ФНС обновила показатели для назначения выездных проверок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС обновила показатели для назначения выездных проверок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Что думают представители ювелирного бизнеса

Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:

«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.

Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.

Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.

В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.

И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.

Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.

Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.
Читайте также:  Часто задаваемые вопросы акционеров

Что такое безопасная доля вычетов по НДС.

Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:

  • Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,

  • Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.

Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.

Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.

Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:

  • Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.

  • Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.

Формула расчета налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка определяется с учетом всех налогов, которые исчисляет и уплачивает организация.

Абсолютный показатель нагрузки определяет сумму номинальных значений уплаченных налогов.

Относительный показатель определяется как доля всей суммы уплачиваемых налогов в бюджет к определенной базе, который используют для аналитических и прогнозных целей.

В качестве базы для расчета показателя относительной величины нагрузки определены показатели, с которыми сопоставляются налоговые платежи и они характеризуют влияние на доходность и рентабельность организации за определенный период. К таким показателям относят:

  1. выручку
  2. доходы от основной деятельности
  3. налоговая база для определенного налога
  4. бухгалтерскую (налоговую) прибыль
  5. плановую выручку

Также можно определить налоговую нагрузку по определенному налогу, рассчитываемую в соотношении с этим налогом за 1 период, за несколько и за год (нарастающим итогом).

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Определение налоговой нагрузки и ее сравнение со среднеотраслевыми показателями — это элемент риск-ориентированного подхода налоговой службы к организации проверок. Чем ниже налоговая нагрузка налогоплательщика и чем больше она отклоняется от среднеотраслевого значения, тем выше вероятность назначения выездной ревизии.

Поэтому имеет смысл периодически самостоятельно определять свою налоговую нагрузку и сравнивать ее с нормативными показателями. Это поможет оперативно реагировать на возможные претензии со стороны ИФНС. В том числе своевременно и со ссылками на конкретные обстоятельства и экономические расчеты пояснить низкую налоговую нагрузку. В конечном итоге, это может помочь избежать выездной проверки.

В среднем по России налоговая нагрузка за 2021 год незначительно выросла, в сравнении с прошлым годом — 10,4% (10,0% в прошлом году).

Читайте также:  Как получить пособие по безработице в 2023 году?

Налоговая нагрузка по страховым взносам снизилась и составила 3,0% (3,5% в прошлом году).

Налоговая нагрузка, к примеру, снизилась:

✔ Обрабатывающие производства — 7,4% (было 8,1%) и 1,1% по страховым взносам (было 2,1%)

✔ Торговля оптовая и розничная — 2,8% (было 3,0%) и по страховым взносам 0,9% (было 1,0%).

✔ Строительство — 10,1% (было 10,7%) и 3,6% по страховым взносам (было 3,9%).

✔ Деятельность по операциям с недвижимым имуществом — 21,8% (было 22,5%) и 4,2% по страховым взносам (было 5,4%).

При этом в некоторых отраслях налоговая нагрузка возрасла, например:

✔ Добыча полезных ископаемых — всего — 40,4% (было 35,2%) и 1,5% по страховым взносам (было 2,2%).

✔ Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — 4,7% (было 3,8%) и 4,4% по страховым взносам (было 4,7%).

Что налогоплательщику делать с показателем налоговой нагрузки

Налогоплательщик может использовать показатель налоговой нагрузки не только для определения степени риска его включения в план выездных налоговых проверок, но и для внутренних целей — налогового планирования и оптимизации налоговой нагрузки.

Налоговое планирование может быть долгосрочным, позволяющим уменьшать налоговое бремя в течение всей деятельности налогоплательщика с помощью регулярного использования определенных способов и приемов. Или краткосрочным (оперативным) — этот вид налогового планирования наиболее предпочтителен в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.

Мероприятия по налоговой оптимизации могут быть различными (применение выгодных способов амортизации, получение налоговых кредитов, отсрочек, использование льгот и др.), но должны проводиться в рамках закона.

При разработке процедур по снижению налоговой нагрузки необходимо строго учитывать тонкую грань между законной оптимизацией и уклонением от налогов.

Какие налоги повысятся с 2020 года?

На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:

  • ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
  • ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
  • Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.

Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.

  • Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
  • НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
  • Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
  • Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
  • Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.

Как компании уходят от налогов

В целях выявления недобросовестных налогоплательщиков 13.07. 2017 г. Минфин в соавторстве с ИФНС и СК РФ выпустил письмо № ЕД-4-2/13650@, содержащее подробные инструкции по установлению умысла руководства компаний в неуплате налогов. Следование этому регламенту позволяет сотрудникам ИФНС без труда выявлять уклонистов.

Самыми популярными на 2019-й являются следующие:

  • Фиктивные сделки. Речь идет о фиктивных документах между контрагентами с целью завышения расходов или занижения доходов, что в свою очередь ведет к снижению базы по НДС и налогу на прибыль.
  • Дробление бизнеса. Применялось при УСН: при достижении лимита дохода по одной компании дальнейшие сделки оформлялись через другую, принадлежащую тем же лицам, расположенную по тому же адресу и ведущую тот же вид деятельности.
  • Льготные налоговые ставки. Самая популярная схема подразумевает сделку с компанией, ведущей деятельность в ОЭЗ. Ей, попадающей под нулевую ставку налога на прибыль, переводятся активы: здания, техника, транспорт. Вторая компания (реальный собственник активов) арендует их у первой. В результате первая, имея явный доход, не платит налог на прибыль (действует льгота), а вторая снижает базу за счет увеличения расходов на аренду.
  • Замена договора. Чтобы не платить НДС с полученного аванса, компании подменяют сделку купли-продажи договором комиссии или займа. После оформления отгрузки «займ» отражается в расчетах.Использование договора лизинга вместо купли-продажи позволяет намного быстрее списать стоимость приобретенного по нему основного средства в расходы и снизить базу налога на прибыль. При купле-продаже недвижимости замена типового договора реализацией доли в уставном капитале не попадает под НДС. Создав специально для продажи здания ООО с минимальным уставным капиталом и внеся в него сумму, необходимую для покупки недвижимости, продавец рассчитывается ею с реальным собственником недвижимости – своей же организацией. Далее оформляется договор о продаже доли в этом ООО – ее покупает новый собственник здания. В результате сделка по приобретению объекта недвижимости на юрлицо не попадает под НДС, а созданное для нее ООО нужно только для проведения одной операции.
  • Работа через фирмы-однодневки. Они нужны для создания фиктивного документооборота с целью снижения налогооблагаемой базы.
  • Документооборот и расчеты с субподрядчиками, не осуществляющими деятельность. Оформление документов и платежей с компаниями-посредниками также нацелено на снижение налогов к уплате. В реальности субподрядные организации в исполнении сделки участия не принимают. Перечисленные им средства затем возвращаются, как ошибочно перечисленные или в связи с расторжением договора.
Читайте также:  Техосмотр по новым правилам - 2022 год

НДС: необходимые изменения

Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.

Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.

Если же налог с продаж будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов. Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.

Главным подтверждением является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это существенно поднимет экономику на новый уровень.

Все вместе это будет большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень, повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *