Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый МРОТ в 2023 году: таблица по регионам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее Иркутскстат) за январь 2021 года по сравнению с декабрем 2021 года по г. Иркутску из отслеживаемой группы продовольственных товаров (33 наименования) не изменились цены на баранину (кроме бескостного мяса), маргарин, сметану, перец черный (горошек), хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов .
Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года
Ряд компаний и ИП обязаны провести индексацию заработной платы с 1 февраля 2023 года. Расскажем, кто обязан повысить зарплату, каков размер индексации и как правильно оформить изменение размера оплаты труда.
Кто обязан индексировать зарплату с 1 февраля 2023 года
Поддерживать доходы сотрудников в соответствии с уровнем инфляции — обязанность каждого работодателя. Эта трудовая гарантия установлена трудовым законодательством (ст. 130, ст. 134 ТК РФ).
Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года касается работодателей, которые сами установили такой срок для повышения оплаты труда. Остальные не обязаны индексировать зарплату с 1 февраля 2023 года. У каждой коммерческой организации и индивидуального предпринимателя должен быть локальный нормативный акт, в котором установлены сроки и порядок проведения индексации (ст. 134 ТК).
Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года: кому положено
Работодатели обязаны индексировать зарплаты всем сотрудникам, с которыми заключили трудовые договоры. Не имеет значения, где фактически и на каких условиях работают сотрудники.
Если сотрудник находится на испытательном сроке или принят совсем недавно, его зарплату необходимо проиндексировать точно так же, как и зарплату остального персонала.
Проведение индексации зарплаты не всем, а лишь отдельным работникам, является дискриминацией и за это грозят штрафы. Чтобы избежать штрафных санкций, узнайте все про индексацию зарплаты в материалах Системы Главбух.
Конкретный размер индексации каждый работодатель определяет самостоятельно. Главное, чтобы он был не ниже величины фактического роста потребительских цен. Использование других коэффициентов при индексации имеет риски, инспекция оценивает исполнение обязательных требований в ходе проверки.
Как оформить индексацию заработной платы в 2023 году
У работодателя должны быть документы, которые подтвердят, что вы реально индексируете зарплаты.
Таким документом может быть приказ об увеличении размера зарплаты. Приказ об индексации подтвердит факт повышения зарплаты, но работодатель также обязан установить порядок индексации зарплаты. Если не описать порядок в локальных актах, сотрудникам не гарантирована регулярность и размер индексации.
Фактическая индексация не освобождает работодателя от обязанности зафиксировать ее правила. Закрепить порядок индексации работодатель должен в своих локальных документах. Например, коллективном договоре или положении об оплате труда.
Если в действующих локальных нормативных документах порядок индексации не установлен, внесите в них соответствующие дополнения.
Такие выводы подтверждают письма Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305, Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1, определения Конституционного суда от 19.11.2015 № 2618-О и от 17.07.2014 № 1707-О. Если меняете размеры окладов, также внесите изменения в штатное расписание и трудовые договоры с сотрудниками.
Кому положена индексация
Чтобы разобраться в том, кому именно должны прибавить зарплату в следующем году, стоит уточнить, что в России к бюджетникам относят педагогический и медицинский персонал, чиновников, госслужащих, работников социальной сферы, персонал муниципальных и государственных учреждений культуры и спорта, служащих силовых ведомств и, конечно, работников администраций и органов власти, не отнесённых к категории государственных или муниципальных служащих, и некоторых других работников.
При этом зарплаты силовиков и госслужащих регулируются в том числе и отдельным законодательством, поэтому для них реальная прибавка может быть больше, чем у тех, кто получает оплату труда из бюджета.
Например, в бюджете на 2023−2025 годы предусмотрена индексация с 1 октября 2023-го денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 10,5%. А ещё существенный процент надбавок составляют доплаты за чины, звания, ранги и т. д., но это касается только тех, кому они положены.
Повышение выплат медицинским работникам анонсировала вице-премьер РФ Татьяна Голикова, которая заявила, что с 2023 года врачи центральных, а также районных больниц будут получать ежемесячную надбавку в размере 18 500 рублей; сотрудники первичного звена получат надбавку в размере 14 500 рублей, а медики скорой помощи — 11 500 рублей.
Фельдшеры скорой, принимающие вызовы, получат ежемесячную доплату в 4500 рублей.
О минимальной зарплате в регионе
МРОТ — наименьшая по стране зарплата. Установлена в постановлении Правительства. Основой для МРОТа служит прожиточный минимум (ПМ). Он утверждается ежеквартально по представлению Минтруда и отчётам Росстата. Статья 133 ТК РФ закрепляет, что МРОТ не может быть ниже, чем ПМ.
Помните, МРОТ — это зарплата на руки плюс 13% НДФЛ. Потому получать меньше минимума можно. Также, минимальная з/п выплачивается за весь отработанный месяц. Сотрудник должен быть оформлен по основному месту работы.
В регионе минимальная зарплата также зависит от ПМ и отлична от федерального показателя. Устанавливается она Соглашением трёхсторонней Комиссии по социально-трудовому партнёрству.
В Иркутской областной Комиссии участвуют по 9 представителей от каждой стороны. Чтобы Соглашение считалось принятым, должны прийти к согласию все три стороны.
Соглашение обязательно для работодателей региона. За неисполнение — ответственность: административная по ст. 5.27 КоАП РФ, уголовная по ст. 145.1 УК РФ. Документ публикуют на официальных порталах правовой информации. Например, на портале Правительства РФ.
Как рассчитать средний темп роста
Средний темп роста – обобщающая характеристика уровня изменений. Расчет средних темпов роста и прироста также разграничивают на базисные и цепные. Для определения среднего темпа роста расчетные показатели по периодам складывают и делят на количество периодов. Таким же образом находят и средние темпы приростов. Вернемся к предыдущему примеру, рассчитав средние значения базисных темпов роста и прироста, а также аналогичных цепных показателей.
Показатель |
Значение в % |
Расчет |
Средний темп роста (базисный) |
105,5 |
(103,3 + 93,3 + 120) / 3 |
Средний темп прироста (базисный) |
5,5 |
(3,3 – 6,7 + 20) / 3 |
Средний темп роста (цепной) |
107,4 |
(103,3 + 90,3 + 128,6) / 3 |
Средний темп прироста (цепной) |
7,4 |
(3,3 – 9,7 + 28,6) / 3 |
В статье раскрыты актуальность, значение и механизм взаимосвязи темпов роста производительности и оплаты труда. Только при обоснованном соотношении рассматриваемых показателей можно обеспечить как динамичный рост производительности труда, так и движение к достойной заработной плате. Важным условием установления обоснованного соотношения темпов роста производительности и оплаты труда является использование адекватной методики расчета этих показателей. В статье показаны преимущества и методика расчета производительности труда с использованием добавленной стоимости. Приведены аргументы в пользу использования и оценки взаимосвязи производительности труда не только с его оплатой, но и затратами на рабочую силу, которые включают в себя наряду с фондом заработной платы страховые платежи, затраты на обучение, культурно-бытовое обслуживание, обеспечение работников жильем и т. д. Рассмотрены возможные варианты взаимосвязи темпов роста производительности и оплаты труда, и обоснован критерий выбора наиболее оптимального из них, в качестве которого выступает доля оплаты труда в добавленной стоимости.
По результатам проведенного анализа в историческом аспекте, с использованием данных Росстата и рекомендаций Международной организации труда, а также мнения других ученых сделан обоснованный вывод о допустимости опережающих темпов роста оплаты труда над динамикой его производительности. Показаны негативные последствия опережающих темпов роста производительности труда над динамикой заработной платы. В статье обоснована целесообразность анализа соотношения взаимосвязи производительности труда не только со средней заработной платой, но и заработной платой по основным категориям персонала, что будет способствовать оптимизации соотношения оплаты труда руководителей и рабочих во взаимосвязи с производительностью труда. По результатам проведенного исследования сделаны выводы, свидетельствующие о том, что оптимальное соотношение темпов роста производительности и оплаты труда способствует повышению эффективности производства и качества трудовой жизни работающих.
Рейтинг регионов России по средней зарплате 2022
По данным Росстата по итогам 2021 года.
Субъект РФ |
Среднемесячная номинальная зарплата, руб. |
Чукотский авт. округ |
130561 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
116203 |
г. Москва |
111092 |
Магаданская область |
108427 |
Ненецкий авт. округ |
95480 |
Сахалинская область |
94631 |
Камчатский край |
93093 |
Ханты-Мансийский авт. округ — Югра |
85372 |
Республика Саха (Якутия) |
82813 |
г. Санкт-Петербург |
75958 |
МРОТ-2023: ТАБЛИЦА ПО РЕГИОНАМ
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Белгородская область | 31 | 16 242 |
Брянская область | 32 | 16 242 |
Владимирская область | 33 | 16 242 |
Воронежская область | 36 | 16 242 |
Ивановская область | 37 | 16 242 |
Калужская область | 40 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц в Калужской области, но не ниже федерального МРОТ |
Костромская область | 44 | 16 242 |
Курская область | 46 | 16 242 |
Липецкая область | 48 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Липецкой области, но не ниже федерального МРОТ16 242 |
Москва | 77 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы (24 801) |
Московская область | 50 | 17 93016 242 |
Орловская область | 57 | 16 242 |
Рязанская область | 62 | 16 242 |
Смоленская область | 67 | 16 242 |
Тамбовская область | 68 | 16 242 |
Тверская область | 69 | 16 242 |
Тульская область | 71 | 17 00016 242 |
Ярославская область | 76 | 16 242 |
Архангельская область | 29 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах области |
Вологодская область | 35 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Калининградская область | 39 | 17 000 |
Ленинградская область | 47 | 16 242 |
Мурманская область | 51 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Ненецкий автономный округ | 83 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Новгородской области в месяц, но не ниже федерального МРОТВеличина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, но не ниже федерального МРОТ |
Псковская область | 60 | 16 242 |
Республика Карелия | 10 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, которые действуют на территории Республики |
Республика Коми | 11 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Санкт-Петербург | 78 | 23 500 |
Астраханская область | 30 | 16 242 |
Волгоградская область | 34 | 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год, но не ниже федерального МРОТ16 242 |
Краснодарский край | 23 | В размере 1,05 МРОТ, установленного на федеральном уровне, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (17 054,1)16 242 |
Республика Адыгея | 01 | 16 242 |
Республика Калмыкия | 08 | 16 242 |
Ростовская область | 61 | 16 2421,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги (19 490,4) |
Республика Крым | 91 | 16 242 |
Севастополь | 92 | 16 242 |
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | 16 242Для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 16 24216 242 |
Республика Дагестан | 05 | 16 242 |
Республика Ингушетия | 06 | 16 242 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 16 242 |
Ставропольский край | 26 | 1,42 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Чеченская Республика | 20 | 16 242 |
Кировская область | 43 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Нижегородская область | 52 | 16 242 |
Оренбургская область | 56 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Пензенская область | 58 | 16 242 |
Республика Башкортостан | 02 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент, который действует в Республике |
Республика Марий Эл | 12 | 16 242 |
Республика Мордовия | 13 | 16 242 |
Республика Татарстан | 16 | 16 70016 242 |
Самарская область | 63 | 16 242 |
Саратовская область | 64 | 17 00016 242 |
Пермский край | 59 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Удмуртская Республика | 18 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Республике16 242 |
Ульяновская область | 73 | 17 27016 242 |
Чувашская Республика | 21 | 16 242 |
Курганская область | 45 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Свердловская область | 66 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Тюменская область | 72 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Челябинская область | 74 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Челябинской области |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год
16 242 |
Алтайский край | 22 | 17 78616 242 |
Иркутская область | 38 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Кемеровская область — Кузбасс | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области на текущий год16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,3 |
Красноярский край | 24 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах края |
Новосибирская область | 54 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,25 |
Омская область | 55 | 16 50016 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15 |
Республика Алтай | 04 | 16 242 |
Республика Тыва | 17 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Республика Хакасия | 19 | 16 242 На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Томская область | 70 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Амурская область | 28 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Еврейская автономная область | 79 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Забайкальский край | 75 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Камчатский край | 41 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории края |
Приморский край | 25 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Магаданская область | 49 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент – 1,7 и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории области |
Республика Бурятия | 03 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории Республики |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 16 242С применением сверх МРОТ компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год |
Сахалинская область | 65 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Хабаровский край | 27 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Чукотский автономный округ | 87 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории округа |
Донецкая Народная Республика | 80 | 16 242 |
Луганская народная республика | 81 | 16 242 |
Запорожская область | 85 | 16 242 |
Херсонская область | 84 | 16 242 |
Сравнение рынка предпринимателей в России 2020-2021 и 2022 гг.
Для начала стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г.
При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%).
Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.
Заработная плата является основным источником дохода: в структуре доходов на ее долю приходится более 60%. При этом в последнее время наметилась явная тенденция к тому, что доля доходов от предпринимательской деятельности снижается, тогда как вклад социальных трансфертов (пособия, пенсии), напротив, растет.
Изменение методики расчета показателей денежных доходов и расходов в 2018 г. не позволяет проводить корректные сравнения нынешней структуры доходов по источникам с периодами до 2018 г. Однако одним изменением методики вряд ли можно полностью объяснить наблюдаемые изменения долей разных источников дохода.
По сравнению с 2010 г., в 2019 г. доля доходов от предпринимательской деятельности сократилась в 1,6 раза, а в 2020 г. – в 2,25 раза. Если в 2010 г. у населения 9% доходов формировалось за счет предпринимательской деятельности, то в 2020 г. – только 4%. При этом вклад социальных выплат за период с 2010 по 2020 гг. увеличился с 16,3% до 21,8% (оставшаяся часть приходится на зарплату, доходы от собственности и прочие денежные поступления) (см рис. 6).
Прогноз роста реальных располагаемых доходов до 2024 г. неутешительный
Задачи повышения уровня жизни населения неизменно декларируются властями. Однако, судя по официальным прогнозам, для решения этих задач пока нет предпосылок.
Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, который был опубликован 30 сентября, в базовом сценарии рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2021 г. составит 3%. Однако после снижения в 2020 г. на 2,8% это будет совсем незначительное повышение. В перспективе до 2024 г. ожидается, что ежегодные темпы роста реальных располагаемых доходов составят 2,4-2,5%. Это позволит к концу 2024 г. всего лишь достичь уровня 2013 г.
Вместе с тем, достижение даже таких скромных темпов роста реальных располагаемых доходов некоторыми экспертами ставится под сомнение. Так, по оценке специалистов РЭУ им. Плеханова1, для обеспечения устойчивого роста реальных доходов на уровне 2-2,5% в год темпы роста ВВП должны быть не менее 4-5% в год. Однако прогноз МЭР предполагает рост экономики на уровне не более 3% в 2022-2024 годах.
Показательно, что в том же базовом сценарии прогноза на 2021 г. рост реальной заработной платы работников организаций (который ожидается на уровне 3,1%) будет лишь на 0,1 п.п. превышать рост реальных располагаемых доходов, а в последующие годы темпы роста реальных доходов и реальной зарплаты и вовсе сравняются. Учитывая, что рост зарплат обычно опережает рост доходов в целом, такими цифрами авторы прогноза видимо хотят подчеркнуть, что низкие темпы роста экономики на уровне не более 3% не создают основы для повышения уровня жизни людей, в том числе работающих (см. таблицу 2).
Как проиндексировать зарплату
Проведение перерасчета заработной платы происходит при соблюдении определенного порядка.
Для этого работодатель обязан установить:
- Периодичность индексации. Это может быть:
- минимальный срок – ежемесячно (применяется редко);
- раз в квартал;
- раз в полгода;
- раз в год.
- Механизм проведения процедуры. В 2019 году при индексации следует ориентироваться:
- на индекс потребительских цен по данным статистики за прошедший год;
- на МРОТ, индексация происходит при изменении этого показателя, но не реже одного раза в год;
- на уровень инфляции, этот показатель обязателен для установления коэффициента индексации для работников бюджетной сферы;
- иные показатели с учетом того, что они не ниже установленных законодательством.
Как происходит индексация отпускных при повышении окладов в 2023 году?
В бюджетной сфере наблюдается жесткая конкуренция со стороны соискателей. Государство всегда заинтересовано в привлечении опытных и грамотных управленцев, гарантируя им финансовую стабильность, льготы и перспективы карьерного роста. В 2023 году будут укрупняться госструктуры и компании, созданные при участии Правительства, а значит – будут расширяться их штаты сотрудников.
