Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог в 2021 году для юридических лиц изменения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.
Кто платит налог на воду?
Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?
Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.
Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.
217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е.
В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.
Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы. Его распределение происходит следующим образом:
- 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
- 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.
Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.
Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:
- 10-кратное увеличение для тех, кто добывает подземную воду, а также занимается ее обработкой и продажей. Сюда не относятся работы с минеральной и водой промышленного использования.
- Повышение в 1,1 раз для населения, у которых в домах не установлены счетчики.
Оформление лицензии и налоговые ставки
Больше всего новый налог касается дачников, использующих воду из коллективных скважин. Такие водные ресурсы можно будет использовать только после оформления специальной лицензии и уплаты суммы налога. После оформления соответствующих документов каждый колодец будет оборудован счетчиком воды.
Для расчета суммы к оплате следует количество используемой воды умножить на налоговую ставку, сумма которой составляет от 162 до 326 рублей.
Именно поэтому важно иметь счетчик. Предусматривается, что все плательщики должны будут вести отчетность ежеквартально, заполнять специальные документы и на их основе оплачивать налог за прошедший период. Вместе с тем устанавливается лимит на использование водных ресурсов в коммерческих целях. Если этот показатель за отчетный период превышается, то пользователи должны будут уплачивать налог по увеличенному в 5 раз тарифу.
Еще следует учесть, что размер налоговой ставки прямо зависит от экономического района и бассейнов водных объектов, в которых находятся колодцы. Это значит, что каждый регион будет платить разную сумму нового налога. Важно понимать, что пока точно неизвестно, как на ставку налога будет влиять принадлежность к определенным водным бассейнам.
Но ставка за пользование скважинами в зависимости от экономического района рассчитывается в рублях за 1 тыс. м куб. используемой воды и составляет:
- 372 – 390 – для Северо-Западного района;
- 378 – 384 – для Северного;
- от 336 до 360 – в Центральном районе;
- 330 – 336 – будет платить Волго-Вятский район;
- от 318 до 402 – для Центрально-Черноземного;
- 342 – 420 – в Поволжском;
- 486 – 654 – для Северо-Кавказского района;
- 390 – 534 – для Уральского;
- от 330 до 342 – в Западно-Сибирском;
- 306 – 678 – в Восточно-Сибирском;
- 306 – 342 – для Дальневосточного района;
- от 324 до 336 – в Калининградской области.
Для данного вида сборов основное понятие кроется в объекте налогообложения. Основному пользователю водного источника обязательно следует отчислять деньги в федеральный бюджет. Это касается как отечественных, так и иностранных субъектов.
Налогообложение зависит от способа использования водных ресурсов. Под налог подпадают такие разновидности водоиспользования:
- забор воды из водоемов для дальнейшего использования;
- эксплуатация без забора для генерирования энергии на ГЭС;
- пользование водоемами для сплава древесины.
Есть длинный перечень водопользования, оплата за который не предусмотрена:
- когда водный объект содержит полезные ископаемые (актуально для подземных вод);
- когда воду используют для тушения пожара.
- при эксплуатации воды морскими судами для функционирования технического оборудования;
- при рыбной ловле;
- при движении либо стоянке водного транспорта;
- в случае применения акватории для организации отдыха ветеранов, инвалидов, детей;
- при заборе воды на нужды сельского хозяйства, в т.ч. для орошения лугов и пастбищ.
Освобождения от обязательств
Льгот и привилегий по ВН действующее законодательство не предусматривает. Но есть ряд видов деятельности, неотъемлемо связанных с водобъектами, которые не признаются налогооблагаемыми объектами.
Обязательный платеж по воде не перечисляют лица, осуществляющие такие виды деятельности:
- деятельность, которая неотделимо связана с водоемом (купание, катание, рыболовство, разведение рыбы и т. д.);
- деятельность, которая уже подпадает под другой фискальный сбор (добыча ископаемых, например);
- деятельность по осуществлению водоохраны;
- деятельность общественно-полезного характера (например, связана с тушением пожаров, забором для оборонных нужд и т. д.).
У юрлиц, занимающихся этими видами деятельности, обязательств по водному налогообложению не возникает.
Новый налог на воду, а новый ли он?
Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:
Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.
Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.
Единый налоговый платеж
С 2023 года налоги и взносы перечисляют единым налоговым платежом, который инспекция сама засчитает в счет текущих платежей, недоимок, пеней и штрафов.
Заметим, что с 1 января 2023 года на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически переходят все организации и ИП независимо от выбранной системы налогообложения (п. 4 ст. 11.3 НК). Каждому налогоплательщику открывается счет в Федеральном казначействе. Отдельных платежек по большинству налогов и взносов с 2023 года не будет.
За счет ЕНП нужно уплачивать:
- налоги, в том числе НДФЛ за работников;
- авансовые платежи по налогам;
- страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
- сборы;
- пени, штрафы и проценты по налогам, сборам и страховым взносам.
Чтобы перечислить единый налоговый платеж на налоговый счет, нужно оформить платежное поручение. Налоги и взносы, которые с 2023 года перечисляют на единый налоговый счет (ЕНС), можно направить единым платежным поручением по ЕНП на единый КБК.
Назначение | КБК | ||
Текущий платеж и задолженность | Пени | Штраф | |
Единый налоговый платеж | 182 0 10 61201 01 0000 510 | – | – |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 01011 01 1000 110 | 182 1 05 01011 01 2100 110 | 182 1 05 01011 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 01021 01 1000 110 | 182 1 05 01021 01 2100 110 | 182 1 05 01021 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
В бюджеты городских округов | 182 1 05 04010 02 1000 110 | 182 1 05 04010 02 2100 110 | 182 1 05 04010 02 3000 110 |
В бюджеты муниципальных районов | 182 1 05 04020 02 1000 110 | 182 1 05 04020 02 2100 110 | 182 1 05 04020 02 3000 110 |
В бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя | 182 1 05 04030 02 1000 110 | 182 1 05 04030 02 2100 110 | 182 1 05 04030 02 3000 110 |
В бюджеты городских округов с внутригородским делением | 182 1 05 04040 02 1000 110 | 182 1 05 04040 02 2100 110 | 182 1 05 04040 02 3000 110 |
В бюджеты внутригородских районов | 182 1 05 04050 02 1000 110 | 182 1 05 04050 02 2100 110 | 182 1 05 04050 02 3000 110 |
В бюджеты муниципальных округов | 182 1 05 04060 02 1000 110 | 182 1 05 04060 02 2100 110 | 182 1 05 04060 02 3000 110 |
Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы
Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:
- на общие (пп. 1–1.1 ст. 333.12 НК РФ);
- пониженные — они установлены в п. 3 ст. 333.12 НК РФ исключительно для расчета налога при заборе воды для снабжения населения.
Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.
Такое разграничение должно быть:
- оформлено в отдельной лицензии на пользование недрами — с уточнением в ней цели использования добытых подземных вод («водоснабжение населения») и обязательным указанием разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды;
- технологически обеспечено (установлены счетчики, организовано учетное документирование объемов переданной на разные нужды воды).
Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.
Расчет водного налога в 2023 году пример
В первом квартале 2023-года бухгалтер закрывает последний квартал 2023-года.
Поэтому применяется ставка за 2023-год, равная 1,52: 22 344 х 1,52 = 33 962, 88 Полученная сумма должна быть округлена до целого числа: 33 963 рублей – сумма налога за последний квартал 2023-года. Как рассчитать водный налог, если показатели превысили лимит пользования водными ресурсами? Допустим, компания превысила лимит на 12 000 м3.
Сумма превышения должна быть умножена в 5 раз: Сумма налога = (37 х 456 + 3 х 456 х 5) х 1,52 = 36 042, 24 Округление: 36 043 руб.
Правила МСФО для отражения водного налога в бухгалтерских счетах отводит счет 68.
Для простоты ориентировки под ним можно создавать субсчета – 68.1, 68.2 и так далее.
Представление отчетности по ВН: форма не изменилась
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2022 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.
Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2022 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.
Ответственность за налоговые нарушения
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.
За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.
В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).
Комментарий к ст. 333.12 НК РФ
Комментируемая статья устанавливает твердые ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Такой подход существенно отличается от процедуры определения платы за пользование водными объектами, установленной ранее действовавшим Законом «О плате за пользование водными объектами», в котором были определены лишь минимальные и максимальные ставки платы.
У налогоплательщиков водного налога при использовании водных объектов без изъятия воды часто возникают сложности в исчислении налоговой базы, а также неопределенность с корректировкой ее размера с учетом сезонного характера использования акватории водных объектов. Видами пользования водными объектами без изъятия воды, подлежащими налогообложению водным налогом, признаются использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, а также водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (подп. 2 — 4 п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ).
Глава 25.2 Кодекса не содержит положений о корректировке налоговой базы по водному налогу в зависимости от сезонного характера использования водных объектов. Водный налог по указанным объектам исчисляется как произведение налоговой базы, определяемой за соответствующий квартал исходя из площади предоставленного в соответствии с лицензией водного пространства, количества произведенной электроэнергии и объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, и налоговой ставки, установленной статьей 333.12 Налогового кодекса РФ.
Статья 333.12 Кодекса определяет налоговые ставки при заборе воды в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранных из поверхностных и подземных водных объектов, в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
Обратите внимание, что ставки, которые действуют для забора воды, применяются только к тому объему воды, который не превышает установленные плательщику лимиты, указанные в лицензиях на водопользование. Если же налогоплательщику не утвердили квартальных лимитов, то их нужно определять самостоятельно расчетным путем. Для этого годовой лимит делится на 4. При уплате налога за сверхлимитную воду ставки нужно повышать в 5 раз.
Налогоплательщиками водного налога, применяющими ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для населения. В этих лицензиях отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Если в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды или водопользование в указанных целях осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров, не применяются. И налогообложение в таком случае производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 Кодекса.
Энергетический вампиризм
Как и на чем экономить после окончания льготного периода — решать самим предприятиям. Одна из самых водоёмких отраслей — ГЭС.
«Увеличение ставки может быть компенсировано частично за счет оптимизации энергетическими компаниями собственных затрат, — полагают в Минприроды. — То же касается и привлечения инвестиций в модернизацию оборудования, и улучшения параметров окупаемости: это напрямую зависит от способности энергетических компаний оптимизировать затраты и применять новые подходы при реализации инвестиционных проектов».
В ведомстве напоминают, что наиболее заметное влияние на экономические показатели предприятий оказывает отнюдь не плата за воду. У энергетических компаний доля платы за пользование водными объектами в себестоимости продаж — 2,5%, у промышленных предприятий — менее 1%, тогда как управленческие расходы гидроэнергетиков составляют 7,3% себестоимости продаж, а еще 2,8% приходится на аренду помещений.
За тем, чтобы цены на электроэнергию не зашкаливали, следит антимонопольная служба. «Стоимость тарифов на электричество для населения в нашей стране определяется с помощью механизма тарифного регулирования, который позволяет сдерживать и управлять ростом тарифов, — отмечают в Минприроды. — Все полномочия для этого есть у ФАС».
Сейчас законопроект находится на стадии обсуждения, учитываются мнения и профессионального сообщества. «С отменой льготного периода спешить не следует, нужен гибкий подход», — считает директор Палаты налоговых консультантов Татьяна Иоффе.
На ее взгляд, имеет смысл обозначить отрасли, которые потребляют наибольшее количество водных ресурсов, выделить из них приоритетные и оценить, как скажется на них дополнительная налоговая нагрузка. «Крупные совхозы производят продукцию первой необходимости, обеспечивают продовольственную безопасность страны. А металлурги льют снаряды, расплавленный металл охлаждают водой. Следует тщательно взвесить, кому льготу отменить, а кому, возможно, и сохранить», — полагает эксперт.