Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

Отмена справки о ДТП при обращении в страховую компанию

Изменение внесены в пункт 3.10 Правил страхования:

3.10. Потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению:

  • справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 года N 154 (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2011 года, регистрационный N 20671), если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции;

Приведенный выше абзац исключен из правил, т.е. страховая компания больше не имеет права требовать от водителя справку о ДТП.

Похожие изменения внесены и в пункт 5.1, который регламентирует подачу претензии в страховую компанию:

Потерпевший в приложении к претензии представляет оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов (если какой-либо из перечисленных ниже документов не был представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае):

  • справки о дорожно-транспортном происшествии, выданной органом полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, протокола и постановления об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции предоставляется извещение о дорожно-транспортном происшествии;

Потерпевший в приложении к претензии представляет оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов (если какой-либо из перечисленных ниже документов не был представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае):

  • протокола и постановления об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции предоставляется извещение о дорожно-транспортном происшествии;

ГИБДД уверяет, что все в порядке

Руководство ГИБДД уверяет, что шумиха вокруг изменений напрасна: все данные о ДТП содержатся в других документах, которые оформляются при аварии: протоколе об административно-правовом нарушении, протоколе об осмотре места ДТП, схеме ДТП. К сожалению, это не совсем так: в силу своей занятости инспекторы не заполняют протоколы подробно, поэтому страховщикам мало информации.

Что было в справке Где теперь искать эту информацию
дата, время, место ДТП; информация об автомобилях, наличии повреждений, обстоятельствах аварии содержится в протоколе осмотра места происшествия;
данные об участниках аварии; данные о потерпевшем и виновнике аварии, а также о пострадавших — в протоколе об административном правонарушении;
освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; решение ГИБДД о том, кто виноват в ДТП и по какой статье, какое правило было нарушено и какое наказание должен нести виновный — в постановлении об административном правонарушении.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.

При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.

Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Отмена справки о ДТП

С 20 октября 2017 года вступает в силу новый Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения. Регламент утвержден Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017г. Предыдущий регламент, утвержденный приказом № 185 отменен. Новый приказ уже разослан и доведен сотрудникам ДПС.

Самым главным, и пока не совсем понятным, нововведением является отмена справок о ДТП. Теперь инспекторы ДПС просто не будут их выдавать. При урегулировании страхового случая по ОСАГО страховые компании требовали эти справки на основании Положения ЦБ № 231-П от 2014 года. Со слов сотрудников ГИБДД данная справка отменена уже как несколько лет, но при этом страховые компании продолжали их требовать. Теперь эта практика будет прекращена на законных основаниях, и Приказ МВД № 155 от 01.04.2011 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» так же отменен, то есть формы этой справки в МВД теперь просто не существует. Как обещают в ведомстве, проблем у автомобилистов быть не должно, так как тех документов, которые выдаются водителю после ДТП, достаточно для возмещения ущерба. То есть теперь для страховой компании достаточно копии протокола или копии постановления об административном правонарушении так как там уже содержится вся необходимая страховщику информация. Просто теперь в эти документы будет вноситься более полная информация. Кроме того водитель обязан самостоятельно заполнить извещение о ДТП и передать его в страховую компанию.

Но не всё так гладко в нашем законодательстве. Ни в Положение ЦБ № 231-П, ни в пункт 5 закона об ОСАГО пока ни каких изменений не внесено. Соответственно страховые компании в праве требовать от автовладельца данную справку. Без справки можно оформить ДТП только по европротоколу, в случае соблюдения определенных требований. Страховые компании можно понять, они опасаются всплеска мошенничества и будут вынуждены усилить проверку поступающих от автовладельцев документов, что может привести к затягиванию процедуры урегулирования. И понятно, что первое время в страховых компаниях будет царить неразбериха так как построение новых алгоритмов и выстраивание процессов получения информации о ДТП займет определенное время.

Установка камер в зонах ремонта

Следующее нововведение связано с установкой автоматических камер фото-видео фиксации в зонах где желтыми знаками ограничена максимальная скорость движения ТС. В соответствии с пунктом 57 отмененного регламента, утвержденного Приказом № 185 «Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается». Согласно Нового действующего регламента, утвержденного Приказом № 664 данное ограничение снять, то есть этой фразы в приказе вообще нет. Новые правила установки камер в зонах ремонта уже разработаны и переданы в Росавтодор и владельцам дорог. Так же прописаны правила установки муляжей камер в этих зонах.

По информации из Росавтодора инициаторами данного изменения были сами дорожники. По статистике возросло количество ДТП в местах сужения дорог в зонах ремонта, и на данный момент одна из наиболее распространенных причин аварий в зонах ремонта является именно превышение скорости.

Остановка водителя вне поста ДПС

Как пояснили в МВД, количество постов ДПС сократилось в несколько раз, при этом количество нарушителей только растет. По статистике только в 2016 году зафиксировано более 2 млн. случаев управления автомобилями гражданами без водительского удостоверения. В данной ситуации требуется усиленный контроль вне постов ДПС, а именно на улично-дорожной сети. Ранее сотрудник ДПС и так мог останавливать автомобиль вне поста, но только в определенных случаях, (а таких случаев и так не мало), например, при проведении рейдов и спецмероприятий, при нарушении или при подозрении в нарушении ПДД и т.д. Теперь поводов остановить автомобиль становится значительно больше.

Общение инспектора ДПС с водителем

В новом регламенте с 20 октября вводится новое правило. Кроме требования к водителю передавать документы инспектору ДПС без обложки, добавилось требование передавать документы «без удерживающих устройств». В интернете можно найти массу случаев, когда водители помещали документы в прозрачные контейнеры и приковывали их цепями к автомобилю, таким образом, не давая инспектору забрать документы в патрульный автомобиль для проверки.

Что касается непосредственно общения сотрудника ДПС с водителем то согласно пункта 44 регламента при разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:

оскорбительных выражений или реплик; действий, провоцирующих противоправное поведение.

Полис ОСАГО

Теперь, согласно нового регламента, водитель может предъявить инспектору как обычный бумажный полис ОСАГО, так и копию электронного полиса. Закон об этом был принят еще в 2016 году, соответственно МВД внесли изменения в регламент.

Справка о ДТП и новый Приказ №664 — подробности

Итак, начиная с 2014 года, сфера дорожного движения и страховая стали независимыми друг от друга. Если до этого страховая деятельность регулировалась правительством, равно как и сфера безопасности дорожного движения, то на 2021 год страховая регулируется Центробанком. И ГИБДД не обязаны ни подчиняться, ни следовать в законодательных функциях соответствию Правилам страхования или Федеральному закону «Об ОСАГО», хотя законодательство в нашей стране и не должно противоречить между нормативными актами.

Было Стало
Пункт 214. Участникам дорожно-транспортного происшествия, иным лицам, жизни, здоровью или имуществу которых при этом был причинён вред, выдаются справки о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД России от 1 апреля 2011 г. N 154 » Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии «. — (см. все пункты нового регламента с 266 по 290)

И вот, согласно новому Приказу №664 главный документ, подтверждающий сам факт ДТП, убрали из перечня для выдачи потерпевшей в аварии стороне. Причём, структура уже давно предупреждала Центробанк о том, что в новом регламенте не будет фигурировать справка о ДТП, но реакции не последовало.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Как и где получить этот документ для страховой компании в 2021 году?

Так и что делать конечному потерпевшему или виновнику аварии?! Где взять пресловутую справку, если обязанность выдавать её после ДТП отменена?

На самом деле, всё очень просто. Вместе с упразднением данного документа было отменено соответствующее требование от страховых компаний этой справки в качестве обязательного документа. Пункт 3.10 Правил страхования определяет актуальный список документов для подачи заявления о возмещении. И здесь нет ни слова о том, что вам нужна справка о ДТП по форме №154.

Тем не менее, такая справедливость была не всегда. Дело в том, что в то же 2017 году сначала отменили справку, и только потом убрали её из перечня обязательных документов после ДТП для направления страховщику. Получилась своеобразная коллизия:

Вот, к примеру, разъяснение МВД о том, теперь они не будут выдавать такие справки. При этом, ни слова о том, что делать теперь клиентам страховых, которые не могут забрать этот документ, чтобы предоставить для возможности страховой компенсации ущерба.

Не будем в рамках данной статьи рассуждать о корысти и злонамеренности отказов в выплатах страховщиками, которые воспользовались данной недоработкой в законодательстве. Вам нужно знать только одно – в связи с такой противоречивостью нормативных актов Банк России выпустил официальное разъяснение. В нём он разъяснил, что на фоне обязательности справки о дорожном происшествии от ГИБДД для страховой и невозможности её получить от сотрудников, требование этого документа работниками страховых недопустимо.

Вот официальная трактовка из разъяснения:

Поскольку Регламентом МВД не предусмотрена выдача сотрудниками полиции справки о ДТП, требование о представлении указанного документа при рассмотрении страховщиком заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по дорожно-транспортным происшествиям, имевшим место, начиная с 20 октября 2017 года, неправомерно.

Какой срок действия справки о ДТП?

