Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в законах и налогах: что изменится с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицо, получившее в дар объект недвижимости обязано уплатить НДФЛ. Данная обязанность обеспечивается поправками в Налоговый Кодекс, которые вступают в силу с января 2022 года. При этом в качестве налоговой базы берется кадастровая стоимость объекта, которая действовала на момент регистрации права собственности.
Чтобы получить льготу, нужно подать заявление в налоговый орган. Это необязательное требование — налоговая сама проверит, нет ли у гражданина права на льготу.
«Граждане, имеющие право на налоговую льготу, могут не направлять заявление. Тогда льгота предоставляется им на основании имеющихся у налогового органа сведений, в том числе полученных им по запросу. В этом случае льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога», — отметил Степан Хантимиров.
Так что, если гражданин хочет выбрать объект налогообложения, на который будут распространяться льготы, уведомление лучше подать. К тому же подача заявления ускорит проверку. Заявление подается не позднее 31 декабря текущего года. К нему нужно приложить документы, которые подтверждают право на получение льготы (например, удостоверение инвалида), и документы на облагаемое налогом имущество.
В соответствии с законами РФ, любой доход, полученный физическим лицом, должен облагаться налогом. Таким образом, лицо, которое продает квартиру, дом или иной объект недвижимого имущества, получает доход. Это значит, что оно должно заплатить налог с продажи недвижимости.
Следует учесть, что обязанность уплаты налога возникает с момента оформления сделки и действует до истечения пяти лет с момента регистрации права собственности.
Не все сделки купли-продажи недвижимости облагаются налогом. В законодательстве содержится понятие минимального срока владения имуществом. Данное понятие снимает с собственника квартиры обязательства по уплате налога.
Минимальный срок владения имуществом ограничен тремя и пятью годами. При этом срок зависит от способа и срока приобретения права собственности.
Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.
Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.
В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.
Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:
1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;
2. Налоги, взносы;
3. Пени;
4. Проценты;
5. Штрафы.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Что такое налог на имущество: кто и за что должен его платить
Налог на имущество физлиц — это ежегодная плата государству за владение недвижимым имуществом. Налог на недвижимость начинает начисляться с момента получения объекта в собственность — в день регистрации собственности в Росреестре после покупки, например, парковочного места начнутся исчисления.
Налог рассчитывает налоговая инспекция, которая во второй половине года начисляет плату за владение объектами в прошлом отчетном периоде. После этого собственнику направляется уведомление в личный кабинет на сайте ФНС и письмом по месту регистрации.
Если вы владеете объектом не целиком, а только его частью, налог будет исчисляться пропорционально доле владения. Если вы не пользуетесь своим имуществом, например живете в другом городе, а квартира простаивает, для инспекции это не имеет значения. Налог все равно будет начисляться вне зависимости от жизненной ситуации.
Льготы по налогам на недвижимость для физических лиц
Отдельные категории льготников совсем не платят налог на имущество, но только в том случае, если речь идет о жилом имуществе, гараже, месте на парковке или незавершенном строительстве жилья. За коммерческое жилье, которое используется для заработка, налоги платят все.
Льготу можно использовать только на один объект каждого вида налогооблагаемого имущества, который выберет собственник. Если владелец не сделал выбор, льгота автоматически применится к самому дорогому объекту. Сменить его можно по заявлению до окончания текущего налогового периода.
Есть федеральный перечень льготников, которые освобождены от уплаты налогов на недвижимость:
— герои СССР;
— участники Великой Отечественной войны;
— люди с инвалидностью первой и второй групп;
— военнослужащие;
— пенсионеры;
— участники ядерных испытаний;
— члены семьи военных, которые погибли при исполнении;
— дети с инвалидностью;
— чернобыльцы.
Полный перечень тех, кто не платит налог на имущество, указан в статье 407 Налогового кодекса России.
Также регионы могут полностью или частично освобождать от уплаты налога отдельные категории граждан, которые не упомянуты в кодексе, — например, многодетные или приемные семьи.
Если цена объекта превышает 300 млн рублей, то льготное налогообложение не применяется — ни федеральное, ни местное.
Обзор изменений в порядке уплаты имущественного налога в 2022-2023 годах
С 2015 года в Налоговый кодекс внесены важные изменения, которые затронули налог на имущество. С этого года имущественный налог начали начислять по кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, что привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на собственников жилья. Первоначально нововведения затронули 28 российских субъектов, но с 2021 года инвентаризационная стоимость имущества не участвует в расчетах налога.
Если при расчете на основании инвентаризационной стоимости налог на имущество был номинальным: обычно не более 200-300 р., то при пересчете по кадастровой оценке он серьезно вырос.
После изменения порядка расчета россияне получили новые налоговые уведомления на внушительные суммы — до 5-46 тыс. в год.
В 2023 году во всей России налог на имущество будет рассчитываться по кадастровой стоимости, но в ряде регионов действует переходный период и используются понижающие коэффициенты:
- 0,4 — для Севастополя (здесь кадастровая стоимость учитывается второй год);
- 0,6 — респ. Алтай и Крым, Алтайского и Приморского краев, Свердловской, Иркутской, Волгоградской, Курганской,Томской областей и Чукотского АО.
Также законодательно установлено, что налог на имущество за год не может вырасти более чем на 10% в сравнении с прошлым годом.
В 2023 году в России пройдет кадастровая переоценка объектов недвижимости. Но ее результаты будут учтены только при расчете налогов на имущество за 2023 год. То есть россияне впервые заплатят налоги с учетом проведенной оценки в 2024 году.
Москва. 14 декабря. ИНТЕРФАКС — В Москве принят закон, согласно которому вводится новая льгота; она позволяет снизить в три раза налог на имущество физических лиц с нежилых объектов, не используемых в торгово-офисной деятельности, сообщила руководитель департамента экономической политики и развития города Мария Багреева.
«Мосгордума приняла закон, предусматривающий введение в Москве новой льготы, снижающей в три раза налог на имущество физических лиц с нежилых объектов, не используемых в торгово-офисной деятельности», — сказала Багреева, ее слова привели в пресс-службе профильного департамента.
В пресс-службе отметили, что, согласно действующему законодательству, физические лица уплачивают налог на имущество с нежилых объектов по ставке 0,5%, кроме случаев, когда объект недвижимости используется в целях торговли или размещения офисов — тогда налог платится по ставке 1,5%.
В Москве торгово-офисное использование объекта устанавливается Госинспекцией по недвижимости путем выезда на объекты и визуального осмотра, а также по вывескам, рекламным плакатам и прочим внешним признакам, если комиссии не был предоставлен доступ внутрь помещения.
Багреева отметила, что, если для нежилого объекта была установлена ставка налога на имущество физлиц в 1,5%, но он не используется для торгово-офисных целей, его собственник может обратиться за повторным обследованием в межведомственную комиссию при департаменте экономической политики и развития Москвы. Срок такого обращения — до 31 марта года, за который рассчитывается налог.
Однако на практике физические лица узнают, что объект облагается по ставке 1,5%, только из налогового уведомления, которое поступает уже после окончания этого года. К тому моменту исключить недвижимость из перечня торгово-офисных объектов уже нельзя, пояснила глава департамента.
Налог на имущество физических лиц в 2023 году
В 2023 году налог на имущество физических лиц во всей России будет исчисляться, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Также не будет больше применяться корректирующий коэффициент равный 0,8. Он будет не больше 0,6. Ставка налога установлена в размере 0,1% от налоговой базы. Закон позволяет регионам или отдельным городам увеличивать ставку налога на 0,2 пункта или вообще отменить. При расчете налога на имущество также применяется вычет равный в размере 10 м2 для комнат, 20 м2 для квартиры, 50 м2 для частного дома и один миллион, если речь идет о едином недвижимом комплексе с жилым домом. Важно! С 01.01.2023 вычет применяется по отношению к комнатам и долям имущества. Если в собственности несколько объектов, то льготы применяются только на какой-то один вид имущества. А вот если площадь имущества меньше вычета, то оплачивать налог не придется. В отдельных регионах ставки налога зависят от стоимости имущества. Например, в Москве ставки выглядят следующим образом.
Стоимость жилья, тыс. руб. | Ставка налога, % |
10 000 – 20 000 | 0,15 |
20 000 – 50 000 | 0,2 |
Больше 50 000 | 0,3 |
К примеру, если речь идет о московских апартаментах, то ставка налога равна 0,5 % для площади до 150 м2, а все последующие квадратные метры оплачиваются по ставке 2 %. Ставка налога на гаражи в Москве составляет 0,1%, а хозяйственные строения оцениваются в 0,3%. Тоже самое касается и других регионов, поэтому при определении налога на имущество физических лиц, необходимо выяснить условия ставкам, коэффициентам и т.д. в вашем регионе.
Пример расчета налога на имущество физических лиц
У гражданина в собственности находится квартира площадью 50 м2. Кадастровая стоимость квартиры составляет 5 000 000 рублей. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 500 000 рублей. Соответственно вычет положенный ему будет равняться 20 м2. Корректирующий коэффициент в его регионе равен 0,6. Ставка налога в регионе 0,1%. Необходимо рассчитать налог на имущество физических лиц.
- Сначала необходимо рассчитать кадастровую стоимость 1 м2 жилья
5 000 000/50 м2 = 100 000 рублей за 1м2, если цифра получилась некруглой, то ее необходимо округлить до целого рубля.
- Определяем стоимость вычета, исходя из кадастровой оценки. Как мы помним он равен 20 м2. Таким образом стоимость 20 м2. 100 000 х 20 = 2 000 000 рублей.
- Определяем кадастровую квартиры стоимость с учетом вычета 5 000 000 – 2 000 000 = 3 000 000 рублей.
- Определяем Нкс, исходя из кадастровой стоимости объекта. 3 000 000 х 0,1% = 3 000 рублей.
- Определяем налог на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости объекта. 500 000 х 1,518 х 0,1% = 759 рублей. Коэффициент-дефлятор устанавливается в размере 1,518 на 2023 год согласно Приказу Минэкономразвития России № 595 от 30 октября 2023, который вступил в силу с 27.11.2023.
- Определяем разницу между показателями: 3 000 – 759 = 2 241 рублей.
- Умножаем полученный результат на понижающий коэффициент 0,6. Получаем Нис = 2 241 х 0,6 = 1 344,6 рублей.
- В итоге получаем 1 345 + 759 = 2 104 рубля. Таким образом, НИ = 2 104 рубля.
Если вдруг при расчетах окажется, что Нкс меньше Нис, то в бюджет необходимо будет заплатить Нис. Это сказано в пункте 9 статьи 408 Налогового Кодекса РФ.
Несколько слов об инвентаризационной стоимости имущества
И наконец, скажем о самой инвентаризационной стоимости имущества, которая определяется как восстановительная стоимость за минусом физического износа. Оценка производится на 1 января каждого года. Во исполнение положений Закона Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства издало Приказ от 04.04.1992 N 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».
Показатель «восстановительная стоимость» учитывает качественные характеристики помещений, в том числе кубатуру (строительный объем) помещений, наличие подвальных помещений и мансард, материалы, из которых изготовлены стены и кровля, характеристики фундамента и перекрытий, показатели благоустройства зданий (наличие коммунальных услуг). По специальным методикам, разработанным органами Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ, конструктивные элементы оцениваются по восстановительной стоимости и в соответствующих долях формируют стоимость здания в целом. Ориентировочно, в качестве пояснительного примера: доля фундамента составляет 5 — 8%, стен и перекрытий — 29 — 43%, кровли, полов, окон и дверей — 21 — 23%, инженерного оборудования — 10 — 11%, отделки и прочих элементов — 17 — 34% (Постановление Губернатора Ленинградской области от 02.07.2002 N 127-пг «Об утверждении показателей восстановительной стоимости и коэффициентов потребительских качеств при определении инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ленинградской области»). Кроме этого, оценивается этажность, оборудование санитарных узлов квартир, архитектурные дополнения, планировка и отделка, а также техническое состояние квартиры. На местах вопросами переоценки занимаются соответствующие службы (бюро технической инвентаризации) исполнительных органов власти территориальных образований, обязанность на которых возложена Распоряжением Правительства РФ от 12.03.1992 N 469-р.
Как уже было указано, переоценка строений производится ежегодно, а налоговые зоны имущества остаются по-прежнему на уровне 1999 г. Это приводит к перекосам в виде непропорционально возрастающего налога на имущество. Доказательством тому служат обращения граждан в суды по поводу исчисленных налоговыми органами налогов на имущество. Например, Верховным Судом РФ (Определение от 18.01.2006 N 60-Г05-14) разбирался вопрос правомерности расчета восстановительной стоимости недвижимого имущества в Камчатской области. Гражданин был не согласен с оценкой, данной его квартире после переоценки 2005 г. с применением коэффициента восстановительной стоимости 10 к уровню цен 1991 г. В результате у гражданина повысилась ставка налога (до 0,3%), и данное увеличение налога вследствие переоценки гражданин посчитал незаконным. Жалоба не была удовлетворена, так как никаких нарушений порядка проведения переоценки суд не усмотрел.
Также было отказало в удовлетворении жалобы (Определение от 25.04.2002 N 1-Г02-27) гражданину, когда в результате переоценки 2001 г. в Архангельской области многократно возросла налоговая нагрузка (более чем в 9 раз). Заявитель просил признать незаконным Постановление Администрации Архангельской области от 10.05.2001 N 226 «Об инвентаризации и переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, и коэффициенте переоценки на 2001 год» в части утверждения коэффициента 20,0 на 2001 г.
Вышеупомянутое Определение КС РФ N 493-О было принято во исполнение рассмотрения жалобы, суть которой сводилась к оспариванию порядка определения инвентаризационной стоимости и применяемой ставки налога на имущество. В жалобе заявитель пытался доказать, что налоговая база Законом не определена. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку положения Закона соответствуют ст. 53 НК РФ, дающей определение налоговой базы. Как и в предыдущем случае, заявитель столкнулся с непропорционально возросшей суммой налога (вследствие применения более высокой ставки налога), что и породило судебное разбирательство.
Аналогичное более раннее Определение КС РФ от 21.12.2004 N 473-О касается рассмотрения вопроса, в котором заявитель указал, что бремя налога на имущество в результате определения инвентаризационной стоимости на физических лиц выше, чем на юридических лиц. Кроме того, инвентаризационная стоимость его имущества по данным БТИ превысила рыночную стоимость по данным независимого оценщика, что также подтверждает излишнее налоговое бремя. Суд оставил заявление без удовлетворения.
Глава 1. Основные аспекты и ретроспектива налогообложения физических лиц
Согласно Налоговому кодексу РФ, под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В основу налогообложения физических лиц, как и в основу налогообложения в целом, заложена фискальная функция, суть которой сводится в пополнению бюджетов всех уровней, а так же социальная функция – задача которой заключается в перераспределении доходов населения.
Налогообложение физических лиц в различных странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов – так реализуется принцип всеобщности охвата налогами, с другой стороны, на обеспечении государством населению определенного набора общественно полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно лишать плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных потребностей обязательно должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан.
На протяжении 20 века в России сменилось большое количество налогов, они никак не были систематизированы, зачастую взимались в натуральной, а не денежной форме и их главной целью была не фискальная функция, а использование налогов правительством в своих социально-политических целях.
Так в Советском союзе в 70е годы с физических лиц взималось 9 налогов, некоторые из которых соответствуют тем налогам, которые в настоящее время взымаются с физических лиц:
1) Подоходный налог
Подоходный налог с населения был введён декретом от 16 ноября 1922 в сочетании с поимущественным под общим названием подоходно-поимущественного налога (в начале 1921 года взимание существовавшего до этого Подоходный налог было прекращено), который в 1924 был преобразован в Подоходный налог. Налог исчисляется по ставкам, дифференцированным по группам плательщиков и размеру дохода. Различают 5 основных групп плательщиков: рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению налогом лица; литераторы и работники искусства; лица, занимающиеся частной практикой (врачи, преподаватели и др.); кустари; др. лица, получающие доход от работы не по найму. Ставки Подоходный налог прогрессивные: более низкие для первой и наиболее высокие для последней группы плательщиков. Максимальная ставка налога с заработной платы рабочих и служащих — 13% (при заработной плате свыше 100 руб. в месяц). Для отдельных категорий плательщиков Подоходный налог установлены значительные льготы. От уплаты налога освобождены низкооплачиваемые трудящиеся (необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих 60 руб., для отдельных районов — 70 руб. в месяц); с 1973 снижаются ставки налога в среднем на 35,5% с рабочих и служащих, получающих заработную плату от 71 до 90 руб. в месяц, в районах, где минимум заработной платы 70 руб. в месяц
С 1990-2000 годы законодательство в этом вопросе пересматривалось чуть ли не каждый год. При этом подоходный налог оставался прогрессивным и ставка была комбинированной, т.е. по каждому промежутку заработной платы была установлена твердая валюта, а с превышения верхнего предела этого отрезка было необходимо уплатить процент с превышения, и чем больше были доходы граждан, тем больше была твердая ставка и процент с превышения. Шкала была то 4х ступенчатая, то 7ми ступенчатая, то3х ступенчатая, но суть ее не менялась.
В 1999 была попытка сделать шкалу подоходного налога более плоской, т.к. это было связано с плохой собираемостью подоходного налога, одной из главных причин уклонения от которого были высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов населения. Однако эта попытка провалилась.
