Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести оптимизацию НДС законными способами: подробный план от эксперта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.
Элементы налоговой оптимизации
Элементами налоговой оптимизации являются:
-
система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;
-
оптимизация налоговых обязательств;
-
точное исполнение налоговых обязательств;
-
недопущение возникновения дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сроки, которые превышают срок исковой давности;
-
система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.
Налоговая оптимизация в Крыму
Оформление.
- Регистрация организации в Крыму.
- Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне с Правительством Республики Крым или Правительством Севастополя.
Налогообложение
Налог на прибыль организаций (п. 1.7 ст. 284 НК РФ, Закон Республики Крым «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» от 24.12.2014):
— 2 процента – в течение 3-х лет;
— 6 процентов – с 4-го по 8-й годы;
— 13,5 процента – с 9-го года.
НДС – общий 18%.
Налог на имущество организаций — если имущество участника СЭЗ создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории льготного региона и расположено на его территории, компания не уплачивает налог на имущество в течение 10 лет с месяца, следующего за датой принятия его на учет (п. 26 ст. 381 НК РФ).
Земельный налог – не уплачивается три года с месяца возникновения права собственности на земельный участок (п. 12 ст. 395 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года № 60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым»):
— Доходы – 3 %;
— Доходы минус расходы – 7 %.
Тарифы страховых взносов:
— 6% — по взносам в ПФР;
— 1,5% — по взносам в ФСС РФ;
— 0,1% — по взносам в ФФОМС.
Т.е. всего 7,6 %, тогда как в РФ – 30 %.
Свободная таможенная зона.
Юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в республике Крым, ввозя на территорию СЭЗ импортные товары и помещая их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на основании статьи 9 Соглашения освобождается от уплаты импортных пошлин и НДС, уплачиваемого при ввозе импортных товаров.
Кроме того, на такие товары не распространяются меры нетарифного регулирования.
При вывозе иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, товаров, получивших статус товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ импортные пошлины и НДС подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам импортных пошлин и НДС, которые подлежали бы уплате при помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Налоговая оптимизация
Схемы. Наиболее рациональные цели – перенос центра прибыли в Крым + использование рабочей силы.
Классический вариант (перенос центра прибыли).
3 компании А, В (регистрация РФ) и Б (регистрация в Крыму). А продает товар Б с минимальной наценкой. Б продает товар В с максимальной наценкой. В реализует товар третьим лицам с минимальной наценкой.
Результат: компании А и В перенесли центр прибыли в Крым. Налог на прибыль уменьшен на расходы, НДС принят к вычету. Компания Б налогового бремени по налогу на прибыль не несет, поскольку применяет льготы.
Например,
ООО А приобрело товар за 100 рублей.
ООО А реализовало ООО Б товар за 110 рублей.
ООО Б реализовало товар ООО В товар за 200 рублей.
ООО В реализовало товар третьим лицам за 210 рублей
Сравнение налогообложения с участием организации в Крыму и без ее участия.
А | Б (Крым) | В | Итого | |||
НДС (18 %) |
Налог на прибыль | НДС (18 %) |
Налог на прибыль | НДС (18 %) |
Налог на прибыль | Налоговое бремя |
1,8 | 2 | 16,2 | 1,8 | 1,8 | 2 | 25,5 |
А | Б (РФ) | В | ||||
1,8 | 2 | 16,2 | 18 | 1,8 | 2 | 41,8 |
Налоговое бремя снижается на 82 %.
Схема №1. Перераспределение затрат и оборотов с НДС и без налога предполагает раздел затрат с НДС на компанию, работающую по общему режиму налогообложения, а без НДС – на упрощенке. По такому же принципу делятся и покупатели. Доказать свою правоту в суде получится, если компании работают самостоятельно, не подчиняясь единому центру на разных территориях, с различным товаром и прочее.
Схема №2. Замена части выручки платежами, не связанными с реализацией заключается в предоставлении покупателю скидки с последующим ее возмещением за счет других платежей. Такая схема не вызовет подозрений, если использовать ее редко и выбрать правильное основание для платежа (неустойка, штраф, обеспечительный платеж и прочее).
Как оптимизировать имущественные налоги
База для расчёта земельного налога — кадастровая стоимость участка. Налог на имущество платят либо по кадастровой оценке недвижимости, либо по ее среднегодовой стоимости по данным бухучёта. Это зависит от категории объекта.
Сэкономить на налоге можно уменьшив стоимость объекта, с которой рассчитывают налог.
Кадастровая стоимость земли и недвижимости часто бывает завышена. Закажите независимую оценку, и если выяснится завышение, обратитесь заявлением в Росреестр, либо через суд.
Если рыночная цена объекта недвижимости стала ниже учётной, то можно провести его переоценку (п. 15 ПБУ 6/01). При этом снизится стоимость основного средства, отражённая в бухучёте, а значит — уменьшится и база по налогу на имущество.
Если объект недвижимости куплен в лизинг, то к нему можно применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Остаточная стоимость при этом будет уменьшаться быстрее, а значит и налог на имущество станет меньше.
Главное — помнить, что законная оптимизация налогов существует, поэтому не стоит использовать «серые» схемы, подвергая риску себя и свою компанию.
Уменьшить налог можно несколькими способами. Если только планируете открыть фирму, важно выбрать подходящую форму собственности и систему налогообложения, чтобы потом не переплачивать в бюджет.
Если компания уже работает, можно попробовать уменьшить налог на прибыль и НДС.
Снизить налог на прибыль можно, если:
- увеличить затраты;
- выплатить дивиденды вместо зарплаты (не всегда эффективно, проконсультируйтесь с бухгалтером);
- оказывать консультации, обучать сотрудников;
- зачесть излишне уплаченные суммы по налогам на прибыль;
- создать группу компаний, где некоторые члены фирмы будут работать по УСН (обязательно согласуйте с бухгалтером и юристом);
- перевести основные средства на фирму, которая работает по УСН;
- использовать возвратный лизинг;
- создать резерв по сомнительным долгам и ремонтный фонд;
- присоединить убыточную фирму.
Сумма НДС будет оптимальной, если:
- контрагенты компании — плательщики НДС;
- продажа товаров происходит по льготной налоговой ставке;
- работать без предоплаты или вовремя от нее избавляться.
Опасности замены аванса на заем
Отложить начисление НДС можно с помощью замен. Так пишут в отдельных рекомендациях по оптимизации НДС. Их применение опасно. Схема основана на том, что контрагент не перечисляет аванс. Он выдает заем или вексель.
Эти операции освобождены от НДС. Значит, его не нужно начислять на день получения денег (векселя) – указывают поклонники схемы. И добавляют – налог следует определить только после реализации продукции. Тогда же оформляют соглашение о зачете. По нему ранее полученный заем (или стоимость векселя) засчитывают в счет оплаты товаров.
Авторы схемы рекомендуют, чтобы сумма займа не совпадала со стоимостью товаров. Так налоговикам будет сложнее определить фиктивность займа. Но немногим сложнее. Постоянное заимствование и зачеты привлекут внимание к схеме, которую ревизоры считают незаконной (приложение к письму ФНС России от 13.07.17 № ЕД-4-2/13650@).
Чиновники допросят руководителей контрагентов и докажут, что фактически партнеры перечисляли авансы. Тогда получателя обвинят в несвоевременном начислении НДС. И, как минимум, доначислят пени. В отдельных случаях и НДС со штрафом.
Таблица 5. Десять правил для оптимизации НДС
№ п/п |
Правило |
---|---|
1 | Не доверяйте утверждениям о безопасности оптимизации НДС. Любая схема снижения НДС связана с налоговыми и хозяйственными рисками. Это относится даже к законным способам уменьшения НДС. У чиновников может быть своя трактовка закона. |
2 | Будьте готовы к усложнению документооборота и спорам с инспекцией. |
3 | Любые налоговые схемы нужно оценивать и адаптировать под конкретного налогоплательщика. Это можно сделать самостоятельно. Но лучше – с помощью приглашенной компании, у которой уже есть опыт. |
4 | Если сомневаетесь в оправданности схемы снижения НДС, то лучше откажитесь от ее использования. |
5 | Не увлекайтесь оптимизацией НДС и других налогов. Ведь если налоговая нагрузка значительно ниже средней, то возрастает вероятность выездной проверки. Также чиновники активизируют иной контроль, чаще запрашивают документы у вас и у контрагентов. |
6 | Учтите, сейчас инспекция легко раскрывает сотрудничество с «однодневками». И может отнести сотрудничающих к проблемным налогоплательщикам. Это существенно усложнит бизнес. |
7 | Если схема оптимизации НДС активно рекламируемая, то это не значит, что она безопасная и законная. |
8 | У любой сделки должна быть деловая цель, не связанная с уходом от НДС и иных налогов. И нужно ответить: зачем привлечен тот или иной контрагент. |
9 | Фиктивная сделка опасна в любом случае. Даже если показана в декларации партнера. Вы станете его заложником. Ведь он может сдать «уточненку» и отказаться от ранее задекларированных операций. |
10 | Безупречное оформление всех документов не избавит от налоговых претензий. Для инспекции зачастую важнее косвенные доказательства (показания свидетелей и пр.). Если из них очевидна нереальность сделки, то документы фирмы игнорируют. |
Неустойка как часть стоимости
Еще одна распространенная схема основана на применении штрафных санкций. В договор включается условие о том, что при нарушении определенных его положений покупатель уплачивает продавцу неустойку. Это может быть, например, срок перечисления денежных средств. При этом цена объекта сделки устанавливается заведомо ниже реальной. Покупатель, конечно же, «нарушает» условие договора и уплачивает неустойку. В результате продавец получает полную стоимость имущества, которая сложилась из суммы, указанной в договоре, и размера неустойки. Штрафные санкции не облагаются НДС, и это позволяет продавцу сэкономить часть налога. Риски такие же, как и у предыдущих схем — они не являются новостью для ФНС.
В заключение хочется сказать, что способов избежать уплаты НДС существует не менее сотни. И многие из них являются как минимум серыми, а то и вовсе черными. Так что решая, как уменьшить НДС, не следует соглашаться на любые схемы, предложенные специалистами по налоговой оптимизации. Ведь нести ответственность за это придется вам!
Незаконные схемы налоговой оптимизации
В своем письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ ФНС обращает внимание на то, что перечень условий для получения налоговой выгоды (уменьшение налогооблагаемой базы, получение вычетов) приведен в ч. 2 ст. 54.1 НК РФ.
Согласно данной норме, плательщик может получить налоговую выгоду, если основной целью совершения сделки не является неуплата налога, а само обязательство было исполнено лицом, прямо указанным в договоре. Кроме того, плательщик не должен допускать искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения (ч. 1 ст. 54.1 НК РФ).
Причем в целях получения налоговой выгоды необходимо соблюдение всех этих трех условий в совокупности. В противном случае плательщику могут доначислить неуплаченные (уменьшенные) налоги и отказать в праве на получение вычетов.
Исходя из этого, незаконной налоговой схемой признается любая операция или сделка, не соответствующая любому из вышеприведенных условий. В частности, к незаконным относятся операции и сделки:
- приводящие к сокрытию реальных операций и объектов налогообложения, например, неотражение в составе основных средств эксплуатируемых объектов недвижимости или исключение из характеристик производимой продукции признаков, относящих ее к подакцизной продукции;
- носящие фиктивный характер, когда в учете в целях искусственного завышения расходов отражаются операции и затраты по ним, которых не было на самом деле;
- совершаемые через подставных контрагентов, которые участвуют в сделках только для вида и создания формального документооборота (никакой реальной деятельности такие контрагенты, как правило, не ведут и договорных обязанностей по сделкам не исполняют).
Непроявление осмотрительности при выборе контрагента
НК РФ не содержит такого понятия, как «должная осмотрительность» и прямо не обязывает налогоплательщиков ее проявлять. Вместе с тем действующая судебная практика исходит именно из того, что проявление осмотрительности в вопросе выбора контрагента является обязательным условием получения налоговой выгоды (определение ВС РФ от 14.05.2020 № А42-7695/2017).
