Приватизация государственного и муниципального имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация государственного и муниципального имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Кто и что может приватизировать

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Процедура приватизации

Проведению электронных торгов предшествует предпродажная подготовка. Оценивается стоимость объекта, комиссия рассматривает условия участия предприятия в аукционе, и только после положительного ответа объект допускают к торгам.

Чтобы участвовать в торгах юридическим и физическим лицам необходимо зарегистрироваться на государственном портале. На сайте Комитета государственного имущества и приватизации Казахстана представлены необходимые реестры, базы данных и статистика – все, что будет полезно и интересно инвестору, участвующему в торгах. Здесь же потребуется завести Личный кабинет.

После выбора объекта инвестор может делать гарантированный взнос, он поступает на счёт торговой площадки в считанные минуты. Далее формируется электронная заявка.

При подведении итогов электронных торгов определяется новый хозяин госактива, предложивший самую высокую цену за лот. С ним на следующем этапе и заключается договор купли-продажи.

Если на объект не найдётся покупателей, то предприятие будет ликвидировано или реорганизовано. Впрочем, последний этап электронного аукциона предусматривает понижение минимальной стоимости госактива. Хотя эксперты все-таки советуют придержать крупные объекты, чтобы не продешевить и не оставить в минусе экономику.

1. Сформулируйте понятие «приватизация государственного и муниципального имущества».

2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона от 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»?

4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

Аукцион – это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.

По составу участников аукцион всегда является открытым. Проведение закрытых аукционов не допускается.

По форме подачи предложений о цене различают:

1) закрытые аукционы, на которых предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене);

2) открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене).

Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.

Для участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.

Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

Читайте также:  Правила тонировки авто в 2023 году

• представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ;

• представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;

• заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

• не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении (п. 8 ст. 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.

Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

Конкурсом признается такой способ приватизации имущества, при котором право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Условия конкурса могут предусматривать:

• сохранение определенного числа рабочих мест;

• переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

• ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

• проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (п. 21 ст. 20 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.

Указанный перечень условий конкурса является исчерпывающим.

Порядок разработки и утверждения условий конкурса, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Меры по осуществлению контроля за исполнением условий конкурса должны предусматривать периодичность контроля не чаще одного раза в квартал.

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.

Конкурс реализуется в порядке, аналогичном процедуре проведения аукциона.

Некоторые особенности приватизации муниципальной собственности

Процедуры приватизации государственного и муниципального имущества очень схожи, но на муниципальном уровне имеются некоторые отличительные свойства.

Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации. К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.

Читайте также:  Порядок привлечения иностранной рабочей силы в 2022 году

Во-вторых, на муниципальном уровне приватизации подвергается обычно имущество меньшей стоимости, чем на государственном. Поэтому здесь чаще практикуется продажа с аукциона.

Наконец, практически все земли сельхозназначения расположены на территории муниципальных сельских округов. Хотя часть таких земель и находится в государственной (в данном случае областной) собственности, существует и муниципальный земельный фонд. Приватизация земель такого фонда производится на основании актов, принятых местной властью.

В остальном процедуры приватизации государственного и муниципального имущества не различаются.

Формы и методы в современной России

Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

  • Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
  • Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
  • Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
  • Конкурсная продажа.
  • Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
  • Продажа через публичное предложение.
  • Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
  • Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
  • Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.

Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

  1. Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
  2. Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
  3. Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.

Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.

Порядок проведения приватизации государственного имущества

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов.

В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 16 Закона. К ним относятся:

  • 1) преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
  • 2) продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
  • 3) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • 4) продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  • 5) выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
  • 6) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  • 7) отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В некоторых случаях способ приватизации определен непосредственно Законом. Так, продажа предприятия как имущественного комплекса существляется на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.

Приватизация как способ разгосударствления собственности в Российской Федерации существует в этом качестве уже более десяти лет. Являясь инструментом формирования рыночных отношений, усиления социальной ориентации экономики страны, развития конкуренции и частного предпринимательства, приватизация и сейчас имеет большой потенциал. Основной ее результат состоит в том, что в России путем формирования слоя частных собственников произошла демонополизация народного хозяйства, созданы конкурентная среда и благоприятные условия для развития социально ориентированной рыночной экономики.

Однако задача по созданию экономически эффективной и социально справедливой системы разгосударствления собственности, а также управления оставшимся в собственности государства имуществом до настоящего времени не решена.

Как показал анализ, формальное изменение форм собственности не влечет реального изменения отношений собственности. Хозяйская мотивация, предпринимательская инициатива, экономические интересы не возникают одновременно с изменением формы собственности. Это долгосрочный процесс, нуждающийся в первую очередь в государственной поддержке и соответствующем правовом регулировании на федеральном и региональном уровнях. Хотя 58,9 процента предприятий в Российской Федерации стали частными, ряд поставленных приватизацией целей не был достигнут. В частности, не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка не привела к желаемому улучшению деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для их производственного, технологического и социального развития; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение на отечественном и мировом рынках и др.

Читайте также:  Как россиянам оплатят больничные в 2023 году?

Серьезную озабоченность вызывает управление государственной собственностью.

В процессе реформирования российской экономики сложились следующие организационно-хозяйственные конструкции функционирования государственной формы собственности:

  • — два вида государственных унитарных предприятий, основанные на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления;
  • — три вида акционерных обществ с участием государства: а) капитал на 100 процентов принадлежит государству; б) государству принадлежит контрольный пакет акций либо «золотая акция»; в) акции, принадлежащие государству, не образуют контрольного пакета.

Особенности передачи муниципальной собственности

Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.

Принципиальные основы осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности

Осуществление приватизации государственной и муниципальной собственности выполняется в соответствии с рядом принципов, к числу которых можно отнести:

  • во-первых, признание равенства покупателей имущества, принадлежащего государству, его регионам и муниципальным образованиям;
  • во-вторых, открытость действий органов государственного и муниципального управления при продаже государственного и муниципального имущества;
  • в-третьих, отчуждение государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц только на возмездной основе, то есть за плату или в обмен на акции акционерных обществ, доли хозяйственных обществ;
  • в-четвертых, самостоятельное осуществление приватизации муниципальной собственности органами муниципального управления в соответствии с федеральным законодательством.

✅ Кто и что может приватизировать?

Процедура приватизации подчиняется общим правилам. Закон четко определяет субъектов – тех, кто имеет право на приватизацию, и объектов – имущества, которое может перейти от государства в частную собственность.

Рассмотрим субъекты и объекты в виде таблицы:

Кто имеет право на приватизацию Объекты приватизации
Физические лица (граждане и ИП) Жилые помещения (квартиры, частные дома, комнаты в общежитиях, кооперативное жилье)
Юридические лица (организации) Земельные участки (придомовая территория, садовые и дачные земли, пашни)
Федеральные и муниципальные объединения (государственные органы и муниципалитеты) Объекты государственного резервного фонда
Гаражи, хозяйственные постройки
Отдельные виды природных ресурсов
Религиозные и культурные объекты
Унитарные и муниципальные предприятия
Образовательные учреждения
Имущество осужденных, реализуемое на торгах местными властями

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).


Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.


Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.


Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.


Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.


Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Понятие и принципы приватизации муниципальной собственности

Определение 1
Приватизация муниципальной собственности – это отчуждение муниципального имущества на возмездной основе в собственность юридических и физических лиц.

Приватизация муниципальной собственности осуществляется в соответствии с рядом принципов:

  • во-первых, принцип равенства, предполагающий осуществления приватизации муниципальной собственности на равных условиях всем покупателям;
  • во-вторых, принцип открытости, предполагающий осуществление приватизации муниципальной собственности публичным образом;
  • в-третьих, принцип возмездности, предполагающий отчуждение муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц только на за плату или через передачу в муниципальную собственность акций или долей общества, в создании которых принимает участие муниципальная собственность или которые образуются путем преобразования муниципальных предприятий;
  • в-четвертых, принцип самостоятельности, предполагающий осуществление приватизации муниципальной собственности органами муниципального управления без участия государства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *