Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус безработного. Пособие по безработице.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Величина выплат определяется в индивидуальном порядке и зависит от трудового стажа, оклада, причины отсутствия трудовой деятельности и региональных надбавок. Минимальный размер дотации составляет 1 500 ₱, максимальный – 12 130 ₱. Это базовая величина пособия без региональных доплат. Такие размеры установлены постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №239.
Кто может получить пособие по безработице?
В соответствии с законом Российской Федерации о занятости населения пособие по безработице может получить гражданин, потерявший работу или не имеющий работы, обратившийся в службу занятости населения и поставленный на учёт как безработный. Вы не можете получить пособие по безработице, если вы:
· моложе 16 лет;
· получаете пенсию по старости или за выслугу лет;
· находитесь в местах лишения свободы или на исправительных работах;
· работаете по трудовым договорам;
· выполняете оплачиваемую работу или реализуете продукцию по договорам;
· являетесь индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом или самозанятым;
· проходите военную, альтернативную гражданскую службу или службу в иных органах;
· обучаетесь по очной форме обучения;
· заняты в подсобных промыслах, являетесь членом крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;
· являетесь учредителем (участником) коммерческих организаций.
В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям. [5]
В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007), безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.
Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.
Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.
Готовность приступить к работе – такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения.
Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. [6]
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.[7]
Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:
– паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;
– трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
– документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
– справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 №62 «О порядке исчисления среднего заработка».
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде.[8] Это правило применяется в отношении граждан: – впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
– отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
– состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
– обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Сокращение размера пособия по безработице может быть произведено на 25% на срок до одного месяца в случаях:
– неявки без уважительных причин на встречу с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости
– отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учёбу).
Приостановление выплаты пособия по безработице может быть произведено на срок до 3 месяцев в случаях:
1) отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
2) отказа по истечении трёхмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию по уважительным причинам;
3) явки безработного на перерегистрацию в состояние опьянения, вызванном употреблении алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, что устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ;
4) Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и Другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления Гражданина, направленного на обучения за виновные действия;
5) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приостановки выплаты производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);
6) Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов занятости.
Выплата пособия по безработице не производится:
1) Отпуска по беременности и родам;
2) Выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
3) Призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Условия и сроки выплаты пособия по безработице
Гражданин должен иметь официальный статус безработного для того, чтобы получать пособие. Он признается безработным в установленном Законом порядке
Безработный гражданин – это трудоспособный человек, который на данном этапе не имеет работы и заработка. Он в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в службе занятости и находиться в поиске подходящей для него работы.
Человек в любой момент готов приступить к выполнению трудовых обязанностей, но некоторые обстоятельства препятствуют этому. Органы службы занятости решают признать человека безработным или нет. Для этого будущему безработному необходимо в полном объеме собрать пакет документов, куда входит паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, справки о доходах. Если в течении 10 дней служба занятости не может предложить человеку работу в соответствии с образованием и квалификацией, его признают безработным. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Если работник уволен из организации в связи с ее ликвидацией либо с сокращением штата, официально признан безработным и за период, в течение которого за ним сохраняется средняя заработная плата, не успел трудоустроиться, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Граждане, официально признанные безработными, не успевшие трудоустроиться в течение первого периода выплаты пособия, имеют право повторно получать пособие. Пособие по безработице выплачивается каждый месяц с учетом перерегистрации безработного по установленным правилам в службе занятости.
В законе учтены причины, по которым могут быть продлены сроки выплаты пособий и определены условия досрочного выхода на пенсию.
По предложению службы занятости при отсутствии возможности трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата, с их согласия может назначаться пенсия до наступления соответствующего возраста, когда человек имеет право получать пенсию по старости. Такая пенсия может быть назначена не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Понятие и оформление статуса безработного
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.
Выделим эти признаки:
- трудоспособный гражданин;
- не имеет работы;
- не имеет заработка;
- зарегистрирован в органах занятости населения;
- ищет работу;
- готов приступить к работе.
При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.
Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:
- Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
- Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
- Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
- В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
- В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.
Не признаётся безработным гражданин, который:
- отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
- при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
- неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
- неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
- представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.
Ответственность безработного
К видам ответственности можно отнести:
- Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
- Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).
Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.
Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.
Социальными гарантиями признаются те материальные условия, которые государство, общество могут обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.
Законом N 1032-1 предусмотрены следующие права и гарантии безработного:
- выплата пособия по безработице;
- выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Кроме прямых выплат служба занятости может компенсировать некоторые расходы безработного:
- по регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- на проведение медицинского освидетельствования при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
- на проезд.
Трудоустройство граждан
Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости населения государство осуществляет правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.
Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора.
Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральные законы «О занятости населения» и «О социальной защите инвалидов» в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.
В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).
Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.
В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.
Пособие по безработице в 2023 гоуд: максимальный и минимальный размер
Принятое Правительством РФ постановление на 2023 год устанавливает следующие размеры пособия:
- минимум – 1500 рублей;
- максимум – 12792 рубля.
Минимальный размер назначается:
- лицам, впервые ищущим работу;
- гражданам, закрывшим ИП или вышедшим из состава КФХ (крестьянского фермерского хозяйства);
- не работавшим до обращения в течение года вообще или отработавшим за этот период менее 26 недель;
- уволенным «по статье» – то есть по инициативе работодателя в соответствии с п. п. 5, 6, 7 или 7.1 Трудового кодекса (ТК) РФ (прогул, появление на работе в пьяном виде, хищение по месту работы и т. д.);
- отчисленным с обучения, на которое их направил ЦЗН по их собственной вине.
Имеют ли право безработные на субсидию?
Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.
В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.
Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.
Безработный гражданин: статус, права и обязанности
Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.
Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.
- Статус безработного в трудовом законодательстве
- Является трудоспособным
- Не имеет заработка и работы
- Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
- Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
- Права безработного гражданина
- Обязанности безработного
- Государственные гарантии
Имеют ли право безработные на субсидию?
Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.
В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.
Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.
Меры по помощи в поиске работы
Оставшись без работы, человек понимает – главное, что он утратил, это стабильный доход и возможность уверенно смотреть в будущее. Поэтому большинство оставшихся безработными начинают, не теряя времени, подыскивать новую работу. Основной путь, куда чаще всего обращаются – это центры занятости или, как в народе говорят, биржа труда. Здесь могут предоставить следующую помощь:
- предоставление определенного выбора вакансий;
- выплата пособия по безработице (на определенное время);
- проведение тренингов по трудоустройству;
- участие в профориентационных мероприятиях;
- возможность пройти обучение и получить новую специальность.