Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ксенон в 2023 году: штраф или лишение прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки
Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:
Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.
Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так по крайней мере глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.
Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.
Что можно менять, а что нельзя
Поменять одну или несколько оригинальных деталей автомобиля на продукцию стороннего производителя хотели бы многие. Спортивный обвес, форсированный двигатель, ксеноновые фары – мечта почти каждого водителя. Ладно, не каждого, но любителей тюнинга в России все еще очень много (и почему-то почти все они владельцы отечественных автомобилей).
Но многим достаточно небольших изменений – что-то улучшить в салоне авто, сделать тонировку стекол, установить более яркие фары. Но почти всегда такие изменения вызовут интерес у первого же инспектора ГИБДД.
Вообще, все изменения в конструкции автомобиля можно разделить на три условные группы:
- доработки, которые разрешены и которые не нужно регистрировать;
- разрешенные доработки, которые нужно зарегистрировать в ГИБДД;
- запрещенные модификации.
Достаточно много изменений в конструкции автомобиля не нуждаются в регистрации. Это:
- колесные диски разрешенного производителем размера;
- сертифицированные производителем топливные баки;
- внешние модификации, которые устанавливаются фирмой, аккредитованной производителем;
- установленное с завода газобалонное оборудование;
- допустимая тонировка стекол (об этом дальше).
Простыми словами, это все то, что разрешает производитель для конкретной модели автомобиля. Еще разрешено устанавливать детали, которые производитель ставит на эту же модель авто (например, в более дорогой комплектации).
Это касается даже двигателей – если установить точно такую же модель силового агрегата (чтобы совпадали объем, мощность и экологический класс), то регистрировать изменения не придется. Но тогда желательно иметь при себе документы на его приобретение. Номер двигателя не является учетным реквизитом и может отличаться от того, что указан в ПТС.
Вторая группа модификаций – это те конструктивные изменения автомобиля, которые разрешаются, но нуждаются в регистрации. Это все то, что не включается в перечень разрешенных производителем деталей для этой модели.
В том числе, это такие изменения:
- все, что влияет на массу и габариты автомобиля (имеется в виду разрешенная максимальная масса авто);
- замена двигателя на другую модель (даже если характеристики отличаются ненамного);
- узлы трансмиссии, управления, тормозной и топливной систем;
- приборы внешнего освещения;
- изменение деталей кузова авто на неоригинальные;
- установка ГБО, и т.д.
Штрафуют ли за ксенон владельцев иномарок?
Как уже было сказано, сам по себе ксенон в фарах не запрещен. Нарушением считаются только те случаи, когда тип ламп не соответствует маркировке рассеивателей. Чаще всего за установку ксенона наказывают водителей отечественных автомобилей, потому что инспекторы знают, что на российских автомобилях ксенон с завода не устанавливается. Также особое внимание инспекторы могут уделять дешевым иномаркам с ксеноновыми фарами. В таком случае они будут проверять маркировку на линзах: ксенон разрешено устанавливать в рассеиватели, относящиеся к типу DC, DR или DCR. Помимо этого, для установки ксенона фара должна иметь корректор угла наклона и омыватель. Владельцев дорогих иномарок за ксенон останавливать, конечно, не будут. Хотя во время техосмотра нарушение, если оно есть, скорее всего, обнаружат.
Штрафуют ли за ксенон владельцев иномарок?
Как уже было сказано, сам по себе ксенон в фарах не запрещен. Нарушением считаются только те случаи, когда тип ламп не соответствует маркировке рассеивателей. Чаще всего за установку ксенона наказывают водителей отечественных автомобилей, потому что инспекторы знают, что на российских автомобилях ксенон с завода не устанавливается. Также особое внимание инспекторы могут уделять дешевым иномаркам с ксеноновыми фарами. В таком случае они будут проверять маркировку на линзах: ксенон разрешено устанавливать в рассеиватели, относящиеся к типу DC, DR или DCR. Помимо этого, для установки ксенона фара должна иметь корректор угла наклона и омыватель. Владельцев дорогих иномарок за ксенон останавливать, конечно, не будут. Хотя во время техосмотра нарушение, если оно есть, скорее всего, обнаружат.
Какой штраф за ксенон предусмотрен по закону
Итак, какой штраф предусмотрен законодательством за нештатный ксенон? Еще совсем недавно за «колхозный» ксенон в противотуманных фарах и фарах головного света наказание было одно – лишение водительского удостоверения сроком на 6-12 месяцев. Но в июне 2019 года ситуация несколько изменилась, поскольку вышло постановление Верховного суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”:
- Согласно пункту 6 данного документа, «установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. При этом управление транспортным средством, на передней части которого установлены указанные световые приборы или световозвращающие приспособления, а также выпуск на линию такого транспортного средства подлежит квалификации соответственно по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ или части 3 статьи 12.31 данного кодекса.
- … при применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации.
- … в случае же несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ».
Открываем КоАП РФ статью 12.5 часть 1:
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» эксплуатация транспортного средства запрещена и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Итак, согласно приведенным выше выдержкам, лишение прав наступает лишь в случае, если «цвет огней и режим работы не соответствуют требованиям…». При установке даже «колхозного» ксенонового источника света цвет огней не изменяется, а не соблюдается лишь режим работы светового прибора. В этом случае, как вполне однозначно указано в постановлении Верховного суда, нарушение должно квалифицироваться по статье 12.5.1 КоАП РФ – штраф ГИБДД в размере пятисот рублей.
Разрешен ли теперь «колхозный ксенон»?
Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.
Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Если установить вместо галогенных ламп ксеноновые в обычную оптику, то с этой точки зрения нарушения закона не будет. Газоразрядные лампы будут испускать свет белого цвета, который разрешен спереди. Лишение прав за это деяние не предусмотрено. Однако инспекторы ГИБДД теперь вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая имеет ужесточение внутренними приказами МВД.
Штраф составляет всего 500 рублей, но инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в 10-дневный срок устранить или узаконить переделки конструкции транспортного средства. Если этого не произошло, машина снимается с регистрации и ездить на ней запрещено.
Нештатный ксенон отлично виден издалека, и такие машины останавливаются в первую очередь. Такая же жесткая мера может применяться к машинам с нестандартными ДХО и не утвержденной подсветкой днища, колесных дисков и арок колес.
Штраф и лишение прав, (КоАП РФ) за ксенон
Так как нет конкретной статьи именно про ксеноновые лампы. Указывающая на несоответствие норм режима работы для световых приборов на автомобилях, то применять к нарушителям можно лишь «общую» статью КоАП РФ. Такой универсальной статьей у нас является статья 12.5 КоАП РФ. Она в частности описывает те случаи, когда эксплуатация ТС при некоторых неисправностях или отклонениях запрещена. Именно под это и можно подвести тот случай, когда на машину устанавливается ксенон, и когда он не предусмотрен. В статье 12.5 КоАП РФ части 3 прописано следующее:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и РЕЖИМ РАБОТЫ которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Как видим из пункта 3 есть ссылка на норму «Основные положения по допуску ТС …». Открываем этот документ и находим «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». 3«Внешние световые приборы» п. 3.1 гласит:
Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
…также вполне может быть и применен п. 3.4
На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
Здесь все понятно. Поставил не тот рассеиватель или не ту лампу, изменил режим работы, это и является нарушением «Основных положения по допуску ТС …». Все это значит, что водитель несет ответственность по вышеупомянутой статье 12.5 КоАП РФ.
Само по себе использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству. В России по дорогам передвигается большое количество иномарок, укомплектованных производителем ксеноновыми фарами.
Однако по собственной инициативе менять тип фар, который не предусмотрен заводом-изготовителем запрещено. Такого рода тюнингом, как правило, увлекаются многие собственники отечественных авто. Но поскольку ни одна модель российского автопрома не оснащена штатными ксеноновыми фарами, чаще всего именно их останавливают сотрудники ГИБДД для проверки.
При этом осуществляется проверка маркировки на линзах — разрешается монтаж в рассеиватели типа DC, DR или DCR. Также ксеноновая фара должна иметь автоматический корректор угла наклона и фароомыватель.
Для сведения. Рассеиватель — наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность. Его назначение, защита лампы от грязи и воды. Изготавливается из стекла/пластика. Если просто — стекло фары.
Кодекс об административных правонарушениях не даёт конкретного ответа на этот вопрос. Да и отсутствие наказания за использование газоразрядного устройства также не существует, о чём можно поспорить с остановившим средство инспектором.
Однако Кодекс оговаривает административное взыскание за установку ненормативных приборов освещения. Ведь различные виды газовых приборов дают не только белый свет, но и желтоватый, голубой, фиолетовый. Вот за подобную гамму автоинспекция и может оштрафовать шофёра, как за несоответствующую ПДД.
Использование фар ближнего света, наполненных биксеноном, также не приветствуется сотрудниками ГИБДД. Встреча с ними грозит человеку за рулём длительными объяснениями с полицией по поводу незаконной установки фары.
Разрешены ли ксеноновые фары в России?
Автомобилистам стоит учесть, что ксенон не является вовсе запрещенным на территории России. В том случае, если на авто установлены штатные ксеноновые лампы, инспектор ГИБДД не имеет права предъявить к водителю претензии или назначить наказание.
Административная ответственность предусмотрена лишь в том случае, если автомобилист установил ксенон в фары, предназначенные для ламп накаливания (в том числе галогенных).
Как общаться с инспектором?
Если автовладельца остановит инспектор ГИБДД, подозревая незаконную установку ксенона, то общаться с сотрудником автоинспекции необходимо по определенным правилам.
- Автомобилисту следует попросить у инспектора предъявить служебное удостоверение в раскрытом виде и переписать все данные, указанные в документе, а также информацию с нагрудного жетона, телефон дежурной части. Все это может пригодиться в случае возникновения спорных ситуаций, которые будут решаться в суде.
- Чтобы убедиться в том, что на автомобиле незаконно установлены газоразрядные лампы, сотруднику автоинспекции потребуется заглянуть под капот автомобиля. Водитель обязан предоставить ему эту возможность.
- Важно помнить, что, согласно ч.2 ст.27.9 КоАП РФ, проверка маркировки фар является досмотром, а любой досмотр должен проходить в присутствии двоих понятых и фиксироваться на видеокамеру. Если данные условия не соблюдены, назначение наказания за ксенон будет являться незаконным.
- Водитель должен внимательно ознакомиться с составленным протоколом о досмотре ТС. Если сотрудник автоинспекции не разъяснил в устном виде автомобилисту его права и обязанности, то автовладелец имеет полное право указать данный факт в протоколе при подписании документа.
- Если собственник автомобиля не согласен с вменяемым ему нарушением, он также должен обозначить данный факт в подписываемом документе. Для этого в графе «объяснения лица» следует написать фразу «с вменяемым нарушением не согласен, требую помощи адвоката».
Оштрафуют ли за ксенон в «противотуманках»?
За ксенон в «туманках» штраф окажется таким же, как и в случае с основными фарами. Более того, если в фары ближнего света можно поставить ксеноновые лампы при подходящей маркировке, то с «туманками» всё гораздо сложнее.
На настоящий момент ни одна противотуманная фара не предусматривает возможности монтажа ксеноновых ламп. Поэтому уйти от штрафа за ксенон в «туманках» или от утраты водительского удостоверения практически невозможно. Чтобы ксеноновые лампы в «противотуманках» эффективно освещали дорогу и не слепили водителей на «встречке», производителям авто придётся интегрировать в фары дальнего света систему из множества элементов – блока розжига, автокорректоров и других.
С экономической точки зрения это нецелесообразно – производитель был бы вынужден выставить на автомобиль такую цену, что потенциальный покупатель просто покрутил бы пальцем у виска.
Можно ли обойтись штрафом
Штраф в 2019 году за ксенон не предусмотрен, нарушитель несет ответственность в виде лишения прав. Это положение прописано в статьях КоАП РФ, а не определяется инспекторами индивидуально. Нарушение считается достаточно строгим, поэтому водитель может лишиться права водить авто, а само транспортное средство помещается на штрафплощадку.
