Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Почти все автовладельцы знают, что в результате аварии их автомобиль может потерять значительную часть своей рыночной стоимости из-за повреждений и дефектов, полученных в аварии. Однако не все знают о возможности потребовать возмещение утраченной стоимости автомобиля в денежной форме (если у вас есть полис каско).

Как подать заявление?

Для получения выплаты УТС по ОСАГО потребуется написать отдельное заявление – вне зависимости от наличия основного заявления, которое подаётся вместе с извещением, о страховом возмещении.

Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2023 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.

Оно пишется в свободной форме. В заявлении желательно сразу указать банковские данные, куда страховая компания должна перечислить рассчитанную сумму УТС, либо прямо выразить желание получить возмещение наличными в кассе офиса страховщика.

Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?

Взыскать УТС автомобиля в 2023 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:

  • полис КАСКО;
  • бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
  • бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
  • протокол о ДТП;
  • бумаги, предоставленные оценщиком.

Что такое УТС и как за нее получить компенсацию?

После попадания машины в ДТП её ценность на вторичном рынке значительно снижается. Никто не хочет покупать битый автомобиль по той же цене, по которой можно приобрести машину без повреждений. Но что в таком случае делать людям, в авто которых не по их вине въехал другой водитель? Выходит, что из-за чужой невнимательности на дороге стоимость транспортного средства становится ниже. В таком случае у водителя есть возможность получить дополнительную компенсацию.

Таким образом, УТС – это уменьшение цены на транспортное средство в связи с его починкой после попадания в дорожно-транспортное происшествие. Либо еще можно сказать, что УТС – это определенная разница в цене двух полностью идентичных автомобилей на рынке. Для начала берется одно ТС, которое никогда не получало повреждений в ДТП. После этого его сравнивают с другим, которое ранее уже приходилось ремонтировать после аварии.

К утрате товарной стоимости относят следующие случаи:

  • когда был поврежден внешний вид корпуса автомобиля: отбита краска, отколота часть корпуса;
  • снижение прочности узлов авто и прочих деталей;
  • ухудшение технических характеристик машины.
Читайте также:  Налоговые льготы на транспортный налог для физических лиц в 2023 году

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Утрата товарной стоимости — утс по осаго, присуща большинству автомобилей переживших крупную аварию. Ухудшение внешнего вида, утеря качества деталей, их стойкости и прочности сказывается уменьшением рыночной цены при переходе ее к другому владельцу или использовании прежним. И не важно, машина сама явилась инициатором происшествия или ее случайно зацепили. Покупая подержаный автомобиль, клиент, прежде всего, интересуется ее внешним видом. Восстановленная машина отличается от новой внешностью и ценой. Поэтому, чтобы не допустить нарушения прав собственника автомобиля, выплата утс по осаго является компенсацией за причиненный транспортному средству ущерб.

Законодательство Российской Федерации предусматривает выплату пострадавшему по утс по каско или по осаго для ремонта, замены, восстановления деталей, агрегатов, но и компенсацию за причиненный ущерб. Конечно, это не значит, что каждое движущее средство, попавшее в аварию, будет восстановлено до первоначального заводского вида. Это часто происходит потому, что покрытие расходов не включает размер утери товарного вида, что является нарушением прав потребителей. Чтобы не происходило подобное ущемление, необходимо знать правила возмещения утс.

Что делать, чтобы получить УТС при ОСАГО

Большинство страховых организаций стараются уклониться от выплаты УТС по автогражданке. Как правило, клиент сначала должен показать свою решимость, только потом он может получить возмещение. Например, он может подать претензию либо судебный иск. При правильной разработке досудебной претензии страховщик может удовлетворить её, чтобы не усугублять ситуацию. В итоге хозяин машины может не только получить оплату восстановительных работ, но и рассчитывать на компенсацию её потерянной стоимости.

Для получения компенсации по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году необходимо сделать следующее:

  • Рассчитать УТС по ОСАГО. Вычисления должна произвести независимая компания, которая предоставляет услуги по расчёту расходов на ремонтные работы. Для этого в неё следует направить заверенную копию бумаги, которая подтверждает затраты на восстановление, и акт осмотра транспортного средства, если страховая это делала. По итогам выполнения процедуры застрахованный получит акт расчета утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.
  • Оформить заявление на получение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. К нему следует приложить акт расчёта УТС.
    Подождать, пока страховая рассмотрит предоставленные документы.
  • Получить финансовое возмещение. Если страховщик откажет в компенсации, нужно разработать и подать иск в суд. Он должен быть оформлен на имя страховщика, у которого был куплен полис ОСАГО. Если организация обанкротилась либо сумма выходит за рамки лимита, заявление о взыскании утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО следует оформить на водителя, виновного в дорожном инциденте.

Методика Министерства юстиции

Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:

УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100

Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:

  • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
  • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
  • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
  • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.
Читайте также:  «Армия бомжей»: кто решит вопрос с квартирами для военнослужащих?

Метод руководящего документа

Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:

Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию

Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:

Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу

Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:

  1. Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
  2. Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
  3. Цена окрашивания — 5000 руб.
  4. Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.

Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.

Необходимо понимать механизм возникновения утраты товарной стоимости. Как уже говорилось, утрата товарной стоимости возникает при возникновении аварийной ситуации и проведении ремонтных работ, связанных с восстановлением транспортного средства. При повреждении машины происходит разрушение лакокрасочного покрытия, съёмных и несъёмных элементов конструкций машины.

  1. Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
  2. Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
  3. Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
  4. В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
  5. Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).

Требования единой методики являются обязательными к использованию страховыми компаниями и их представителями при самостоятельном проведении осмотра пострадавшего автомобиля, а также при проведении судебных и независимых экспертиз.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО — УТС, взыскание, закон, расчет

В последние годы много споров и дискуссий возникает по решению вопроса о выплате страхового возмещения по потере товарной стоимости, сокращенно УТС согласно указаниям закона о ОСАГО.

Причиной возникновения проблемы, связанной с осуществлением платежей по УТС в случае повреждения автомобиля, послужило увеличение требований, предъявляемых потерпевшими по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Автомобиль, как правило, в результате дорожно-транспортных происшествий приходит в негодность, поэтому он подлежит восстановлению.

Под понятием «утрата товарной стоимости» подразумевается невозможность восстановления его технического состояния и стоимости в соответствии с тем, которое было до ДТП.

Оно выражается в объективно необратимых изменениях:

  • его технических параметров, характеризующих габариты;
  • физико-химических свойств, которые имеют материалы для изготовления конструктивных деталей;
  • характеристик соразмерно технологическим процессам, постепенно ухудшающим функциональные и эксплуатационные характеристики автомобиля.

Алгоритм расчета УТС для возмещения по ОСАГО

Теперь обратим внимание на обстоятельства и критерии, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. Прежде всего, автомобиль будут идентифицировать по следующим показателям:

  • идентификационный номер VIN;
  • регистрационные номера узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины), их соответствие ПТС, свидетельству о регистрации ТС, документам о ДТП;
  • тип, марка, модель, даты изготовления машины (либо отдельных комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
  • тип коробки передач (АКПП, МКПП);
  • цвета и типа лакокрасочного покрытия;
  • 3 основные технические характеристики и комплектации автомобиля.

Важно, что если в ходе идентификации эксперт выявит несоответствие указанных параметров или следы внесения изменений, этот факт будет отдельно указан в акте осмотра и экспертном заключении. Это не означает, что вы не сможете получить страховку, однако возникнут очевидные проблемы с доказыванием.

По итогам первичного осмотра составляется акт. В этом документе отражаются следующие блоки данных:

  • основание для проведения осмотра (например, заказ-наряд или заявление владельца ТС);
  • дата осмотра (указывается время начала и окончания осмотра);
  • место и условия проведения осмотра;
  • реквизиты регистрационных документов на машину;
  • сведения о владельце автомобиля;
  • сведения о соответствии или несоответствии характеристик материалам ДТП, регистрационным документам;
  • сведения о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, иных факторов, которые повлияют результаты экспертизы;
  • предварительное установление причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями авто;
  • сведения о возможных скрытых повреждениях;
  • информация о пробах и элементах, взятых для исследования;
  • сведения о лице, проводившем осмотр;
  • сведения о лицах, присутствовавших при осмотре ТС, их замечания и подписи лиц;
  • дата составления документа.
Читайте также:  Льготы военнослужащим по контракту

Обязательным приложением к акту осмотра являются фотоматериалы. Они оформляются на бумажном носителе и в электронной форме. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеозапись.

При первичном осмотре фиксируются повреждения по результатам внешнего осмотра, т.е. без вмешательства в конструкцию авто. Также эксперт может применять инструментальные методы, технические средства измерения или диагностическое оборудование.

Если фактический осмотр невозможен (например, если машина находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизирована, продана на момент осмотра), допускается установление повреждений на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фотоматериалов). Для этого обязательно требуется письменное согласие потерпевшего и страховщика.

Как устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и повреждениями

Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
  • проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
  • анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.

Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.

При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.

Коэффициент-дефлятор для УСН

На упрощенной системе налогообложения коэффициент-дефлятор нужен, чтобы определить предельный лимит по доходам. Предельный лимит по доходам нужен, чтобы определить возможность перехода на УСН и применения УСН в дальнейшем. Как известно, чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, необходимо выполнить ряд условий, а именно:

  1. количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
  2. предельный лимит доходов организации или индивидуального предпринимателя не должен превышать 150 000 000 рублей;
  3. остаточная стоимость основных средств предприятия или индивидуального предпринимателя не должна превышать 150 000 000 рублей;
  4. доля участия других лиц в уставном капитале организации не должна превышать 25%;
  5. применять упрощенную систему налогообложения не могут организации, которые имеют филиалы

Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекс РФ предельная величина лимита ежегодно должна индексироваться на коэффициент-дефлятор. В 2017 году предельная величина лимита увеличилась до 150 000 000 рублей. При этом сразу же было приостановлено до конца 2023 года действие пункта 2 статьи 346.12 Налогового Кодекс РФ федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.16. Этот пункт предусматривает индексацию лимита на коэффициент-дефлятор, поэтому в 2023 году корректировать предельную величину лимита не будут. Он остается на прежних позициях и равен 150 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *