формирует сверку.
Если в заявлении не указали период сверки расчетов, ФНС сформирует результаты за период с 1 января текущего года по дату получения заявления.
Если в заявлении не указали КБК, по которым нужна сверка, ФНС проводит сверку по всем КБК, по которым были оплачены налоги, сборы и взносы.
ФНС может отказать в сверке, если:
Письмо-отказ в проведении сверки ФНС направляет в течение пяти дней со дня получения заявления на сверку, с обоснованием причины отказа.
Если данные организации отличаются от данных ФНС, то тогда налоговая сверяет данные из своих информационных ресурсов с данными из первичных документов организации.