Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как воспитателю пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пока неизвестно, произойдут ли и какие изменения в аттестации воспитателей в 2020 году, но сейчас в РФ апробируется новая модель аттестации учителей в рамках нацпроекта «Образование». Ее основное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, не изменится и периодичность проверок. Подобную систему обещают распространить и на воспитателей. О конкретных сроках пока молчат, но завершить переход чиновники собираются не позже 2030 года.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Заявление на аттестацию
Заявление на категорию оформляют на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Затем необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. В основной части заявления предлагается поэтапно указывать следующие сведения:
- просьба об аттестации на выбранную категорию;
- информация о имеющейся категории и сроке ее действия;
- указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
- список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
- сведения о заявителе: образование, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.
Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ
Сейчас она проходит так же, как и для других педагогов.
Сроки. После двух лет работы педагог должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если он не собирается получать квалификационные категории, то должен проходить аттестацию на соответствие каждые пять лет.
В любой момент педагог может подать заявление на получение первой квалификационной категории, а через два года, если получил ее, — на высшую. Продлевать первую и высшую категорию нужно также каждые пять лет.
Сейчас из-за эпидемии коронавируса разрешают просрочить категорию, но точную информацию нужно узнавать в региональных аттестационных комиссиях.
Порядок аттестации. Обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности педагог проходит в своей организации. Как это происходит?
По внутреннему положению об аттестации создают аттестационную комиссия внутри детского сада и отдают уведомления всем педагогам, которым нужно проходить аттестацию. Затем методисты или старшие воспитатели готовят на педагога представление, в котором рассказывают о том, соответствует ли он должности. Иногда педагоги пишут представление сами. Затем педагог приходит на заседание аттестационной комиссии: на нем зачитывают представление и задают педагогу вопросы. В некоторых регионах педагог должен принести на заседание свое портфолио . На заседании ведется протокол, а педагог затем получает выписке из него — соответствует он должности или нет. Если не соответствует, придется проходить процедуру повторно — иногда комиссия советует посетить определенные курсы или усовершенствовать навыки.
Чтобы получить квалификационную категорию, педагог должен написать заявление и отдать его в аттестационную комиссию. Шаблоны заявления могут отличаться в разных регионах. Также педагог составляет портфолио и прикладывает его к заявлению. Заявление можно подавать в любое время, но лучше сделать это за пять месяцев до того, как истечет срок аттестации: комиссии рассматривают заявление один месяц, а потом за три месяца проводят аттестацию.
Почти во всех регионах эксперты требуют электронное портфолио, чаще всего его заполняют на отдельном сайте или портале. Аттестационные комиссии рекомендуют заниматься портфолио не прямо перед аттестацией, а загружать в него материалы постоянно, как только они появились. Затем в некоторых регионах эксперты приезжают в детские сады и оценивают непосредственно образовательную деятельность с детьми. Но сейчас из-за коронавируса это делают не во всех регионах. Когда портфолио собрано, его смотрит эксперт и выставляет педагогу баллы за его достижения. Обычно для получения категории достаточно, чтобы эксперт оценил педагога на 60 баллов из 100. После эксперт пишет заключение для аттестационной комиссии — на заседании члены комиссии знакомятся с заключением и выносят свое решение. Иногда педагога приглашают на заседание и задают ему вопросы — обычно это делают при первой аттестации. Также педагога могут пригласить на заседание, если эксперт вынес отрицательное решение, а педагог с ним не согласен. В начале следующего после аттестации месяца комиссия публикует приказ о том, кому присвоили категорию.
Портфолио. В электронном портфолио — пять-шесть блоков, они могут отличаться в зависимости от региона. Чаще всего в портфолио включают курсы, которые проходил педагог, результаты взаимодействия с родителями и другими педагогами, результаты образовательной деятельности, результаты проектной и экспертной деятельности, методическое обеспечение, которое разработал педагог, педагогические технологии, которые он использует или разрабатывает.
Важно понимать, что в портфолио можно включать не все семинары, которые посетил педагог, а именно курсы повышения квалификации от 18 часов . Но нужно включать семинары и конференции, на которых педагог выступал или которые организовывал сам. Если педагог утверждает, что проводил семинар, он должен прикрепить в портфолио документ, сертификат или диплом.
В портфолио на высшую категорию стоит включать авторские технологии, без этого скорее всего категорию не дадут. Но важно, чтобы педагог активно применял эту технологию. Если она просто описана, а в других блоках, например, результативности детей, не говорится об этой технологии, то это выглядит странно. Если педагог будет показывать открытое занятие, он также может работать по своей технологии.
В какие сроки проводится аттестация
Аттестация воспитателей ДОУ проводится в зависимости от ее вида в следующие сроки:
- Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ: не реже чем раз в 5 лет.
- Аттестация работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Результаты такого вида проверки тоже действуют в течение 5 лет. При сроке действия категории в 5 лет проходить повторную проверку разрешено по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ, он вправе подать заявку еще раз по истечении 1 года после получения отказа.
ВАЖНО! Согласно положению о плановой аттестации, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2020 году на нее направят педагогический состав, аттестовавшийся в 2015 году.
Представление воспитателя ДОУ для защиты или подтверждения категории
Светлана Каширина
Представление воспитателя ДОУ для защиты или подтверждения категории
Представление
воспитателя МБДОУ «Детский сад№13»
Кашириной Светланы Олеговны
Общие данные об аттестуемом
Дата рождения: 08.11.1984год
Образование: Рязанский педагогический колледж по специальности дошкольное образование, 2012год, диплом№62СПА 0003160
Курсы повышения квалификации по профилю педагогической деятельности (занимаемой должности) за период, предшествующий аттестации:
-ОГБОУДПО «Рязанский институт развития образования» «Современные образовательные технологии и формы работы с детьми в ДОУ в соответствии с ФГТ», в объёме 108 часов. 11.09.2012 – 29.11.2012 г Свидетельство № 1172
-ОГБОУДПО «Рязанский институт развития образования» «Современные подходы и новые технологии в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья», 72 часа01.11.2012 – 14.12.2012 г. Удостоверение № 1879
«Общий трудовой стаж 9 лет номер приказа по ДОУ Наличие квалификационной категории по данной должности:
Первая квалификационная категория, приказ от 21.05.2013г., №155-А.
1. Аналитическая информация о воспитательных результатах.
Каширина Светлана Олеговна работает во второй группе раннего возраста, списочный состав 18 детей.
В группе дружеские взаимоотношения между детьми. У детей формируются такие понятия как дружелюбие, помощь товарищу. Воспитанники сообща играют, трудятся, занимаются, радуются, уважительно относятся к окружающим. Дети отзывчивые, умеют сочувствовать, бережно относятся к живым и неодушевлённым предметам.
Работа строится по принципу: «уча других – учись сам». На занятиях, прежде всего, нужно вступать в роли помощника, а не педагога. Именно такой приём активизирует активность ребёнка, способствует развитию самостоятельности и самовыражения. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Каждый малыш должен знать, что он важен и нужен, при таких условиях процент усвоения материала 95%.
Задача педагогической деятельности заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Дружба и понимание детей помогает находиться в их удивительном мире детства.
Деятельность воспитанников и качество усвоения программного материала находятся под постоянным контролем. На занятиях создаётся хороший психологический климат, все дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу.
Результатом работы считаю то, что дети с удовольствием работают на занятиях, получают эмоциональный подъём,выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию бодрость.
2. Использование современных образовательных технологий (элементов) в педагогической деятельности
-технология исследовательской деятельности;
-игрушки разной величины и фактуры;
-лопатки, грабли, палочки, сочки;
3. Взаимодействие с родителями и социумом
ВоспитательКаширина Светлана Олеговна активно привлекает родителей к педагогической работе: проводила индивидуальное консультирование по проблемам в воспитании и развитии детей, анкетирование, групповые тематические консультации, семинары-практикумы на родительских собраниях, знакомила с результатами исследований, адаптацией детей к детскому саду, уровнем индивидуального развития детей, особенностями общения малышей со сверстниками и взрослыми. При необходимости родителям были даны рекомендации по подбору профилактических методов и приёмов, способствующих положительным изменениям в развитии детей. В своей деятельности активно использовала просветительскую работу по распространению педагогических знаний среди родителей воспитанников (тематические консультации из серии «Решебник для родителей» в разделе «Родительский уголок», тематические выступления на родительских собраниях). Особое внимание обращала на оказание помощи родителям детей с проблемами в развитии (эмоциональное неблагополучие, проблемы в общении детей со сверстниками и взрослыми). Родители охотно приходят на консультации, стремятся узнать как можно больше информации о развитии своего ребенка и о методике воспитания на разных возрастных этапах. Имею благодарственные письма от родительской общественности.
Родители воспитанников активно участвуют в создании развивающей среды в группе, благоустройстве территории.
Состоит в комиссии по премированию сотрудников ДОУ. (приказ №3 О/Д от 11.01.2013года).
4. Профессиональная активность педагога
Активное участие в общественной и творческой жизни детского сада, принимаю активное участие в конкурсах и смотрах разных уровней. Создала собственный блог на международном образовательном портале Маам. ru. Активно делюсь своим опытом с воспитателями других городов. Состою в комиссии по премированию сотрудников ДОУ.
-Всероссийский конкурс для педагогов «Россыпь жизни и добра» 2014год.
-Всероссийский творческий конкурс «Осеннее вдохновение» Моя презентация. 2014год.
-Всероссийский творческий конкурс «Зимнее вдохновение» Методическая разработка. 2014год
-Всероссийский конкурс для педагогов «Россыпь жизни и добра» 2015год.
-Всероссийский творческий конкурс «Осеннее вдохновение» Моя презентация. 2015год.
-Всероссийский дистанционный творческий конкурс для педагогов «Грани таланта. —Педагогическое мастерство»2015год.
-Международный конкурс «Осень в гости к нам пришла»2015год.
-Городская выставка-конкурс «Глиняная сказка»2011год.
-Городской конкурс-фестиваль декоративно-прикладного творчества «Души и рук творенья» 2013 год.
-Областной заочный конкурс «Детский сад. От прошлого к будущему» 2013год.
-Всероссийская викторина «Развитие профессиональных компетенций педагогических кадров в сфере информационно-коммуникативных технологий» 2015год.
5. Исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное предоставление материалов и т. п.)
По результатам административного контроля Каширина С. О. качественно ведет соответствующую документацию, своевременно предоставляет ее: перспективный и календарный планы; план учебно-воспитательной работы на месяц; табель посещаемости воспитанников; тетрадь протоколов родительских собраний, рабочая тетрадь педсоветов; сведения о родителях; мониторинг; табель и графики закаливания детей. Результаты внутреннего контроля, показывают, что Светлане Олеговне присущи профессионализм, глубокие разносторонние знания, поиск эффективных форм обучения и воспитания дошкольников. Каширина С. О. работает на самоконтроле, у неё развито чувство долга, ей присущ высокий профессионализм, самостоятельность в суждениях, умение находить пути и средства поставленных задач.
6. Уровень общей и профессиональной культуры педагога;
создание благоприятного психологического климата (отсутствие конфликтов с администрацией, коллегами, родителями, детьми и др.)
По данным административного, медицинского, педагогического и родительского состава у воспитателя Кашириной С. О., отсутствуют конфликтные ситуации с сотрудниками и родителями ДОУ. Каширина С. О. характеризуется как доброжелательный, уравновешенный, тактичный, компетентный воспитатель. Поддерживаю тесный контакт с родителями своих воспитанников, придёт на выручку своим коллегам.
Представление воспитателя на соответствие занимаемой должности 2016
У воспитателя имеются интернет-публикации методических разработок: сценарии праздников «День дошкольного работника» и «Хлеб – всей жизни голова» (сертификаты о публикации). Опубликован мастер-класс «Фонарь из картона», который принимал участие в международном ежемесячном конкурсе «Лучший мастер-класс» (сертификат победителя II место). Мария Васильевна принимает активное участие во всероссийских конкурсах для педагогов: «Узнавай-ка!» в номинации «ФГОС для всех» (диплом лауреата 1 степени, «Умникус» в номинации «Методическая разработка» (диплом 1 степени, «Таланты России» в номинации «Сценарий мероприятия» (диплом II степени, блиц-олимпиада «ФГОС дошкольного образования» (диплом II степени) Педагог награжден почетной грамотой МБДОУ «Детский сад с. Клементьево». Мария Васильевна активно использует в работе интернет-ресурсы. Она изучает опыт работы других педагогов и делится своим.
Раздел 2. Мероприятия подготовительного характера
Этот раздел поясняет алгоритм действий по организации процедуры в компании.
Часть 1. Определение состава комиссии.
Определяет состав и функции членов комиссии.
Как правило, аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности состоит из:
- председателя;
- членов;
- секретаря.
В составе комиссии должен присутствовать представитель профсоюза (при наличии).
Нужно четко определить:
- круг полномочий каждой категории, включая случаи, когда вместо председателя аттестационной комиссии документы подписывает его заместитель;
- наличие или отсутствие права голосования;
- принадлежность решающего голоса при их общем равенстве.
Полномочия можно распределить так:
- председатель — возглавляет комиссию, организует ее деятельность, устанавливает сроки процедуры, порядок работы;
- члены комиссии — принимают участие в проверке уровня квалификации сотрудников, голосуют, коллегиально решают, какой будет результат по конкретному сотруднику;
- секретарь — собирает пакет документов для процедуры, сообщает о месте и времени ее проведения, формирует протокол, учитывает сотрудников, прошедших процедуру.
Состав комиссии постоянный, может быть скорректирован в случае конфликта интересов или смены состава персонала.
Часть 2. Установить порядок проведения аттестации работников.
В эту часть можно включать сведения:
- о лицах, ответственных за формирование графиков;
- перечне сотрудников, подлежащих аттестации;
- порядке информирования членов комиссии и сотрудников, подлежащих аттестации;
- дате и месте проведения процедуры;
- сроках и ответственных за направление требующихся для представления работников документов.
Материал на тему: Описание профессиональной деятельности педагога-психолога для аттестации
Описание профессиональной педагогической деятельности
педагога-психолога
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Тасеевская средняя общеобразовательная школа №1»
Есиной Ольги Давыдовны
Важно не столько учить детей, сколько создавать ситуацию, в которой ребёнок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием.
К. Роджерс.
Каждый ребёнок талантлив, каждый ребёнок – это целый мир, необходимо только заметить и помочь раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основывается на гармонии и сотрудничестве», — гласит Всемирная декларация защиты прав и развития детей. На гармонии и сотрудничестве я строю свои отношения с детьми. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, сохранение и сбережение психического здоровья школьников является основной целью моей педагогической деятельности, в основе которой лежит развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы учащихся в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и потребностями каждого. Каждый из нас хочет быть успешным в своей профессии. Человеку необходимо сознавать, что он нужен людям, что делает свое дело хорошо. В качестве практического примера я бы привела восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Этой мудрости я придерживаюсь постоянно. Трудно «учить человека ловить рыбу», гораздо легче накормить его «рыбой», но, поверьте, результат оправдывает затраченное время. Это стало моим внутренним законом. Работая педагогом-психологом, с детьми и их родителями я стараюсь не поучать, не руководить, не командовать, не запрещать, а вдохновить и побудить ребенка, родителя к действию, к инициативе, помочь в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманные отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу.
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия их занимаемой должности с 1 сентября 2013 г. фактически была приостановлена.
С 15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом РФ 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации) (см. в блоге Аттестация педработников – новый порядок ).
Виды аттестации
Порядком аттестации установлены следующие виды аттестации педработников:
- аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
- аттестация по желанию педагогических работников в целях установления (I, высшей) квалификационной категории
На кого распространяется новый Порядок аттестации
Новый Порядок аттестации применяется при аттестации педработников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч.
негосударственных (частных) образовательных организаций, образовательных организаций учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, за исключением должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е.
распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение.
В соответствии с новым Порядком аттестации также проводится аттестация и тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений), а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации.
- Аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям
- В соответствии с новым Порядком аттестации аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями образовательных организаций один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагога в соответствии с распорядительным актом работодателя.
- Не подлежат аттестации педагогические работники:
- имеющие квалификационные категории;
- проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
- Недопустимо также проведение аттестации педагогических работников «на входе в педагогическую профессию» после получения среднего или высшего профессионального образования по соответствующей специальности.
- Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам; лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
- Аттестация лиц, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
- Кем проводится аттестация
- Согласно документу теперь аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями (далее – аттестационная комиссия).
- Состав аттестационной комиссии
- В состав аттестационной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и в обязательном порядке — представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
- К примеру, аттестационная комиссия может быть сформирована из числа работников организации, в которой работает педагог, представителей коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации (общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие).
- О представлении
- Для проведения аттестации на каждого педагога работодатель вносит в аттестационную комиссию представление, в котором содержатся следующие сведения о нем:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- наименование должности на дату проведения аттестации;
- дата заключения по этой должности трудового договора;
- уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
- информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
- результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
- мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
- После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты, предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).
- О внеочередной аттестации
- Возможности проведения для педработников внеочередной аттестации, к примеру, в случае наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником должностных обязанностей (в том числе имеющим квалификационную категорию) Порядком аттестации не предусмотрены.
- В этих случаях следует руководствоваться статьей 192 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания — замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
- С какими документами знакомится аттестуемый работник
- Работодатель обязан ознакомить педработника под личную роспись:
- с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, — не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику;
- с представлением — не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.
При отказе педработника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых он составлен.
Как проводится аттестация
Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии с участием педагога. Заседание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии.
В случае отсутствия педагога в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. При неявке без уважительной причины аттестационная комиссия проводит аттестацию в его отсутствие.
- Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).
- Прохождение в ходе аттестации квалификационных испытаний в письменной форме, как это осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим порядком, новым Порядком аттестации не предусматривается.
- По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
Характеристика для награждения почётной грамотой
Если есть веские основания отметить трудовые успехи воспитателя ДОУ в рамках профильного ведомства, то готовится внутренняя характеристика на него. Стиль изложения этого документа предполагается свободный, но при этом лаконичный и четкий. По сути, внутренняя характеристика на награждение грамотой Министерства образования представляет собой служебную рекомендацию, составленную в позитивном ключе. Состоит она из описания следующих пунктов:
- ФИО, дата рождения и должность сотрудника.
- Образование и рабочий стаж.
- Отношение к трудовым обязанностям.
- Предыдущие награждения.
- Квалификационные достижения (присвоенные категории).
Если составляется документ на помощника воспитателя, то дополнительно указываются:
- Выполнение правил и требований, установленных в воспитательном заведении.
- Соблюдение норм гигиены, чистоты и порядка во вверенной группе.
- Создание комфортной психологической атмосферы в детском саду.
- Налаживание доверительных и тесных отношений с детьми и родителями.
- Личностные характеристики (спокойствие, терпеливость, тактичность, гуманность).
Скачать образец
При подготовке отзыва для награды старшего воспитателя включается упоминание следующих специальных показателей:
- Применение конкретных образовательных методик и технологий.
- Количественные и качественные достижения (например, снижение числа заболевших воспитанников ДОУ за определенный временной период).
- Создание условий для формирования детей с особенным развитием.
- Организаторские способности.
- Взаимодействие с коллективом.
Подготовка к аттестации
Для прохождения аттестации на любую категорию педагог ДОУ должен подготовить пакет документов. Вот что нужно для аттестации воспитателя:
- заявление;
- согласие на обработку персональных данных;
- аттестационный лист предыдущей аттестации (если есть);
- портфолио;
- аналитическая справка.
Портфолио — это папка, в которой собраны все сведения о результатах и достижениях воспитателя за отчетный период, то есть за последние 5 лет. Ее можно оформить в электронном или бумажном формате.
Содержимое портфолио состоит из нескольких блоков. Их тематика, количество и степень значимости могут различаться в зависимости от региона.
Вот какая информация должна быть в этой папке:
- сведения о воспитателе;
- результаты педагогической деятельности;
- методическая работа;
- самообразование;
- взаимодействие с родителями;
- другие виды деятельности.
В раздел «Сведения» собирают копии документов, которые имеют отношение непосредственно к педагогической работе. К ним относятся:
- диплом о профессиональном образовании;
- трудовая книжка;
- устав ДОУ.
Также могут потребовать характеристику на воспитателя, выданную руководством детского сада.
Результаты педагогической деятельности содержат как итоговые достижения, так и динамические показатели работы с детьми:
- мониторинги по разным данным (здоровья, умственного развития, познавательной активности детей и другие);
- качество освоения учебных программ;
- организация и проведение дополнительных мероприятий (экскурсий, тематических бесед, конкурсов, соревнований);
- ведение кружков;
- проектная деятельность с детьми;
- проведение тематических праздников и утренников.
Сюда же можно добавить копии детских грамот и дипломов разных конкурсов, выставок и соревнований.
В отчет по методической работе включают выступления и сообщения воспитателя на педагогических и методических советах, участие в конференциях и семинарах. Можно опубликовать методическое сообщение на сайте ДОУ, разработать педагогический проект или оформить наставничество над молодым коллегой.
Под самообразованием подразумеваются курсы повышения квалификации или обучение по программе профпереподготовки.
Результаты работы с родителями можно представить в форме отчетов о проведенных родительских собраниях или письменных отзывов в адрес воспитателя. Учитывается и проведение семейных мероприятий для воспитанников и их родителей.
Перечисленных разделов портфолио достаточно для аттестации, но воспитатель, если посчитает нужным, может добавить дополнительные документы. Например, свидетельство о личном участии в профессиональном конкурсе (в том числе, дистанционном) или сертификат о прохождении какого-нибудь тренинга.
Сотрудники ИРО и городских методкабинетов рекомендуют заполнять портфолио не за несколько месяцев до аттестации, а в течение всего пятилетнего межатестационного периода. Все документы нужно складывать в папку по мере их появления.
К портфолио нужно приложить аналитическую справку. Это отчет педагога о проделанной работе и самоанализ профессиональной деятельности. В этот документ вносятся следующие сведения:
- характеристика группы (возраст детей, количество мальчиков и девочек, особенности развития);
- план работы и педагогические задачи;
- описание выполнения намеченного плана, решения задач и проведенных мероприятий;
- мониторинг освоения учебной программы;
- сведения о достижениях детей и воспитателя (грамоты, благодарности, дипломы);
- отчет о работе с родителями;
- описание возникших трудностей;
- анализ проделанной работы с указанием решенных и нерешенных задач;
- определение перспектив дальнейшей работы.
Все документы и копии, подготовленные для аттестации нужно заверить у руководителя ДОУ.
Представление на воспитателя
Валентина Ильинична обладает широким кругозором, знает приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и нормативно–правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, владеет знаниями в области педагогики, возрастной и специальной психологии, свободно ориентируется в теории и методике специального образования. Результаты анализа профессиональной деятельности педагога позволяют оценить степень сформированности у него отдельных компетенций. Так, в области постановки целей и задач воспитательской деятельности, Валентина Ильинична проявляет умение ставить цели и задачи в соответствии со спецификой образовательного учреждения.
Система воспитательной работы педагога вытекает из положений Конвенции о правах ребенка, целей и задач Программы развития школы «Истоки», темы Комплексно-целевой программы: формирование знаний о природе и человеке – основное условие успешной адаптации школьников в социуме. Решение поставленных задач осуществляет в процессе реализации рабочей программы воспитательной деятельности, работы клуба «Правовед», разработке и проведении воспитательных занятий и мероприятий. Педагог четко и конкретно, с учетом уровня воспитанности определяет цели и задачи программного курса, отдельных занятий.
Умеет работать как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком, анализировать причины поступков и поведения детей.
При проведении занятий, воспитательских часов, режимных моментов стремится к тому, чтобы цели и задачи
Готовим представление на аттестацию на соответствие занимаемой должности
Аттестация работников на соответствие занимаемой должности 2019 года — это процедура периодической оценки компетентности кадрового состава организаций. Регулярное проведение данного мероприятия зарекомендовало себя эффективной мерой стимуляции профессионального развития сотрудников, повышения личной ответственности за результаты работы, способствующей росту инициативы, деловой активности. Представление — один из основных документов сотрудника.
Аттестация на соответствие занимаемой должности не является обязательной. Однако для отдельных категорий, таких как педагогические работники (ст. 49 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ), сотрудники государственных и муниципальных служб (ст. 33 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ст. 33 Закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ, ст. 48 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 18 Закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ), процедура закреплена на законодательном уровне. Это связано, в первую очередь, с повышенными требованиями к уровню профессионализма и подготовки указанных категорий работников. В части 4 ст. 51 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ четко прописано требование об оценке руководителей всех образовательных организаций. Данное требование обозначает, что и аттестация директора школы на соответствие занимаемой должности проводится обязательно.
Другие работодатели также имеют право и возможность внедрить в практику управления персоналом подобный вид контроля профессиональной компетентности своих сотрудников и самостоятельно принимают решение о его необходимости.
Ответственность за качество, своевременность и квалифицированную оценку профессиональных качеств сотрудников возлагается на аттестационные комиссии.
Порядок и сроки проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности устанавливаются в «Положении об аттестации». Приказом руководителя утверждается состав аттестационных комиссий и график проведения заседаний. В зависимости от специфики должностных обязанностей может быть создано несколько аттестационных комиссий.
В состав комиссий входят: председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь. В состав избираются наиболее компетентные сотрудники организаций, как правило, ими являются руководители или заместители руководителей подразделений, также обычно включаются сотрудники кадровых и юридических служб, члены выборного профсоюзного органа. Могут привлекаться независимые эксперты.
Базовым документом для начала аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности является представление на проверку на соответствие занимаемой должности. Документ имеет и другие названия: отзыв о профессиональной деятельности, характеристика.
Документ составляется непосредственным руководителем. В нем отражаются результаты работы аттестуемого, его отношение к исполнению обязанностей, дается всесторонняя оценка его деловых качеств. Именно представление является тем вектором, который задает направление, определяет ход, и от которого зависит итоговое решение, принимаемое комиссией. Поэтому рекомендуется ответственно относиться к его составлению, исключить формализм и поверхностность суждений.