Базовое соглашение между соавторами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Базовое соглашение между соавторами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензионный договор представляет собой специальное разрешение со стороны правообладателя (лицензиара) на использование другой стороной (лицензиатом) произведения (кинофильма, музыкального трека и т.п.) в установленных договором пределах.

Какие права автор может передать по договору

Когда возникает вопрос, как передать авторское право на произведение, необходимо помнить, что состав авторских прав включает в себя 2 разнородные группы:

  • Элементы, которые всегда остаются за автором творческого произведения (неимущественные права):
    • право признаваться автором произведения; если другое лицо присвоило себе авторство, то такое нарушение является плагиатом;
    • право на имя – указание имени или псевдонима на экземпляре произведения;
    • право на неприкосновенность произведения, то есть только автор может изменять его, перерабатывать;
    • право на обнародование произведения – на действия, которые впервые делают его доступным для неопределенного круга лиц (например, публичный показ, в том числе в сети Интернет); при этом только автор выбирает время и способ обнародования.
  • Исключительные имущественные права, или те, которые можно передать другим лицам по договору:
    • прокат произведения, например, его показ в видеосалонах или галереях (на выставках);
    • продажа копий произведения, например, тиражирование и реализация книги;
    • экспорт и импорт;
    • демонстрация копии произведения в публичных местах, например, проигрывание песни в кафе или в процессе организации концертов (в том числе в сети Интернет);
    • перевод на другие языки;
    • использование для выпуска продукции, например, игрушек и сувениров, лицензионных дисков и другие способы, объем и пределы использования которых указываются в договоре.

Передавая имущественные права автор (или правообладатель) вправе получить вознаграждение от другой стороны договора. А при нарушении имущественных и неимущественных прав автор может обратиться в суд для получения компенсации, размер которой может быть фиксированным (от 10 тысяч до 5 млн. рублей) или рассчитываться исходя из двукратной стоимости контрафакта.

Договор на создание произведения

Договор на создание произведения очень часто неверно квалифицируется как договор авторского заказа. Отличие между ними заключается в том, что исполнителем является не сам автор, а подрядчик. Такая форма договора используется для создания произведения по заказу между юридическими лицами. Если проводить параллель с вещным правом, то это очень похоже на договор подряда.

Но в этом случае необходимо учитывать несколько нюансов. Если в таком договоре не оговорены специальные условия, то права на произведение распределяются следующим образом:

  • Исключительное право на произведение принадлежит заказчику.
  • Подрядчик также вправе использовать свое произведение на условиях неисключительной лицензии.
  • Если в договоре указано, что права на произведение принадлежат подрядчику, то заказчик тоже может пользоваться им на правах неисключительной лицензии.
  • Если же произведение было создано по традиционному договору подряда, который не предусматривал его разработку, то исключительные права принадлежат исполнителю.

Материальный носитель с произведением может быть передан заказчику в собственность или во временное пользование. Автор (соавторы), то есть физическое лицо, которое непосредственно создавало произведение в рамках такого договора, имеет право на вознаграждение.

Особую группу соглашений составляют договоры о создании произведений по государственному или муниципальному контракту для государственных нужд (статья 1298 ГК РФ). Исключительные права при этом принадлежат автору, а в некоторых случаях – совместно автору и органам власти РФ.

Понятие авторского договора чаще всего используется при передаче прав на произведения литературы, науки или искусства. Но предметом такого соглашения бывают и иные результаты интеллектуальной деятельности либо средства индивидуализации, например:

  • программы для электронных вычислительных машин;
  • базы данных;
  • полезные модели, промышленные образцы и секреты производства;
  • селекционные достижения;
  • фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения.

В зависимости от характера передаваемого права договоры в сфере авторских прав подразделяются на:

  • соглашения о передаче исключительных прав, которые предусматривают отчуждение другой стороне всех монополий на результат интеллектуальной деятельности, т. е. приобретатель становится фактическим владельцем произведения;
  • соглашения об использовании, по которым приобретатель получает возможность лишь использовать произведение в определенных пределах и на оговоренных условиях.

Служебные произведения: трудовой договор авторского заказа?

В соответствии со ст. 1295 ГК РФ служебными считаются произведения науки, литературы и искусства, созданные «в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей». Трудовые обязанности работника, иначе именуемые «трудовая функция работника», состоят в том, что работник обязан лично выполнять любую работу по своей должности, профессии, квалификации.

Таким образом, служебное произведение создается в пределах (в рамках) трудового договора. После заключения трудового договора работодатель, конечно, может предоставить работнику «свободу творчества», сказать ему: «твори, выдумывай, пробуй» все, что пожелаешь. Но практически так никогда не бывает. Работодатель дает работнику конкретные поручения (задания): «Переведи сонет Шекспира N 7», «Напиши научную монографию «Российское международное частное право», «Сделай серию фотографий о тружениках полей» и т.п. Давая такие поручения штатному переводчику, научному сотруднику или штатному фотографу, работодатель устанавливает как срок выполнения, так и основные требования к результату работы.

В данных ситуациях возникают и действуют трудовые договоры авторского заказа, трудовые договоры заказа на создание служебных произведений.

Форма этих договоров на практике бывает как устной, так и письменной. Если договор (задание, поручение) носит длительный характер, он, как правило, оформляется письменно.

Следует учитывать, что даже тогда, когда договор является устным, он действует в рамках общего трудового договора, существующего в письменной форме. Такую ситуацию мы встречаем и в гражданском праве.

В п. 3 ст. 159 ГК РФ установлено: сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.

Читайте также:  Какие льготы и пособия положены только многодетным семьям

Предметом трудового договора авторского заказа является создание служебного произведения и отчуждение работодателю исключительного права на это произведение. Отчуждение работодателю исключительного права на заказанное служебное произведение презюмируется нормой абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ: исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. В связи с этим переход к работодателю исключительного права на служебное произведение, созданное работником, не должен подтверждаться каким-либо документом: этот переход осуществляется по закону.

Исключительное право на служебное произведение переходит к работодателю на весь срок его действия: обычно до конца жизни автора плюс еще 70 полных лет (ст. 1281 ГК РФ). Что касается вознаграждения автору-работнику за служебное произведение, то, поскольку это произведение создано в рамках и во исполнение общего трудового договора, который по действующему трудовому законодательству является возмездным, разумеется, авторское вознаграждение должно выплачиваться. Но по общему правилу (если иное не предусмотрено соглашением между работником и работодателем) авторское вознаграждение входит в заработную плату работника.

Материальный объект, в котором воплощено созданное работником служебное произведение, как и любой другой материальный объект (вещь), созданный работником по трудовому договору, с момента его создания принадлежит работодателю.

Перейдем к рассмотрению тех трудовых договоров авторского заказа, в которых стороны воспользовались оговоркой, содержащейся в абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ, и предусмотрели в трудовом или ином договоре, что исключительное право на служебное произведение не будет принадлежать работодателю, то есть что этот вопрос будет решаться как-то иначе.

Такие договоры по своей природе всегда будут не трудовыми, а гражданско-правовыми (а потому указание в ГК РФ на их возможный трудовой характер следует считать ошибочным). Они бывают разнообразными.

Конечно, в договоре допустимо предусмотреть, что к работодателю переходит в собственность только материальный объект, в котором воплощено служебное произведение, а все интеллектуальные права сохраняются за работником-автором. В этом случае работодатель, получивший в собственность оригинал произведения, приобретает ограниченные интеллектуальные права, указанные в ст. 1291 ГК РФ. Но очевидно, что в большинстве случаев в договорах закрепляется переход к работодателю некоторых прав на использование служебного произведения, а значит, договоры являются лицензионными.

Наконец, возможен договор, предусматривающий отчуждение исключительного права на служебное произведение работодателю с выплатой, однако автору периодических платежей за использование служебного произведения. Поскольку эти периодические платежи по своей природе не будут оплатой «живого» труда, они также будут иметь гражданско-правовой характер.

Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав — что, как правило, и имеет место быть) — иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных). «Отказ от прав» должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком «отказе» будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с «такими» сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и «свободных» библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная «вставка», на которую у Вас нет прав, автор такой «вставки» может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

Авторские права на переработанные музыкальные произведения (ремиксы, каверы, сэмплирование и т.д.)

Как уже было указано выше, права на переработку музыкального произведения изначально принадлежат только автору. Поэтому, если кто-то без его согласия переделали песню или мелодию, то это является нарушением авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. С видами ответственности, размерами штрафов и компенсаций можно ознакомиться в другой статье нашего блога: «Способы защиты интеллектуальных авторских прав».

Ремиксы, ремейки и каверы, сэмплирование музыкальных композиций находятся в «серой» правовой зоне. Заимствование музыкальных фрагментов – весьма спорно с юридической точки зрения. Хотя зачастую при этом создается новый продукт, значительно отличающийся от оригинала, его автор может предъявить судебный иск и выиграть дело. Поэтому законное создание переработанных произведений может производиться только на основании лицензионного договора с автором оригинальной песни или мелодии.

Раздел имеет важное значение для обеспечения соответствия результатов выполнения задания требованиям Заказчика. Автор в свою очередь не заинтересован превышении объемов работ и оплате авторского вознаграждения.

Читайте также:  Что делать, если начальник заставляет уволиться

2.1. Заказчик вправе ознакомиться у Автора с ходом выполнения задания на любом этапе создания Продукта.

Заказчик заинтересован в осуществлении контроля за выполнением работ так же, как и Автор должен понимать, что возражения Заказчика на этапе приемки окончательного варианта Продукта должны быть основаны не только на условиях самого задания, но и на тех пояснениях и требованиях, которые должны предоставляться Заказчиком в ходе работ. Автор свободен в выборе средств и методов выполнения задания, т.к. его труд по определению имеет творческий характер. Поэтому Заказчик должен уделять необходимое внимание осуществлению надзора за реализацией проекта.

Так, например, при невыполнении задания в срок, Автор на основании ст.1289 ГК РФ вправе попросить предоставить ему для завершения создания произведения дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора.

Еще одной особенностью авторского договора заказа является ограничение ответственности Автора за недостижение результата. Такая ответственность возникает только при наличии его вины и всегда ограничена суммой реального ущерба, причиненного Заказчику.

2.2. Если во время создания Продукта возникает необходимость внести какие-либо изменения в задание или другие изменения в условия Договора, то такие изменения оформляются письменным соглашением Сторон.

В договоре можно предусмотреть иной порядок согласования изменений, в том числе путем обмена письмами, в рамках планирования или приемки промежуточных результатов работ.

2.3. По завершении работ и/или отдельного этапа работ Автор предоставляет Заказчику Продукт (в том числе его части) на утверждение.

Очень важный для обеих сторон пункт, т.к. Заказчик должен уделять максимум внимания надзору за выполнением работ, в необходимый момент вносить замечания и предложения. Автор так же заинтересован в подтверждении Заказчиком выполнения каждого этапа работ в целях их полной оплаты.

2.4. Заказчик не позднее двух дней с момента извещения Автором о готовности Продукта обязуется принять и протестировать представленный Разработчиком Продукт.

Пункт важен в первую очередь для Автора, т.к. устанавливает сроки приемки результатов по Договору.

2.5. После принятия Заказчиком решения о соответствии Продукта требования задания Стороны составляют акт сдачи-приемки выполненных работ. В случае мотивированного отказа Заказчика подписать акт сдачи-приемки Сторонами составляется двусторонний акт с указанием необходимых доработок и сроков их выполнения.

Здесь заложена модель приемки окончательных результатов работ в пользу Заказчика, т.к. он может мотивированно настоять на доработке переданного ему программного обеспечения. Однако это будет достаточно сложно сделать, в случае приемки промежуточных этапов без соответствующих оговорок (см. пункт выше).

Помимо этого в разделе необходимо решить вопрос о правах на промежуточные и окончательные результаты работ. Фактически Автор может создать массу промежуточных версий Продукта, закрепив за собой приоритет по дате создания. В таком случае Заказчик получит право на использование только окончательного результата, Автор сохранят исключительное право на его аналоги.

