Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все законы о счетчиках, действующие в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок службы счетчиков устанавливается их производителями. Обычно он указывается в техническом паспорте и в среднем составляет 12 лет. Это означает, что по окончании указанного периода прибор должен быть заменен. Потребитель коммунальных услуг обязан в течение 30 дней обеспечить его замену, сообщить управляющей компании или в ресурсоснабжающую организацию текущие показания счетчика и принять меры по ремонту или замене, объясняет юрист юридической компании «Генезис» Кристина Первухина. На основании полученного уведомления поставщик ресурсов или управляющая компания выдаст предписание на демонтаж, добавляет эксперт.
Когда необходимо ставить счетчики на воду в 2023 году по закону
Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.
В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2023 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.
С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2023 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2023 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.
Таким образом, в 2023 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.
Что говорит закон о поверке и замене счётчиков
В соответствии со ст. 13 ФЗ № 102-ФЗ, все измерительные средства в процессе их использования должны периодически поверяться. Для этого на каждый прибор устанавливается свой срок поверки (межповерочный интервал). По его окончании счётчик на воду необходимо либо поверить, либо заменить его на такой же с аналогичными характеристиками.
То есть дальнейшее пользование такого счётчика, а также учёт использованной воды по нему возможно до истечения у него межповерочного интервала либо его утраты.
Дату поверки, её периодичность для каждого прибора устанавливает завод изготовитель при проведении определённых испытаний. Эти сведения указываются в паспорте к прибору.
Покупая водомер, важно обращать внимание на дату первичной поверки. То есть, если купить прибор учёта с истекающей датой и установить его, в скором времени все равно придется его перепроверять либо заменять.
Для установки приборов контроля потребления воды необходимо собрать следующие документы:
- Оригинал и копия гражданского паспорта заявителя.
- Заявление в письменной форме.
- Правоустанавливающие на жилплощадь бумаги.
- Технический паспорт недвижимого объекта.
Для заключения договора с собственником жилья необходимы:
- Соглашение на установку счетчика.
- Технический паспорт учетного прибора.
- Сертификат соответствия.
- Акт, подтверждающий ввод прибора в эксплуатацию. Должен содержать серийный номер прибора, дату его установки, а также первичные показания.
УК может помочь с выбором организации-подрядчика, предоставив их список.После завершения процедуры установки оказывающая услугу организация должна предоставить:
- Технический паспорт на устройство.
- Акт оказания услуг с обязательной гарантией.
- Документ о вводе счетчика в эксплуатацию.
- Документы, подтверждающие пломбирование прибора.
- Сертификат, который отражает соответствие требованиям законодательства.
После внесения данных о счетчике в лицевой счет пользователя, последующая оплата воды происходит на основании показаний прибора учета.
Нормативы и закон поверки счетчиков:
- Жилищный Кодекс РФ, в частности, ст. 157, в которой прописано, что собственники жилых помещений должны устанавливать приборы учёта.
- Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ (закон о поверке).В нём установлено единство всех средств измерений, защита прав и интересов граждан от неточных измерений. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ приборы, в процессе их использования, должны периодически поверяться. По окончании межповерочного интервала счётчик необходимо либо поверить либо заменить его на прибор с аналогичными характеристиками.
- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам …, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В них подробно расписан порядок начисления платы за воду, обязанность потребителя самостоятельно устанавливать прибор учета и проводить его проверку.
- С 24 сентября 2020 года действует важное нововведение. В соответствии с Федеральном законом №496-ФЗ от 27.12.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», свидетельство о поверке приборов учета воды, электричества, газа, тепла стало электронным.
- Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 из-за эпидемии коронавируса были внесены изменения в целый ряд нормативных актов, касающихся предоставления коммунальных услуг и проведения расчётов платы за их потребление. В частности, поверка счётчиков в 2021 году вплоть до 1 января 2021 года в связи с карантином и самоизоляцией перестала быть обязательной процедурой. Постановление запрещает начислять неустойки и штрафы.
Зачем нужны умные счетчики
У приборов учета нового образца есть немало преимуществ перед обычными счетчиками. Самое главное, что новые умные счетчики будут облегчать контроль за потреблением электричества.
Они умеют лучше хранить и защищать данные о расходе электричества и способны сами передавать их напрямую энергетикам. Они подключаются через Wi-Fi или сим-карту. Умные счетчики не будут перекладывать ответственность за неуплату с должников на остальных жильцов.
А потребителям электроэнергии не нужно будет переписывать показания счетчика и передавать их энергетической компании. Все это умный прибор учета сделает сам. И переплаты в этом случае тоже не будет. Кроме этого, недобросовестный сосед не сможет самостоятельно подключиться к вашей сети.
Плановая замена государству дешевле
Как правило, срок окончания эксплуатации счетчиков электроэнергии подходит к концу одновременно во всем доме, если, конечно, не было аварийной замены в отдельной квартире. Так как плановая замена обходится дешевле (в том числе потому что планируется полный спектр работ, включая демонтаж), управляющей компании выгоднее провести замену во всем многоквартирном доме одновременно.
Следовательно, о плановой замене будут уведомлять – развешивая объявления на подъездах или на сайте компании. Например, жители Москвы, которые имеют личный кабинет на сайте Мосэнергосбыта, получат уведомление о плановой замене счетчиков или могут просмотреть информацию самостоятельно в разделе «Услуги».
Обратите внимание! Если счетчик стоит в подъезде, его могут планово заменить даже без ведома жильцов. По факту будет выдан акт о замене с новыми показаниями. Если счетчик установлен внутри квартиры, тогда придется согласовать время проведения работ.
Можно ли обойтись вообще без счетчика?
Заставить установить прибор учета на воду вас не могут, особенно если дело касается ветхого или аварийного жилья. Однако стоит понимать, что расчет стоимости услуг будет проводиться согласно нормам потребления, а это от 7 до 11 кубометров воды на каждого прописанного в квартире за месяц.
В действительности такое потребление – большая редкость. Как правило, 11-12 кубометров достаточно при умеренном потреблении для семьи из 3 человек. Следовательно, установка счетчика выгодна самим хозяевам жилья, особенно если в квартире проживает несколько человек.
А вот если в квартире зарегистрирован всего один человек, а фактически проживает большая семья (или даже с маленьким ребенком), тогда наличие счетчика будет более затратным. При этом если службы контроля выявят несоответствие фактического потребления в связи с количеством проживающих, могут заставить заплатить штраф или обязать установить счетчик.
Что же касается счетчика электроэнергии, без него обойтись никак нельзя. Он обязательно устанавливается либо в квартире, либо на площадке, либо на доме. Провести расчет реального потребления электроэнергии без счетчика невозможно.
Тарифы на воду и водоотведение в 2020 году в Москве и Московской области
Тарифы на воду для расчёта оплаты коммунальных услуг в городе Москва, а также для населения Московской области поставляемых АО «Мосводоканал» разделяются на два периода: тарифы водоснабжения и водоотведения с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 и тарифы водоснабжения и водоотведения с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.
На территории Москвы и Московской области действуют тарифов на воду представленные ниже в таблице. Все тарифы на питьевую воду и водоотведение указаны в руб./куб.м:
Рассмотрим каким образом устанавливается конкретная сумма в квитанции ЖКХ. Ключевую роль в порядке расчета тарифов на воду и водоотведение в Москве и Московской области играет наличие или отсутствие приборов учета. Существуют несколько видов расчета расхода воды:
- По счетчику. Размер оплаты воды рассчитывается по индивидуальному прибору учета установленному в квартире.
- По общедомовому прибору учета. Размер оплаты за водопотребление при отсутствии индивидуального прибора учета вычисляться из показаний коллективного, общедомового водомера. Путем вычисления усредненной нормы душевого потребления, по количеству проживающих и нормативов, которые устанавливаются для каждого региона.
- На общедомовые нужды. Размер оплаты за водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается из показаний домового прибора учета. В эту строку включаются все расходы воды не связанные с потреблением в квартирах. В раздел расходов на общедомовые нужды входят кубометры, которые ушли в результате аварий и сопутствующие расходы водопотребления.
Норматив и тариф потребления воды по городам на 2022 год
Настоящие тарифы на воду и нормативы разнятся для каждого субъекта Российской Федерации. Они устанавливаются властями на местах, исходя из региональных особенностей, показателя плотности населения и прочих причин.
Таблица отображает значения субъектных нормативов и тарифов на воду без счетчика в 2022 году. Они актуальны для всех квартир, имеющих сантехническое оборудование и подключенных к сети коммунальных услуг.
Еще стоит учитывать, что в пределах города показатели могут незначительно отличаться. Все зависит от компании, которая предоставляет ресурс. Следовательно, стоимость воды без счетчика будет разниться.
Город | Горячее водоснабжение | Холодное водоснабжение | |||
Норматив | Тариф | Норматив | Тариф | ||
Москва | 4,745 | 211,67 | 6,935 | 43,57 | |
Санкт-Петербург | 3,48 | 112,81 | 4,90 | 33,12 | |
Пермь | 2,802 | 167,15 | 3,881 | 33,03 | |
Самара | 3,24 | тепловая энергия | 1682,40 | 8,13 | 31,60 |
теплоноситель | 37,55 | ||||
Уфа | 3,24 | тепловая энергия | 2134,16 | 7,55 | 25,68 |
теплоноситель | 25,68 | ||||
Омск | 3,4 | тепловая энергия | 1397,84 | 6,7 | 17,08 |
теплоноситель | 17,93 | ||||
Челябинск | 2,56 | 60,48 | 6,06 | 25,14 | |
Краснодар | 2,65 | тепловая энергия | 1621,58 | 6,69 | 38,71 |
теплоноситель | 25,33 | ||||
Казань | 3,57 | тепловая энергия | 1541,90 | 8,96 | 20,59 |
теплоноситель | 20,59 | ||||
Ростов-на-Дону | 3,45 | тепловая энергия | 2205,66 | 6,5 | 20,59 |
теплоноситель | 49,79 | ||||
Нижний Новгород | 3,77 | 88,84 | 6,74 | 19,04 | |
Саратов | 3,18 | тепловая энергия | 1909,72 | 7,55 | 25,10 |
теплоноситель | 25,10 | ||||
Новосибирск | 3,68 | 108,19 | 6,47 | 18,56 | |
Пенза | 3,20 | тепловая энергия | 1780,64 | 6,67 | 39,86 |
теплоноситель | 25,10 | ||||
Смоленск | 3,92 | 151,83 | 6,60 | 25,19 | |
Калуга | 3,20 | тепловая энергия | 2104,62 | 7,56 | 28,25 |
теплоноситель | 28,25 | ||||
Белгород | 3,17 | 110,04 | 7,45 | 25 |
Все плюсы и минусы установки умных счетчиков
Есть мнение, что счетчики позволят экономить на услугах до 30% оплаты. Пока не знаю, время покажет. Но попробуем разобраться, на чем жильцы потратятся и где выиграют. В поисках истины попробую привести все мыслимые и немыслимые доводы.
В ходе рассуждений всплывает огромное количество нюансов, как увидим далее. Сначала разберемся с явными и скрытыми плюсами:
- Удобство пользования. Автоматическая отправка показаний в управляющую компанию, ТСЖ или ЕИРЦ. Не надо каждый раз проверять показания, находясь в неудобных позах с фонариком в темных местах. Плати и все.
- Возможна экономия за счет того, что не будет воровства. В отличии от счетчиков старого типа, с умными что-то «счимичить» не удастся. И отдельный честный плательщик будет платить строго именно за свои потребленные ресурсы. А не за того парня, который схитрил.
- Есть возможность со временем перейти на более выгодную многотарифную систему оплаты за потребленные ресурсы.
- Будет достигнуто осуществление автоматизированного учёта и оперативного контроля за потреблением энергоресурсов в каждой квартире и по дому в целом. Это позволит навести порядок в снабжающей организации.
- Управляющие компании могут экономить на количестве персонала. Не надо собирать информацию, ходить по квартирам, обзванивать жильцов и т.д.
Минусы:
- Приборы учета – умные счетчики – дороги. Где деньги взять? Кто будет платить? Если снабжающая компания, это плюс.
- Любой прибор, напичканный электроникой, требует хорошего качественного электропитания. Иначе он долго не протянет, допустим, из-за скачков напряжения. Проблема небольших поселений.
- Дополнительные расходы на ежемесячное обслуживание. Очевидно, они лягут на жильцов.
- Необходимость обеспечить регулярный доступ контролирующих лиц к установленному умному прибору.
- У жильцов вполне резонно могут появиться сомнения о вмешательстве в показания прибора. Теперь-то его обслуживают люди от компании, они имеют дистанционный и прямой доступ к счетчикам, а можно ли им доверять?
- Необходимость обеспечения больших зон покрытия сигналом интернета для работы контроллеров (модемов).
- Модемы могут зависать, нужен контроль. Перезагрузка модемов.
- Необходимость мощных серверов, так как количество IP-адресов резко возрастет, что приведет к большому росту информации. Ее надо хранить.
- Необходима защита от хакеров больших информационных потоков информации.
- Достаточно долгая окупаемость установки умных счетчиков.
Норматив потребления и тарифы на воду в разных регионах РФ
Размер удельного потребления корректируется региональными властями с учетом климата, мощности водоснабжающего источника, качества воды, этажности постройки и т. д. Порядок определения нормативов регулируется действующей редакцией Постановления Правительства № 306, принятого в 2006 году. Средний показатель объема потребленного ресурса составляет 6,935 на услуги по ХВС, 4,75 — на ГВС.
Пример месячной нормы потребления воды в куб. метре на 1 человека, проживающего в благоустроенном МКД для разных регионов:
Областной центр | ХВС (м3) | ГВС (м3) |
Москва | 6,94 | 4,75 |
СПб | 4,90 | 3,48 |
Белгород | 4,33 | 3,12 |
Брянск | 4,17 | 3,02 |
Казань | 6,73 | 3,44 |
Екатеринбург | 5,62 | 5,04 |
Краснодар | 4,04 | 2,65 |
Уфа | 6,35 | 2,58 |
Почему возникают недоразумения и разночтения
Проблемы и недоразумения в связи с ПП 831 происходили по причине неправомерных действий жилищных контор и ряда коммерческих компаний. Эти организации стали требовать от населения обязательной замены водомеров. Собственникам предлагали менять оборудование без всякого учета действующих сроков, указанных в техпаспорте. Многие москвичи в ответ на такие требования подавали в суд на управляющие компании.
Подобные вопросы до утверждения ПП 831 рассматривала Хорошевская прокуратура. Юристы этой организации внимательно проверили ряд гражданских жалоб. До изменений в законодательстве проверки водомеров выполнялись с периодичностью раз в 4 и 6 лет. При этом не важно, какой марки стоит счетчик в квартире. Однако не учитывалось, что есть продукция с 12 и 15 – летним сроком действия.
Постановления 831 устранило понятие фиксированных сроков проверки. Сейчас межпроверочный период определяет незаинтересованное лицо – компания-изготовитель. Срок обязательно указан в паспорте устройства, если прибор сертифицирован на российской территории. В постановлении оговаривается обязательность процедуры проверки в установленные сроки, в противном случае оплата за израсходованную воду будет начисляться о усредненным показаниям.