Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пять шагов к реорганизации путем выделения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
Особенности реорганизации юридических лиц
Важные нюансы:
- К правопреемнику переходят все права, обязанности и долги (полностью или частично, в зависимости от вида процедуры).
- Реорганизовать юрлицо можно только в организационно-правовую форму, разрешенную законом. Например, нельзя реорганизовать ООО в товарищество, а коммерческую структуру в некоммерческую.
- Если реорганизация принудительная, а компания не соблюдает законные требования и сроки, то управление делами передадут арбитражному управляющему.
Некоторые виды юридических лиц, у которых имеются особенности реорганизации
Особенности реорганизации устанавливаются для следующих видов организаций: кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) и определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Также имеются особенности при реорганизации некоммерческих юридических лиц, которые устанавливаются ст.16 и 17 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Эти особенности связаны с порядком принятия решения о реорганизации НКО и организационно-правовыми формами при преобразовании НКО. Например, частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, а Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд и т.д. При реорганизации НКО следует учитывать, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ.
Как происходит реорганизация ООО в форме слияния?
Процесс реорганизации юридических лиц проходит следующим образом:
- Решение о реорганизации путем слияния принимается на общем собрании участников ООО, инициатором которого может быть любой представитель объединения (при наличии не менее одной десятой от числа голосов участников ООО).
- О принятом решении в течение трех дней после его утверждения нужно уведомить регистрирующий орган. Так как в слиянии участвуют не менее двух компаний, то протокол о принятом решении (в произвольной форме) направляется от каждого юридического лица. Вместе с ним подается уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003.
- В письменном виде обязательно уведомляются кредиторы.
- По одному разу в течение двух месяцев публикуется объявление о процессе реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации».
- Стороны процесса должны подготовить такие документы, как заявление о госрегистрации юрлица по форме № Р12001, учредительные документы (в двух экземплярах), договор о слиянии, передаточный акт и квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины, копии писем кредиторам и публикаций в СМИ, которые являются доказательством уведомления о процедуре. Отметим, что если документы передаются в электронном варианте, то госпошлину платить не нужно.
- Документация передается в ИФНС лично заявителем, через доверенное лицо (нужна доверенность), по почте или посредством подачи электронных документов.
- Процесс создания нового юридического лица завершается в течение шести дней после подачи бумаг в налоговую. В конце этого срока выдается Устав с отметкой регистрирующего органа и лист записи ЕГРЮЛ.
Изначально в каждом из обществ проводится общее собрание учредителей с оформлением протокола с целью:
1 — принятия окончательного решения о проведении реорганизации, в котором необходимо прописать передачу прав поглощающему обществу на:
- уведомление об инициации объединения ИФНС в трехдневный срок после оформления решения последним участником;
- публикацию сообщения о происходящем в специальном журнале;
2 — ратификации договора о присоединении, в котором прописываются:
- ключевые этапы проведения процедуры и их сроки;
- величина и особенности уставного капитала после объединения;
- распределение расходов на реорганизацию между участниками;
- руководитель процесса и прочее.
Эта обязанность возложена на соответствующую инспекцию. Для них город условно делится на районы, для каждого из них выделен свой офис. Проще всего определить, какое именно отделение поможет в открытии предпринимательства, через специальный сервис от федеральной налоговой службы. Там достаточно будет ввести свой город и улицу, чтобы он выдал адрес ближайшего ФНС. Найти его можно, даже если просто спросить в поисковой строке. Обычно ближайшая будет именно той, что нужна.
Стоит отметить, что для ИП учитывается место жительства будущего владельца, а для других видов собственности это местоположение — юридический адрес фирмы.
Это деятельность по внесению изменений в государственный реестр. Они меняют данные, когда требуется создать новое ООО, изменить его, реорганизовать, ликвидировать или провести другие действия в отношении ОАО, ИП и иных предприятий. Когда они прекращают свою деятельность, то вносятся соответствующие сведения.
Для каждого из указанных выше действий есть отдельный регламент, который прописывается порядок, сроки и определенный пакет документов — один для регистрации юридического лица, другой для его ликвидации и так далее. Там же прописан срок, в течение которого госорган должен дать ответ и выдать подтверждение правомерного статуса или обоснованный отказ.
Часы работы МИФНС № 46
Время pa6oты: | Пepepыв: | |
пн: | 7.00-21.00 | без обеда |
вт: | 7.00-21.00 | без обеда |
ср: | 7.00-21.00 | без обеда |
чт: | 7.00-21.00 | без обеда |
пт: | 7.00-19.45 | без обеда |
Заключительный этап реорганизации путём присоединения
По истечении не менее трёх месяцев со времени опубликования сообщения в печати о начале реорганизационного процесса стартует заключительный этап присоединения. На этом этапе компания, к которой присоединились ликвидированные предприятия, направляет в регистрирующую налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающий проведённые изменения. На основании этих документов ИФНС завершает регистрацию изменений, а именно:
- вносит изменения в ЕГРЮЛ;
- передаёт основной компании выписку из ЕГРЮЛ, фиксирующую произведённые там изменения;
- посылает уведомления в налоговые инспекции, в которых были зарегистрированы присоединённые предприятия, об их ликвидации.
Вместе с уведомлением о ликвидации каждого из предприятий к ним прикладываются копии:
- заявления этих предприятий о прекращении деятельности;
- положительного решения налоговой службы по данному заявлению;
- выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации присоединённых предприятий.
С момента передачи этих документов и ликвидации последнего из присоединённых предприятий процесс реорганизации считается полностью завершённым (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Комментарии к ст. 51 ГК РФ
Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.
Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
— документ об уплате государственной пошлины.
Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:
— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Преобразование — достаточно сложная процедура. Есть ещё несколько нюансов, знание которых позволит провести ее без нарушений:
- Ликвидируемое предприятие должно составить заключительную бухгалтерскую отчётность на дату, предшествующую дню внесения записи о реорганизации.
- Новая организация должна предоставить вступительную отчётность. Она составляется путём переноса показателей из заключительной.
- Если предприятие использовало специальный налоговый режим, то после реорганизации оно может применять УСН или ЕНВД, только если подаст заявление в налоговые органы.
- Малые организации, желающие перейти на УСН или ЕНВД, могут подать соответствующее заявление в течение пяти дней с даты создания.
- Срок проведения процедуры составляет примерно 2-3 месяца.
- Для ее осуществления можно воспользоваться услугами специализированных компаний.
Защита прав кредиторов и участников при прекращении юридического лица
Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК РФ)
1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано уведомить в письменной форме орган государственной регистрации о начале процедуры реорганизации с указанием формы последней. На основании такого уведомления орган государственной регистрации вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц публикует в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о своей реорганизации.
2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. Эти требования могут быть предъявлены кредитором не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации. Предъявление кредитором требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.
3. Если указанные требования не удовлетворены, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.
4. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.
Возможен ли отказ в процедуре
На практике данный вопрос не получил своего четкого законодательного регулирования. По сути, отменить реорганизацию возможно только в судебном порядке. При этом принятия решения учредителей об отмене реорганизации в этом случае не имеет какого-либо значения. А что нужно делать?
Отказаться от реорганизации можно исключительно в судебном порядке.
Статьи 60.1 и 60.2 ГК РФ предусматривают соответственно порядок признания решения о реорганизации недействительным и процесс признания реорганизации несостоявшейся.
В частности, для признания решения о реорганизации недействительным необходимо предъявить исковое заявление в течение 3 месяцев с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе реорганизации.
Предъявить исковое заявление может учредитель или иное лицо, которое наделено подобным правом.
Признать процесс реорганизации несостоявшимся может только тот учредитель, который не принимал участие в голосовании или проголосовал против реорганизации.
Основания проведения реорганизации
Основание для реорганизации — есть принятое решение учредителей на этот счет.
Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.
Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.
То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).
Общая процедура реорганизации юридического лица следующая:
- Юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщает в письменной форме в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (в случае участия в реорганизации 2-х и более юридических лиц, такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации);
- Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации (Журнал «Вестник государственной регистрации») уведомление о своей реорганизации (в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации);
- Реорганизуемое юридическое в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет всех известных ему кредиторов о начале реорганизации;
- Кредиторы юридического лица могут предъявить свои требования не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица (если право требования кредитора возникло до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, кредитор вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения, связанных с этим убытков). Требования, заявленные кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией;
- Документы, необходимые для государственной регистрации завершения процедуры реорганизации (прекращения деятельности присоединенного юридического лица, регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации …), могут быть представлены в регистрирующий орган через 30 календарных дней со дня второй публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомления о реорганизации, но не ранее чем через 3 календарных месяца с момента регистрации в ЕГРЮЛ уведомления о начале процедуры реорганизации.