Застрахованное лицо – кто это, его права и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Застрахованное лицо – кто это, его права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.

Дата публикации 31.10.2022

Застрахованные лица – это те физлица, за которых страхователи обязаны платить взносы на обязательное страхование, предусмотренное законодательством о пенсионном (ОПС), медицинском (ОМС) и социальном страховании (ОСС).

С 01.01.2023 круг работников (исполнителей), которые относятся к застрахованным в сфере ОПС, ОМС и ОСС (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, далее – ВНиМ), одинаков. Перечень же работников (исполнителей), которые являются застрахованными в сфере ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – на случай травматизма), отличается от перечня застрахованных по ОСС на случай ВНиМ.

Условия получения страховой пенсии

Когда говорят о пенсии, чаще всего имеют в виду страховую часть, поскольку она продолжает составлять наибольшую часть в объеме выплат, которые получают пенсионеры. Для того чтобы получить страховую пенсию, требуется выполнить ряд условий.

1. Достичь пенсионного возраста

В 2019 году в результате реформы возраст выхода на пенсию в России повысили. Теперь он составляет 60 лет для женщин и 65 лет – для мужчин. Однако переход к новому возрасту будет осуществляться постепенно. Так, в 2020 году на пенсию выйдут мужчины 1959 г.р. и женщины 1964 г.р. В 2022 году – мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. и т. д. Более наглядно это представлено в таблицах ниже.

Мужчины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1959

2020

61 год

1960

2022

62 года

1961

2024

63 года

1962

2026

64 года

1963

2028

65 лет

Кто осуществляет регистрацию

Если говорить о порядке регистрации и внесении информации о таком субъекте, то обязанности такого характера возложены на работодателя, который впервые принимает сотрудника на работу, и о котором еще нет информации в реестре ПФ.

Таким образом, возможны 2 варианта порядка регистрации:

  1. Если гражданин внесен в реестр, то тогда сотрудник обязан в кадровую службу предоставить полную информацию о таком полисе и дать номер индивидуального счета, чтобы потом отчисления также правильно и в полном объеме поступали на счет;
  2. Если человек еще не внесен в реестр, то тогда необходимо внести полную информацию о человеке в соответствующую форму для получения такого полиса.

Есть специальная установленная государством форма – ПУ 1, называется Анкетой застрахованного лица.

И ее заполнение обязательно в следующих случаях:

  1. Если полиса вообще нет;
  2. Если необходимо внести изменения в полис;
  3. Если необходимо восстановить данные;
  4. Другие случаи.
Читайте также:  Как Вы оцениваете общее состояние своего здоровья в настоящее время?

Свидетельство выдается:

  • Работодателем в случае работы человека по трудовому договору, когда само предприятие и осуществляет функции по перечислению отчислений на индивидуальный счет;
  • Непосредственно сотрудниками ПФ тем, которые самостоятельно осуществляют деятельность и уплачивают взносы;
  • Самому гражданину, который пока не работает, но самостоятельно осуществил регистрацию.

Состав застрахованных лиц

В статье 7 Федерального закона № 167-ФЗ определен круг субъектов, которые признаются застрахованными лицами:

  1. Сотрудники, заключившие трудовое соглашение или договор гражданско-правового характера (выполняющие работы, оказывающие услуги, работающие по авторскому и лицензионному соглашениям), в том числе руководители предприятий, выступающие единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества (кроме студентов очного обучения учреждений среднего профессионального и высшего образования, получающих выплаты за работу в студотрядах).
  2. Самозанятые лица, т.е. граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и т.д.);
  3. Члены КФХ;
  4. Граждане, работающие за пределами страны, за которых осуществляется начисление и уплата страховых взносов;
  5. Члены семейных общин, которые заняты традиционными направлениями хозяйствования;
  6. Священнослужители;
  7. Иные категории субъектов, в случае уплаты за них страховых взносов.

Указанные застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования имеют право на меры гособеспечения при наступлении страховых случаев, указанных в законе № 167-ФЗ.

ПФР с 01.01.2017 г. осуществляет постановку на регистрационный учет физических лиц, которые добровольно вступают:

  1. В правоотношения по ОПС.
  2. В правоотношения по ОПС для уплаты дополнительных страхвзносов на накопительную пенсию

Правовое регулирование

Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:

Переговоры с Республикой Албания были завершены. Переговоры с Филиппинами были завершены. Соглашение является так называемым «открытым соглашением», применимым ко всем лицам, к которым применяется или применяется законодательство одного из Договаривающихся государств. В своей основной области это относится к пенсионному страхованию, установленному законом. Он содержит положения о применимом праве, равном обращении с лицами, охваченными личным охватом, гарантиями прав и приобретенных прав, а также взаимной административной и юридической помощью.

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.

Читайте также:  Оформление права собственности на землю без документов

Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.

Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

  • Конституции Российской Федерации;
  • ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  • ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
  • ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Цели персонифицированного учета

Под целями персонифицированного учета понимается:

  • Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;

  • Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (дохо­де), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;

  • Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;

  • Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;

  • Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудо­вой пенсии застрахованным лицам.

Сведения о застрахованных лицах в Пенсионном Фонде

Статья №7 Закона Российской Федерации №167-Ф3 от 15.12.2007 года определяет понятие застрахованного лица как гражданина, который исправно платит взносы социального страхования.

К подобной категории лиц согласно нормам текущего законодательства относятся:

  • граждане, которые имеют официальное место работы, осуществляющие свою трудовою деятельность по трудовой книжке или заключённому с работодателем трудовому соглашению, а также нанятые для исполнения своих служебных обязанностей сотрудники;
  • субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, практикующие частным образом или предприниматели;
  • работники ферм и крестьянских хозяйств;
  • лица, входящие в число родовых общин народов, проживающих в районах Сибири и крайнего севера;
  • культовые служители;
  • граждане России, проживающие или работающие по контракту за границей;
  • прочие категории населения страны, которые имеют СНИЛС.
  • Лица, застрахованные в Пенсионном Фонде страны, имеют собственные права и обязанности как и все субъекты правовых отношений.
  • Основные права заключаются в возможности получения в должном объёме пенсионного накопления согласно соглашения пенсионного обеспечения.
  • По российским законам устанавливаются такие характеристики застрахованных лиц:
  • те, на которых распределяется обязательная форма пенсионного обеспечения, принятая в полном соответствии с действующим Федеральным законом;
  • постоянно или временно находящиеся на территории страны иностранные субъекты;
  • предприниматели, работающие сами на себя;
  • сотрудники бюджетной сферы, которые имеют постоянный оклад.
  1. Возможны изменения и дополнения к данным правилам в соответствии с изменениями действующего в стране законодательства.
  2. Субъектами существующей на текущей момент системы пенсионных накоплений являются граждане, по закону получающие право на оформление страховых пенсий в данном фонде.
  3. Для пребывания в статусе субъекта данной системы требуется иметь достаточный стаж начисления страховой пенсии в Пенсионном Фонде страны, а также располагать необходимым набором документов, подтверждающих статус получателя пенсии данного рода.
  4. Кроме того, необходимо иметь российское подданство, вне зависимости от того, имеет ли гражданин трудовой стаж в России или за её пределами.
Читайте также:  Получить бесплатную путевку в санаторий в 2023 году

Субъекты системы данного фонда имеют право на получение пенсии в строго установленном объёме для каждой из категорий получателей.

Также при необходимости возможен перевод получателей пенсии из одной категории получателей в другую по взаимной договорённости сторон.

Немного о пенсионной реформе

Пенсионное страхование происходит по кругу: пока молодое поколение работает и производит отчисления, нынешние пенсионеры получают положенные выплаты.

Но получают по той причине, что сами раньше работали и отчисляли взносы. Получается, что нынешние пенсионеры получают выплаты за счет нынешних работников. И чтобы размер пенсий был достойным, соотношение «количество пенсионеров – количество работников» должно быть примерно равным.

Реформа 2020 года повысила пенсионный возраст до 63 для женщин и до 65 для мужчин. Цель реформы – уравнивание соотношения, чтобы на 1 работающего гражданина не приходилось 3 неработающих пенсионера. Ведь количество уходящих на пенсию людей не изменяется, а вот число работников, официально трудоустроенных, уменьшается с каждым годом.

Так что, несмотря на обрушившийся шквал критики, реформа имеет рациональное зерно. Она, действительно, может повлиять на материальное состояние будущих пенсионеров лучшим образом. Государство обретет возможность каждый год производить индексацию, и не на 100 рублей, а примерно на 1 000.

С момента начала трудовой деятельности каждый гражданин становится застрахованным лицом в системе ОПС. Конечно, при условии, что с его заработка перечисляются страховые взносы. И в качестве подтверждения на руки он получает СНИЛС – карточку с указанием номера его индивидуального пенсионного счета. Именно на нем накапливаются и хранятся все сведения о его трудовой деятельности, начисленной заработной плате, перечисленных взносах в Пенсионный фонд. Эта информация доступна каждому гражданину, застрахованному в системе ОПС.

Источники:

  • Федеральный закон от 01.04.1996 (ред. от 29.07. 2023 ) № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”.
  • Федеральный закон от 15.12.2001 (ред. от 27.06. 2023 ) №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *