Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение за изымаемый земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый владелец земельного участка должен помнить, что использование данного вида имущества не по целевому назначению, равно как и неиспользование его вовсе, является грубым нарушением земельного законодательства РФ, влекущим за собой административное наказание в виде штрафов, размер которых определяется с учетом кадастровой стоимости надела (если речь идет о землях сельхозназначения), а также, в зависимости от вида и сложности нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости, и непосредственно категории земельного участка (сельскохозяйственное производство; огородничество или садоводство; строительство (дачные постройки, обустройство фермерского хозяйства, возведение индивидуального жилого строения (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)).
Бухгалтерский учет компенсации за изъятие земли
Причитающаяся компенсация – выкупная цена – подлежит отнесению в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Расчеты с органом, осуществляющим изъятие (или третьими лицами, уплачивающими выкупную цену), целесообразно отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Пример
По решению местной администрации у хозяйства изымается земельный участок с расположенной на нем недвижимостью. Стороны достигли соглашения, что выкупная стоимость земли составляет 3 млн руб. По данным бухучета первоначальная стоимость земельного участка равна 600 тыс. руб., а объекта недвижимости – 4 млн руб. (его амортизация составила 2,5 млн руб.) Операции, связанные с изъятием участка и получением компенсации, отражаются проводками:ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91
– 3 000 000 руб. – начислена компенсация;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 3 000 000 руб. – получена компенсация;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Земельные участки»
– 600 000 руб. – списана стоимость изымаемого земельного участка;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Объекты недвижимости»
– 4 000 000 руб. – списана первоначальная стоимость объекта недвижимости;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 2 500 000 руб. – списана амортизация;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 2 100 000 руб. (600 000 + 4 000 000 – 2 500 000) – списаны выбывшие объекты.
Стоимость изымаемого земельного участка, равно как и остаточная стоимость объектов недвижимости, находящихся на этом участке, списывается в общем порядке с отнесением в дебет счета 91.
Определение размер иных убытков
Помимо стоимости изымаемого участка или прав на него возмещению подлежат также иные убытки, в том числе упущенная выгода. Ее размер можно подтвердить лишь с помощью заключения эксперта.
Помимо прямо перечисленных в Земельном кодексе убытков правообладатель вправе получить компенсацию упущенной выгоды (п. 2 ст. 56.8 ЗК РФ). Но как рассчитывать эту составляющую компенсации, в Земельном кодексе не указано. В законе появилась лишь абстрактная отсылка к федеральному законодательству. В Земельном кодексе можно найти указание на отчет об оценке убытков (подп. 2 п. 4 ст. 56.10 ЗК РФ). Но закон № 135-ФЗ не рассматривает убытки в качестве объекта оценки. Поэтому отчета оценщика по определению размера убытков быть не может. Это подтверждает и судебная практика В итоге остается один вариант — определить убытки с помощью заключения эксперта (определение ВАС РФ от 23.01.13 по делу № А73-3327/2012). Судебная экспертиза может быть назначена по поручению суда. Стороны спора вправе, самостоятельно обратившись к эксперту, заказать подготовку расчета (либо контррасчета) убытков на основании статьи 75 АПК РФ, но такой расчет не будет иметь в суде статуса экспертного заключения, а будет считаться «иным доказательством».
Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд
Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. В соглашение входит обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (п. 1).
При определении выкупной цены в нее включаются (п. 2):
- рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества;
- все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как оспорить изъятие земельного участка в суде
Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.
Определение размера выплаты: порядок и «подводные камни»
Компенсация рассчитывается исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости, а также убытков, причиненных реквизицией. При определении стоимости компенсации необходимо не только информацию о виде разрешенного использования, но и фактическое использование отчуждаемых объектов. Сумма компенсации позволять предпринимателю или физическому лицу восстановить имущественные потери.
Расчет возмещения необходимо сделать не позднее чем за 2 месяца до передачи правообладателю участка документов об отчуждении недвижимости. Все расходы, связанные с установлением стоимости несет орган, принявший решение об изъятии.
При определении суммы компенсации не учитывают:
- постройки и другие улучшения, возведенные после получения уведомления об изъятии, а также заключенные впоследствии сделки;
- объекты самовольного строительства.
Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.
СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:
- когда лицо использует участок вопреки его назначению;
- отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.
Изъятие из чужого незаконного владения
Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.
Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.
Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.
Основания и порядок возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
В соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
- 1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- 2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
- 3) временным занятием земельных участков;
- 4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
- 5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Основания, условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также гарантии прав на землю при таком изъятии, подробно регламентированы в ст. 49, 55, 63 ЗК РФ.
Государственные органы, которые могут изъять землю
Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:
- Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
- Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
- Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.
Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:
- на основании их собственной инициативы;
- на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).
Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:
- Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
- Государственная власть, изымающая участок с целью:
- исполнения международного соглашения;
- осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
- Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.
Возникает ли доход при изъятии имущества для госнужд?
Автор: Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Иногда случается, что имущество, принадлежащее компании (как правило, земельные участки, объекты недвижимости), изымается для государственных или муниципальных нужд. В таких случаях бывшему владельцу выплачивается денежная компенсация за изымаемое имущество. Казалось бы, при этом у владельца не возникает никакой экономической выгоды, а значит, нет и оснований считать сумму компенсации доходом для целей налогообложения. Тем более что такой подход к решению данного вопроса был озвучен Президиумом ВАС еще в 2009 году. Однако чиновники Минфина до сих пор не готовы согласиться с ним. Доказательство – Письмо от 10.09.2018 № 03-03-06/1/64481.
Сразу отметим: тот факт, что в комментируемом письме рассматривался обозначенный вопрос применительно к налогу на прибыль, значения не имеет. Ведь основной аргумент финансистов – перечень необлагаемых доходов в ст. 251 НК РФ, которым при исчислении налоговой базы наравне с плательщиками прибыли руководствуются и «упрощенцы» в силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ. Следовательно, данное обстоятельство позволяет распространить изложенную финансистами в Письме № 03-03-06/1/64481 позицию (а также высказываемые судами и ФНС в отношении нее контраргументы) на плательщиков «упрощенного» налога.
Реквизиция земельного участка
Земельный надел может быть реквизирован у правообладателя в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных аварий, эпидемий. Порядок проведения реквизиции описан в ст. 242 ГК РФ и ст.51 ЗК РФ. В данном случае изъятие земельного участка является временной процедурой и после устранения последствий от возникновения чрезвычайной ситуации земля возвращается правообладателю.
В случае невозможности возврата земельного участка после его реквизиции, правообладатель может рассчитывать на финансовую компенсацию ущерба либо предоставление ему равноценного земельного участка безвозмездно.
Причины конфискации земельных участков
Объект может быть изъят как у собственника-гражданина, так и организации, владеющей землёй. При этом немаловажное значение имеют обстоятельства, ставшие причиной для осуществления данной процедуры.
Закон выделяет следующие основания для конфискации земельных участков:
- выкуп муниципалитетом или государственными властями;
- совершение владельцем преступления (например, незаконное получение прав на территорию);
- нерациональное или нецелевое пользование участком;
- возникновение непредвиденной чрезвычайной ситуации, например, вспышки эпидемии (в таком случае речь идёт о реквизиции);
- неисполнение долгового обязательства (например, при неоплате кредита).
Местные власти также вправе изымать определённые территории для муниципальных нужд с целью их дальнейшего развития. При этом фактическому хозяину полагается финансовое возмещение, состоящее из выкупной цены конфискуемого объекта недвижимости и оплаты величины убытков, с которыми столкнётся лицо после потери прав на имущество.
Советуем материал: Кто должен ремонтировать почтовые ящики?
Все вопросы касаемо использования земельных участков, в частности, их целевого назначения, регулируются ст. 7 Земельного кодекса РФ. Согласно закону земли бывают:
- из водного фонда;
- из лесного фонда;
- из резервного фонда (запасные);
- объектами, относящимися к охраняемым территориям;
- из промышленного фонда;
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов.
Право пользования земельным участком определено в ст. 42 ЗК РФ, в которой отмечено, что собственники могут использования земельный надел только по целевому назначению, не подлежащему самовольному изменению (данные о земельном участке четко прописываются в кадастровом паспорте и свидетельстве о государственной регистрации). Нарушение законодательства влечет за собой штрафные санкции в соответствии со ст. 8.8. КоАП РФ. Отдельные статьи земельного законодательства регулируют порядок изъятия земельного участка у владельца или собственника. Так, реквизиция участка происходит в соответствии со ст. 51 и ст. 66 ЗК РФ, выкуп участка для нужд государства или муниципалитета регулируется ст. 49 ЗК РФ, выкуп земли ввиду его нецелевого использования – статьями 284-285 ГК РФ. Согласно закону основаниями для изъятия земельного участка могут служить:
- совершение преступления, наказание за которое предусматривает конфискацию имущества;
- реквизиция при возникновение чрезвычайной ситуации;
- выкуп государством или муниципалитетом;
- конфискация земли в связи ненадлежащим использованием;
- изъятие в связи с неисполнением залоговых обязательств по кредитному договору.
В зависимости от обстоятельств, возникших для изъятия земельного участка, законом предусмотрен определенный порядок в каждом отдельном случае. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Как на практике происходит изъятие земли
Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:
- исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
- исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
- местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.
Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.