Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Археолог: список вузов где получить профессию гуманитарные области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Археологи изучают следы человеческой культуры — артефакты — и отвечают на вопросы: «Как и где жили люди?» Не путайте археологов с палеонтологами, которые ищут окаменелости и восстанавливают историю развития животных и растений. Археолог — антрополог прошлого, его интересуют здания, украшения, захоронения, наскальные рисунки и оружие. Палеонтолог — это, по сути, геолог с уклоном в биологию.
Археологи не всегда остаются научными сотрудниками при институтах. Амбициозные профессионалы зарабатывают деньги и обретают высокий статус в научной и деловой среде. Одно из перспективных направлений — работа в Министерстве культуры. Там специалисты проверяют заключения по итогам раскопок на территории всей России.
Некоторые археологи увлекаются одной темой и становятся признанными экспертами по оружию, керамике или архитектуре. Например, выпускник СПбГУ нумизмат Вячеслав Кулешов сейчас работает в Стокгольмском университете. Он изучает арабские монеты, ездит и собирает их по разным странам.
Некоторые археологи мечтают возглавить кафедру, институт или музей. Кто-то открывает свою археологическую компанию и занимается бизнесом. Ещё один способ реализовать себя и применить знания — стать блогером, популяризатором истории.
Археология подразделяется на несколько типов:
✔ Полевая – непосредственное участие в раскопках
✔ Подводная – извлечение и изучение останков затонувших кораблей
✔ В экспериментальной археологи восстанавливают найденное для дальнейшего изучения и выставления образцов в музеях
Некоторые археологи не ездят на раскопки. В их обязанность входит составление каталогов, описание находок, их систематизация.
Задача археолога – воссоздать картину прошлого при помощи найденных предметов, сделать правильные выводы, основываясь на фактах истории. После обнаружения найденный образец фотографируется со всех ракурсов, описывается и вносится в перечень находок. Ему присваивается номер, делается зарисовка и направляется в лабораторию для дальнейшего исследования.
Археолог – это призвание. Любовь к истории, энциклопедические знания, кропотливость и усидчивость, аскетизм – такими качествами может похвастаться не каждый. Порой из маленького найденного камушка воссоздается целая сцена жизни древнего человека. Аналитический склад ума очень важен для археолога.
Не стоит забывать, что археолог не работает один. В экспедиции задействовано достаточно большое количество людей, и без умения трудиться в команде не обойтись. Где большое количество народа, там имеют место разногласия, и тут на выручку придет такая черта, как дипломатия, способность договариваться.
Особенности профессии
Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.
Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.
Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная – поиск под водой;
Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.
Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.
Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.
В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.
Только по призванию
Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.
Особенности профессии
Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.
Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.
Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.
Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная – поиск под водой;
Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).
Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.
Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.
Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.
В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.
Только по призванию
Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.
Очевидным плюсом работников в сфере археологии считается возможность часто подолгу путешествовать в кругу своих единомышленников. Помимо этого, львиную долю своего рабочего времени представители этой профессии проводят в природной среде на свежем воздухе — и это тоже можно считать преимуществом специальности.
Никаких других преимуществ данной специальности определить не удалось. Не исключено, что именно такой неубедительный перечень достоинств и стал причиной того, что в наши дни археология как учебное направление стремительно теряет свою популярность у абитуриентов.
В то же время минусов у профессии археолога намного больше. Перечислим самые весомые.
- Со стороны может показаться, что археология представляет собой приключения, походы и знаковые открытия. Однако на практике это тяжелый, изматывающий физически труд и монотонная работа, с которой зачастую не справляются даже самые сильные и выносливые мужчины.
- Низкие зарплаты, а порой и вовсе полное отсутствие заработков. Это объясняется слабым государственным финансированием расходов на проведение любых исследований артефактов.
- Многие месяцы, проводимые в спартанских условиях, приводят к тому, что археологи зачастую вынуждены питаться тем, что предлагает природа и спать на голой земле под открытым небом.
- Далеко не каждые раскопки заканчиваются великими открытиями. Случается, что значимые находки совершает кто-то другой, и в этом случае у специалиста возникает чувство, что часть жизни прожита напрасно.
- Ну и конечно, продолжительные археологические экспедиции препятствуют созданию семьи и построению полноценной личной жизни.
Зачем учиться на археолога?
Трудно найти молодого человека, которой бы не любил путешествия. Однако у студентов не всегда есть такая возможность. Что если объединить увлечение походами и овладение знаниями и навыками с последующим получением диплома?
Совместить любовь к путешествиям и получение высшего образования вполне реально, ведь студенты-археологи очень много путешествуют.
Археология делится на три типа:
полевая – раскопки на материках;
подводная – исследования подводных рельефов
экспериментальная – воссоздание условий жизни исследуемого века с реконструкцией предметов быта и их использованием.
Археологами становятся физически подготовленные, выносливые люди, способные жить в суровых условиях. Чтобы им стать, нужно любить историю, путешествия, уметь работать в команде, иметь инженерные способности, а также такие качества, как терпеливость и способность переносить порой некомфортные условия.
Зачастую археологам приходится изучать помимо смежных специальностей (топография, география и почвоведение) такие направления науки как химия, геральдика и антропология.
Плюсы и минусы профессии
Среди плюсов профессии отметим частые и продолжительные путешествия в компании близких по духу людей. Также к плюсам отнесем работу на свежем воздухе, возможность прикоснуться к вещам, которые до вас не трогал никто многие сотни лет, почувствовать дух истории. Экспедиции археологов могут проходить как в городской черте, так и далеко за её пределами, и длиться от одного до трёх месяцев.
Среди минусов упомянем тяжелый и монотонный труд, небольшую зарплату и суровые условия жизни во время раскопок.
Где работает археолог
Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии РАН), в музеях, государственных органах охраны памятников и заниматься преподавательской деятельностью. Его академическая карьера заключается в первую очередь в научных открытиях, написании работ и ученых званиях.
Где обучают профессии археолога
В начале апреля Минобрнауки заявил, что планирует утвердить новые образовательные стандарты по специальности археология.
В настоящее время в системе высшего профессионального образования не существует отдельного направления «Археология» на уровне бакалавриата и магистратуры.
«Утверждение образовательных стандартов по археологии планируется в 2018 году после завершения всех необходимых процедур», — говорится в сообщении.
Чтобы поступить в бакалавриат на археологию, необходимо сдать ЕГЭ по истории, русскому языку и обществознанию. Выучиться на него в 2018 г. можно в ГАУГН, где обучение происходит непосредственно в Институте археологии РАН
Как обучаются археологии
Учеба по программе «Археология» – это не просиживание на парах с утра и до вечера. С первых дней обучения студенты с головой погружаются в полевые археологические исследования и на протяжении всей учебы вовлечены в многочисленные археологические проекты института по направлениям от древности до Новейшего времени в различных регионах России.
Студенты могут участвовать в регулярных научных семинарах, конференциях, круглых столах, посвященных современным проблемам археологического исследования, вопросам сохранения памятников археологии. Ежегодно проводятся такие профильные мероприятия, как: Школа молодых археологов стран СНГ «Современные междисциплинарные подходы к изучению археологического наследия», Международная конференция «Археологические исследования в России: новые материалы и интерпретации», на которой обсуждают итоги самых важных экспедиционных исследований; «Археология и геоинформатика», целью которой является популяризация современных геоинформационных технологий в археологических исследованиях.
Специализация, карьера и перспективы
При ответственной работе в экспедициях археолог через некоторое время может рассчитывать на то, что станет руководителем экспедиции, проекта.
Специалист по археологии может трудиться в высшем учебном заведении либо научно-исследовательском институте, где станет заниматься научной деятельностью и продвигаться по карьерной лестнице, защищая сначала кандидатскую, затем докторскую диссертации, получая степени кандидата, доктора наук, звания доцента и профессора.
Кроме экспедиционной и научной деятельности, археолог также может заниматься преподаванием. Работая в музее, специалист по археологии может дослужиться до начальника отдела или до руководителя музейного заведения.
Знаете ли вы? Одним из самых загадочных открытий археологии является 288 статуй Моаи на острове Пасхи, датированные 1300–1500 гг. н. э. Высота самой большой составляет 4 м, вес самой тяжёлой — 82 тонны. Они сделаны руками человека.
Где учиться на археолога
Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.
Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.
Хороший археолог должен уметь:
- чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
- управляться с фото-аппаратурой;
- владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
- обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.
Археолог – ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого «archaios» (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.
Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин «археология» впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил «историю прошедших времен».
В современном мире археологию принято разделять на три вида:
- полевую – раскопки вещественных источников на суше;
- подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
- экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.
Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.
Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.
Где учиться на археолога
Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.
Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.
Хороший археолог должен уметь:
- чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
- управляться с фото-аппаратурой;
- владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
- обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.
После защиты диссертации судьба снова привела меня в Новосибирск, уже в статусе кандидата наук.
И здесь мне опять повезло. Сначала был пазырыкский Укок и раскопки курганов этой единственной в мире культуры с «замерзшими» могилами. Теперь – курганы хунну в Северной Монголии, предметами из которых, обнаруженными экспедицией Козлова, как и пазырыкскими находками Руденко, я любовалась в Эрмитаже.
Все сбылось. Хотя нельзя забывать, что со своими новыми методами и новыми возможностями мы всего лишь шли по следам первооткрывателей: все культуры, которыми пришлось заниматься, – и пазырыкцы, и хунну – были открыты задолго до наших раскопок. Несмотря на это, результаты, которые мы получили, оставили чувство глубокого удовлетворения. Почему?
Есть новые памятники и предметы, открытые нами, и есть те, которые были найдены давно, но которым мы задаем вопросы. Сейчас вопросов мы можем задать намного больше, чем первооткрыватели. Время накладывает заметный отпечаток на гуманитарную науку. Она уже не мыслится без междисциплинарного подхода. Неизмеримо расширились наши исследовательские возможности. Растет объем информации, которую мы получаем от археологических памятников. И в этом смысле нам действительно удалось продвинуться в изучении ранее открытых древних культур, найти подтверждения многим уже высказанным предположениям и, главное, выдвинуть новые. К тому же история людей, которой мы занимаемся здесь, в Сибири, простирается далеко за пределы нашего региона – в Китай, Иран, Тибет, Индию – на огромные территории, объединенные в один исторический узел кочевым миром. Постороннему человеку может показаться, что подобные метания мысли довольно хаотичны, но все наши исследования лежат в русле одного направления, логически выверенного и базирующегося на точном знании.
Но, конечно, осталась еще одна мечта – открыть что-то совершенно новое, никем и никогда невиданное. И если бы современный мир был немного добрее… Но в китайском Синьцзяне – беспорядки; Афганистан воюет, Иран практически закрыт для серьезных археологических исследований; события в Лхасе не прибавляют оптимизма… Получить разрешение на раскопки в подобных местах сегодня очень сложно, но хочется верить, что трудности эти преодолимы – и есть примеры, когда российские экспедиции в начале века успешно работали и в гораздо более трудных условиях, преодолевали значительно более серьезные препятствия. Надо просто терпеливо ждать своего часа.
Какими качествами должен обладать археолог
Нужно знание множества накопленных учеными фактов в избранной области для своей деятельности. Это может быть эпоха неолита или палеолита, бронзы, раннего железа, скифского времени, античности, может быть славяно-русская археология и т.д. Перечень не полон, и его можно продолжить. Археолог – профессия интересная, но требует эрудированности ученых и умения сопоставлять различные источники.