Если кризисные явления в экономике затянутся, то государственные компании и учреждения бюджетной сферы станут основными работодателями в стране на ближайшие 3 года, оттеснив коммерческие структуры в нише малого и среднего бизнеса. Санкционные ограничения и экономическая стагнация будут способствовать расширению государственного участия на рынке труда в таких сегментах как: it-индустрия, строительство, логистика, сельское хозяйство и прочее.
Какую работу искали кандидаты
Принято считать, что обычно оптимизация и сокращение штата затрагивают в первую очередь бэк-офисные позиции. Однако 2022 год показал, что в условиях турбулентности, когда идет активная трансформация бизнесов, это правило не работает, изменения могут коснуться и специалистов коммерческих направлений.
В приоритете у тех, кто искал работу в уходящем году, часто были вакансии в российских компаниях и компаниях с госучастием. Причем это касается не только сотрудников ушедших с отечественного рынка иностранных компаний, но и тех, кто работал в оставшихся в России международных структурах. Многие из таких сотрудников отмечали, что им важно получить работу в компании со стабильным положением на рынке, чтобы иметь определенные гарантии на будущее. Нередки были случаи, когда профессионалы были готовы ради стабильной работы сменить сферу деятельности или согласиться на меньший доход.
Как будут меняться зарплаты
Не стоит ожидать в 2023 году существенного повышения зарплат по всему рынку. Однако работодатели, планирующие экспансию в страны СНГ и Азии и на внутренний рынок, а также те, кто работает в наиболее стабильных сферах (IT, агропромышленный сектор, фармацевтика, государственный сектор и компании с госучастием), смогут обеспечить своим сотрудникам прирост доходов.
Вместе с тем не ожидается и понижения уровня зарплат: компании продолжат оптимизировать расходы на персонал за счет других статей (бонусы, компенсации, соцпакет, корпоративные программы и т. д.).
«Несмотря на осторожные и не всегда позитивные прогнозы, которые звучали в середине года, многие негативные сценарии не были реализованы, — говорит об итогах 2022 года управляющий консультант рекрутинговой компании Get experts Екатерина Котова. — Мы видим, что рынок способен адаптироваться и компании усиленно работают над тем, чтобы сохранять свои позиции, усиливать их и находить новые возможности и направления развития. Сейчас, после пережитых российской экономикой в 2022 году стрессов, для работодателей крайне важны два фактора — эффективность работы компании и лояльность сотрудников, их вовлеченность во внутрикорпоративные процессы. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в приоритете у бизнесов в наступающем году будут удержание имеющихся высококвалифицированных специалистов и борьба за новые кадры. Этот год также будет кандидатским, и задача работодателей — предложить соискателям наиболее привлекательные условия».
Минималка и районные коэффициенты
МРОТ в Иркутской области с 1 января 2022 года применяется с районными коэффициентами, которые увеличивают минимальную зарплату. В соответствии с позицией Конституционного суда РФ, МРОТ для региона — это федеральный МРОТ, умноженный на районный коэффициент (плюс надбавка, если она положена, надбавка назначается после 6 месяцев работы и растет по мере накопления стажа, в итоге составляет от 30 до 80%).
Размер МРОТ в Иркутской области в 2022 году с районным коэффициентом зависит от района области и сферы работы гражданина.
В соответствии с Постановлением главы администрации №9 от 28.01.1993г. районный коэффициент составляет:
- 1,3 — для территорий юга области и города Иркутска, за исключением некоторых районов;
- 1,4 — для г. Братска и района;
- 1,6 — для г. Усть-Илимска, для Усть-Илимского и Нижнеилимского районов.
На основании закона области №123-оз от 17.12.2008г. для работников госорганов и госучреждений установлены следующие коэффициенты:
- 1,3 — по всей области;
- 1,4 — для Братска и района;
- 1,6 — для г. Усть-Илимска, для Усть-Илимского и Нижнеилимского районов;
- 1,7 — для Катангского, Казачинско-Ленского, Бодайбинского, Киренского, Мамско-Чуйского, Усть-Кутского районов, городов Бодайбо и Усть-Кут.
Конкретные размеры заработной платы с учетом повышающих коэффициентов и надбавок рекомендуется узнавать в региональных подразделениях инспекции труда. Работодатели вправе устанавливать также дополнительные надбавки сотрудникам.