Также возможна ситуация с последующим использованием кода, текстов и изображений в других проектах Автора. Поэтому в договоре авторского заказа нужно решить вопрос о запрете использования Автором созданных произведений в будущем для создания новых версий Продуктов для себя или третьих лиц.

Здесь же обязательно необходимо согласовать момент возникновения у Заказчика исключительного права на созданный по договору Продукт, поскольку это важно для целей бухгалтерского и налогового учета (особенно при осуществлении приемки промежуточных этапов работ).

Существенный раздел, поскольку при подписании Договора и в ходе его выполнения стороны будут обмениваться различной информацией, которая имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

Хотите заказать составление Договора авторского заказаt?

Заинтересовала услуга? Не нашли ответа?
Узнать цену Задать вопрос

Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Исключительные имущественные авторские права передаются Автором Исполнителю на весь срок действия авторских прав.Исключительные имущественные авторские права, переданные по настоящему Договору Автором Исполнителю означают, исключительное право Исполнителя осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия в отношении произведений, являющихся предметом данного Договора:воспроизводить произведения (право на воспроизведение);распространять экземпляры произведений любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);импортировать экземпляры произведений в целях распространения (право на импорт);публично показывать произведения (право на публичный показ);публично исполнять произведения (право на публичное исполнение);сообщать произведения (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи

Обложение договора авторского заказа страховыми взносами и налогами часто становятся камнем преткновения для заказчика и исполнителя. Они стараются самостоятельно урегулировать этот вопрос, но существует закон, в соответствии с которым в случае, если заказчик – физическое лицо, все выплаты ложатся на плечи исполнителя. Если же произведение заказано юридическим лицом, то и выплаты, соответственно, возлагаются именно на него.

При передачи вознаграждения за выполненную работу заказчик должен вычесть НДФЛ и перечислить в Налоговую службу. Также отчисления в Пенсионный и Медицинский фонды производятся в соответствии с п. 1 ст. 7 212-ФЗ и п. 3 ст. 9 212-ФЗ. А именно, в Пенсионный фонд отчисления обязательны, в то время, как в Медицинский – только по соглашению, прописанному в договоре.

Для исполнителя есть реальная возможность снизить налоговую ставку. Он может представить документы, в которых указаны все издержки, произошедшие в процессе создания произведения. Если подобных документов на руках исполнителя не окажется, то ему придется оплатить налог с полной суммы дохода. Кроме того, если автор – физическое лицо, его налоговая ставка – 13%, в то время, как индивидуальный предприниматель обязан заплатить 30% от дохода.

Читайте также:  Документы Необходимые Для Присвоения Звания Ветеран Труда В Вологде

Специфика работ с компьютерными программами

Отдельно стоит поговорить о людях, создающих программы для компьютера. Так как это, как правило, целые коллективы, занимающиеся интеллектуальной работой, то и договор авторского заказа, образец которого был предоставлен выше, не подойдет. Так как программы постоянно развиваются, обновляются и даже устаревают, то техническое задание на выполнение данной работы должно быть более гибким, чем в других случаях.

Оно по договору должно иметь возможность видоизменяться. Если работа долгосрочная и большая, то стоит в договоре прописать возможность приема поэтапно. Оплата производится, исходя из отработанных часов. Так как заказчик предлагает идею для программы, то и исключительным правом на нее обладает именно он. Это регулируется ст. 1296 ГК РФ. В данном случае образец договора авторского заказа не сможет в полной мере отобразить всех тонкостей, которые нужно предусмотреть сторонам при подписании документов.

Договор авторского заказа

Другим вариантом оформления отношений театра с композитором может стать договор авторского заказа, правила заключения которого регулируются ст. 1288 ГК РФ. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства, которое должно быть зафиксировано на материальном носителе или выражено в иной форме. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность либо во временное пользование в зависимости от условий договора. То есть договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

Договор о передаче авторских прав образец бланк

В современном мире выражение «нарушение авторских прав» звучит практически ежедневно из всех источников массовой информации и только «ленивый» не знает этого понятия.

Юридическая точность при составлении таких договоров в ряде случаев помогла бы избежать спорных ситуаций и казусов.

Считается, что этот вид договора, относящийся по своей характеристике к договорам гражданско-правового характера, весьма сложный. Итак, разберем основные аспекты этого договора.

  • Образец авторского договора можно скачать внизу страницы, а также Вы можете получить консультацию опытных юристов.
  • Какой договор является авторским
  • Само название договора говорит о том, что предметом такого договора является авторское право исключительного или неисключительного характера.

Это могут быть литературные произведения, живопись, фильм и пр., т.е. произведения культуры, науки и искусства.

Одной из сторон договора выступает либо сам автор, либо другой правообладатель, другой стороной по договору является заказчик, приобретатель прав. По общему правилу выделяют несколько видов авторских договоров.

Все они имеют свои особенности:

1. Авторский договор заказа. Этот вид договора заключается на еще не выполненное произведение.

Стороны договора на начальном этапе должны согласовать и подробно описать будущее произведение его вид, объем, характеристику и особенности.

Как правило, в таких договорах правообладателем становится заказчик, а автор утрачивает свои права и не может использовать произведение без согласия правообладателя.

2. Авторский договор о передаче исключительных прав. Исключительное право — это право на обладание и использование произведения на свое усмотрение и по своему желанию.

Автор произведения или его настоящий правообладатель с момента подписания договора и на срок, указанный в договоре, лишается правообладания своим произведением с учетом условий, прописанных в договоре.

Полным правообладателем его становится сторона, которая приобрела исключительные права. Очень важным аспектом в таком договоре является срок использования прав, территория, порядок и условия использования.

3. Авторский договор о передаче неисключительных прав. По такому договору автор разрешает другой стороне договора использовать его произведение в той или иной степени.

  1. Кроме того, автор не только не лишается прав на произведение, но и может заключить еще много договоров на использование этого же произведения.
  2. Какая форма подходит для заключения авторского договора
  3. Авторский договор заключается письменно, хотя в отдельных случаях, установленных законодательством, возможны иные формы.

Нотариального заверения не требует, однако, при заключении договора мы настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами юристов. Авторский договор является одним из наиболее часто оспариваемых в суде, поэтому обращение к специалистам будет не лишним.

Ниже расположен типовой договор о передаче авторских прав, образец и бланк которого можно скачать бесплатно.

Перед записью альбома на студии звукозаписи вам нужно обговорить со студией условия передачи ей прав на текст и музыку, условия их использования в фонограмме. Затем условия нужно зафиксировать в особом договоре о передаче исключительных прав (на условиях исключительной или неисключительной лицензии). После записи альбома студия в силу закона приобретает смежные права на записанную фонограмму.

В ходе работы над созданием Произведения Композитор имеет право отступить от условий и характеристик Произведения, установленных настоящим договором, если данное изменение первоначального замысла и характеристик, по мнению Композитора, обогатит и украсит Произведение.

В соответствии со статьей 30 закона «Об авторском праве и смежных правах» передача имущественных осуществлялась на основе договора о передаче исключительных или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

Следовательно, лучше все же заключить договор и исполнять ее, как подсказывает талант.

(Музыкальный пирог) Как объект интеллектуальной собственности песня многослойна и представляет собой некий пирог, состоящий из нескольких компонентов: текста, музыки + набора (прав исполнителя, изготовителя фонограммы). Иногда автор текста и автор музыки заключают соглашение, в котором запрещают исполнять текст или музыку в отдельности.

Если же такой договоренности между авторами нет, появляется возможность заключить договор только с композитором (и самим придумать слова) или только с автором текста (и самим создать музыку). В любом случае остается два пути: либо в издательство либо к автору.

И помните: ни одно авторское общество (будь то или другое) лицензию на переработку Вам не выдаст, так как право на переработку не передают ни одному обществу по коллективному управлению правами. (Ну, договорились?) Самый сложный этап, на котором исполнителям нужно быть предельно внимательным — заключение лицензионного договора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *