Какие льготы для сельского хозяйства можно получить в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие льготы для сельского хозяйства можно получить в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы заручиться материальной поддержкой государства, иметь возможность получить безвозмездную субсидию для персонального фермерского хозяйства, у гражданина в собственности должен быть земельный участок размером не больше 0,5 га. В некоторых областях на местах принято решение увеличить эту цифру в 5 раз (но не более).

Кто может претендовать на «Агростартап»?

Получить грант «Агростартап» может гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает в сельской местности и намерен заняться (или уже занимается) сельским хозяйством.

Претендент на «Агростартап» не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Минсельхоза (например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма»).

Претендент на «Агростартап» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.

В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу личного подсобного хозяйства – но с условием, что в течение 30 дней после того, как претендента на грант назовут гранополучателем, он зарегистрирует своё КФХ в Федеральной налоговой службе.

Условия получения помощи

Ещё для работы в личных подсобных хозяйствах нельзя привлекать наемных рабочих.

Рассматриваемый участок должен иметь сельскохозяйственное назначение. То есть, он не может относиться к полевым землям, на которых запрещено строить дома. А на сельскохозяйственных территориях правомерно возводить такие объекты. Но эти постройки должны быть для одной семьи – не более.

Самозанятые владельцы ЛПХ теперь могут получить субсидии. Кто? Как? За что? Разбираемся с Россельхозбанком

16 февраля 2022

Согласно постановлению Правительства РФ, с 2022 года граждане, которые ведут личные подсобные хозяйства и официально зарегистрированы как самозанятые, получат доступ к господдержке. Россельхозбанк отвечает на самые популярные вопросы по законодательному нововведению и объясняет, кто и как может получить субсидии.

1. Какова цель нового нормативного акта, чего хочет добиться государство?

С точки зрения простых россиян, постановление поддержит самозанятых, у которых есть личные подсобные хозяйства (ЛПХ). В масштабах страны это ещё один стимул для производства сельхозпродукции, насыщения внутреннего рынка отечественными продуктами, импортозамещения, повышения доходов сельского населения.

2. Я – владелец ЛПХ. Как понять, распространяется ли на меня доступ к субсидиям?

Обязательный критерий получения права на субсидию – регистрация владельца ЛПХ в качестве самозанятого.

3. На что именно предоставляется субсидия? Какого она размера?

  • Субсидия предоставляется на возмещение части ваших затрат на:
  • — производство овощей открытого грунта;
  • — производство картофеля;
  • — производство молока;
  • — развитие мясного скотоводства;
  • — развитие овцеводства и козоводства.

То есть не все направления деятельности вашего ЛПХ можно поддержать субсидиями. К примеру, если вы держите пасеку и продаёте мёд, то субсидия в нынешней редакции постановления вам не полагается.

Размер субсидии определяется каждым регионом самостоятельно.

4. Куда мне обращаться за оформлением субсидии?

Для оформления субсидии надо обращаться в муниципальные органы власти, например, в местный департамент или министерство сельского хозяйства. По результатам рассмотрения заявки ЛПХ включается в реестр на финансирование. Субсидии выделяются в порядке очередности.

5. Какие документы надо собрать для получения субсидии?

Так как субсидия – это государственные средства, то государству требуется документальное доказательство того, что вы действительно занимаетесь сельским хозяйством на вашем ЛПХ. Вы должны предоставить документы, которые подтверждают ваши траты на ЛПХ.

  1. В стандартный набор сведений входят:
  2. — заявление о предоставлении субсидий;
  3. — паспорт члена ЛПХ;
  4. — справка о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
  5. — выписка из похозяйственной книги, подтверждающая ведение производственной деятельности не менее чем в течение 12 месяцев, предшествующих году предоставления субсидии;
  6. — документы, подтверждающие затраты на производство сельхозпродукции и развитие сельскохозяйственных отраслей, на которые можно оформить субсидию (договоры купли-продажи, товарные накладные, платежные документы, акты приема-передачи, товарные чеки, выписки из банка и иные документы, подтверждающие факт оплаты приобретения основных средств или расходных материалов, использованных при производстве продукции, на которую предоставляется субсидия);
  7. — справка-расчет суммы субсидии на возмещение части затрат, понесенных на производственную деятельность, на которую можно оформить субсидию.

6. Это единовременная выплата или я могу получить субсидию несколько раз?

Выплата не является единоразовой. Ее можно получать неоднократно на основании оценки эффективности использования субсидии и в соответствии с приоритетными подотраслями агропромышленного комплекса, определенными региональными органами управления в соглашениях о предоставлении субсидии.

Правовые особенности КФХ

Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.

Читайте также:  Как зарегистрировать дачный дом в 2023 году

Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.

Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.

Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.

Несмотря на то, что законодательной чёткости в определении крестьянско-фермерское хозяйства нет, в России его регистрируют достаточно часто. По состоянию на 1 марта 2017 года в ЕГРИП числилось 150 634 КФХ, из них в 2016 году зарегистрировано 25 845 субъектов.

Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:

  • основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
  • крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
  • главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
  • смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
  • членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
  • допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
  • члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
  • имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
  • сделки от имени КФХ заключает его глава;
  • фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
  • член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
  • в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.

Что такое социальный контракт для малоимущих

Летом 2021 года правительство Москвы приняло решение поощрить предприятия, которые выполняют постановление правительства об обязательной вакцинации. Первые 100 организаций и ИП, которые провакцинируют 60% и более трудового коллектива, получат гранты от бюджета. Предприятия общепита получат гранты за полное соблюдение требований QR кода. За оперативную вакцинацию можно будет вернуть 100% НДФЛ, которые были уплачены в предыдущие 12 месяцев (но не более 5 млн. руб). За выполнение требований по QR-кодам предприятиям общепита полностью компенсируют затраты на коммунальные платежи в 3 квартале 2021 года. Выплаты намечены на 4 квартал 2021 года.

Малым и средним предприятиям из пострадавших сфер экономики государство обещает выплату компенсаций. Пострадавшие отрасли экономики определены постановлением правительства № 434 от 03.04.2020 года. Размеры выплат будут производить исходя из численности трудового коллектива, из суммы МРОТ, в размере 12 130 руб. в месяц на каждого сотрудника. Чтобы получить помощь, необходимо сохранить не менее 90% рабочих мест на 1 апреля.

Гранты на поддержку начинающих фермеров

Нормы закона распространяются на туристические объекты в сельской местности и в малых городах численностью до 30 тысяч жителей.

Под сельским туризмом подразумевается посещение туристических объектов:

  • с обеспечением комфортного и познавательного отдыха на природе
  • с организацией знакомства с историко-культурным наследием и народными промыслами
  • с приобщением к традиционному укладу фермерской жизни
  • с предоставлением туристам возможности безвозмездного участия в с/х работах (без извлечения материальной выгоды)

Сельский туризм для фермерской семьи или хозяйства – не единственный и часто не основной источник заработка. Для туристов, в принципе, не важно, чем именно занимаются фермеры:

  • сельским хозяйством
  • рыболовством или иным промыслом
  • производством какой-либо продукции

Сельский образ жизни, как правило, сильно отличается от ритма, привычного для горожан, приезжающих на отдых в деревню. Для них это сфера новая, неизвестная, а потому очень любопытная. Конные прогулки, гастрономические туры, реконструкции сельских праздников и обычаев – подобные формы досуга давно привлекает людей самого разного возраста и достатка. Для фермеров-организаторов это ещё и неплохой бизнес.

Для деревень и малых городов сельхозтуризм становится дополнительным источником налогового дохода и альтернативных рабочих мест, раскрывает творческий потенциал местных жителей, стимулирует развитие инфраструктуры на сельской территории.

Требования к услугам в сфере сельского туризма устанавливаются Правительством РФ.

Закон предоставил аграриям возможность оказывать услуги, расширяющие канал заработка и снижающие зависимость от сезонных работ:

  • приём и временное размещение
  • предоставление питания
  • организация досуга:
    • экскурсии
    • другие виды отдыха

Любой вид досуга туристов в сельской местности относится к сельскому туризму (агротуризму)..

Фермеры могут предложить гостям копать картошку или колоть дрова, устроить туры по сбору грибов с проводником, организовать фитомаршруты для сбора лекарственных трав или кардиомаршруты – прогулки вдоль леса, виноградников. Вариантов не счесть. Для путешественников это станет самым незабываемым впечатлением, которое они унесут с собой.

Читайте также:  Конфликт с арендатором: 5 ситуаций и способы их решения

Органы государственной власти РФ, в соответствии с положениями закона, наделены полномочиями:

  • по установлению правил, порядка и условий осуществления отдельных видов сельского туризма:
    • культурный
    • этнографический
    • гастрономический
    • событийный
    • аграрный
    • т.д.
  • по установлению требований:
    • к оказанию услуг в сфере сельского туризм
    • к средствам размещения (сельским гостиницам, частным усадьбам), используемым в деятельности по оказанию услуг в сфере агротуризма в сельской местности

Регионы и органы местного самоуправления несут ответственность (на своих уровнях) за реализацию мер поддержки приоритетных направлений развития сельского туризма.

Отличный способ для властей увеличить число вовлечённых в сельский туризм – следовать интересам туристов. Чем обширнее и красивее поле, тем больше желающих на него взглянуть, чем шире выбор направлений, тем больше туристов эти «поля» привлекут.

Известно, что одним из «тормозов» на пути развития сельского туризма являются «земельные запреты»:

  • путешественников необходимо куда-то привезти, организовать стоянку под их транспорт, построить ресторан, гостевой домик – создать туристический комплекс:
  • пока туристов размещать в деревне негде – по закону, на землях сельхозназначения любое строительство категорически запрещено
  • за нецелевое использование с/х земель владелец рискует получить не только немалый штраф, но и даже расстаться со своим наделом

Компромисс в отношении использования земли под гостевые дома может быть достигнут. Законодательный прецедент уже создан – закон, разрешающий фермеру строить на с/х землях жильё для собственного проживания, уже принят.

В отношении гостевых домов подвижки уже есть. В законодательстве дорабатываются критерии, согласующиеся с качеством услуг по сельскому туризму:

  • расширяется перечень средств размещения для оказания туристических услуг с включением в него объектов сельской местности
  • определяются требования к безопасности и надёжности гостевых домов и то, какими они должны быть
  • устанавливаются нормативы по гостевым домам:
    • они будут отличаются от что, предъявляются к гостиничным заведениям в крупных городах
  • вопрос с разрешением на строительство гостевых домов может быть решён на уровне регионального законодательства
  • строительство туристических объектов может быть включено в инвестпроекты по развитию сельских территорий:
    • утверждаемых на региональном уровне
    • с получением софинансирования из федерального бюджета
  • вносятся изменения в Жилищный кодекс РФ, закрепляющие возможность временного размещения туристов в жилом помещении, находящемся на сельских территориях
  • в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» уже внесена норма, в соответствии с которой места размещения, используемые для сельского туризма, не относятся к гостиницам

Нормальное функционирование сельского туризма возможно только при наличии необходимой инфраструктуры:

  • муниципальные дороги
  • подъезды к деревням
  • прокладка линий тепло- и водоснабжения

Помогать фермерам с решением этих вопросов будут муниципальные и региональные власти.

С 2020 года действует госпрограмма развития сельских территорий:

  • рассчитана на срок до 2030 года
  • предусматривает кардинальные преобразования на селе, в том числе по следующим направлениям:
    • улучшение инфраструктуры
    • повышение качества дорог
    • интернет покрытие
  • финансирование программы – из федерального бюджета

На момент осмотра деятельность не велась

В договоре также было указано, что по итогу использования гранта кооперативу нужно подписать «Лист согласования» — документ, подтверждающий использование денег по целевому назначению, в Минсельхозе и у председателя конкурсной комиссии по распределению грантов. Однако отчет согласовать не удалось, начальник отдела аудита и антикоррупционной работы министерства не подписал его «в связи с нарушением целей и условий предоставления гранта». Кроме того, оказалось, что в кооперативе отсутствуют рабочие места.

Чтобы проверить, как расходуются грантовые средства, представители Минсельхоза выехали на предприятие с проверкой. На момент осмотра выяснилось, что деятельность кооператив не ведет, производственный цех не запущен. К тому же в помещении отсутствовали мойка для очистки технологического оборудования и приемная ванна на 300 литров.

После выездной проверки Минсельхоз направил претензию в адрес кооператива с требованием вернуть полученные средства и расторгнуть договор.

«Кооператор» в ответном письме сообщил, что деятельность по проекту он начал, однако «ввиду экономической обстановки в стране отсутствует возможность продолжения работы». В связи с этим кооператив попросил дать разрешение на то, чтобы распродать имеющееся оборудование и вернуть деньги министерству. Но Минсельхоз ответил, что данный вариант не предусмотрен договором и подал иск в суд.

Арбитражный суд Татарстана удовлетворил иск. Теперь «Кооператору» придется вернуть государству 7,08 млн рублей и оплатить судебные издержки.

С начала прошлого года татарстанский арбитраж рассмотрел еще 11 исков Минсельхоза РТ к индивидуальным предпринимателям и фермерским хозяйствам по вопросам возврата грантовых средств и субсидий. Из них в десяти случаях иски были полностью или частично удовлетворены, лишь в одном случае суд встал на сторону ответчика, также однажды стороны пришли к мировому соглашению.

В суде удалось преуспеть лишь ООО «Тукаш» из села Максабаш Тюлячинского района. 14 января 2022 года суд отказал Минсельхозу в иске о расторжении соглашения о предоставлении из бюджета республики субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных с приобретением минеральных удобрений, и взыскании 1 302 950 рублей. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Самаре оставил решение первой инстанции без изменений. Количество действующего вещества минеральных удобрений ответчиком было соблюдено, и арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения требований истца.

Финансирование в регионах

Финансирование сельхозотраслей сегодня – это государственная необходимость. Как посевы, так и поголовье скота более других отраслей зависят от природных факторов. В случае природных катаклизмов урожаи могут погибнуть, что приведет к обязательному росту цен на определенные категории товаров. Для того, чтобы этот рост минимизировать, каждый год выделяются несколько млрд. рублей бюджетных денег для поддержки производителей.

Читайте также:  «Вторичка» в 2023 году станет еще привлекательнее для покупателей?

В 2018 году субсидии фермерским хозяйствам были в размере около 3,5 млрд. рублей. Эта сумма превысила на 90 млн. субсидии, которые Министерство сельского хозяйства выделало в 2015 году. Кроме того, также следует отметить и стремление улучшить качество нашей сельхозпродукции. Однако, распределение средств по регионам происходит неравномерно. Наиболее крупные субсидии смогут получить фермеры Ставропольского края. Для них запланирована сумма в 300 млн. рублей. В Дагестане, к примеру, эта цифра составила только 260 млн. рублей.

Как зарегистрировать КФХ

Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.

В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:

  1. заявление формы р21002;
  2. соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
  3. квитанция (чек) об оплате госпошлины;
  4. копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
  5. уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).

Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:

  • членов и главу КФХ;
  • порядок управления и полномочия главы;
  • права и обязанности членов;
  • порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
  • правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
  • порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.

Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.

Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:

  1. свидетельство о государственной регистрации;
  2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  3. выписку из государственного реестра.

Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.

Порядок получения гранта на развитие семейной фермы.

Распределение средств осуществляется субъектами РФ самостоятельно исходя из необходимости достижения результатов использования субсидий.

Получить грант на развитие семейной фермы представляется возможным по результатам конкурсного отбора.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом создается Региональная конкурсная комиссия.

Справочно.
Не менее 50 процентов членов Региональной конкурсной комиссии составляют члены, не являющиеся государственными или муниципальными служащими.

Региональная конкурсная комиссия объявляет конкурс на получение гранта.

Важно знать.
Как правило, с очень ограниченными временными рамками по приему документов, поэтому заявители должны готовить необходимую документацию заранее.

Заявитель направляет в адрес региональной комиссии проект гранополучателя.

Региональная конкурсная комиссия осуществляет отбор заявителей для предоставления им гранта на развитие семейной фермы с учетом приоритетности рассмотрения проектов, впервые претендующих на получение гранта, в форме очного собеседования или видео-конференц-связи.

Что такое утилизационный сбор?

01.01.2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015г. №392-ФЗ, изменивший редакцию статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая обязывает уплачивать утилизационный сбор в размере 69 000 рублей для тракторов с мощностью двигателя от 5.5 л. с. до 30 л. с., 86 250 рублей для тракторов с мощностью двигателя более 30 л. с., но не более 60 л. с., и 120 750 рублей для тракторов с мощностью от 60 до 90 л. с. Компания-импортер может уплачивать утилизационный сбор сразу, и включать его в стоимость техники, а может предоставить выбор необходимости уплаты конечному потребителю. При любом варианте, оплата данного сбора в итоге ложится на плечи конечного потребителя.

Мы, как розничный продавец, продаем непосредственно технику, а также, при необходимости, берем на себя обязательства оформления Паспорта Самоходной Машины (ПСМ) при условии соответствующей заявки от покупателя, и оплаты им суммы утилизационного сбора в размере, установленным действующим законодательством.

Виды субсидии для сельского хозяйства на развитие

На сегодняшний день, несмотря на обещания предпринять новые меры поддержки сельского хозяйства, действуют старые методы помощи фермеров и крестьянских хозяйств:

  1. Разовые субсидии для сельского хозяйства на развитие. Предназначены для полного обустройства начинающего фермерского хозяйства — покупки жилья, возведения новых жилых объектов, приобретения грузовых машин и специализированной техники, проведения коммуникаций к участку и так далее.
  2. Возмещение затрат на постройку объектов, необходимых для крестьянского хозяйства в рамках одной семьи.
  3. Выделение субсидий на договоры лизинга, оформленного для покупки оборудования, техники.
  4. Выдача средств на погашение процентов по кредитам (только по кредитам, взятым на модернизацию хозяйства).
  5. Выдача грантов на расширение хозяйств. Организация конкурса для владельцев сельскохозяйственных производств, победители которого получат средства на покупку земли, подключение коммуникаций, возведение необходимых строений (при условии предоставления отчётов о расходовании средств).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *