Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности оплаты при простоях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Труд водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности, предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и (или) пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам, регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25.06.1999 N 16 (далее по тексту — Положение о рабочем времени).
Формула для расчета зарплаты для сдельно-премиальной формы оплаты труда
Для того чтобы автоматизировать процесс начисления заработной платы на предприятии, применяются унифицированные методики расчета. Так, для сдельно-премиальной системы зарплата (ЗПсп) будет определяться по следующей формуле:
ЗПсп = Зсд + Пкп,
где:
Зсд — заработок по сдельной цене за труд;
Пкп — премиальная доплата за качественные показатели.
Пример
Рабочему цеха Августовичу С. Л. за январь 2021 года была насчитана зарплата в размере 25 000 руб. В месяц он должен был изготовить 500 изделий по 50 руб. за единицу. Согласно документу о премировании в том случае, если с первого раза (без брака) сдается 470 изделий (94%), то начисляется премия в размере 6% к сдельной части заработка. За каждый процент свыше установленной нормы в 94% сотруднику еще добавляется премия в размере 2%. По факту в октябре рабочий цеха Августович С. Л. сдал 500 изделий, причем 490 из них было сдано сразу, что составило 98%.
Исходя из имеющихся данных, можно вычислить заработную плату рабочего цеха Августовича С. Л. за январь 2021 года:
-
Определяем размер премии за сдачу продукции в пределах плана:
25 000 × 0,06 (т. е. 6%) = 1500 руб. -
Премия за превышение плана:
25 000 × (98% – 94%) / 100% × 0,02 (т. е. 2%) = 2000 руб. -
Общая премиальная доплата составит:
1500 + 2000 = 3500 руб. -
Зарплата за январь 2021 года составит:
25 000 + 3500 = 28 500 руб.
В том случае если сотрудник перевыполнил плановую норму и, кроме того, за перевыполнение нормы выработки получил премию, расчет усложняется тем, что отдельно еще высчитывается и сдельная часть заработной платы:
Пример расчета
Ежедневная норма выработки швеи Уховой П. Р. в декабре 2020 года составила 10 изделий. Ухова П. Р. проработала в этом месяце 21 рабочий день. По итогам месяца было подсчитано, что она пошила 245 изделий. За каждое изделие выплачивается по 100 руб. За перевыполнение плана по количеству изготовленной за месяц продукции за каждые 5% превышения установленной нормы полагается премия в размере 2%.
Подсчитаем размер заработка швеи Уховой за декабрь 2020 года:
-
Размер сдельной части заработной платы:
245 изд. × 100 руб. = 24 500 руб. -
Определим норматив по сдельной части заработка:
21 день × 10 изд. = 210 изд. -
Какой процент перевыполнения плана у Уховой П. Р.:
245 / 210 ×100 – 100 = 16,67% -
Коэффициент премиальной доплаты за перевыполнение плана составит:
16,67 / 5 × 2 = 6,67%. -
Премия за перевыполнение плана:
24 500 × 6,67% / 100% = 1634,15 руб. -
Зарплата за декабрь 2020 года составила:
24 500 + 1634,15 = 26 134,15 руб.
Организация учета рабочего времени водителей
Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других первичных учетных документов.
Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно в путевых листах и табелях учета использования рабочего времени (формы N N Т-12, Т-13), формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, и к ним относятся:
- путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);
- путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);
- путевой лист легкового такси (форма N 4);
- путевые листы грузового автомобиля (формы N N 4-с, 4-п);
- путевой лист автобуса (форма N 6);
- путевой лист автобуса не общего пользования (форма N 6 спец.).
Надбавка за классность
Тарификационный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника 3 класса.
Для работников, которым в установленном порядке присвоен 1-й или 2-й классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.
Надбавка за классность, как правило, устанавливается в размере: за 2 класс — 10%, за 1 класс — 25%, и выплачивается за время работы в качестве водителя (за время ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени на автомобиле).
При выплате надбавки следует учитывать, что в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (раздел «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады) квалификация третьего, второго и первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли соответствующую подготовку и получили удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.
Так, присвоение водителю 3-го класса производится при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В» или «С», или только «Д»; водителю 2-го класса — «В», «С», «Е» или только «Д» («Д» или «Е»), а водителю 1-го класса — «В», «С», «Д» и «Е».
При этом квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а квалификация 1-го класса — при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
В связи с вышеизложенным хозяйствующим субъектам можно предложить следующую систему установления надбавок за классность:
а) надбавка устанавливается постоянно действующей на предприятии комиссией, созданной руководителем, в состав которой могут быть включены работники ДПС (ГИБДД) или организаций автомобильного транспорта;
б) присвоение класса квалификации производится исходя из наличия соответствующих разрешающих отметок в водительском удостоверении и непрерывного стажа работы в качестве водителя соответствующей квалификации в порядке, рассмотренном выше;
в) при прибытии на предприятие новых работников, класс квалификации присваивается комиссией по результатам аттестации работника с учетом наличия у него на дату поступления на работу соответствующего класса и выполнения требований по разрешающим отметкам и общего непрерывного стажа работы в качестве водителя соответствующего класса (т.е. подтверждает работник соответствующий класс или нет, следует понизить класс или повысить и т.п.);
г) в случае отсутствия продолжительного фактического времени работы в качестве водителя (рекомендуется принимать срок в три года, указанный ранее при присвоении очередной классности) классность должна быть подтверждена работником по результатам его аттестации с учетом действующих на дату аттестации разрешающих отметок в водительском удостоверении (по результатам аттестации оформляется аттестационный лист или иной такого рода документ).
Выплата надбавки за классность, кроме того, предусмотрена:
- до 25% тарифной ставки — водителям служебного транспорта организаций и учреждений Пенсионного фонда РФ (Постановление Правления Пенсионного Фонда РФ от 08.06.1999 N 73);
- в размере 10% тарифной ставки за 2-й класс, 25% за 1-й класс — водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов лесного хозяйства (п.2.2 Отраслевого тарифного соглашения по лесному хозяйству РФ на 1999 — 2000 гг., зарегистрированное в Минтруде России под N 404АР).
Правомерность введения надбавок за классность в бюджетных учреждениях подтверждена (дело в том, что в отдельных учреждениях в этих случаях применяется общеустановленное правило о том, что квалификация работников уже учтена в их тарифных ставках) Письмом Минтруда России от 18.01.1993 N 63-РБ «О надбавках, доплатах и других выплатах стимулирующего характера».
Данным Письмом подтверждено, что согласно п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» руководители учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, в том числе и надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств, в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Пример 9. Водителем предприятия (тарифная ставка 2000 руб.) за август непосредственно отработано на автомобиле 140 часов.
Дополнительная оплата труда водителей предприятий и организаций автомобильного транспорта
Водителям предприятий и организаций автомобильного транспорта положениями коллективных соглашений между трудовым коллективом и администрацией обычно предусматриваются следующие виды дополнительной оплаты труда (такие положения коллективных соглашений разрабатываются на основании Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям автомобильного транспорта):
- доплата за работу по графику с разделением смены на части — в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;
- оплата времени простоя не по вине работников — в размере не менее 100% тарифной ставки, установленных им разрядов, а для водителей маршрутного пассажирского транспорта — не менее 80% их среднечасового заработка;
- оплата сверхурочных часов — не менее, чем в двойном размере;
- доплата за работу в ночное время — в размере 40% тарифной ставки (оклада);
- доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее, чем предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами.
На предприятиях и в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, устанавливаются следующего рода надбавки:
- за классность водителям 1 класса — в размере 25%, водителям 2 класса — 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время;
- за условия и интенсивность труда водителям — в размере 24% тарифной ставки.
Кроме того, предприятия автомобильного транспорта вправе самостоятельно вводить и иные стимулы для поощрения — за непрерывный стаж работы на предприятии, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы и другие.
Основные вопросы, касающиеся документального оформления сдельной оплаты труда
Вопрос №1. Важно ли предупреждать работника об изменениях, касающихся выплаты зарплаты, в частности о применяемой по отношении к нему системы оплаты труда?
Да, важно, данные изменения необходимо отразить в трудовом договоре с сотрудником или в дополнительном к нему соглашении.