В 2000 году с приходом к власти В. В. Путина Правительство решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении «плоской шкалы» (единой ставки) подоходного налога.
7 июня 1999 Дума приступила к принятию во втором чтении части II Налогового кодекса и приняла главу 24 – налог на доходы физических лиц. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%.
Позднее, в 2005 году была попытка внести законопроект с предложением возврата в прогрессивной, но более плоской, чем ранее, шкале. Попытка провалилась, не набрав достаточно голосов.
Существующий в настоящий момент налог на доходы физических лиц не претерпел существенных изменений.
2) Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
Этот налог был введен Советским правительством в 1941 году. В соответствии с этим налогом бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. При этом освобождались от налога лица, не имевшие возможности завести ребёнка по состоянию здоровья. От уплаты налога освобождались лица, у которых дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребёнка и вновь продолжали взимать в случае гибели единственного ребенка. С конца 80-х льготы по налогу получили молодожены в течение одного года с момента регистрации брака. Данный налог просуществовал до 1992 года.
В России стандартный налоговый вычет на детей по налогу на доходы физических лиц может считаться аналогом налога на бездетность. Размер вычета в 2011 году составляет 1000 рублей в месяц на каждого ребёнка, а ставка налога — 13 %, поэтому человек, имеющий одного ребёнка, платит налог на 130 рублей в месяц меньше, чем бездетный человек с такими же доходами.
3) Сельскохозяйственный налог
4) Налог на строения, помещения и сооружения
Налогом со строений облагаются строения, принадлежащие кооперативным предприятиям и отдельным гражданам (государственные предприятия, учреждения и этого налога не платят). Земельная рента уплачивается кооперативными предприятиями и отдельными гражданами за земельные участки несельскохозяйственного значения, предоставленные в бессрочное пользование. За жилые строения кооперативный налог установлен в размере 0,5% их стоимости, за остальные строения кооперативных организаций и граждан — 1% стоимости строений (страховой оценки). По этим платежам имеется большое число льгот. Законодательство определяет условия, при которых от платы налогов освобождаются военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трёх степеней, колхозники и ряд других владельцев строений и земельных участков. Практически почти каждый третий домовладелец освобождается от уплаты налогов по разным льготам.
Аналогом этого налога в настоящее время является налог на имущество физических лиц и земельный налог.
5) Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов
Юридические и физические лица (в том числе иностранные), имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, тракторы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, ежегодно уплачивают налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Объектом налогообложения являются легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, а также грузовые автомобили и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Размер налога зависит от мощности машины и установленной ставки за каждую лошадиную силу для каждой из трех категорий.
Сейчас в Налоговом кодексе есть транспортный налог, который по своей сути схож в данным налогом.
6) Налог со зрелищ. Взимался со зрелищ, организуемых государственными, кооперативными и общественными предприятиями и организациями, отдельными лицами. Исчислялся в процентах (от 5 до 55 %) к сумме валового сбора от продажи билетов.
7) Сбор с владельцев скота
8) Курортный сбор
В качестве плательщиков сбора выступают физические лица, прибывающие в курортные местности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства.
Предельный размер ставки курортного сбора не может превышать 5% от установленного законом минимального размера оплаты труда. Курортный сбор уплачивается плательщиками по месту их временного проживания. Поэтому в качестве налоговых агентов могут выступать принимающие курортников санаторно-курортные учреждения, базы отдыха, частные мини-гостиницы.
В настоящий момент рассматривается возможность возрождения этого налога с целью финансового поддержания курортов.
На сегодняшний момент в России действуют два налога – это земельный налог, а второй – налог на имущество физических лиц. Оба этих налога местные, причем первый из них регулируется 31 главой Налогового кодекса, а второй – Федеральным законом «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 N 2003-1. Несмотря на то, что объектом перечисленных налогов является недвижимость, эти налоги основаны на разных методах исчисления, базы рассчитываются, исходя из разных стоимостных показателей, которые зачастую не соответствуют реальным ценам на недвижимость.
Недостатки действующих земельного налога и налогов на имущество, в частности, отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, неполный учет и несоответствие реальным ценам оценки недвижимости. Учитывая то, что земельный участок и находящиеся на нем строения неразрывно связаны между собой и образуют единый объект недвижимости, возникает необходимость в унификации методов налогообложения земельного участка и находящихся на нем строений.
Теория и практика взимания в России земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в условиях современных экономических отношений показывают, что методы взимания этих налогов не обеспечивают надлежащей мобилизации доходов в бюджеты (фискальная функция) и не выполняют регулирующую функцию.
Налог на имущество физических лиц практически не используется в качестве механизма перераспределения доходов населения. Причиной тому является несовершенство определения налоговой базы.
Действующая система определения инвентаризационной и балансовой остаточной стоимости не обеспечивают соответствие оценки налоговой базы реальным стоимостям. Поэтому инвентаризационная стоимость жилья не имеет ничего общего с его реальной, т. е. рыночной стоимостью.
В данный момент уже на протяжении нескольких лет ведется работа по замене земельного налога и налога на имущество физических лиц единым налогом – налогом на недвижимость (этот налог так же будет местным). Сроки введения единого налога на недвижимость переносились неоднократно: его планировалось ввести в 2009-м, потом в 2010 году, теперь становится ясно, что раньше 2013 года он точно не появится.
Сейчас ведется активная работа по подготовке изменений во вторую часть Налогового кодекса. Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости.
При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта, устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Массовая оценка недвижимости предполагает, что каждый населенный пункт будет разбит на кварталы с похожими характеристиками, в рамках которых затем будет определяться удельная кадастровая стоимость объектов недвижимости. После чего результаты оценки будут утверждать местные законодательные органы, и публиковать в открытом доступе.
Планируется, что новый налог будут платить физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями на праве собственности, а также владельцы земельных участков с правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследства. Льготы коснутся в первую очередь социально чувствительных категорий — пенсионеров, героев, ветеранов войны, инвалидов 1 и 2 группы, чернобыльцев, афганцев, воинов-интернационалистов, членов семей военнослужащих и другие. Но какие нормы социального минимума или социальных вычетов при уплате налога на недвижимость установят для других категорий населения и что в них войдет, пока вопрос дискуссионный.
Государственные органы не дают информацию о возможном размере ставки по налогу на недвижимость, ссылаясь на то, что необходимо сначала провести кадастровую оценку всех объектов недвижимости на территории страны.
Предполагается, что с включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.
Налоговая система Российской федерации существует не так давно, но за это время она претерпела большое количество изменений, которые были направлены на систематизацию, упрощение и повешение эффективности налоговой системы. За несколько десятилетий существенно сократилось количество налогов, взимаемых на территории страны. Система стала выраженно централизованной.
При этом важная роль отводится налогам, взимаемые с физических лиц, т.к. именно они помогают реализовывать принципы справедливости и равномерности налогообложения. К числу таких налогов относятся: налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, государственная пошлина.
Как и любая налоговая система, она постоянно изменяется, отвечая потребностям общества, а так же политики, проводимой государством. В Налоговый кодекс постоянно вносятся изменения, которые носят разный масштаб.
Для реализации цели построения наиболее эффективной системы необходимо вносить изменения с соответствиями с тенденцией времени.
Так в данной работе по налогу на доходы физических лиц предлагается введение прогрессивной шкалы налогообложения, которая применяется в большинстве развитых стран и которая была отменена в нашей стране только как временная мера. Такая прогрессивная шкала будет способствовать перераспределению доходов населения, что крайне актуально в стране, которая имеет такой большой разрыв между богатыми и бедными слоями населения. При этом так же предлагается взимать налоги с доходов граждан не по месту и работы, а по месту их жительства, т.к. именно по месту жительства населением получается большинство медицинских, жилищно-коммунальных и других услуг, что приведет к пополнению непосредственно бюджетов по месту жительства граждан.
По транспортному налогу так же предлагается введение единой ставки, при которой зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Таким образом, будет реализован принцип справедливости, благодаря которому разница между мощностью автомобилей в 1 лошадиную силу не будет соответствовать разнице налога в 1000 рублей.
Перспективы совершенствования земельного налога и налога на имущество физических лиц сводятся к разработке единого налога на недвижимость, который будет учитывать рыночную стоимость имущества при определении величины налога. Кроме того данный налог направлен на расширение налоговых источников для местных бюджетов. Однако до принятия этого налога пройдет еще много времени, что связано с большим объемом работ, которых необходимо провести для подготовки законопроекта: в первую очередь связанных с необходимостью кадастровой оценки всех объектов недвижимости в стране, а также с необходимостью проработки правовой базы закона.
Все эти меры должны способствовать совершенствованию системы налогообложения в России.