При несогласии с составленным протоколом, водитель всегда имеет право его обжаловать в судебном порядке. Для этого оформляется исковое заявление, которое подается в суд. При этом необходимо обосновать, почему сотрудник ДПС вел себя незаконно, и на основании какого закона выписанный документ подлежит отмене. Если нарушения в использовании освещения не было, истцу вернут удостоверение и право эксплуатировать транспорт.
Если в автомобиле изначально не были предусмотрены фары с ксеноном, то их использование влечет за собой лишение водительских прав сроком на год. Поэтому самовольную установку лучше не проводить, чтобы проверка документов не стала причиной конфискации транспортного средства.
Принимая во внимание статьи КоАП, можно узнать, на сколько водителей лишают прав в ситуациях, когда на их машинах применяется ксенон, установленный с нарушениями.
Для начала обратимся к 3 части статьи 12.5 КоАП. Здесь указано, что при управлении транспортным средством, внешние осветительные приборы которого не соответствуют заводским параметрам, водители могут лишиться удостоверения. Срок составляет от 6 до 12 месяцев.
Но существует также первая часть статьи 12.4 того же нормативно-правового документа. Здесь уже говорится про штраф в ситуациях, когда на авто монтируются световозвращатели красного цвета. Штраф может составлять от 3 до 500 тысяч рублей.
Если сотрудник ГИБДД сочтёт необходимым и правильным, он может применить сразу две статьи. Тогда водителю придётся не только попрощаться со своими правами, но и отдать в государственную казну солидную сумму денег.
Что такое колхозный ксенон
Итак, что такое незаконный ксенон, китайский ксенон, колхозный ксенон как его еще называют в народе. В отличие от легального ксенона который идет на машине с завода и соответствует всем требованиям (автокорректоры, омыватели и тп), незаконный ксенон — это ксеноновая установка (лампы и блоки розжига для них) которые устанавливаются в авто, фары которого для этого не предназначены. Чаще всего их ставят в наши советские автомобили, будь то классика или поколение samara. Ставят также в бюджетные иномарки (kia, Hyundai, nissan) и др, которые с завода идут с галогеновой оптикой или с линзованной галогеновой оптикой.
Как же ведет себя машина с колхозным ксеноном на дороге? Водители таких машин зачастую как говорится “не парятся”. Конечно, ксеноновые лампы в их фарах, как они думают, светят ярко, и им все видно, но какого приходится другим участникам движения, которые едут по встречной полосе? Этот вопрос видимо их не волнует, а очень зря. Встречные машины ослепленные мощным потоком света от неправильного ксенона просто вынуждены как минимум сбавить скорость. В некоторых ситуациях вообще может быть потерян контроль над дорогой, потому что её просто напросто становится не видно. А это чревато ДТП.
По статистике в большинстве случаев такой вот колхозный ксенон устанавливают, молодые люди которые недавно получили права или купили первую машину. Они хотят показать всем что их авто заметное, привлекает к себе взгляды окружающих (особенно со спиленными пружинами, об этом мы поговорим в другой статье), можно похвалится перед друзьями и тп. Им, конечно же, наплевать на то, что они вызывают опасные ситуации на дорогах, могут быть причиной возникновения ДТП. Главное это показать свою крутость.
Как избежать наказания за использование ксеноновых фар
Не платить штраф за ксенон можно, только оспорив выписанное постановление в суде. В этом случае обязательно следует зафиксировать данные составляющего протокол инспектора, а также указать в нем свое несогласие, делая это на камеру или в присутствии свидетелей.
Что касается доводов в свою пользу, то, помимо штатного оборудования, можно ссылаться на то, что проверка ТС проводилась в неположенном месте, ведь такой досмотр обязательно должен осуществляться на специально оборудованных постах ДПС.
Если же дело заведомо проигрышное, то лучше не тратиться на судебные издержки, заплатив вместо этого выписанный штраф в 20-дневный срок с момента составления постановления, ведь тогда появляется официальная возможность сэкономить половину суммы.