Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности бухгалтерского учета субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субсидия – это финансовая помощь от властей, которая направлена на уязвимые слои населения. Ее выплачивают из государственного, регионального или муниципального бюджета под определенные цели: какие-либо покупки, оплату лечения и так далее.
Как вести учет при получении субсидии
Согласно п.1 ст.346.17 НК РФ субсидии за первые два года «упрощенцами» отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидий.
Если по окончании второго года сумма субсидии превысит сумму признанных расходов, то разница в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Этот порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта «Доходы минус расходы», а также для объекта «Доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат.
Таким образом, эти доходы должны появиться в КУДиР (графа 4) в размере произведенных расходов из них (графа 5). Суммы будут одинаковые. Это и будет ведением учета субсидий.
Те налогоплательщики, которые применяют «Доходы минус расходы», первые два года делают расход и тут же отображают КУДиР доход. Если не истратили всю субсидию за два года и есть остаток, то на третий год включаете субсидию как доход, вне зависимости от расхода.
Когда заканчивается субсидирование и можно ли продлить
Помощь оказывается в качестве единовременных или ежемесячных выплат. Вторые прекращают выплачивать, когда меняются условия, на основании которых предоставляется государственная помощь.
К примеру, Юсуповы получают пособие как малоимущая и многодетная семья, но в этом году старший сын достиг совершеннолетия и устроился на работу после колледжа.
В семье остались два несовершеннолетних иждивенца, а сумма среднего дохода на душу увеличилась. Также они перестали считаться многодетной семьей, которой необходима помощь.
Социальные льготы и материальные выплаты больше не положены Юсуповым, так как семья потеряла статус малоимущей и многодетной. Но земельный участок, полученный семьей еще в статусе многодетной, останется у них.
Также причиной приостановления выплат является переезд в другой регион, если была положена региональная помощь.
Самая неприятная причина отмены выплат – вскрывшийся обман со стороны граждан. Тогда субсидия должна быть возвращена, а обманщик – наказан.
Продление выплат доступно в том случае, если условия их получения не менялись. Чтобы оформить ее вновь, необходимо обратиться в ближайшее отделение МФЦ.
Как происходит учет расходов по выделенной субсидии
Списание полученной от государства финансовой помощи происходит поэтапно, по мере выполнения условия, заявленного для предоставления субсидии. Если деньги были выделены на приобретение материальных средств, то при списании финансирования с восемьдесят шестого счета на счет доходов будущих периодов происходит начисление амортизации.
Пример получения и списания субсидирования на приобретение станков для цеха:
- Дт 76 Кт 86 — отражает готовый пакет документов для получения финансовой господдержки;
- 51 76 — поступила сумма пособия;
- 86 98 — сумма зачислена на доходы будущих периодов;
- 20 02 — начисление амортизации на установленные станки;
- 98 91 (субсчет 1) — полученное пособие списано на счет доходов предприятия за текущий период.
Если финансирование выплачено в счет уже произведенных в прошлом налоговом периоде расходов, то в бухгалтерском учете отражение операции будет выглядеть следующим образом:
Дт 76 Кт 91 — произведены расходы в счет будущего субсидирования.
Целевое назначение субсидий
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
- Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
- Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
- средства выделены бюджетом;
- организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Поступление субсидий: проводки
Получение из бюджета субсидий отражается в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н (далее — ПБУ 13/2000).
Формирование в бухучете информации о госпомощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. Эта государственная помощь отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе аналитического учета (п. 6 информации Минфина РФ № ПЗ-14/2020 «О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»).
Компания принимает субсидии к бухучету по мере фактического получения денежных средств или при наличии следующих условий (п. 5 ПБУ 13/2000):
Средства госпомощи, принятые к бухучету, отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения субсидии соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.
Если госпомощь принимают к учету по мере ее фактического получения, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств (п. 7 ПБУ 13/2000).
Бухгалтерские записи производят в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Отражение в бухучете получения компанией субсидий зависит от принятого в учетной политике способа ее принятия:
В бухучете возможны следующие проводки.
1. Субсидия на финансирование предстоящих расходов принята к учету до их фактического получения.
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена сумма выделенной субсидии на финансирование расходов, в том числе затрат капитального характера | Счет 76 | Счет 86 |
Получены бюджетные средства | Счет 51 | Счет 76 |
Бюджетные средства направлены на финансирование расходов (приобретены материалы, основные средства, работы, услуги, начислена заработная плата и т.п.) | Счет 86 | Счет 98-2 |
Бюджетные средства признаны в составе прочих доходов (по мере начисления амортизации по основным средствам, отпуска материалов в производство и тому подобное) | Счет 98-2 | Счет 91-1 |
2. Денежные средства на финансирование понесенных расходов приняты к учету до их фактического получения.
На каком счете учитывать субсидии
Дата публикации 30.05.2019
Как отразить в учете ГРБС (учредителя) перечисление подведомственному учреждению субсидии на выполнение муниципального задания (на счете 302 41 или 206 41)?
В соответствии с п. 16 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, объекты бухгалтерского учета признаются в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов учета. Этот порядок не зависит от поступления или выбытия денежных средств.
В соответствии с п. 140 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), для учредителя соглашение о предоставлении субсидии является основанием для учета бюджетных обязательств на счетах санкционирования. Инструкция № 162н не содержит требования об отражении кредиторской задолженности учредителя на счете 302 00 в соответствии с соглашением либо графиком.
Для бюджетных (автономных) учреждений с 2019 г. установлено требование о начислении доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на выполнение задания в соответствии с отчетом о его выполнении, а по субсидии на иные цели — в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (выполнении условия при передаче активов). Это объясняется тем, что субсидии предоставляются с условиями при передаче активов. Периодичность и форма составления таких отчетов устанавливается учредителем самостоятельно.
Соответственно, учредитель может принять к учету расходы по предоставленным субсидиям на основании отчета о выполнении задания (отчета о достижении целевых показателей, о выполнении условия при передаче активов). До момента предоставления учреждением такого отчета (подтверждения учреждением выполнения условий при передаче активов) показатель перечисленной субсидии должен учитываться на счете 206 00. Разъяснения были даны в письме Минфина России от 15.06.2018 № 02-07-10/41205.
Предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания отражается у учредителя подстатье 241 КОСГУ (п. 10.4.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).
Таким образом, перечисление субсидии текущего характера отражается в учете главного распорядителя бюджетных средств по дебету счета 1 206 41 000 (п. 204 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, п. 111 Инструкции № 162н). Зачет дебиторской задолженности по таким субсидиям осуществляется по мере выполнения условий при передаче активов (п. 80 Инструкции № 162н).
На каком счете учитывать субсидии
На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.
Что же такое субсидия?
Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.
Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?
Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.
Бухгалтерский учет субсидий
Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».
В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:
— возврат неиспользованной субсидии.
В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).
Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.
В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.
Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).
Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре
Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.
Условие | Коммерческая организация | Бюджетное учреждение | НКО |
Назначение гранта | Согласно установленному перечню направлений проектов | Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности | Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре |
Форма сметы | Составляется по статьям | В статьях сметы указывается КБК | Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности |
План счетов | Коммерческий | Бюджетный | Коммерческий |
Период расходования средств | 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом | 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу | Соответствует коммерческому
учету |
Государственное субсидирование по кредитам
Нередко для развития бизнеса небольшим предприятиям не хватает собственного дохода, что заставляет их обратиться в финансовые структуры за кредитованием. Взятые на развитие долговые обязательства иногда становятся неподъемной ношей для начинающего свою деятельность предприятия.
Такие долговые обязательства могут привести к банкротству организации, что для государства крайне невыгодно, так как в казну перестают поступать денежные средства налогоплательщиков.
Правительство РФ выдало Постановление от 29.12.2012 № 1406, которое указывают на порядок выделения субвенции предприятиям для погашения имеющихся долговых обязательств перед кредитными организациями. Их действие распространялось для представителей среднего и малого бизнеса, которые воспользовались кредитными программами для целевого назначения или в целях инвестирования.
Отражение расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» появились новые счета, теперь меняем в документе «Отражение зарплаты в бухучете» в операциях по больничным за первые 3 дня КОСГУ 211 на код 266. Документ отражается корректно. Как внести изменения в документ «Заявка на кассовый расход» по перечислению зарплаты с больничных, т.к. в документе ранее была отражена общая сумма по КОСГУ 211, и в СУФД было выгружено также одной суммой?
В соответствии со статьей 18 БК РФ классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется с 2016 г. только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы КОСГУ не применяется, а группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов осуществляется путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
Соответственно с 2016 года в СУФД данные Заявок на кассовый расход и других расчетно-платежных документов в разрезе КОСГУ не выгружаются.
Однако бухгалтерские записи, отражающие движение денежных средств, в соответствии с пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, формируются по 26-разрядным номерам счетов, включающим коды КОСГУ. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» расчетно-платежные документы на основании выписки банка формируют бухгалтерские записи по номерам счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, которые включают коды КОСГУ.
Согласно пункту 10.6.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н, расходы по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».
Эта норма применяется с 1января 2019 года.
Пунктом 2 Порядка № 209н установлено, что он определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), используемых для ведения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — сектор государственного управления), бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2109 года для отражения расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя следовало применять подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».
В Методических рекомендациях по применению КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, говорится, что в соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата не включает социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам, в том числе пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы.
Поэтому счет 302 11 более не применяется для отражения таких выплат.
Начисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя с 2019 года отражается в корреспонденции со счетом 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» следующей записью:
Д-т КВР 0 109 ХХ 266, К-т КВР 0 302 66 737
Д-т КВР 0 401 20 266, К-т КВР 0 302 66 737
КВР — 111, 121, 141.
Соответственно перечисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя отражается:
Д-т КВР 1 302 66 837, К-т КВР 1 304 05 266 — для казенных учреждений
Д-т КВР 0 302 66 837, К-т КВР 0 201 11 610;
Уменьшение счета 18 (КОСГУ 266) – для бюджетных и автономных учреждений.
Несмотря на то, что в казначействе оплата прошла одной суммой, в учете нужно сформировать 2 проводки с одним КВР 121 (111, 141) и с разными подстатьями КОСГУ 211 и 266.
Счет 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» введен в Единый план счетов бухгалтерского учета приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н, далее – Приказ № 298н, который зарегистрирован в Минюсте России 29.01.2019 № 53597 и, по общему правилу, вступил в действие с 10.02.2019, при этом применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 года (п. 2 Приказа № 298н).
Отражение в учете с начала 2019 года пособий за ��ервые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя по старым правилам, в данном случае, — это не ошибка, а процедура перехода на измененный план счетов. Дата перехода на Приказ № 298н должна быть зафиксирована в локальном акте учреждения.
Если в качестве даты перехода на Приказ № 298н учреждение установило 1 января 2019 года, следует внести изменения в исходных документах Заявка на кассовый расход и соответственно в документах по начислению заработной платы.
Если в качестве даты перехода на Приказ № 298н установлена более поздняя дата, исправления отражаются аналогично записям по исправлению ошибок текущего года.
Согласно пункту 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии со Стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.
В соответствии с пунктом 28 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»:
«Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.»
В таком порядке осуществлялся переход в 2018 году на план счетов, измененный Приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н, далее – Приказ № 64н. Порядок перехода на Приказ №64н был доведен письмом Минфина России от 13.07.2018 № 02-06-07/49174:
«Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций по соответствующим счетам актуализированного Рабочего плана счетов. При этом обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета) отражаются методом «Красное сторно»».
Отражение в бухгалтерском учете данных операций на примере бюджетного учреждения
Пример:
Государственное бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4) и осуществляет приносящую доход деятельность (КФО 2). В течение первого квартала на счет учреждения поступили субсидии в сумме 400000 рублей, а также получено от приносящей доход деятельности 170 000 рублей. В начале второго квартала возникла горящая кредиторка в размере 200 000 рублей за оказанные услуги по ремонту подсобного помещения, начисленная за счет средств от приносящей доход деятельности. По решению руководителя было произведено временное заимствование средств из субсидий на выполнение государственного задания с последующим их возмещением.
Таким образом, если это временное заимствование средств, то оно должно отражаться с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) в новой редакции, в таблице 1 приведены бухгалтерские записи по отражению внутреннего заимствования денежных средств, а также их реализация в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Учет ОС, приобретенных за счет субсидии
После получения субсидии и направления денег на приобретение основного средства у организации, применяющей УСН, могут возникнуть вопросы о способе бухгалтерского и налогового учета данных операций.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвес-тиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе и носят целевой характер. Так, организация может получить субсидию на приобретение основных средств, причем цель расходования денег определяется органом, выделившим субсидию.
Понятие целевого финансирования
Целевое финансирование – выделение средств под реализацию строго определённых целей с возможностью контролирования расходов. Это может быть:
- проведение научно-исследовательских изысканий;
- капитальное строительство;
- организация мероприятий;
- развитие нового направления деятельности и пр.
По источникам поступления денежных средств различают финансирование:
за счёт бюджета (государственное):
- субсидии – например, на компенсацию расходов ЖКХ;
- трансферты – на возведение объектов капитального строительства;
- гранты – на проведение научно-исследовательских работ.
за счёт средств негосударственных организаций:
- стипендии;
- гранты;
- инвестиции.