Вопрос №2. Где важно отражать типовые сдельные расценки или, например, процент от продаж или количество произведённых материальных ценностей?
Данные расценки необходимо прописывать в нормативном акте, например, в Положении о сдельной оплате труда, или в коллективном договоре.
Вопрос №3. Если сдельные расценки нетипичны и разнообразны, то в каких документах они должны быть прописаны?
При индивидуализации расценок за сдельный труд, необходимо прописывать такие расценки в трудовом договоре с конкретным сотрудником (или в приложении к нему). Это позволит избежать споров с трудовой инспекцией. Также возникает необходимость ведения учёта выработки, о чём будет подробно изложено в следующем пункте.
Что делать, если работодатель нарушает права сотрудника?
Рассмотрим самые распространенные нарушения со стороны работодателя:
- Не выплачиваются компенсации или они начисляются в размере, не соответствующем ТК.
- Сотрудников отправляют в неоплачиваемый отпуск.
- Работодатель увольняет служащего за прогул за невыход на работу в период простоя, однако в соответствующем приказе ничего не сказано о необходимости нахождения на рабочем месте.
Во всех этих случаях сотрудник вправе обратиться сначала в трудовую инспекцию, а затем в прокуратуру.
К недобросовестному руководителю могут быть применены следующие санкции:
- Если в ходе проверки были выявлены нарушения, работодателю предъявляются требования по их немедленному устранению.
- Если руководитель не выплачивает компенсации, сотрудник имеет право обратиться в судебный орган и взыскать компенсацию за приостановку сроком 3 месяца. Также служащий может добиться возмещения морального вреда.
- Собственнику организации может быть предъявлен штраф в размере от 1 000 до 50 000 рублей.
- Лишение права на занятие предпринимательской деятельностью сроком до трех лет.
Судебные тяжбы – это длительный процесс. Поэтому перед ним рекомендуется попытаться решить конфликт с руководителем мирным путем. Вполне возможно, что работодатель нарушает закон не из злого умысла. Не все предприниматели хорошо знают положения ТК.
Как оплачивается простой по вине сотрудника?
Оплачивается ли период приостановки работ, возникший по вине работника? В ТК дан однозначный ответ – работодатель не обязан производить никаких выплат. Однако зарплаты лишается только виновное лицо.
Простой может затронуть деятельность сотрудников, для которых приостановка возникла по независящим от них причинам. Этим работникам компенсация начисляться будет. Данное правило прописано в письме Роструда от 12 мая 2011 года. Начисления производятся с учетом следующих особенностей:
- Размер компенсации высчитывается на основании следующей формулы: (оклад/количество рабочих дней в месяце простоя) * 2/3 * число дней в периоде приостановки работы.
- Компенсация, выплаченная сотрудникам, не должна быть меньше 2/3 тарифной ставки.
- Если сотрудник в период приостановки работ находился на больничном, пособие по временной нетрудоспособности начисляться ему не будет. Исключение составляет выход на больничный до введения простоя на предприятии. В этом случае пособие начисляется в стандартном режиме даже в том случае, если сотрудник продолжал находиться на больничном на всем протяжении приостановки.
- Все выплаты, произведенные сотрудникам, а также пособия по временной нетрудоспособности облагаются налогом по стандартной ставке.
ВНИМАНИЕ! Выплаты производятся только тем сотрудникам, которые не виновны в простое. Если в приостановке виновны несколько лиц, всем им не будет производиться никаких выплат.
Сдельная заработная плата
В отличие от повременной системы, когда труд работников оплачивается из установленного оклада (или тарифной ставки) в зависимости от фактически отработанного за месяц времени, при сдельной форме оплаты учитывается выполненный в течение месяца объем работы (количество единиц произведенной продукции, объем оказанных услуг и т.п.).
«Сдельщина» применяется обычно там, где можно подсчитать конкретный результат труда работника, установив нормы выработки, при этом применяется не оклад, а сдельные расценки за единицу результата его работы. Например, если за изготовление одной детали установлена сдельная расценка в размере 150 руб., то работнику, изготовившему за месяц 200 таких деталей, будет начислена зарплата в сумме 30000 руб. (150 руб. х 200 шт.).
Работникам, выполнившим установленную норму выработки, дополнительно могут выплачиваться премии (в фиксированной сумме, или в процентах от заработка), к примеру — за отсутствие брака, за выполнение/перевыполнение установленного работнику плана и т.п. (сдельно-премиальная оплата). Также, продукция, произведенная сверх нормы, может оплачиваться по повышенным расценкам (сдельно-прогрессивная оплата).
Применение сдельной системы оплаты должно быть зафиксировано в трудовом договоре с работником.
Сдельная расценка в расчете на 1 т груза (Рт) определяется по формуле:
Рт = Смин • Нвр 1т (1.5)
Смин – минутная тарифная ставка водителя автомобиля
Нвр 1т – норма времени простоя под погрузкой и разгрузкой одной тонны груза первого класса, мин
Сдельные расценки на дополнительные работы, выполняемые процессе погрузки или разгрузки, определяются умножением минутной тарифной ставки водителя на норму времени простоя автомобиля при выполнении этих работ: взвешивании, пересчете грузовых мест и др.
Сдельная расценка на 1 ткм определяется умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля на норму времени на 1 ткм в минутах:
Рткм = Смин*Нвр т.
Норма времени на 1 ткм для грузов 1-го класса устанавливается по приведенной в Сборнике формуле:
Нвр ткм = 60 / (V*q*β);
где 60 – переводной коэффициент одного часа в минуты;
V – расчетная норма пробега автомобиля для соответствующей группы дорог, км/ч;
q – грузоподъемность автомобиля, т;
β – коэффициент использования пробега автомобиля..
Для грузов 2, 3 и 4-го классов нормы времени применяются со следующими поправочными коэффициентами для грузов 2-го класса – 1,25;для грузов 3-го класса – 1,66;для грузов 4-го класса – 2,00.
Сдельная прямая система оплаты труда по расценкам за километры пробега. Сдельная прямая система оплаты труда по расценкам за километры пробега используется, как правило, при оплате труда водителей, выполняющих перевозки грузов в международном и междугородном сообщениях. Сдельные расценки рассчитываются на один километр (далее – 1 км) груженого и порожнего пробегов.
На внутриреспубликанских перевозках грузов наниматель может применять систему оплаты труда водителей автомобилей по сдельному нормативу или проценту от суммы выручки, полученной за перевозку грузов.
Сумма начисленной за месяц заработной платы (З) может определяться по формулам:
З = В * Н
З = В* (П / 100%)
Н – норматив для суммы выручки, полученной за перевозку грузов
В – выручка, полученная за перевозку грузов
Н = ФЗПН / В
ФЗПН – нормативный фонд заработной платы
ФЗПН = Ц * Q
Ц – сдельные расценки, предусмотренные договором с заказчиком
Q – объём перевозок грузов
При повременной простой оплате труда заработная плата водителю автомобиля начисляется по установленной ему тарифной ставке за фактически отработанное время.
З = Сч * Ч,
где З – заработок водителя за расчетный период, руб.;
Сч – часовая тарифная ставка водителя, руб.;
Ч – количество отработанных часов за расчетный период, ч.
Калькулятор расчёта оплаты простоя
Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты работника, а время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, — в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Оплата сверх указанных сумм не запрещена. Госучреждения при этом должны учитывать правовые ограничения по использованию бюджетных средств.
Инструкция по использованию калькулятора расчёта оплаты простоя
- Выберите причину простоя из 3 вариантов.
- В зависимости от выбранной причины укажите необходимые дополнительные данные.
- Нажмите «РАССЧИТАТЬ». Полученный результат покажет сумму оплаты за время простоя с деталями расчёта.
Простой как явление — это чисто производственная проблема, проявляющаяся во временном приостановлении нормальной деятельности предприятия.
Трудовым Кодексом РФ выделены четыре возможных причины простоя. В основу дифференциации трех из них положен принцип вины, а именно:
- вина работодателя;
- вина работника;
- вина третьих лиц, например подрядчика, поставщика, экспедиционной компании, поставщика электроэнергии и т.д.;
Четвертый тип простоя обусловлен событиями, не зависящими от воли или желания работодателя и работника. Как правило, под подобными событиями подразумевается действие непреодолимой силы.
Чем бы ни был вызван простой, он сказывается на оплате труда работника. При этом претендовать на оплату за время простоя он сможет только в случае, если в факте простоя нет его вины.
Потеря рабочего времени в результате простоя по вине работодателя компенсируется, в соответствии с требованиями ст.ст. 157, 159 ТК РФ, в размере двух третей от среднего заработка.
Под средним заработком понимаются все виды доходов работника (включая премии, надбавки и компенсации) на предприятии за последние 12 месяцев.
Расчет оплаты за простой должен быть осуществлен по следующей схеме:
- вычисляется СДЗ (средний дневной заработок) путем деления всей суммы выплат на количество рабочих дней в году;
- СДЗ делится на 3 и умножается на 2;
- Полученный результат умножается на дни простоя.
Например, при простое по вине работодателя длительностью в 3 дня:
- СДЗ работника составляет 200 000 / 240 = 833 рубля;
- 833 / 3 × 2 = 555 рублей оплата за 1 день простоя;
- 555 × 3 = 1665 рублей оплата за 3 дня простоя.
Простой, обусловленный непреодолимой силой либо виной третьих лиц, оплачивается исходя из 2/3 тарифной ставки или оклада работника. То есть в данном случае во внимание не принимаются другие выплаты, входящие в расчет простоя по вине работодателя – премии, надбавки и т.д.
При простое длительностью 3 дня по вине поставщика расчет будет произведен по следующей схеме:
- Тарифная ставка за месяц делится на количество рабочих дней для вычисления тарифной ставки за день.
- Результат делится на 3 и умножается на 2.
- Результат умножается на количество дней простоя.
Например, при тарифной ставке, равной 500 рублей в день за 3 дня простоя:
- 500 / 3 × 2 = 333 рубля оплата за один день простоя;
- 333 × 3 = 999 рублей оплата за три дня простоя.
По той же схеме будет исчисляться оплата простоя исходя из почасовой тарифной ставки. Например, при тарифной ставке 100 рублей в час расчет будет выглядеть следующим образом:
- 100 / 3× 2 = оплата простоя за час;
- оплата простоя за час × количество рабочих часов в день = оплата простоя за рабочий день;
- оплата за день × количество дней за время простоя = полная сумма оплаты за все время простоя.
По статье 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), простоем называют временную остановку работы компании, причинами которой могут служить проблемы, носящие организационный, технический, технологический или экономический характер. Таким образом, проблемы, из-за которых можно объявить простой могут быть разные:
- резкое или постепенное падение спроса на производимый продукт;
- нехватка комплектующих;
- неисправность оборудования и т.д.
Также в кризисный период работодатель может столкнуться с экономическими трудностями, препятствующими работе предприятия.
Ответственность за простой
Поломка оборудования или другая подобная причина для простоя обязательно должна быть сообщена руководству компании любым способом. Несвоевременное оповещение может привести компанию к материальным потерям.
В таком случае правомерным наказанием будет являться привлечение работника к материальной ответственности.
Производственный простой может непосредственно затрагивать одного сотрудника, группу работников, определенный отдел или же целое предприятие.
Он может быть вызван разными причинами и виной ему могут быть:
- работник компании (кража оборудования или сырья, нарушение трудовой дисциплины или техники безопасности);
- работодатель (перепрофилирование бизнеса, все виды кризиса, нарушение договора работодателя с его контрагентами, отсутствие спроса на продукцию);
- другие обстоятельства, не зависящие ни от того, ни от другого (катастрофы техногенного характера, стихийные бедствия).
В случае, если простой был вызван поломкой или неисправностью оборудования, работник обязан известить об этом работодателя. Форма оповещения законом не установлена, следовательно, сотрудник может сделать это как в письменной, так и в устной форме.
Считается, что работник выполнил свои обязанности, когда известил о простое своего непосредственного руководителя (ст. 157 ТК РФ). В случае неисполнения сотрудником данной обязанности он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. О наложении дисциплинарного взыскания на работника читайте тут.
Сумма оплаты вынужденного простоя зависит от его причины (ст. 157 ТК РФ):
- если причина остановки работы не является виной работодателя или работника, то к оплате подлежит сумма, равная 2/3 от оклада сотрудника, если иное не прописано в коллективном или трудовом договоре;
- сумма выплат за период отсутствия работы по вине работодателя вычисляется по специальной формуле. Компенсация за простой равна 2/3 от среднемесячной заработной платы, включающей оклад, надбавки и премии. Средний заработок определяется в соответствии со ст. 139 ТК РФ. Вычисления выплаты по простою производятся в процентном соотношении среднемесячных начислений к количеству дней простоя по такой формуле:(Среднедневной заработок) х (количество дней простоя) х 2/3;
- при доказанной вине работника время вынужденного простоя ему не оплачивается. Если же от действий данного работника остановилась деятельность и других сотрудников, то для них данный простой классифицируется как простой по независимой причине и оплачивается в размере 2/3 от тарифного оклада.
Посмотрите ролик который расскажет о проведении простоя
Схема. Трудовой кодекс. Оплата труда
Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»
Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.
Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Сдельная форма оплаты труда – это оплата труда наёмного работника, при которой размер заработной платы напрямую зависит от количества произведённых им единиц продукции или выполненного объёма работ с учётом их качества, сложности и условий труда. Сдельная форма оплаты труда используется при условии, что результат труда работника можно посчитать, а качество – отследить.
При применении сдельной оплаты труда используются сдельные расценки.
Сдельные расценки – это размер заработной платы за единицу выполненной работы или изготовленной продукции.
Сдельные расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок и норм выработки (норм времени) и рассчитываются путем деления часовой (дневной, месячной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную, месячную) норму выработки.
На практике различают следующие виды сдельных расценок:
Пример 1. Норма определяет не количество изделий
Дневная норма обработки деталей на фрезерном станке для фрезеровщика равна 150 штук.
Существование нескольких разновидностей этой оплаты объясняется разнообразной спецификой существующих работ, где применяется сдельная оплата.
На практике выделяют следующие виды сдельной оплаты труда:
Сдельно-премиальная оплата труда;
Прямая сдельная оплата труда;
Сдельно-прогрессивная оплата труда
Аккордная оплата труда;
Смешанная (повременно-сдельная) оплата труда.
Организация оплаты труда на предприятии представляет собой ряд мероприятий, нацеленных на вознаграждение труда сотрудников в прямом соответствии с качеством и количеством выполненной работы.
Организовывая на предприятии систему, в соответствии с которой будет оплачиваться труд работников, необходимо учитывать необходимость использования:
[1]
- тарифного нормирования зарплаты (тарифная система оплаты труда);
- разработку формы и системы, по которой будет оплачиваться труд работника;
- определение системы формирования должностных окладов;
- необходимость премирования;
- обоснованность показателей, применяемых в системе премирования.
Основой нормирования труда является баланс трудозатрат, которые необходимы для производства какой-либо единицы товара или услуг при определенных техусловиях. Основная задача при нормировании труда — разработать и внедрить на предприятии прогрессивные нормативы.
Организация оплаты труда связана с решением двойственной задачи:
- дать каждому работнику гарантии, что его труд будет оплачен, в соотношении с результатами его работы и соответствии со стоимостью рабсилы на рынке труда;
- обеспечить работодателю получение прибыли в ходе производственного процесса и компенсировать затраты.
Формы и системы оплаты труда установлены в главах 20, 21 ТК.
Разновидности сдельной формы оплаты труда и методы установления
Любой водитель в процессе выполнения своей работы должен иметь при себе несколько документов. К ним относятся:
- водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
- бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
- сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
- если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
- путевой лист.
Ведение путевых листов обычно возлагается на руководителя структурного подразделения, бухгалтера, диспетчера или иного сотрудника (иногда эти документы выписывает сам руководитель организации).
ВНИМАНИЕ! Водители к заполнению путевых листов допускаться не должны.
Задача водителя для правильного оформления путевого листа заключается только в том, чтобы поставить автограф о приеме и сдаче машины в конце рабочей смены, а также сделать отметки о совершенных переездах.
Путевой лист выдается водителю под расписку, при этом обязательным условием его получения является сдача документа за предыдущий день.
В некоторых случаях путевой лист можно оформлять не на одну рабочую смену, а на более длительный период (например, при междугородних перевозках).
Итак, в лист по порядку вписываются:
- дата его составления;
- название организации и ее адрес;
- код по ОКПО;
- марка машины (если автомобиль иностранного производства модель можно вписывать в русской транскрипции);
- государственный номер и гаражный (если таковой имеется);
- данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.
Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:
- кто именно выдал поручение: структурное подразделение и наименование предприятия;
- адрес подачи;
- время выезда из гаража (точно – в часах и минутах);
- подписи механика и водителя.
После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.
С правой стороны документа указываются:
- сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания спидометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
- затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
- затем вписываются цифры со спидометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.
На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется
- адрес, с которого автомобиль выехал,
- место назначения,
- время выезда и возвращения,
- пройденный километраж,
- подпись водителя.
В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.
Поскольку путевой лист относится к первичным бухгалтерским документам, его применение обязательно. Если организация пренебрегает заполнением этого документа, в случае выездной налоговой проверки она может быть подвергнута административному наказанию в виде штрафа.
Все первичные документы подлежат достаточно длительному хранению. Путевые листы – не исключение. После оформления и проведения по ним всех бухгалтерских операций, эти документы необходимо держать в закрытом от доступа посторонних лиц месте не менее пяти лет или период, установленный внутренними нормативными бумагами организации.
Как оформить простой: пошаговая инструкция
«Первое, что необходимо сделать работодателю при возникновении простоя вне зависимости от вины – это издать соответствующий приказ, указав в нем причины приостановления деятельности предприятия или отдельного коллектива» – говорит эксперт журнала «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» Н. Комова.
Алгоритм действий в данной ситуации выглядит так:
- Сотрудник уведомляет руководителя о неисправности оборудования и иных проблемах, мешающих осуществлению деятельности. Если будет установлено, что аппаратура сломалась по вине руководителя (например, несвоевременная замена расходных материалов, если не назначено другое ответственное лицо), это указывается в качестве причины в приказе.
- Работодатель собирает документы, подтверждающие необходимость простоя, и оформляет приказ. Он может касаться всего коллектива или отдельных людей. Они должны быть ознакомлены с документом под роспись.
- Если приостановится работа всего производства, руководитель уведомляет об этом Центр занятости (ст. 25 ФЗ «О занятости населения»).
- Заполняются акты о простое. Они нужны для определения конкретных дней, когда работа на предприятии или в отделе не выполнялась.
Унифицированной формы приказа о простое нет, однако он в обязательном порядке должен отражать следующие сведения:
Верхняя часть | Середина | Конец |
Наименование организации, название документа | Суть – простой | Обязанности бухгалтера и сотрудника отдела кадров в данной ситуации |
Дата составления | Название подразделения, где отсутствует деятельность, период с указанием даты и времени начала и окончания | Ф.И.О. и подпись генерального директора, а также ознакомленных с документом лиц |
Как доказать вину работодателя
Установить вину руководителя в возникновении поломки бывает довольно трудно, учитывая тот факт, что многие не спешат признавать свою вину или оплачивать время перерыва работы.
Чаще всего, сотрудникам приходится обращаться в суды за защитой своих прав, о чем свидетельствует большое количество судебной практики по данному виду спора. Наиболее распространенным является вопрос оплаты труда за период простоя. Многим учреждениям невыгодно оплачивать компенсацию в увеличенном размере, и они придумывают различные лазейки, порой приводя совершенно необоснованные доводы.
В настоящее время, наиболее распространенной причиной и невыплаты положенных сумм сотруднику, на которую ссылается руководитель, является экономический кризис. Работникам стоит изучить пояснения компетентных органов, согласно которым, финансовый кризис не является форс-мажором и относится к финансовым рискам работодателя.
Ключевые моменты оплаты
При наступлении проблемы, за сотрудником сохраняется его рабочее место и период нахождения без работы, должен быть оплачен. Оплата будет происходить по-разному, в зависимости от того, по какой причине произошел простой.
- По вине работника. Если происходит простой по вине работника, и его противоправные деяния доказаны, то время приостановления рабочего процесса не подлежит оплате.
-
По вине работодателя:
- Оплата производится в размере не менее двух третей средней заработной платы сотрудника. Внутренними документами предприятия могут быть указаны более высокие размеры оплаты простоя.
- При расчете простоя следует учитывать все выплаты, предусмотренные положением об оплате труда конкретного предприятия.
- Применяется формула (средний дневной заработок сотрудника) х (2/3) х (количество рабочих дней периода простоя).
- По причинам, не зависящим от работодателя и работника. В данном случае применяется формула (месячная тарифная ставка (оклад))/(количество рабочих дней в месяце простоя) х (2/3) х (количество рабочих дней в периоде простоя). Размер оплаты составляет не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Оплата времени простоя в соответствии с Трудовым кодексом
Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты работника, а время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, — в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Оплата сверх указанных сумм не запрещена. Госучреждения при этом должны учитывать правовые ограничения по использованию бюджетных средств.
Инструкция по использованию калькулятора расчёта оплаты простоя
- Выберите причину простоя из 3 вариантов.
- В зависимости от выбранной причины укажите необходимые дополнительные данные.
- Нажмите «РАССЧИТАТЬ». Полученный результат покажет сумму оплаты за время простоя с деталями расчёта.
Простой как явление — это чисто производственная проблема, проявляющаяся во временном приостановлении нормальной деятельности предприятия.
Трудовым Кодексом РФ выделены четыре возможных причины простоя. В основу дифференциации трех из них положен принцип вины, а именно:
- вина работодателя;
- вина работника;
- вина третьих лиц, например подрядчика, поставщика, экспедиционной компании, поставщика электроэнергии и т.д.;
Четвертый тип простоя обусловлен событиями, не зависящими от воли или желания работодателя и работника. Как правило, под подобными событиями подразумевается действие непреодолимой силы.
Чем бы ни был вызван простой, он сказывается на оплате труда работника. При этом претендовать на оплату за время простоя он сможет только в случае, если в факте простоя нет его вины.
Потеря рабочего времени в результате простоя по вине работодателя компенсируется, в соответствии с требованиями ст.ст. 157, 159 ТК РФ, в размере двух третей от среднего заработка.
Под средним заработком понимаются все виды доходов работника (включая премии, надбавки и компенсации) на предприятии за последние 12 месяцев.
Расчет оплаты за простой должен быть осуществлен по следующей схеме:
- вычисляется СДЗ (средний дневной заработок) путем деления всей суммы выплат на количество рабочих дней в году;
- СДЗ делится на 3 и умножается на 2;
- Полученный результат умножается на дни простоя.
Например, при простое по вине работодателя длительностью в 3 дня:
- СДЗ работника составляет 200 000 / 240 = 833 рубля;
- 833 / 3 × 2 = 555 рублей оплата за 1 день простоя;
- 555 × 3 = 1665 рублей оплата за 3 дня простоя.
Простой, обусловленный непреодолимой силой либо виной третьих лиц, оплачивается исходя из 2/3 тарифной ставки или оклада работника. То есть в данном случае во внимание не принимаются другие выплаты, входящие в расчет простоя по вине работодателя – премии, надбавки и т.д.
При простое длительностью 3 дня по вине поставщика расчет будет произведен по следующей схеме:
- Тарифная ставка за месяц делится на количество рабочих дней для вычисления тарифной ставки за день.
- Результат делится на 3 и умножается на 2.
- Результат умножается на количество дней простоя.
Например, при тарифной ставке, равной 500 рублей в день за 3 дня простоя:
- 500 / 3 × 2 = 333 рубля оплата за один день простоя;
- 333 × 3 = 999 рублей оплата за три дня простоя.
По той же схеме будет исчисляться оплата простоя исходя из почасовой тарифной ставки. Например, при тарифной ставке 100 рублей в час расчет будет выглядеть следующим образом:
- 100 / 3× 2 = оплата простоя за час;
- оплата простоя за час × количество рабочих часов в день = оплата простоя за рабочий день;
- оплата за день × количество дней за время простоя = полная сумма оплаты за все время простоя.