Такой человек должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать, аргументировать, опираясь на логику, а не на эмоции. Бывает сложно, но необходимо отказаться от своих гипотез, если существуют факты, которые их опровергают. Работа археологов требует наличия важных качеств – это терпеливость, старательность, аккуратность. Они чрезвычайно необходимы при раскопках.
В зависимости от масштабов раскопок участники берут на себя одну или несколько обязанностей. Незаменимый человек в любой экспедиции — её руководитель. Он несёт ответственность за имущество, оформляет документы и подбирает команду. Другой человек, без которого трудно представить выезд команды или городские раскопки, — завхоз. Заведующий хозяйственной частью ведёт учёт всего оборудования, инвентаря и продуктов.
У тех, кто снимает грунт на участке, нет особой должности, их называют просто «люди на лопате». Иногда они же выступают в качестве переборщиков — просеивают или моют грунт, если нужно найти мельчайшие осколки, драгоценные камни и бисер.
Отдельная профессия в экспедиции — археолог-геодезист. С помощью специальных приборов — теодолита, нивелира или тахеометра — геодезист получает данные о перепаде высот и значении углов. Раньше всё приходилось наносить на планы вручную, а сейчас умный прибор сам загружает информацию о местности в компьютер. Я научился выполнять замеры и составлять планы на курсах за пару недель и выполнял геодезическую работу.
Перед фото- и видеофиксацией, а также геодезической съёмкой находок нужно подготовить раскоп. Этим занимаются ответственные за зачистку. Затем за дело берутся фотограф и другие специалисты.
Иногда к участию в раскопках присоединяются почвоведы, специалисты по керамике, реставраторы или антропологи. Кстати, антропологи помогают определять по костям не только скелеты людей, но и животных. В выездных экспедициях бывает нужен водитель. Как видите, люди с самыми разными навыками и интересами могут пригодиться на раскопках.
Стать археологом: плюсы и минусы профессии
Как мы уже сказали, археология ― очень интересная наука. Она открывает много нового, знакомит с другими мирами, позволяет узнать то, что иначе узнать невозможно. Прибавьте к этому интереснейшие путешествия, знакомство с огромным количеством по-настоящему увлеченных людей ― что еще нужно? Но поскольку профессию выбирают не на пару лет, а чаще на всю жизнь, рассмотрим поподробнее, с чем придется столкнуться молодому археологу.
К минусам профессии можно отнести:
И, наконец, в этой профессии, как и во многих других, нужна удача. Ведь вы никогда не знаете, что вам предстоит найти: сотую по счету монету или никем ранее не открытое древнее поселение. Конечно, перед тем, как поехать в экспедицию, ученые проводят огромную подготовительную работу, результаты которой могут подтвердить или опровергнуть находки. Но к чему приведут раскопки и удастся ли открыть что-то действительно важное ― заранее не знает никто.
Как стать археологом? Для этой профессии высшее образование обязательно. Учиться, а потом и работать по специальности будет сложно. Главный акцент в любой учебной программе сделан на детальном изучении истории. Кроме того, студента обучат технологиям ведения раскопок и обращению с добытыми артефактами.
Где учат на археолога? Специализированных археологических вузов в Российской Федерации всего два – Институт археологии РАН и Московский археологический институт. Последний сейчас входит в состав МГУ. Кроме них можно выбрать любое высшее учебное заведение, где есть исторический факультет с кафедрой археологии.
Приведем несколько примеров вузов, где можно выучиться этой профессии:
Для поступления на исторический факультет потребуется ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Некоторые вузы могут дополнительно попросить результаты экзаменов по иностранному языку и математике.
Чтобы стать археологом, начинающий профессионал должен убедиться, что он соответствует минимальным требованиям. Если вы заинтересованы в карьере в области археологии, вот что вам нужно сделать:
-
Получите степень бакалавра.
-
Участвуйте в раскопках.
-
Получите ученую степень.
-
Подумайте о вступлении в археологические ассоциации.
-
Создайте свое резюме.