В рассматриваемом письме ФНС также однозначно признает, что при выборе контрагентов плательщики должны проверять их деловую репутацию, платежеспособность, риск неисполнения обязательств и наличие у контрагента необходимых ресурсов.
Более того, при совершении значимых сделок по поводу дорогостоящих объектов недвижимости плательщики должны еще изучать историю взаимоотношений предшествующих собственников данной недвижимости.
В противном случае налогоплательщик, должным образом не проверивший своего контрагента, несет риск отказа в получении налоговой выгоды. При этом о непроявлении осмотрительности при выборе контрагента, с точки зрения налоговиков, свидетельствуют перечисленные ниже обстоятельства (п. 15 письма ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@):
- налогоплательщик не знает о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его производственных, складских, торговых и иных площадей, необходимых для бизнеса;
- у налогоплательщика нет копий документов, подтверждающих наличие у контрагента недвижимости, производственных мощностей и квалифицированных кадров, необходимых лицензий, разрешений и свидетельств о членстве в СРО;
- налогоплательщик не может объяснить или же вовсе не знает, почему именно в качестве контрагента по сделке была выбрана та или иная компания;
- налогоплательщик не может подтвердить факт ведения деловых переговоров с руководством контрагента и обсуждения с ним условий договора;
- у налогоплательщика нет документов, подтверждающих полномочия руководства контрагента по сделке;
- налогоплательщик не проверял контрагента по открытым и общедоступным информационным базам;
- в открытом доступе нет информации, подтверждающей факт ведения контрагентом реальной экономической деятельности;
- налогоплательщик не может предоставить открытые источники информации, откуда он узнал о контрагенте (у него отсутствуют ссылки на сайты контрагента, реклама о предлагаемых контрагентом товарах и услугах, рекомендации третьих лиц и т.п.).
Корпоративный налог (налог на прибыль) в Армении – 18%
Налог на прибыль (корпоративный налог) в Армении – общий налоговый режим (аналог ОСНО в РФ) который присваивается после регистрации всем индивидуальным предпринимателям и организациями в Армении, до перехода на специальный налоговый режим, например налог с оборота или IT-сертификат.
Плательщики «Налог на прибыль (КПН)» – 18% по общему правилу являются плательщикам «Налога на добавленную стоимость (НДС)» – 20%, но при этом в НК РА содержится перечень видов экономической деятельности и операций, при которых ставка НДС будет 0%, как я говорил выше, например при дистанционном оказании услуг (экспорт услуг) из Армении иностранным заказчикам которые находиться за пределами Армении.
Для ИП / ООО в Армении, объектом налогообложения по налогу на прибыль считается валовый доход получаемый от источников в Армении и от источников, находящихся за пределами Армении, за исключением личных доходов индивидуальный предпринимателей (ст. 104 НК РА).
Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль индивидуальных предпринимателей и организаций в Армении считается положительная разница между валовым доходом и предпринимательскими расходами, то есть доходы минус расходы (ст. 105, ст. 110 НК РА), при этом есть перечень расходов, которые нельзя принять к вычету, среди которых можно отметить распределение дивидендов, выполненные для своего бизнеса работ и услуг, расходы на приобретение ценных бумаг и т.д. (ст. 112 НК РА).
Авансовые платежи, по налогу на прибыль, уплачиваются ежеквартально до 20 числа последнего месяца, прошедшего квартала, при этом ИП / ООО зарегистрированные в текущем налоговом периоде (календарном) году освобождаются от авансовых платежей в течение всего года (ст. 135 НК РА).
Отчетным периодом, по налогу на прибыль в Армении, является налоговый год (ст. 129 НК РА), при этом плательщики налога на прибыль представляют в налоговый орган расчет по налогу на прибыль до 20 апреля налогового (календарного) года, следующего за отчетным периодом включительно (ст. 134 НК РА).
Политика государства по выводу бизнеса из тени
На сегодняшний день государство предпринимает активные действия по выводу бизнеса из тени, улучшению администрирования и собираемости налогов. Сотрудникам ФНС уже известно большинство «серых» схем уклонения от налогов, а новые оперативно выявляются ими посредством постоянно совершенствующихся компьютерных программ (АСК «НДС-2», АИС «Налог-3»).
Кроме того, 13 июля 2017 года ФНС совместно с Минфин и Следственным комитетом выпустили методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов) (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Данные рекомендации являются подробной инструкцией для инспекторов по выявлению и доказыванию схем ухода от налогов, а также детально описывают распространенные схемы уклоненияот их уплаты:
-
применение фиктивных сделок;
-
дробление бизнеса c целью необоснованного применения специальных налоговых режимов, налоговых льгот, льготных налоговых ставок;
-
подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды.
Перенос вычетов – законная схема, если они заявляются в пределах 3 лет
Организация заявила вычет по НДС за I квартал 2015 года на основании сводного счета-фактуры от 13.06.2012. И сделала это в уточненной декларации, поданной в 02.09.2015.
ИФНС по итогам камеральной проверки сочла это неправомерным.
Во-первых, она сослалась на то, что периодом принятия к вычету указанной суммы НДС является II квартал 2012 года. Ведь именно в этом периоде был выставлен счет-фактура и подписан акт об исполнении договора. Таким образом, в сентябре 2015 года право на вычет у компании отсутствовало.
Во-вторых, чиновники указали на то, что исчисление 3-летнего срока, предусмотренного ст. 173 НК РФ на перенос вычета на будущие периоды, в данном случае следует исчислять после окончания налогового периода, в котором совершены хозяйственные операции. Следовательно, с момента возникновения права на указанный вычет до момента представления 02.09.2015 уточненной налоговой декларации, 3-летний срок на применение вычета компанией пропущен.
Однако суд решил, что эти доводы несостоятельны и организация поступила законно.
Согласно расчету сводного счета-фактуры, в него включены счета-фактуры, выставленные подрядчиками за период 2009‒2011 годов.
Данный счет-фактура отражен организацией в книге покупок в I квартале 2015 года, НДС заявлен к вычету в налоговой декларации за тот же период.
Пунктом 1.1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты по приобретенным товарам и имуществу могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг.
В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 разъяснено, что в силу п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного указанным пунктом 3-летнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий 3-летний срок налоговых периодов. Данное правило должно быть соблюдено и в случае включения вычетов в уточненную декларацию.
При указанных обстоятельствах и приняв во внимание также разъяснения в письме ФНС РФ № ГД-4-3/14435 от 17.08.2015, суд пришел к выводу о том, что основания для принятия к вычету НДС по спорному счету-фактуре возникли у компании с момента фактической передачи объекта недвижимости и счета-фактуры, то есть с II квартала 2012 года.
Поскольку НДС был предъявлен к вычету в I квартале 2015 года, срок на предъявление налога к вычету пропущен не был.
Дробление бизнеса – законно, если каждая компания самостоятельна
Дробление бизнеса на несколько юридических лиц и/или ИП – распространенный способ налоговой оптимизации. Сам по себе он не запрещен законом. Ведь по сути это лишь рациональное структурирование бизнеса.
Однако в конкретном случае налоговики могут посчитать такое дробление схемой уклонения от налогов и обвинить ее участников в получении пресловутой необоснованной налоговой выгоды.
В одних случаях суды поддерживают в этом налоговиков и отказывают компаниям в отмене решений по проверкам, в других – нет, и решения о доначислениях отменяются за необоснованностью. В каждом случае все зависит от обстоятельств, имеющих место в конкретном деле.
По данному вопросу недавно вышло Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О (рекомендуется к прочтению и использованию вместе с особым мнением судьи Арановского К.В.).
В нем говорится о необходимости соблюдения справедливого баланса между требованиями общественных интересов (бюджета) и требованиями защиты основных прав человека (налогоплательщика). С одной стороны, дробление бизнеса закон не запрещает и не предусматривает за него ответственность, но с другой – налогоплательщик не должен злоупотреблять своими правомочиями.
Четких критериев, как отличить одно от другого, КС РФ не дал, но зато их породила практика. Поэтому для того, чтобы вы могли сориентироваться, мы с помощью ФНС РФ, которая также недавно проанализировала судебную практику по дроблению бизнеса, выделили две группы критериев – законного и незаконного дробления.
ТАБЛИЦА: «Дробление бизнеса: когда законно, а когда нет»
Признаки законного дробления бизнеса |
Признаки незаконного дробления |
Самостоятельность компаний Каждая организация (ИП), включенная в бизнес-группу, ведет самостоятельную деятельность, а именно: — совершает финансовые и хозяйственные операции от своего имени, то есть сама заключает договоры и рассчитывается по ним; — имеет основные средства; — имеет отдельный счет в банке; — ведет бухучет; — уплачивает налоги; — представляет декларации; — имеет свой штат сотрудников; — выплачивает им зарплату; — арендует имущество; — несет хозяйственные расходы; — хранит первичные документы и печати у себя; — нет признаков того, что действия компании подчинены воле не ее руководителей и собственников, а происходят исключительно по указаниям руководства другой организации, включенной в схему дробления бизнеса |
Полная взаимозависимость участников схемы Все организации (ИП), кроме одной, лишены самостоятельности и являются по сути лишь «техническими» компаниями, так как: — занимаются одним и тем же видом экономической деятельности; — у них отсутствуют собственные основные и оборотные средства, а также кадровые ресурсы; — используют один и тот же офис, склад, сайт, вывеску, контакты, банки, расчетные счета, ККТ, терминалы и т.п.; — между участниками схемы формально перераспределен персонал без изменения его должностных обязанностей; — организации несут хозяйственные и другие расходы друг за друга; — интересы участников схемы во взаимоотношениях с госорганами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) представляют одни и те же лица; — показатели их деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение спецрежимов; — компании (ИП) созданы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала; — фактическое управление деятельностью участников схемы осуществляется одними лицами |
Реальность сделок Совершаемые компаниями сделки являются реальными. Налоговой инспекцией это не оспаривается и не ставится под сомнение, она не приводит доказательств того, что сделки фиктивны |
|
Экономическая причина дробления Структурирование бизнеса на группу компаний обусловлено разумными экономическими причинами, то есть имеет деловую цель. Например, разделение видов деятельности, увеличение торговых точек, расширение сети поставщиков, снижение хозяйственных издержек и т.д. Еще лучше, если она уже достигнута или достигается |
Единственная причина – снижение налогов Единственная достигнутая цель применения схемы дробления бизнеса – это уменьшение уплачиваемых всей группой компаний налогов, что выглядит подозрительно при расширении в целом всей деятельности |
К примеру, продавец, работающий по упрощенному налогообложению, потенциальному покупателю предоставляет счета–фактуры с НДС. На данный момент законом не запрещается выдвижение счета-фактуры с НДС. Его может выставить как продавец-«упрощенец», так и любой другой неплательщик НДС. По выставленному счету-фактуре с НДС его оплата осуществляется в бюджет по истечении предоставляемой длительной отсрочки. Контрагент-покупатель также не остается в стороне, он получает идентичную размеру налога сумму из бюджета.
В итоге, в выгоде получается несколько компаний. Одна из компаний получает сумму налога из бюджета, в то время как вторая пользуется для оплаты налога длительной отсрочкой. К такой ситуации налоговики относятся неравнодушно. Они считают, что если поставщик продукции не относится к группе налогоплательщиков НДС, то они не должны выставлять счета-фактуры. Для получения отсрочки уплаты НДС следует в составляемом договоре купли-продажи установить определенный порядок перехода прав собственности на товар.
Освобождение от уплаты НДС
Не каждый налогоплательщик знает, но статья 145 НК РФ предусматривает совершенно легальный способ быть освобожденным от уплаты НДС. Эта льгота применяется для тех компаний, которые за последние 3 календарных месяца подряд заработали не более 2 млн рублей выручки от реализации. Послабление не действует в отношении импортеров и продавцов подакцизных товаров. Чтобы применять эту льготу, достаточно подать в налоговый орган соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на нее.
Однако есть одно но: контрагенты компании не смогут произвести оформление налогового вычета НДС. То есть для тех покупателей, кто сам является плательщиком этого налога, работа с компанией станет не столь выгодной. В результате они либо откажутся сотрудничать, либо потребуют скидку. Тут в каждом случае придется заранее просчитать, что выгоднее — работать без НДС со скидкой либо все же платить налог.