Согласно закону срок действия правильно оформленной справки о ДТП неограничен. Однако подать заявление на компенсацию в страховую компанию ОСАГО вы имеете право в течение 15 рабочих дней с момента дорожно-транспортного происшествия. Для этого у вас на руках должны быть все необходимые документы, в том числе справка о факте аварии.

По КАСКО сроки подачи заявления отличаются: согласно договору чаще всего вы ограничены пятью рабочими днями с момента аварии. Однако это сроки могут разниться — в большую или меньшую степень, уточнять их нужно в тексте договора, который был заключен с компанией.

Обычно компенсацию выплачивают, начиная с 20-дневного срока со дня подачи заявления. Но иногда процедура затягивается.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии

В соответствии с законами страны, в некоторых аварийных ситуациях виновник не может быть определен. Транспорт попадает в ДТП из-за того, что один из участников движения нарушил правила езды. Но не за каждый проступок на дороге предусмотрена административная ответственность.

К примеру, согласно п. 10.1 ПДД, если водитель авто попал в ДТП без превышения скоростного режима из-за потери управления. В этом случае нарушитель не может привлекаться к ответственности административного характера. Страхователи не выявляют возникновения страхового случая, из-за чего отремонтировать пострадавший транспорт по ОСАГО не получится.

То есть, если на инициатора столкновения работники ГИБДД не оформят административный протокол (постановление), то страховая откажет в возмещении ущерба пострадавшему гражданину. В этом случае для получения компенсации водитель, автомобиль которого пострадал от действий другого участника движения, может обратиться в суд. Исковое требование необходимо подкрепить документацией о ДТП.

Если участники аварии оформили Европротокол без вызова ГАИ, то для восстановительных работ по ОСАГО открытие административного дела в отношении инициатора не потребуется. Участникам дорожного происшествия необходимо правильно оформить Европротокол для страховой и подписать его. Поэтому, перед внесением данных, следует договориться обо всех нюансах ДТП.

Стандартный список документов для обращения по ОСАГО в 2022 году

Прежде чем указать образцовый список необходимых документов, напишем пару слов о том, кто может обратиться в страховую компанию по ОСАГО.

Многие водители ездят на авто, не являясь собственниками машины, как многие говорят «по доверенности». В настоящее время предъявлять сотрудникам ГИБДД такую доверенность не нужно, но воля собственника на управление его авто в любом случае нужна. Вот только разрешение управлять машиной не дает право обратиться за страховым возмещением по ОСАГО. Поэтому починить машину втайне от собственника не получится.

Подать документы в страховую компанию в 2022 году, можно и не являясь владельцем авто по документам, но для этого необходимо иметь доверенность от собственника с правом представлять его интересы в СК. А если хотите еще и деньги получить, то с правом получения страхового возмещения и присужденных денег (вдруг дело дойдет до суда).

Причем, доверенность эта должна быть заверена нотариально. Вообще все документы для страховой подаются либо в подлинных экземплярах, либо в надлежащим образом заверенных копиях, как правило, нотариально.

Вот стандартный список необходимых документов, с которым можно обратиться за выплатой в страховую компанию.

Читайте также:  Страны без визы для Россиян в 2023 на карте

Список документов для независимой экспертизы

Прежде чем назвать список документации, выделим, какие виды экспертизы при ДТП существуют:

  • Трасологическая. Здесь нужно осмотреть место ДТП, изучить обстановку на дорожном участке, какова была траектория движения авто, какие остались следы после события. Так можно узнать про причины аварии.
  • Автовароведческая. Здесь нужно осмотреть авто после аварии и выяснить, каков его ущерб. Его проводит обычно сама страховая компания. Нужно выяснить, в каком состоянии авто, реакцию его в ту секунду, когда произошла авария, как действовал водитель.
  • Комплексная. Сюда входят все проверки авто. Она требуется, чтобы понять картину происшествия в целом.

Действия сразу же после аварии

От правильности действий после ДТП зависит не только выплата от страховой, но и сохранность водительского удостоверения, а иногда и привлечение виновника к уголовной ответственности.

После ДТП необходимо:

  1. Остановиться и не перемещать ТС.
  2. Включить «аварийку».
  3. Выставить знак аварийной остановки.

Если есть пострадавшие, то нужно позвонить в скорую помощь и вызвать ГИБДД. Куда обращаться дальше, а также дальнейший алгоритм действий зависит от обстоятельств произошедшего.

Аварию для страховой можно оформить 2 способами:

  • обратиться в ГИБДД;
  • заполнить европротокол.

Если вы планируете обращение в страховую по КАСКО, то ГИБДД нужно вызывать в любом случае. Без справки от них в выплате возмещения могут отказать.

Извещение о ДТП (европротокол) необходимо заполнить совместно со вторым водителем и подать в компанию страховщика, если соблюдены все условия:

  1. Не причинен вред здоровью .
  2. Сумма ущерба не более 100 тысяч.
  3. Участники ДТП — не более 2 ТС.
  4. Между водителями нет споров о виновности.
  5. На каждый автомобиль есть ОСАГО, а лица, которые управляли ТС во время ДТП, вписаны в полис.

Если хоть одно из условий не соблюдается, то нужно вызвать ГИБДД и ждать их приезда. Инспекторы приедут на место происшествия, зафиксируют произошедшее, составят протокол и выдадут документы для обращения в страховую компанию.

Нужно ли что-то делать после ДТП виновнику?

Да. Законодательство по ОСАГО в 2021 году предусматривает обязательно сообщить в страховую компанию о случившемся страховом случае. Однако, официальная трактовка обязывает к этому очень противоречиво. Объясним, в чём здесь дело!

При этом, обратите внимание, что обязанность такая появляется именно у страхователя – это не обязательно виновник происшествия. Это тот, кто приобретал полис – он указан в соответствующей графе вверху полиса

Примечательно и то, что страхователь – это не обязательно лицо, гражданская ответственность которого наступает, она наступает у водителя.

Что касается срока обращения к страховщику с уведомлением, то в этой же норме прописано, что он указан в договоре. Таким договором является сам полис. Однако, в нём вы не найдёте этой информации.

Таким образом, виновник обязан уведомить страховщика о страховом случае в срок 5 рабочих дней после ДТП. Однако, речь идёт конкретно о европротоколе. Получается, некоторое противоречие – закон обязывает в любом случае сообщить в страховую об аварии, а насчёт сроков ссылается на Правила страхования. Правила же обязывают отвезти экземпляр европротокола виновника в течение 5 дней в страховую. Поэтому мы рекомендуем в любом случае известить компанию о случившемся происшествии.

Хотя, каким именно способом вы известите, не имеет значения, так как в 2021 году неисполнение этой обязанности не несёт никаких последствий. То есть речь идёт о получении доказательств такого извещения. Хотя при европротоколе абзац 1 пункта 3.8 прямо говорит о том, что сами бланки извещения должны направлены страховщику любым из способов, обеспечивающих подтверждение получения последним их.

Отдельно поговорим о последствиях неуведомления виновника своей страховой. До недавних пор за это был предусмотрен регресс. То есть, если вы не сообщили страховщику об аварии или не уложились в 5-дневный срок для этого, то компания могла взыскать с вас всю сумму возмещённого потерпевшему ущерба.

«Не та» справка как повод для отказа в выплате по каско

Нередко страховщик отказывает в выплате по каско из-за неправильных, с его точки зрения, действий клиента после страхового случая. Формальное основание – клиент лишил страховую компанию возможности взыскать сумму ущерба с его виновника (т. е. возможности суброгации). Право страховщика на такой отказ в выплате оговорено ст. 965 Гражданского кодекса.

Наиболее распространенные примеры подобных ситуаций:

1. Страхователь обнаружил на своей припаркованной машине повреждения, нанесенные в его отсутствие, вызвал ГИБДД и получил, соответственно, справку о ДТП. Страховщик же считает, что данный ущерб причинен не в результате ДТП, а потому страхователю следовало обращаться в полицию и затем представить другую справку.

2. В аналогичной ситуации страхователь вызвал полицию. На его заявление правоохранительные органы ответили отказом в возбуждении дела, ссылаясь на малозначительность ущерба. (Зачастую сотрудники полиции сами подсказывают или даже просят страхователя признать ущерб незначительным и вносят соответствующую запись в протокол.) В этом случае страховщик не платит, так как клиент сам признал малозначительность ущерба или не обжаловал постановление об отказе в возбуждении дела. Тем самым он позволил органам не заниматься поиском виновника и лишил страховую компанию права на суброгацию.

Как правило, суды в таких спорах встают на сторону клиента. И вот почему.

1. «Не та» справка. Чаще всего полис каско покрывает риск ущерба и от ДТП, и от противоправных действий третьих лиц.

Это значит, что и в том, и в другом случае – вне зависимости от причины убытка – налицо признаки страхового случая и, следовательно, возникновение права клиента требовать страховой выплаты.

Предоставление документа, удовлетворяющего требованиям страховщика, не является обязательным условием для признания случая страховым. Кроме того, «не та» справка не относится к предусмотренным ГК РФ основаниям для отказа в страховой выплате или освобождения страховщика от ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *