Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости благодаря информационным системам. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям. Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.

Подготовка к контрольным мероприятиям

При проведении проверок работы в госзаказе прокурорские работники ориентируются на Приказ Генпрокуратуры № 6 от 14.01.2021 об организации прокурорского надзора закупочной деятельности и на методические рекомендации, утвержденные Письмом Генеральной прокуратуры № 7-16-2019 от 01.01.2019. Пункт 3 методических рекомендаций перечисляет, на какие аспекты деятельности заказчиков проверяющим стоит обращать пристальное внимание, приводит статистику из практики.

Предметом оценки становятся:

  • правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
  • действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
  • контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.

Как оспорить предписание прокурора?

Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.

Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.

Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.

Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:

  • наименование и адрес суда, куда подается заявление,
  • наименование и данные заявителя,
  • данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
  • доказательства того, что предписание является незаконным,
  • требование об отмене предписания,
  • при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания

К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.

Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.

Сроки проведения прокурорской проверки ограничат 30 днями

В марте прошло года вступили в силу поправки в закон о деятельности прокуратуры.

По новым нормам срок проведения ПП ограничен 30 днями.

Он может быть продлен в особых случаях, но превышать те же 30 дней ПП ни в коем случае не должна. Причем, если изначально решение о продлении проверки принимает сам прокурор или его заместитель, то в дальнейшем, если есть острая необходимость, санкционировать продление контрольно-надзорных мероприятий может только Генеральный прокурор либо его заместитель.

В срок проведения не включается время, на которое ее пришлось по каким-либо причинам остановить, а также срок, когда прокурор затребовал дополнительные материалы, – до того самого момента, когда необходимые документы ему предоставили. Кстати, предоставить прокурору их должны в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования.

Помимо плановых проверок, есть еще и внеплановые. Они проводятся в том случае, если прокуратура получила информацию о явном нарушении законодательства: причинении вреда здоровью, разрушении памятника культуры, угрозе окружающей среде и т.д. Мы уже говорили о том, что Генеральная прокуратура ежегодно формирует сводный план мероприятий (обязательно размещая данные на официальном сайте ведомства), внеплановые же контрольные мероприятия инициируются исходя из контроля за исполнением законов, когда в органы надзора поступила соответствующая информация.

Если во время внеплановой проверки прокурор запрашивает документы или другие данные, то их придется предоставить в течение двух дней. Когда речь идет о каких-либо ЧП (угроза имуществу, жизни, здоровью или окружающей среде) – прокурор вправе получить документы уже спустя сутки.

Итак, к вам пришли их прокуратуры. Что следует предпринять?

Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

Главная цель любой прокурорской проверки – убедиться в том, что буква закона соблюдается. Поэтому, если в организации или государственном органе на этот счет все в порядке, никаких лишних вопросов со стороны прокуратуры быть не должно.

Читайте также:  Размеры пособий на детей с 1 февраля 2023 года

Поскольку надзор имеет открытый характер, то есть осуществляется гласно, гражданин имеет право ознакомиться с результатами проверки.

Конечно, если речь не идет о государственной тайне. Когда началась проверка, предприниматель вполне может позвонить своему адвокату и попросить его поучаствовать в процессе, чтоб зафиксировать возможные превышения полномочий – на камеру или диктофон.

Что делать, если прокурор запрашивает документы, которые, как вам кажется, к предмету контроля ну никак не относятся? На конфликт ни в коем случае идти не нужно, как и препятствовать получению этих сведений.

Сценариев тут может быть два: либо вы предоставляете документы, либо нет.

В первом случае можно обжаловать действия прокурора в суде, во втором случае (если сотруднику прокуратуры отказали) субъект контроля рискует стать фигурантом административного дела, поскольку воспрепятствовал законным требованиям. Тогда нужно доказать их незаконность.

В том случае, если прокурор намерен лично опросить сотрудников компании, следует помнить, что есть 51-ая статья Конституции, которая прямо говорит, что свидетельствовать против себя никто не обязан.
Иными словами, отказ от дачи показаний – неотъемлемое право человека, гарантированное основным законом. Дать показания можно, но все-таки стоит проконсультироваться с юристом.

Если во время проверки прокурор обнаружит новые нарушения закона, то может начаться новая проверка.

Если контрольные мероприятия проводятся в крупном промышленном холдинге, который имеет развитую сеть филиалов, то сроки проведения проверки будут исчисляться по каждому отдельному подразделению.
Еще до начала проверяемые должны получить на руки документ, где указываются все основания и цель проведения проверки. Нет нарушений закона?

Тогда руководитель организации со спокойной совестью получает соответствующий акт.

Может ли прокуратура прийти с проверкой без уведомления

Если мероприятие проводится в плановом порядке, контролируемое лицо предупреждается об этом за три рабочих дня до начала процедуры. В большинстве случаев представители власти направляют по почте заказное письмо с уведомлением о вручении, иногда отправляется электронный документ, подписанный ЭЦП.

Проведение внепланового мероприятия также требует предупреждения, за 24 часа до его начала. Для этого также используется любой доступный способ. Однако проверка прокуратуры может проходить без предупреждения. В этом случае она организуется на основании итогов анализа процедур по контролю без взаимодействия с организациями, индивидуальными предпринимателями. Еще одно основание – предварительная проверка обращений от граждан или организаций, поступивших в официальную инстанцию.

Таким образом, визит органов прокуратуры без предварительного уведомления вполне законен, а это значит, что компания всегда должна быть готова к этим мероприятиям, лучше иметь в штате квалифицированного юриста.

Результаты прокурорской проверки, анализ

На основании проведенного исследования внутренней документации, специфики деятельности, доказательств правонарушений представитель надзорного органа выносит постановление или протест. Результат можно получить в письменном виде в течение месяца.

Если нарушений не выявлено, органы власти оформляют акт, в котором отмечают их отсутствие. При обнаружении недочетов выносится протест. У представителя организации будет 10 дней, чтобы рассмотреть его и устранить нарушения (например, отменить приказ или принять новый локальный акт). О проведенной работе вы должны сообщить прокурору в письменном виде.

Еще одна мера – постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Прокурор может вынести представление, в котором указывается необходимость устранить нарушения. Сделать это нужно в течение месяца.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Общие сведения о прокуратуре РФ и прокурорском надзоре

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 1 ФЗ №2202-1).

К функциям прокуратуры, осуществляемым последней в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства относятся такие виды прокурорского надзора, как:

  • надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предметом такого надзора является соблюдение названными субъектами Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 21 ФЗ № 2202-1));
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предметом указанного надзора является соблюдение названными лицами прав и свобод человека и гражданина) (ч. 1 ст. 26 ФЗ № 2202-1).
Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году — условия ипотеки

Для осуществления возложенных на прокурора функций, последнему предоставлен ряд полномочий в рамках каждого конкретного вида надзора.

Так, при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе, в том числе (ст. 22 ФЗ № 2202-1):

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (примечание ФМП: в связи с изменениями, внесенными ФЗ № 294-ФЗ в ФЗ № 2202-1, данные права прокурора теперь ограничены: так реализовать право на вход в организацию прокурор может только в том случае, если им принято решение о проведении проверки, а проверять исполнение законов прокурор сможет на основании не любой поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, а только такой, которая не может быть подтверждена или опровергнута без проведения проверки. Подробная информация об этом будет представлена в настоящей статье ниже).
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены ч. 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст. 6 ФЗ № 2202-1 (примечание: информация о данных сроках и порядках будет представлена ниже);
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • возбуждать производство об административном правонарушении (по основаниям, установленным законом), требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона.

О причинах внесения изменений в Закон о прокуратуре

Следует учитывать, что требования, предъявляемые прокурором для реализации своих полномочий (в том числе, при осуществлении надзора за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями организаций), являются обязательными для исполнения.

Это следует, в частности, из норм ч. 1 и 3 ст. 6 ФЗ № 2202-1 в которых установлено, что:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 ФЗ № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 2202-1);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 3 ст. 6 ФЗ № 2202-1).

Чем регулируются внеплановые проверки прокуратуры на 2022 год

Прокурорские проверки (плановые и внеплановые) под действие закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не подпадают (п. 3 ст.1 закона № 294-ФЗ). Он применяется лишь в случае, когда требование прокурора о проведении внеплановой проверки исполняется государственным или муниципальным органом, уполномоченным контролировать определенный вид деятельности.

Основным документом, регламентирующим внеплановые прокурорские проверки, является закон «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 (последняя ред. от 26.07.2019). В частности, он определяет:

  • что проверяет данный орган (что входит в сферу надзора прокуратуры);

  • каковы его полномочия;

  • порядок и сроки проведения надзорных мероприятий.

Ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов предпринимательства на 2023 год, утвержденные прокуратурами регионов

  1. Сводный план на 2023 год на сайте Генпрокуратуры РФ

  2. План проверок на 2023 год в Москве

  3. План проверок на 2023 год в Санкт-Петербурге

  4. Планы проверок на 2023 год в республиках

  1. План проверок на 2023 год в Ленинградской области

  2. План проверок на 2023 год в Московской области

  3. План проверок на 2023 год в Нижегородской области

  4. Планы проверок на 2023 год в других краях и областях

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

К Вам пришла прокуратура

При слове прокуратура у большинства возникают ассоциации со следствием, судом, приговором. Между тем, расследование уголовных дел, надзор за предварительным расследованием и поддержание государственного обвинения в судах – только часть деятельности прокуратуры.

Анрей Шиндин, специально для ИА “Клерк.Ру”

Основная функция прокуратуры – это надзор за соблюдением законов, в том числе в деятельности юридических лиц. Вот как определяет ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.1 функции прокуратуры в этой части:

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Как мы видим формулировки настолько широкие, что в сферу прокурорского надзора подпадает вся деятельность юридического лица, т.е. прокуратура может проверять Вас в отношении всего, чего угодно. Это могут быть и приём работников на работу и их увольнение, осуществление лицензионной деятельности (если у Вас такая есть), уплата налогов, аренда государственного и муниципального имущества и т.д.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» вводит определённые ограничения на предмет прокурорских проверок, устанавливая в ст. ст. 21 и 26, что органы прокуратуры не подменяют при осуществлении надзора иных государственных органов. Однако на практике данное ограничение обходится достаточно просто. Прокурор просто даёт поручение соответствующему государственному органу провести такую-то проверку. В прокуратуре такие проверки именуются «совместными» или «с привлечением специалистов».

Основанием для проведения проверки может послужить всё, что угодно. Так ст. 21 Закона указывает, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Источник информации в Законе не указан, поэтому это может быть что угодно, в том числе публикации в СМИ, обращения граждан и т.д.

На практике причиной проведения в отношении юридического лица прокурорской проверки являются два основания:

  1. жалобы граждан;
  2. план проведения проверок (Генеральная прокуратура ежегодно утверждает план проверок, в котором определяется что именно и в какие сроки должны проверить органы прокуратуры, данный план спускается в прокуратуры субъектов РФ, которые дополняют его своими проверками, и этот дополненный план «спускается» в районные (городские) прокуратуры, которые и проводят непосредственно проверки.

Процедура проведения проверок отличается процедур проверок иными органами.

Во-первых, не предусмотрено процессуальное оформление начала проверки. Поэтому прокурорский работник, проводящий проверку, не предъявляет Вам никаких постановлений (распоряжений, приказов) о начале проверки. Ваши требования к сотруднику прокуратуры предъявить какое-либо предписание (распоряжение и т.п.) о проведении проверки будут незаконными. Единственное, что Вы можете потребовать у него – это предъявить служебное удостоверение. Ну и, естественно, позвонить прокурору и уточнить, действительно ли проводится проверка, или же имеет место «частная самодеятельность».

Во-вторых, не устанавливаются рамки проводимой проверки. Если ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора)» обязывает указывать в распоряжении (приказе) предмет проверки и запрещает выходить за его пределы, то на сотрудника прокуратуры данное ограничение не распространяется. Придя к Вам с проверкой по одному вопросу, он может проверить Вас и по другим направлениям. Единственный ограничитель здесь время и желание самого работника прокуратуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *